На здоровье! (концерт в поддержку Сергея Короткова. ККЗ "Украина", Харьков, 19.12.2009)


Отправляясь год назад на первый концерт в поддержку Сергея Короткова, я испытывал лёгкое беспокойство. Казалось, 23 группы на одной площадке - пусть и такой, как киноконцертный зал (ККЗ) "Украина" - при определённом лимите времени на индивидуальную настройку и исполнение короткой (3 песни на банду) программы, были обречены на накладки и несостыковки. Но всё прошло более или менее гладко - насколько это может быть на живом сейшене с калейдоскопом сменяющих друг друга харьковских команд различного уровня локальной (за малым исключением) известности. Хотя к месту ли разговоры об уровне мастерства, творческом потенциале и прочих музыкальных изысках, когда речь идёт о помощи человеку? Но, сами понимаете, без этого не обойтись.

Досье
Сергей Александрович Коротков. Музыковед, журналист. Слуга рок-н-роллу, отец музыкантам и меломанам. Сыграл ключевую роль в судьбе ряда харьковских музыкантов и рок-групп. В 60-х годах издавал первый советский рок-самиздат-журнал "Бит-Эхо". Автор книги "История современной музыки". Обладатель богатейшей аудиоколлекции. Человек с большой буквы. Один из символов Харькова. Четвёртый год мужественно борется с тяжёлым недугом.

В этот раз, год спустя, всё должно было быть по-другому. Известные имена, определённая интрига, впечатляющие камбэки! Таким образом, концерт с громким составом участников и с учётом его благотворительной направленности становился одним из главных музыкальных событий года. Помочь другу и учителю вызвались CLASSIKA Сергея Бабкина (экс-5'NIZZA), SUNSAY Андрея Запорожца (экс-5'NIZZA), КУ-КУ, ЭЛЬЗА, Олег Скрипка (ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА) Захар Май и британские гости POKE. В последний момент место Скрипки заняли ТНМК (ТАНОК НА МАЙДАНІ КОНГО). И, с учётом этой замены, состав участников стал полностью носить лейбл "made in Kharkov" - за исключением разве что англичан. Хотя что я говорю! Барабанщик POKE Рик Эндетон ранее играл в составе блестящей группы MANDRAGORA (не путать с многочисленными одноимёнными современными российскими командами), которая посещала Харьков в 1995 году по приглашению Сергея Короткова. Тусовка хорошо помнит безумные психоделические open air на фестивале "Культ Модерна", где хэдлайнерами были именно гости с Туманного Альбиона. Так что в итоге все участники действа имели к Харькову и к Короткову непосредственное отношение. Опережая события, скажу: благотворительная цель была достигнута. Спасибо всем, кто это организовал. Салют - музыкантам. Низкий поклон всем, кто пришёл. К тому же, посреди концерта в телефонном режиме Сергей Александрович услышал приветственный рёв зала и выразил уверенность, что Харьков давно заслужил право носить звание Music City.

ТНМК, открывавшие концерт, давным-давно принадлежат к масскульту со всеми отсюда вытекающими последствиями. Популярность группы велика, музыку играют модную, и они повсюду: радиоротации, телешоу, реклама, гастроли. С первых аккордов в проходах и на местах начались танцы, что, собственно, и требуется под такую музыку. Хотя и послушать было что: пулемётные рэп-читалки ("Мені По Барабану!", "Космос Буде Наш, Або Нічий") втиснутые в ураганный фанк-хип-хоповый ритм. ТНМК я слушал "живьём" впервые после 1994 года, когда они выступили на конкурсе "Юные звёзды Харькова". Тогда они играли что-то более подходящее под понятие "неформат" и пели по-русски. За последующее время изменился музыкальный стиль и язык исполнения, а мастерство стало втрое выше. Тот самый случай, когда конъюнктура сделала доброе дело: шоу-бизнес получил "качественный продукт".

Сергей Бабкин и CLASSIKA отыграли по контрасту с ТНМК тихую камерную программу. Акустическая гитара, бас, синтезатор, кларнет - сочетание не самое роковое. Всё творится в рамках классического шансона. Зрители, видевшие актёра Сергея Бабкина на подмостках харьковских театров, знают, что ему по плечу многое. Не разделяя сцену на музыкальный и театральный сегменты, он превращает каждый номер в маленькую трагедию, романс о влюблённых, комедию положений. Ничего лишнего: песня, музыканты и шансонье, играющий (и поющий) своего страдающего чёрно-белого Гамлета. Поневоле приходишь к мысли, что распад 5'NIZZA в некотором отношении - благо для меломанов. Всё-таки акустический дуэт - путь тупиковый (примерно столько же просуществовал акустический T.REX). Зато теперь есть две самодостаточные и такие разные команды. И пусть группа Андрея "Sun" Запорожца SUNSAY закрывала концерт, в обзоре я их поставлю рядом с CLASSIKA.

