FLЁUR - "Тысяча Светлых Ангелов"


(с) & (р) Cardiowave, 2010

Вот уж действительно не знаешь, где найдёшь, где потеряешь! Приступать к рецензии на "Тысячу Светлых Ангелов", будучи не знакомым с объёмным творческим багажом FLЁUR, было несколько самонадеянным поступком. Всё-таки и для общего развития, и для полноценного понимания объекта потенциальной хулы/хвалы необходимо прослушать прежние работы группы. Но желание побывать в шкуре "чистого" неофита оказалось столь велико, что я решил: ранние "Эйфория", "Сияние", "Волшебство" никуда не убегут, а новый релиз - вот он! Тем более что 17 треков этого двойного (ого!) альбома дадут достаточно пищи для размышлений и анализа.

Лермонтовские строки "Печаль моя светла..." запросто могли бы стать эпиграфом к этому альбому. Могли, если бы... Скажу так: свет этой печали весьма своеобразен. Ощущение знакомого чувства росло с каждым куплетом, каждой мелодией, каждой каденцией. Откуда эта меланхолия, эта растущая тревога, это предчувствие скорой катастрофы? Не глобальной катастрофы (война, астероид, песня про 31-е число), а внутренней, персональной. То, о чём FLЁUR поют напрямую: "Расскажи мне о своей катастрофе..." То, о чём Бродский писал: "Для переживших великий блеф жизнь оставляет клочок бумаги". Откуда эти бесконечные неодушевлённые архаичные символы - дирижабли, качели, велосипеды, столь винтажно-ностальгичные? Откуда это чувство экзистенциального ужаса, точно переданного строчкой "Опустевший зал ожидания на чужом незнакомом вокзале"? Откуда в этом общем разгуле обречённости внезапный гедонистический всплеск: "Покуда жизнь приятна, давай насладимся ей!"? Может, это - последнее желание приговорённого? Откуда эти пряные, дурманящие мелодии и незримое присутствие Эроса и Танатоса ("Я не помню более о вчерашней боли, о вчерашней смерти, о тоске в глазах...", "Смерть Голиафа в руке Давида...")? Я уж не говорю о таких ядовито-приторных образах как лунные лилии, алмазная пыль, небесные жемчуга и светлые, дьявол их побери, ангелы. Откуда это? Думай, неофит, думай! Может, истоки надо искать в русском символизме? Это уже ближе! В декадансе, на который у нас часто замахиваются, исступлённо его декларируют, но редко доводят дело до логического конца? Вот это, пожалуй, совсем горячо! Настолько горячо, что поневоле задумываешься о тонкой грани между декадентством и кичем. Но, во-первых, мы дожили до времён, когда и декаданс, и кич могут в равной степени считаться искусством. Во-вторых, случай с FLЁUR - другой и немного сложнее. В-третьих, не думаю, что сама группа так уж сильно заботилась о стилистической определённости. Как это будет всё называться - дело десятое. Тем не менее, сами же музыканты пришли на помощь критикам, придумав определение стиля, в котором играют - кардиовэйв, музыка на частоте сердца. Впрочем, формальное название - подчас тонкая, как флер, материя и может не отображать и малой доли реальной сути вещей.

А суть вещей такова. Десятки тысяч девушек оканчивают музыкальные школы. Тысячи бренчат "для себя" дома на пианино. Сотни из них сочиняют песенки. Примерно у девяноста девяти это получается хорошо. Половина из них собирают музыкальные коллективы для полноценной реализации своего творчества. И лишь единицы из этих тысяч светлых ангелов объединяются в одну группу. И уж совсем уникальные особи умудряются долгое время уживаться вдвоём на одной творческой кухне. FLЁUR - из числа этих уникумов. За десять лет тандемного творчества Ольга Пулатова и Елена Войнаровская выработали единый альбомный стандарт: чётные песни поёт Ольга, нечётные - Елена. Не запутаетесь. Ещё раз: Ольга - доминирующее фортепиано, глубокий страстный голос, экспрессия. Елена - акустическая гитара, нега, тайна. Плюс мастеровитые сотоварищи. Всё вместе - песни-мечты, песни-сны, песни-грёзы. Всё вместе - лодка с двумя кормчими, которую швыряет от тёмных вод дарквэйва в тихую заводь этериала. Дух негласного соперничества? А где его нет? Я вам не скажу за всю Одессу (родной город группы), но в случае с нашими героинями это - только на пользу! Да и для слушателей есть свой интерес: кто-то ставит на чёт, кто-то на нечет. Мне же было страшно интересно следить за смелыми мелодическими рисунками песен. Эти песенные построения напоминают безумца, ступающего по краю пропасти, скользящего, почти срывающегося, но всё равно держащего равновесие и под конец демонстрирующего эффектный акробатический этюд. Причём и Пулатова, и Войнаровская такие гармонические кульбиты выдают по нескольку раз за альбом.

Кроме того, FLЁUR - не просто группа в привычном понимании. FLЁUR - камерный оркестр с классическими подходами в аранжировках, расписанными партиями, нотной строгостью исполнения и консерваторской культурой звукоизвлечения. Музыканты почти не играют обязательных соло (в популярном толковании), ведь главные солирующие инструменты группы - голоса девушек. Впрочем, и в этом правиле есть свои исключения. Если вы, изучая альбом, столкнётесь с дивными переливами неведомого инструмента (не то арфа, не то клавесин), то знайте - это бандура! Этот загадочный музыкальный зверь в умелых руках Георгия Матвиива превращается в яркую, неповторимую оркестровую единицу. Послушайте прекрасное двухминутное соло на бандуре в финале "Амулета"! Кроме того, обратите внимание на перечень инструментов, задействованных в альбоме. Помимо разнообразных гитар, синтезаторов, роялей, барабанов-перкуссий, здесь звучат виолончель, гобой, скрипка, варган, окарина, флейта, труба. Набор, согласитесь, скорее для симфонического оркестра.

Была мысль сделать мини хит-парад этого альбома, благо, простор для выбора широкий. Но после нескольких прослушиваний "Тысячи Светлых Ангелов" на своей, хорошо выделанной шкуре неофита убеждаешься, что нет более неблагодарного занятия, чем выделять в этой мелодической аппликации какой-то отдельный фрагмент. Лучше уж целиком скачать и послушать.

Автор: Сергей Райтер
опубликовано 12 августа 2010, 17:40
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииFLЁUR - "Пробуждение"Сергей Райтер06.08.2012
СтатьиИсполняя неисполненное (FLЁUR в Доме Офицеров, Киев, 16.04.2011)Валерия Соколовская26.04.2011
СтатьиВесеннее "Дыхание" (FLЁUR в Доме Офицеров, Киев, 11.04.2014)Валерия Соколовская15.04.2014
СтатьиВолшебный шторм (FLЁUR в Доме Офицеров, Киев, 29.11.2014)Валерия Соколовская04.12.2014
СтатьиИ сияние, и волшебство (FLЁUR в Доме Офицеров, Киев, 07.11.2015)Валерия Соколовская13.11.2015
Архив"Радио России. Культура", ВГТРК "Культура", 29.01.2009 (FLЁUR)Екатерина Борисова30.01.2015

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.006