Исполняя неисполненное (FLЁUR в Доме Офицеров, Киев, 16.04.2011)


Помню один из первых киевских концертов FLЁUR (в ДК Киево-Могилянской Академии), куда я попала совершенно случайно, соблазнившись не столько рекламой (ее-то как раз и не было), а то ли бесплатностью, то ли совсем условной ценой билета, что для тогдашней бедной студентки было фактором немаловажным. Прошло время - и вот уже обретшая немалую популярность одесская группа не впервые выступает в одном из самых академичных концертных залов Киева. На сей раз - представляя слушателям песни, по разным причинам не исполнявшиеся ранее.

Честно признаться, программа "Flёurescent" вызывала у меня некоторые опасения. Во-первых, да простят меня FLЁUR, мне очень не понравился их последний альбом "Тысяча Светлых Ангелов" - очень уж он вышел невыразительным и безликим, уху зацепиться не за что. И это после целого ряда западающих в самую душу - нет, не хитов, хиты надо искать в топах чартов и в печенках от многоразового прокручивания - композиций, наполненных образами, ассоциациями, иносказаниями и недомолвками, которые можно раскручивать по спирали и разбирать на тысячу маленьких кубиков, и все равно что-то остается - то ли на обратной стороне луны, то ли в получасе до понимания... А "Тысячу Светлых Ангелов" я бы сравнила с последним альбомом Милен Фармер "Oui Mais... Non" - и исполнитель тот же, и откровенных огрехов не заметно, а вот не цепляет и всё тут. Во-вторых, пару лет назад я была на концерте FLЁUR в клубе "Бинго" и немного разочаровалась из-за странного звучания - да, это были FLЁUR, но очень уж безжизненные и механистичные.

Мои опасения по поводу звучания растаяли после первой же песни "Печальный Клоун" - видимо, классический концертный зал подходит FLЁUR намного больше ночного клуба. Многие сравнивают FLЁUR с COCTEAU TWINS и DEAD CAN DANCE, у меня же возникают ассоциации с HAGGARD. Несмотря на то, что воздушные и ажурные ритмы FLЁUR трудно сравнивать со средневековой протяжностью и металлической тяжестью HAGGARD, обе группы мастерски расставляют музыкальные акценты: вот тут должна вступить флейта, здесь - виолончель, а там - гобой, но только так и не иначе, чтоб в результате сложился свой неповторимый стиль. И, к счастью, на этом концерте FLЁUR выдали выверенный, но не механический звук.

Далее группа исполнила "Кровавую Мэри" (не уверена, что они не исполняли ее раньше на концертах), за нею последовал действительно концертный раритет "...И Солнце Встает Над Руинами" и композиция "Мир Потерянных Слов". "Почему они поют по очереди?" - услышала я рядом с собой шепот не самой осведомленной слушательницы, на что ее подружка лишь пожала плечами. "Это у них такой принцип - все четные песни принадлежат Ольге Пулатовой, а нечетные и пишет, и исполняет Елена Войнаровская" - злобно прошипела я. Могли бы и разузнать побольше о группе, которую собрались слушать. А на сцене уже лились "Теплые Воды", напоминая о том, как важно найти в бушующем океане свой островок стабильности - "там, где кто-нибудь нас укроет от ледяного дыхания смерти..." В противовес журчащей мягкости, неожиданно резко и относительно тяжело для FLЁUR прозвучала песня "Шиповник" (по степени тяжести с нею может сравниться только композиция "Обезьянки"), за нею последовало философское размышление "То, Что Делает Нас Людьми" и несколько провокационная песня "Все Вышло Из-Под Контроля". Дело в том, что в Украине сейчас никак не решат, быть или не быть секонд-хендам, а во "Все Вышло Из-Под Контроля" есть такие слова: "Сверкают витрины и стенды, там мумии на картинках. Бежать от них в секонд-хенды и на блошиные рынки" - что ж, FLЁUR всегда отличались любовью к винтажу и оригинальным вещицам прошлого. Сюда же можно отнести и композицию "Голубые Мягкие Пластинки", невольно возвращающую нас к воспоминаниям детства - наверное, только юные поклонники FLЁUR не знают, что раньше детские песни, музыка из кинофильмов и мультфильмов не скачивалась из Интернета, а издавалась именно на таких вот мягких пластинках. Ностальгии добавляют и слова о кукольном домике, в котором стремится заснуть лирическая героиня.