SUNSAY, в основном, продолжает развивать музыкальную линию 5'NIZZA, но, разумеется, в "электрическом" варианте. По нынешнему курсу музыкального рынка это одна из самых ходовых валют. SUNSAY - пример мирного сосуществования в одном наушнике разных стилей (фанка, реггей, хардкора, пост-рока), который можно охарактеризовать просто и незатейливо: modern acid fusion. "Чёрный" вокал Сана творит что угодно: то он "рубится" сам с собой на две октавы, то изображает голосом ди-джейские виниловые скрэтчи. Гитарист временами играл виолончельным смычком и в своём чёрном цилиндре был похож на молодого Элиса Купера. Розовощёкий басист лихо слэповал, полыхая здоровьем и уверенностью. Словом, всё очень мощно, солидно - и отчасти предсказуемо. Таким образом, междусобойчик двух экс-солистов 5'NIZZA завершился боевой ничьей. Вывод: больше групп - хороших и разных!

ЭЛЬЗА, игравшая на экваторе концерта, была представлена пятёркой давно не выступавших музыкантов, для которых музыка - не основной род деятельности. А хобби - оно и есть хобби. На фоне остальных профи ЭЛЬЗА прозвучала крепкой самодеятельностью. Ностальгического шарма к ретро-сету одной из старейших харьковских групп добавила неожиданно забастовавшая аппаратура: всё свистело и хрипело, перкуссия гремела громче барабана, микрофон толком врубился к третьей песне. Светлым пятном происходящего стал белый "мосэстрадовский" пиджак солиста. Ближе к концу выступления ЭЛЬЗЫ всё понемногу устаканилось, и истерзанное ухо, выходя из ступора, уловило рифф, страшно похожий на "Personal Jesus" DEPECHE MODE. Этого ещё не хватало! Повторюсь: до и после ЭЛЬЗЫ вся техника работала на твёрдую четвёрку с плюсом. Может дело всё-таки не в аппарате?

КУ-КУ на рубеже 80-х-90-х годов была едва ли не самой нестандартной группой Харькова. За что и была обласкана вниманием Артемия Троицкого, частенько представлявшего её в своей рубрике "Авангард" телепередачи "Программа А". Артемий Кивович недвусмысленно намекал, что эстетика TALKING HEADS не чужда даже советской провинции. После эмиграции лидера группы Евгения "Кошмара" Варвы в США о КУ-КУ практически ничего не было слышно. И вот, так получилось, что возвращение Кошмара пришлось именно на этот концерт. Он и тут не изменил себе. На сцене появилось три человека: сам Жека Кошмар с клавитарой-"расчёской" "Roland" наперевес, гитарист классического КУ-КУ Костя Костенко и гитарист-сессионщик Сергей "Флэнджер" Кондратьев, игравший в ряде харьковских команд (КОНЕЧНАЯ ОСТАНОВКА, ПАСХАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ). И поскольку у группы не было достаточно времени для подготовки полноценной live-программы, бас, барабаны и фоновые клавишные неслись из стоявшего на сцене компьютера. Остальное нужно было видеть и слышать: эту нервно-парадоксальную музыку; эти причудливые тексты с привкусом ОБЭРИУ; этот хамелеонский вокал - от речитатива до фальцета; эту обаятельнейшую, а ля Фернандель, улыбку Кошмара и его кошачьи передвижения по сцене. И синтетика ритм-секции уже не казалась инородным телом в формальной плоти рок-сейшена. Тем не менее, в паузе между песнями кто-то из зала зафлудил: "Кошмар, играй нормальную музыку!" Наивный тролль, привыкай! Для КУ-КУ в порядке вещей играть вот такую - ненормальную музыку. Шикарный comeback Кошмара в родной город!

