"Зимняя Фантазия" и "Тронулся Лед" составляют вторую часть условной тетралогии, в которую ранее входили альбомы "В Октябре" (2020 ) и "Музыка для Дождя" (2021). Собранные вместе, они образуют макро-альбом или макро-цикл под условным названием "Времена Года", который, в свою очередь, тематически связан с альбомом 2023 года "СанктПитерБлюз".
Оформление обоих альбомов выполнено петербургским художником Сергеем Семикозовым и напоминает страницы школьного блокнота. На первой обложке дается двоякая расшифровка букв, нарисованных на снегу: "Западный Фронт" и "Зимняя Фантазия". Вторая более философична и символична: бумажный кораблик, сделанный, видимо, из листика, вырванного из тетради по математике, символизирует надежду, мечту и детство. В математическом примере 2+2=5 результат сложения исправлен красной ручкой на 4. И здесь есть своя философия: весна - время не только для новой жизни, но и для исправления ошибок.
Если обратиться к истории русской и мировой поэзии, легко обнаружить, что образ зимы в восприятии поэтов амбивалентен и противоречив: зима - это время, с одной стороны, старости, умирания и стагнации, с другой - духовного подъема и творческой активности. Николаю Вдовиченко, судя по названию альбома, ближе последняя интерпретация.
В записи "Зимней Фантазии" участвовало множество музыкантов, работающих в разных жанрах и стилях: Николай Вдовиченко (экс-ВЫХОДА НЕТ, АДАПТАЦИЯ, БЕЛКАНОВ-БЕНД и БИЩАРА БАЛДАР) - тексты, музыка, гитара, вокал; Станислав Родин (также Вова и ШИШКИ) - виброфон, перкуссия; Сергей Буренков - бас; Василий Соколов - бас; Владимир "Old Man" Стрелов (экс-КНЯZZ, ныне СИЯНИЕ и ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ) - гитара; Дмитрий Шатохин (сотрудничество с Черным Лукичом) - гитара; Влад Курмаев (СОНЦЕ ХМАРИ) - гитара; Михаил Прошин (ТЕПЛАЯ ТРАССА) - гитара, сведение, мастеринг; Сергей Кулаков (экс-КУРКИ, ТРОЛЛЕЙБУС, 2ВА САМОЛЕТА, TOYS MARKET, АНАНАС БЭНД, МИОМОЙМИО и ЛОГИКА ХАОСА, ныне ВИА ПРОЛЕТАРСКОЕ ТАНГО) - труба; Александр Трифонов (многочисленные эстрадные и военные оркестры и джазовые проекты) - саксофон; Дмитрий Аганян - виолончель; Татьяна Вороненко (экс-ВЫХОД) - виолончель; детский вокальный ансамбль: Любава Соляная, Микаэль Лулако, Аркадий и Арсений Сидоркины; Андрей Табаков - запись, сведение; Сергей Жеванов - запись. Это не могло не наложить свой отпечаток на музыкальную составляющую: здесь есть и джаз, и блюз, и пост-панк, и, как это принято называть, традиционный русский рок... Аранжировки чрезвычайно сложны и абсолютно безупречны.
"Зимняя Фантазия" и "Тронулся Лед" - продолжение и окончание сквозного сюжета. Николай Вдовиченко по-прежнему обращается к своему раннему творчеству, переосмысливая и помещая в иной контекст уже известные песни. Они прекрасно слушаются в любой аранжировке.
В обоих альбомах есть несколько посвящений.
