NAKA PIANO - "Игра в Правду"


(c) NAKA PIANO, А. Шпаковская, 2017
(p) Antidot, 2017
12 tks./T.t. 28:53


Четыре года разделяют два альбома NAKA PIANO - эпонимный и "Игру в Правду". По ним можно судить, какую эволюцию претерпел дуэт участниц группы NAKA - вокалистки и автора всего музыкального и почти всего поэтического материала Анастасии Шпаковской и клавишницы Ирины Клименко.

С одной стороны, "Игру в Правду" можно рассматривать как продолжение "Naka Piano": во-первых, как и в дебютном альбоме, в представляемой работе все песни (включая одну на чужие стихи) строятся на обращении "я" к "ты". Во-вторых, песни обоих альбомов являют собой монологи от лица женщины. В-третьих, и там, и здесь Анастасия и Ирина выложились на все 100%. Но, с другой стороны, есть и принципиальные отличия: альбом "Naka Piano" составляли песни разных лет, в итоге образуя смысловой стержень. "Игра в Правду" изначально задумывалась как концептуальная работа, в которой равнозначны все составляющие - поэтическая, музыкальная, исполнительская и визуальная. Альбом звучит без перерыва. "Naka Piano" был камерным от и до. В "Игре в Правду" камерность уступает место роковости, даже, я бы сказал, оркестровости: Анастасия и Ирина позвали на подмогу барабанщика Дмитрия Харитоновича (NAKA, :B:N:, DRUM ECSTASY и POMIDOR/OFF). Не впаду в преувеличение, если скажу, что фортепиано, синтезатор и ударные в кульминационные моменты звучат как целый оркестр.

Как сказал один известный критик, первая песня альбома - это его обложка. Минская художница и дизайнер Наста Шастак создала великолепное оформление: нарисованная ею винная птица символизирует, с одной стороны, израненную женскую душу, с другой - стремление к свободе.

"Intro" - короткий монолог-самонаблюдение Анастасии Шпаковской под минималистический аккомпанемент синтезатора. Романс "Убить" представляет собой положенное на музыку стихотворение Анны Ахматовой "А ты теперь тяжелый и унылый...", написанное в канун 1917 года и посвященное русскому художнику и литератору Борису Анрепу. Мелодия, продублированная фортепиано, воспроизводит разговорную интонацию - то спокойную, то несколько взволнованную. Вальсовый ритм придает чувствам героини непосредственность и естественность. Однажды в музыкальную ткань вплетается жалобный крик чайки...

Собственные стихи Анастасии Шпаковской балансируют где-то между поэзией Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Название "Я Живу" отсылает прямиком к цветаевскому "Бог! - Я живу! - Бог! - Значит, ты не умер!.." Героине Анастасии Шпаковской любовь придает ощущение полноты жизни, но в то же время служит источником невыносимых страданий. Эта мысль получает развитие в исполненных драматизма песнях "Иди Домой", "Путаю" и "Надо". Неожиданное расслабление вносит стихотворение "Зайчики", прочитанное под хоровой вокализ и пение птиц. Мне эти словообороты, рифмы, строки и строфы напомнили русские народные песни. "Моей Любовью" - возвращение в вальсовую стихию. Монолог героини выражает разочарование в ее чувстве. Любовь подвергается десакрализации и обытовлению ("Моей любовью конопатить окна...", "Моей любовью двери забивать...", "Моей любовью вытирать полы..."). Анастасия Шпаковская, актриса по профессии, не поет, а проигрывает, проживает песню. А от ее истерического хохота в финале становится по-настоящему страшно... "Под Одеялом" - еще один вальс. И музыка, и текст, и его интонирование, и аккомпанемент передают навязчивый характер воспоминаний, от которых героиня никак не может освободиться. "Птичка" - развернутая метафора убитой женской души. Маленькая птичка, зарытая в снег, замерзающие птенцы, не осознающие произошедшего, - картинка, производящая тягостное впечатление. Анастасия Шпаковская поет на фоне холодно-бездушного инструментального сопровождения: окружающий мир безучастен к чужой беде... "Дышим Вместе" - внезапный, лишенный логической связности, поворот сюжета, вызванный, очевидно, желанием автора поставить оптимистическую точку. На мой субъективный взгляд, это самая лучшая и самая светлая песня в альбоме. В основу "Outro" положен фрагмент из романа братьев Стругацких "Пикник на обочине", а именно монолог Сталкера, в котором тот молится за своих спутников. Анастасия Шпаковская читает текст под синтезаторный инструментал.

Альбом не для развлечений. Игра в правду требует глубокой интеллектуальной сосредоточенности и соответствующего настроения. Прослушивание этих песен сродни прикосновения к высоким материям. Впрочем, и это необходимо.

Слушать/скачать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 23 января 2018, 16:55
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 5 / 0.004