Захар Май выскочил на сцену в куртке, с рюкзаком и зачехлённой гитарой: то ли с поезда, то ли на поезд. Быстро расчехлился, настроился и... Я и не подозревал, что в зале столько поклонников Захара, подпевавших практически каждой песне, вопивших в паузах: "Захар Борисыч, спойте то да сё!" Перед микрофоном стоял невероятно артистичный человек с гитарой. Он пританцовывал, орал, стонал и хрипел, гримасничал, застывал на минуту для подстройки инструмента, снова пускался в припляс и заводил новую песню. А завороженное племя менеджеров, программистов, студентов и тусовщиков смотрело на шамана Мая и бросалось в ритуальные пляски перед дымящейся сценой-жертвенником. Охранники-ортодоксы в меру сил боролись с проявлениями ереси и отгоняли язычников от сцены, дабы те не опалились в искрах жреческого огня. Захар же добил зал, исполнив украинский шлягер "Минає День, Минає Ніч..." (Мозгового-Рыбчинского) и два мега-хита советской эпохи - "Нежность" (Пахмутовой-Добронравова) и "Притяжение Земли" (Тухманова-Рождественского). Спел по-своему, брутально, но с огромным уважением к оригиналу.

POKE слушатели встречали с типично харьковскими иронией и скепсисом, выкриками предлагая англичанам петь по-русски. Гости из Портсмута ничего не понимали, но вежливо улыбались и продолжали настраиваться. Потом прозвучало: "Прывьет!" и начался сеанс магии без дальнейших попыток её разоблачения. Случился праздник на моей и на многих-многих других улицах - это хорошо было видно по реакции в зале! Я закрыл глаза и попытался представить, что чувствовал лондонский кокни в клубе "Marquee" ненастным вечером, году эдак в 1970-м, на концерте KING CRIMSON или SOFT MACHINE. Это было, в общем-то, нетрудно - музыка абсолютно соответствовала. Гитарист Рич Стивенс манерой исполнения и даже внешне походил на Роберта Фриппа. Рёв его фузза ласкал слух, как райская лютня. Клавишник Рич Уокер чередовал длинные импровизации на электропиано с саксофонными соло. При этом он, когда брался за сакс, "классически" вставал со стула. Пока гитара и орган парили в арт-роковых и фри-джазовых облаках, ритм-секция - басист Марсель Хон и барабанщик Рик Эндетон - вели строгую линию квадрата. Хотя, какой может быть строгий квадрат в такой музыке!

Немного позже я, всё ещё в расслабленном образе лондонского кокни, отправился за кулисы. Чтоб завязать разговор с POKE, прибегнул к универсальному мужскому приёму, сообщив, что их родной "Портсмут" пять часов назад обыграл "Ливерпуль" со счётом 2:0. "Ту - зироу" я произнёс без акцента. Подданные Её Величества недоверчиво вскинули брови: "Really?". "Йес-с-с!" - ответил я без акцента. И в эту минуту я стал для них брат, френд и приятнейший собеседник. Теперь я мог говорить что угодно. Но захотелось сказать нечто особенно приятное для этих классных музыкантов. Я прикинулся простачком и сказал: "Вы как GONG или Фрэнк Заппа! Только лучше!" Их дружный хохот был мне ответом. А Рич Уокер, этот английский хитрован, улыбаясь в прокуренную бороду, сказал: "Чувак, твои бы слова да Богу в уши!" Жалко, я не запомнил, как это звучит по-английски.

Фото: musicsclub.com (1), Vitalius

Автор: Сергей Райтер
опубликовано 19 января 2010, 13:17
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (10) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииСергей Бабкин & CLASSIKA - "Снаружи И Внутри" и Сергей Бабкин & K.P.S.S. - "Свинец"Сергей Райтер19.05.2011
РецензииSUNSAY - "Легко"Сергей Райтер11.01.2012
СтатьиШива-разрушитель или Больше голоса в мониторы!.. (Захар Май в Пскове, 12.12.2003)Алекс Драйвер15.12.2003
РецензииТАНОК НА МАЙДАНI КОНҐО - "Пожежi Мiста Вавiлон"Максилла Кузнецов29.10.2004
РецензииТАНОК НА МАЙДАНI КОНҐО - "Вода"Максилла Кузнецов29.10.2004
РецензииТАНОК НА МАЙДАНI КОНҐО - "Сила"Максилла Кузнецов07.08.2006
РецензииТАНОК НА МАЙДАНІ КОНҐО - "Дзеркало"Геннадий Шостак12.02.2016

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 11 / 0.021