Открывающая "Зимнюю Фантазию" зарисовка "Зима Будет Долгой" (альбом ЗФ 2012 года "Петербургское Танго") допускает множество толкований. Во-первых, в ней воспроизводится картина Северной столицы на границе двух времен года, когда уже не осень, но еще не зима: пасмурная погода, хмурое небо, слякоть, нулевая или плюсовая температура... И даже в это время Петербург безоговорочно прекрасен. Во-вторых, автор передает ощущения человека, встречающего декабрь. Впереди - 90 зимних дней... Поэтический субтекст отсылает к Медному всаднику, пушкинскому "Каменному гостю" и андерсеновской "Снежной королеве". "Игра" (альбом "Петербургское Танго") - посвящение Александру Чернецкому. Николай Вдовиченко выражает свое негативное отношение к всеобщей цифровизации, которая оборачивается обезличиванием и бездушием... Автор цитирует песню Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенева "Есть Только Миг" из к/ф "Земля Санникова". Всё же зима рано или поздно приходит и в Петербург. "Первый Снег" и "Зимняя Сказка" оправдывают свои названия и образуют условную дилогию. "Новогодняя", исполненная детским вокальным ансамблем, искрится радостью и весельем. Сочиняя музыку, Вдовиченко отталкивался от популярной песенки "Jingle Bells", мелодия которой полностью воспроизводится в проигрышах инструментально, а в конце - вокально в ускоряющемся темпе. "Пора Становиться Большим" (альбомы "Петербургское Танго" и "СанктПитерБлюз") - обращение автора к самому себе. Увы, желание заниматься творчеством вступает в противоречие с бытовыми проблемами. В песне "Питер Jazz" (альбом "СанктПитерБлюз" под одноименным названием) Николай Вдовиченко приглашает слушателя прогуляться по ночному зимнему Петербургу. В CD композиция включена в усеченном варианте. Полный, продолжительностью в 11 минут, можно услышать во втором бонусе, который вошел лишь в цифровую версию альбома, опубликованную ВКонтакте. Сентиментальное "Танго" (альбомы "Петербургское Танго" и "СанктПитерБлюз"), спетое под фортепиано, здесь звучит особенно по-"вертински". В цифровой версии альбома представлен еще один, так называемый ретро-вариант, в котором песня воспроизводится будто с патефонной пластинки. Но слышно, что это всего лишь имитация. "Быль-Небылица" наполнена безудержной радостью от морозной зимы. В поэтическом субтексте содержится отсылка к чеховской "Даме с собачкой". Любовь из одноименной песни - многогранное и многозначное понятие, смыслы которого обыгрываются автором. Николай Вдовиченко рассказывает историю, которая повторяется в обыденной жизни: парень и девушка познакомились в интернете, встретились в реале и переспали, но на этом их отношения закончились. Все достаточно банально и по́шло... Герой песни "Камни Дорог" (альбом ЗФ 2018 года "Слово") - романтик, одержимый желанием путешествовать. "Ямайка" - развернутая метафора несбыточной мечты. Зимой так хочется тепла. Но петербуржец в холодные времена года вынужден носить растаманский свитер под курткой или пальто... Песня стилизована под реггей. "Санки" (альбом "Петербургское Танго") - одна из ранних песен Вдовиченко. Впервые я ее услышал еще в начале 2000-х на одной из не изданных концертных записей ЗФ. Поэтическая составляющая строится на обыгрывании смыслов известных пословиц и поговорок. Лирический герой наотрез отказывается жить как все. Обыденности он предпочитает жизнь на всю катушку, пусть потом придется погибнуть:
А мне бы только раз прокатиться,
Эх, укатить бы от тоски.
Раз прокатиться, да так, чтоб убиться,
Чтобы санки вдребезги, чтобы по земле мозги.
Песню "Времени Нет" Вдовиченко посвятил прошедшему времени. "Место Встречи" - памяти Павла Клеща. Название и поэтический субтекст обращены к знаменитому пятисерийному телефильму Станислава Говорухина по роману братьев Вайнеров "Эра милосердия". Наконец, "Дорога Куда-то Еще" - посвящение Алексею Хвостенко. Для Николая Вдовиченко смерть - вовсе не конец, а очередной этап, отрезок пути, еще одна стадия жизни...
