Рада & ТЕРНОВНИК - "СныВидения" & "Всем* Кто Идет по Небу"


(c) Рада & ТЕРНОВНИК, 2020
(p) A-Ram, 2020 (CD), Soyuz music, 2020 (цифровая версия)
CD 11 tks./t.t. 58:29
цифровая версия 13 tks./t.t. 67:30
(c) Рада & ТЕРНОВНИК, 2022
(p) Выргород, 2022 (CD), Trail Records, 2022 (LP), Soyuz music, 2022 (цифровая версия)
7 tks./t.t. 40:39


За что я люблю группу РАДА & ТЕРНОВНИК? Если бы я ответил на этот вопрос, вряд ли любил бы. И все же попытаюсь: на протяжении 30 с лишним лет Р&Т могут вызывать удивление со знаком плюс. Для меня каждый новый альбом группы - всегда праздник. А поскольку я обозреваю два альбома, праздник вдвойне.

В первом из представляемых альбомов есть и сны, и виде́ния, а у Рады Анчевской - свое ви́дение музыкальной стилистики. Привлечение к записи сессионных музыкантов стало для Р&Т хорошей традицией. Основной состав остается неизменным: Рада - песни, вокал; Владимир Анчевский - гитары; Николай Котовский - бас; Евгений Кудряшов - барабаны. Также в записи участвовали сессионные музыканты: дарк-фолк-певица Алена Ка Бу не только украсила две композиции вокалом, но и взяла в руки шаманский бубен. Тувинский певец Альберт Кувезин, участник группы ЯТ-ХА, добавил к одной композиции горловое пение. Андрей Жилин, играющий на японской бамбуковой флейте сякухати, участвовал в московских проектах WA-ON, ТОРИ и НАТАТАМИ, исполняющих музыку страны восходящего солнца. Кирилл Паренчук, участник группы EXIT PROJECT и импровизационного трио SHANTI PLACE, с 2001 года сотрудничает с Р&Т, где играет на индийском барабане табла. Наконец, группа уже работала с саксофонистом Сергеем Летовым - приглашала на запись альбома "Заговоры" (2006). Музыкальная составляющая представляет собой психоделический рок с добавлениями харда, фолка, world music, прогрессива и так называемой новой импровизационной музыки. Она обращена к альбомам Р&Т "Графика" (1992) и "Укок" (2013).

Четырехполосный диджипак оформлен работами Евгении Лис из фотопроекта "Орфей", на лицевой стороне фронтвумен группы запечатлена в образе современного Орфея в зарослях хмеля. И действительно, способность Рады перевоплощаться в Орфея не подлежит сомнению. Тексты, как и почти во всех альбомах, находятся в неразрывной связи с русской народной поэтической системой.

"Вороненок" - посвящение Егору Летову. А его старший брат принял участие в исполнении и записи композиции. "Животное" - заговор для привлечения драконов. Как говорит Рада в позапрошлогоднем интервью журналу "Darker", "душа моя в теле животного белого" - это тоже шаманский мотив. Шаманы могли бегать волком и летать орлом. "Сирин с Алконостом" - обращение к райским птицам-девам из древней и средневековой мифологии. Первая приносит героине счастье, вторая избавляет от печали. "Кали-Юга" - самая продолжительная композиция альбома. Как жить веселее в темный век? Радоваться и смеяться красным смехом (отсылка не то к Леониду Андрееву, не то к Роману Неумоеву, не то к Янке). "Космическая Связь" - пожалуй, самая печальная композиция. В ней обозначено противоречие между материальным и духовным мирами. Песня "Шаманы" выдержана в стиле world music. Ее герои совершают путешествие на восток, поют песни и исцеляют людей... Альберт Кувезин воспроизвел подземный рык (кыргыраа), с помощью которого шаман общается с духами нижнего мира, и спел высоким голосом, как бы обратившись к духам высшего мира. "Милая" - песня-(само)увещевание. Похоже, лирическая героиня обращается к самой себе, взывая к собственному самообладанию... которое сохраняет даже тогда, когда тяжело и безнадежно. Музыка и текст "Душеньки" напоминают русский загово́р. Строки "Душенька, веселись!" и "Душенька, иссекись!", казалось бы, противостоящие друг другу, образуют единое целое. "Вспомянешь" и по музыке, и по тексту - стилизация русской народной песни. "Где-то Сказки Были" исполнена безысходности и печали. Великолепная аранжировка, прекрасное исполнение... Но все же мне больше по душе версия, прозвучавшая в концертном альбоме 1999 года "Русский Эпос". Неофолковый "Иван-Дурак" - рефлексия о герое русских народных сказок, который из всех тяжелых ситуаций выходит победителем.

