СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА - "Laterna Magica"


(c) СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА, 2012
(c) & (p) Bopromo, 2012
14 tks./T.t. 46:13


После полугодичного тайм-аута кабаре-бэнд СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА возобновил свою творческую деятельность. В начале года Бенька сотоварищи проехались с концертами по странам Ближнего и Дальнего Зарубежья, а в конце апреля представили второй номерной альбом.

Если внимательно прослушать подряд и сравнить оба альбома СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ - "Сердечная Мускулатура" и "Laterna Magica", легко убедиться, что и в поэтической, и в музыкальной, и в исполнительской составляющих отличий ничуть не меньше, чем сходства. В то же время они генетически взаимосвязаны.

Часть материала, составившего альбом, знакома почитателям СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ по концертным выступлениям. Однако, во-первых, концерт есть концерт, а студийный альбом - это студийный альбом; во-вторых, по причинам объективного характера побывать хотя бы однажды на концерте группы имели возможность далеко не все.

Я категорически против каких-либо схем, особенно в таком жанре музыкальной журналистики как рецензия. Но для альбомов СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ мне хочется сделать приятное исключение и придерживаться критериев оценки, намеченных мной в рецензии на "Сердечную Мускулатуру".

1. Концептуальность

После первого поверхностного прослушивания "Laterna Magica" может показаться, что этот альбом, в отличие от своего "старшего брата", тематически и настроенчески разрознен. Но ведь абсолютно разные по содержанию и характеру композиции могут иметь единый смысловой стержень. У СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ он кроется как раз в названии альбома.

Laterna magica (в переводе с латыни - волшебный фонарь) - первый проекционный аппарат, распространенный в XIX веке, прародитель современного киноаппарата. Посредством laterna magica в долюмьеровскую эпоху создавалось первое кино. В вечерней темноте зажигалась свеча или керосиновая лампа, и при помощи нескольких линз, помещенных в небольшую коробочку, на стену проецировались разнообразные картинки. Кинопроекции могли сопровождаться комментариями, историями, музыкой, даже научными лекциями. Они демонстрировались на выставках, ярмарках, в театре варьете, но чаще всего - в домашнем кругу. Люди собирались посмотреть первое кино и уносились в необычайный, загадочный мир, далекий от повседневной реальности...

СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА - тот случай, когда исполняемые композиции нужно не только слышать, но и видеть. Более того, органичное единство аудио- и видеоряда - неотъемлемая часть концепции группы. Те, кто держал в руках (а не скачивал из интернета) альбом "Сердечная Мускулатура", наверное, помнят его оформление, которое важно в не меньшей степени, чем сами песни. "Laterna Magica" имеет аналогичное дополнение в виде 14 открыток с великолепными рисунками-иллюстрациями к песням, созданными художником Максимом Осиповым; на обороте каждой содержится приветствие от Беньки в виде текста песни, написанного ее рукой.

В интервью и на концертах Бенька неоднократно заявляла, что ее эстетический идеал - Франция начала XX века. В ее творчестве эта франкомания-франкофилия - в самом положительном значении этих слов - ощущается во всей полноте. Во-первых, без франкоязычных композиций не обходится ни одна концертная программа. Бенька часто обращается к оригинальным стихам Поля Верлена и Жака Превера. В альбом "Сердечная Мускулатура" входила песня "Во Мгле Новолунья" на верленовское стихотворение. В "Laterna Magica" Бенька включила композицию "L'amour - Putain" на собственный текст, выдержанный в эстетике сюрреализма - самого французского из художественных направлений начала минувшего столетия. Во-вторых, как и в предыдущем альбоме, здесь со всей навязчивостью присутствуют интонации французского шансона. В-третьих, то тут, то там упоминаются персонажи французской национальности - Шарль Бодлер, Брижитт Бардо, мадам Клико... Даже такая одиозная фигура как Дантес у нее не вызывает ненависти, - скорее, презрение и сожаление. Лирическая героиня Беньки любит курить французские папиросы и готова всё свое состояние спустить в рулетку (снова-таки французская игра). Наконец, не будем забывать, что именно Франция - родина кинематографа как вида искусства, подсказавшего Беньке название альбома.

Второе место в географии предпочтений лидера СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ занимает Германия. В этом году в репертуаре группы появились песни на немецком языке. Бенька создает композиции на стихи Бертольда Брехта и, будучи режиссером по профессии, использует в своих выступлениях элементы его театра. "Schreib Mir" ("Напиши Мне") - лирическая, нежная, очень чувственная песня.

Альбом открывается песней "Декаданс", задающей необходимые настроение. По жанру это - куплеты, которые могли бы украсить любой опереточный спектакль. Roll over, оффенбахи-кальманы-штраусы! На сцене - сама Светлана Бень! Забегая наперед, скажу: декаданс-декоданс действительно удался: и с заломами рук, и с закатами глаз все ОК, и загадок-порывов-припадков хватит на всех и каждого.