Как я писал выше, к записи альбома были привлечены многочисленные известные музыканты. И, дабы слушатель мог оцценить их игру, в первый бонус к альбому были включены инструментальные версии песен "Зима Будет Долгой", "Первый Снег" и "Любовь". Второй бонус, содержащий полную версию "Питер Jazz" и ретро-версию "Танго", присутствует только в цифровом варианте "Зимней Фантазии".
"Весенний" альбом "Тронулся Лед" можно с полным правом назвать ретроспективным. Для Николая Вдовиченко весна - метафора собственной юности. В герое его песен тех лет угадывается Холден Колфилд, немного повзрослевший, помещенный в постсовковую культурную среду, но оставшийся таким же добрым, наивным идеалистом, не способным противостоять насилию, склонным к рефлексии.
Альбом писался камерным составом: Николай Вдовиченко - тексты, музыка, вокал, бас; Алексей Слайвер - гитара, клавишные, перкуссия, вокал, аранжировки, запись, сведение, мастеринг; Влад Курмаев - аккордеон, клавишные; Андрей Горбунов - перкуссия; Сергей Жеванов - запись. Своей стилистикой "весенний" альбом напоминает скорее ранний ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.
Ветер из одноименной песни (альбомы ЗФ 2007 года "Весна в Гонконге" и 2019 года "Родина") символизирует возрождение, обновление и перемены. "На Перекрестках" (альбом Вдовиченко 2002 года "Над Пропастью во Ржи") и "Третья Мировая" (альбомы "Над Пропастью во Ржи" и "Весна в Гонконге") - гимны молодости, когда "времени слишком мало" и хочется все успеть. В текст первой песни органично вписывается цитата из летовских "Вершков и Корешков". "Каждое Утро" - погружение в философию: если, например, для Александра Башлачева богооставленность это трагедия, для Николая Вдовиченко - повод для размышления. Поиск Бога может обернуться обращением к Люциферу. При желании здесь можно обнаружить отсылку к образу Воланда из "Мастера и Маргариты". В чем-то с автором можно согласиться, в чем-то ему хочется возразить... "Красна Девица" (альбом "Родина") - самая что ни на есть русская народная песня о любви, смерти и перевоплощении. А в представленной в альбоме аранжировке - хит на все времена. "Как Это Было Давно" с полным правом можно назвать "Времени Нет II". Автор приводит видоизмененную цитату из песни Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского "Это Было Недавно, Это Было Давно" из к/ф "Друзья и годы". "В Последний Раз" - посвящение Александру Непомнящему. Песня "Если Болит" (альбом "Весна в Гонконге") проникнута чувством оптимизма: если человек способен ощущать боль, значит, он жив. "Дальше" - еще одно посвящение, на сей раз всем безвременно ушедшим, и в то же время размышление о жизни и смерти. "Весна в Гонконге" (альбомы "Над Пропастью во Ржи", "Весна в Гонконге" и "Форма Бытия") - искреннее признание в любви к родному городу, будь то Актюбинск или Санкт-Петербург. А ведь можно любить много городов сразу. "Над Пропастью" (альбомы "Над Пропастью во Ржи" и "Весна в Гонконге") - размышление о времени, о себе и о собственном поколении. Название отсылает к известному роману Дэвида Джерома Сэлинджера. Заглавный номер "Тронулся Лед" выдержан в ритме марша. В нем радость от наступления весны достигает своей высшей точки. В строчке "Кончилось ваше время, дальше действовать будем мы" сплетены цитаты из стихотворения Владимира Маяковского "Арест министров временного правительства" и хита Виктора Цоя "Дальше Действовать Будем Мы". Песня, альбом и весь макро-цикл завершаются праздничным салютом.
На мой субъективный взгляд, Николай Вдовиченко как автор на все 100% отразил ощущения (собственные или своего лирического героя) от каждого времени года в альбомах "Музыка для Дождя", "В Октябре", "Зимняя Фантазия" и "Тронулся Лед". Макроцикл-тетралогию настоятельно рекомендую всем и каждому.