Используя расхожие образы, FLЁUR всегда переосмысливали их по-своему. Например, в композиции "Маленькие Феи" эти сказочные создания нисколько не добры и не приветливы - о нет, феи, "увлекая легким танцем, убивают, не бледнея". Или вот еще одна песня - "Кома", где в близости видятся предвестники смерти. Вообще при легком звучании у FLЁUR необыкновенно "тяжелые", если так можно выразиться, тексты - и, наверное, это частично объясняет любовь к FLЁUR поклонников тяжелой музыки. В зале был замечен не один типичный рокер, и поверьте, они явно не скучали, отбывая концертную повинность за компанию со своей девушкой. Кстати, о публике - зал был практически полон (включая и балкон), так что не имевшие своего места журналисты и фотографы оккупировали средний проход, устроив там своеобразный бивуак.

Между тем, со сцены уже льется "Живое" - осмысление FLЁUR конкуренции живого с неживым, в котором слышится протест против общества потребления, когда человек окружает себя предметами в стремлении обрести счастье, но не находит его. Но одной из самых лучших песен этого концерта я бы назвала "Осеннее Равноденствие" - и по звучанию, и по исполнению. Это не удивительно - FLЁUR всегда удавалась осенняя тематика с ее ненавязчивыми, приглушенными красками и игрой полутонов. Отчасти осенние нотки слышатся и в композиции "Моральный Ущерб", где лирическая героиня устало бродит по холодным сумрачным улицам, но излишний пафос песни снимается прозаическим "телевизор включу - бутерброд не хочу" - что же, у FLЁUR, как и в жизни, возвышенное соседствует с самым что ни на есть прозаическим. Еще одна очень удачная композиция "Опьяненные Нежностью", за нею - утяжеленный ритм "Колыбельной Для Взрослых" и "Над Водопадом" со скрипкой на первом плане - из альбома 2004 года "Сияние". Затем FLЁUR попытались откланяться, но не тут-то было - поклонники решительно отказывались уходить, несмотря на то, что и свет в зале уже включен, и инструменты унесены. И добились своего - на бис FLЁUR пели еще не менее получаса!

Хотя "Flёurescent" заявлялась как программа, состоящая из ранее не исполнявшихся на концертах песен, совсем отказаться от любимых публикой вещей не вышло, и выступление на бис открыла композиция "На Мягких Лапах", исполненная с истинно кошачьим шипением. Ее сменила "Отречение" с не характерным для FLЁUR ускоренным ритмом, и снова возвращение к кошачьей тематике - по сцене гуляют "Теплые Коты"! Это одна из самых мягких композиций FLЁUR с минимальным содержанием двойного и тройного смысла, просто песня о том, как приятно в холодное время года "гладить всех мурчащих, тёплых, сонных, настоящих, запуская руки в меховые животы". И, наверное, только настоящий кошатник может сказать, что кот приходит "обшерстить" свитер... Далее последовали "Русская Рулетка" из "Волшебства" 2003 года и добравшийся аж до вершины официального хит-парада "Шелкопряд", а завершился концерт песней "Мост Над Туманным Заливом" из сборника 2007 года "Флерография" - не самая впечатляющая композиция, но с весенней тематикой.

Подытоживая, отмечу, что "Flёurescent" явно подводит черту под определенным этапом в творчестве FLЁUR. После тура группа собирается сделать долгий перерыв в концертной деятельности для записи нового альбома. Будем надеяться, что один из самых самобытный украинских коллективов сохранит свой неповторимый стиль и трепетное отношение к публике.

Фото автора

Автор: Валерия Соколовская
опубликовано 26 апреля 2011, 02:07
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииFLЁUR - "Тысяча Светлых Ангелов"Сергей Райтер12.08.2010
РецензииFLЁUR - "Пробуждение"Сергей Райтер06.08.2012
СтатьиВесеннее "Дыхание" (FLЁUR в Доме Офицеров, Киев, 11.04.2014)Валерия Соколовская15.04.2014
СтатьиВолшебный шторм (FLЁUR в Доме Офицеров, Киев, 29.11.2014)Валерия Соколовская04.12.2014
СтатьиИ сияние, и волшебство (FLЁUR в Доме Офицеров, Киев, 07.11.2015)Валерия Соколовская13.11.2015
Архив"Радио России. Культура", ВГТРК "Культура", 29.01.2009 (FLЁUR)Екатерина Борисова30.01.2015

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.1 / 6 / 0.01