По сравнению с "Сердечной Мускулатурой" альбом "Laterna Magica" получился более личным, может быть, даже автобиографичным: все песни написаны от первого лица, при этом брехтовский текст, положенный Бенькой на музыку, не разрушает концептуального единства, поскольку интонируется ею как собственный. Исключение составляет бонус, о котором подробно будет сказано ниже. Некоторые песни из двух альбомов вступают в смысловую перекличку: так, в композиции "Жизненный Опыт" из "Сердечной Мускулатуры" героиня вспоминает о детстве. А в песне "Старая Падла", вошедшей в "Laterna Magica", заглядывает в будущее и представляет себя в пенсионном возрасте. К слову, Бенька сочинила её, находясь под впечатлением от брехтовского рассказа "Беспутная старуха". В первом альбоме есть песня "Разнообразно", во втором - "Я Жизнь Люблю", которую мне безумно хочется назвать "Разнообразно II". Две эти песни могли бы составить дилогию со смысловым посылом: любите жизнь во всем ее многообразии! Даже тогда, когда она вас размазывает по стене. И если вам сегодня плохо, а кому-то хорошо, завтра всё может оказаться наоборот. А "Привет - Пока" - автоцитата, обращенная к песенке "Привет, Воробушек" из прошлогоднего альбома.

Незаурядная способность Беньки к перевоплощению наиболее ярко проявилась в песнях "Пакетики Танцуют", "Я - Луна", "Пищевая Цепочка", "L'amour - Putain". В песнях "Врозь" и "Грусть До Предела" Бенька-поэт проявила себя как мастер отрицательной имитации или, проще говоря, стеба. Иначе воспринимается "Черная Речка", написанная накануне 225-летия со дня гибели Пушкина, весьма нехарактерная для СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ, а потому вынесенная в бонус или postscriptum. Песня берет за душу раскаленными щипцами, а глаза так и просятся на мокрое место. Если бы Александр Сергеевич услышал Бенькино предостережение, - кто знает, быть может, судьба великого русского поэта сложилась бы иначе...

Наличие иронии отнюдь не исключает глубокого философского смысла: так, в песне "Шалашик" дается пространный ответ на извечный вопрос, возможен ли рай с милым вдалеке от цивилизации.

Некоторые тексты Беньки отсылают к узнаваемым первоисточникам. Название "L'amour - Putain", которое можно перевести как "Любовь-Шлюха", "Любовь-Стерва" или "Любовь-Сука", напомнило мне песню (и одноименный альбом) МИХЕЯ И ДЖУМАНДЖИ "Сука-Любовь". А песенка "Я Так Не Люблю Тебя" вызывает устойчивые ассоциации с композицией ленинградской группы АВИА "Я Не Люблю Тебя".

2. Экспериментальность

В "Laterna Magica" экспериментальность проявилась на уровне аранжировочных и звуковых решений, состава, расширенного за счет сессионных инструменталистов и вокалистов, визуального оформления. Аранжировки отличаются высоким профессионализмом и вместе с тем напрочь лишены нарочитой приглаженности. В некоторых композициях звук обрабатывался при помощи ленточного дилэя - аппарата 70-х годов. Инструментарий по-своему уникален. Редко у какой группы можно услышать такой экзотический инструмент как терменвокс. Благодаря приглашенным музыкантам, СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА звучит как хор с эстрадно-симфоническим оркестром, где каждый голос, каждый инструмент на своем месте, - ничего ни убавить, ни прибавить, ни изменить без ущерба для саунда. А чего стоят открытки с иллюстрациями к песням и приветствиями от Беньки! До СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ до такого никто не додумался!

3. Полистилистичность

Сама Бенька определяет стилистику СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ как "кабаре". Это абстрактное понятие может подразумевать все что угодно. В "Laterna Magica" мирно сосуществуют и взаимодействуют жанрово-стилевые элементы шансона, городского романса, классического джаза, советской эстрады 30-х - 60-х годов, рока... Особо хотелось бы выделить два чудесных вальса - ироничный "Старая Падла" (вдохновленный, по-видимому, отчасти Александром Вертинским, отчасти Эдит Пиаф) и сентиментально-трогательный "Шалашик". Поэтическую составляющую "Сердечной Мускулатуры" я общо характеризовал как концептуализм, разбавленный всевозможными "измами". Что касается "Laterna Magica" - здесь не только черт ногу сломит, но и самый продвинутый литературовед рискует свернуть себе шею: Бенька предпочитает не сковывать себя какими-то определенными жанрово-стилевыми рамками и, когда сочиняет свои тексты-стихи-песни, совсем не задумывается о том, какой ярлык к ним присобачат критики. И правильно делает. Представленный альбом - лишнее тому доказательство.

На развороте диджипака читаем: "Посвящается Тане Беликович - человеку невероятной силы духа и жизнелюбия". Что ж, можно искренне порадоваться за адресата посвящения и сказать огромное спасибо: не будь Тани - быть может, не услышали бы мы этих замечательных песен.

Скачать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 28 сентября 2012, 16:20
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииСЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА - "Сердечная Мускулатура"Геннадий Шостак13.06.2011
СтатьиПодарим детям лето! (благотворительный концерт в клубе "Реактор", Минск, 6-7. 05.2011)Геннадий Шостак16.05.2011
СтатьиАх, эта свадьба пела и плясала! (СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА в клубе "City", Брест, 31.03.2012)Геннадий Шостак17.04.2012
СтатьиЧас открытых дверей в детство (СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА во Дворце искусств, Минск, 28.09.2013)Геннадий Шостак03.10.2013
Статьи"Два в одном"... и чуточку больше (СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА в ОКЦ, Брест, 5.04.2014)Геннадий Шостак18.04.2014
СтатьиПрощай, голова (СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА в клубе "Re:Public", Минск, 1.11.2014)Геннадий Шостак01.12.2014

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.018