Цифровая версия дополняется каверами на песни Егора Летова "Наши" и Бориса Гребенщикова "Мы Никогда Не Станем Старше". Первый запомнился по трибьюту ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ. Лично мне он очень понравился. Песню Гребенщикова Р&Т превратили в монументальное психоделическое полотно. Очень здорово с точки зрения исполнения и аранжировки. Хотя слушается тяжеловато.

Название "Всем* Кто Идет по Небу" очень глубокое, емкое и многогранное. Согласно буддийским представлениям, по небу идут дакини - существа женского пола, олицетворяющие мудрость; когда шаман умирает, его душа улетает на небо. Души и ангелы всех верований также перемещаются по небу. В каком-то смысле по небу идут все люди, но не каждый это способен осознать...

Сверхидея альбома - отражение, будто в зеркальце, волшебства неба, творчества, духовного мира. Таким маленьким зеркальцем служит оформление CD, выполненное Олегом Пащенко, Midjourney и дизайнером Андреем Батурой. Обложка сделана с выборочным ламинированием. Картинка чем-то напоминает творения Сальвадора Дали. Если ее рассматривать под определенным углом, можно увидеть свет месяца и мерцание звезд. А для винилового издания Олег Пащенко нарисовал другое мистическое полотно. К пластинке прилагаются буклет с текстами песен и постер с фото группы.

Материал также записывался с привлечением сессионных музыкантов. Владимир Анчевский спродюсировал альбом, сыграл на терменвоксе и впервые спел в составе Р&Т (кстати, в 80-е годы Владимир играл и пел в собственной группе ФЕЙ-ХОА, напоминающей ранний АУКЦЫОН). Также в качестве бэк-вокалистки была приглашена Мила Кикина, лидер фолк-группы КАЛИТКУ ПРИКРОЙ, с которой группа сотрудничала во время записи альбома "Книга о Жестокости Женщин" (2001). На клавишных сыграли Ашот Акопян, основатель лейбла "A-Ram", и американский музыкант, пожелавший остаться неизвестным. Р&Т попытались представить, каким бы мог быть сегодня психоделический рок, если бы в нем утвердилась традиция true Вудстока (Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, JEFFERSON AIRPLANE и др.). Для альбома характерно преобладание инструментальных импровизаций над вокальными партиями. Группе не удалось избежать и влияния фолка.

"Пыль" - размышление об окружающей действительности. Весь наш мир состоит из пылинок. В исполнении проявилось влияние Жанны Агузаровой конца 80-х. В основу композиции "Во́роны Одина" положен подредактированный Радой фрагмент "Речей Высокого", в котором скандинавский бог О́дин тревожится о Хугине (разуме) и Мунине (памяти). Музыка навеяна саундтреком к сериалу о Джеймсе Бонде. "Миф" - рефлексия Рады по поводу "Мифа о вечном возвращении" Мирчи Элиаде. "Янтарная Баллада" - печальная песня идущих по небесной тверди. Ее тему продолжает композиция "Лунные Всадники", герои которой не идут, а летят по небу. Вот уж где музыканты проявили себя во всю мощь! Особенно это ощущается в импровизационных проигрышах. "Ангел" идеально вписывается в концепцию альбома. Лирическая героиня обращается к сверхъестественному духовному существу. Здесь песня представлена в рок-версии. Финальный номер "Дом Тысячи Дорог" пронизывает мотив движения. Мелодия близка русской народной.

Альбомы производят хорошее впечатление. Их восприятие требует специальной подготовки, может быть, определенного настроения. И в этом - главное достоинство представляемых работ. Рекомендовать альбомы всем и каждому я, пожалуй, воздержусь. А вот вдумчивому слушателю, я уверен, они понравятся.

Слушать альбомы:
"СныВидения"
"Всем* Кто Идет по Небу"
Заказать:
"СныВидения"
"Всем* Кто Идет по Небу"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 09 января 2023, 21:51
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.003