Сергей Гурьев - "История группы Звуки Му"


(с) СПб, "Амфора", 2008

Я открываю первую страницу книги и начинаю читать: "ЗВУКИ МУ появились, когда советская власть была в самом расцвете..." И с каждой следующей строкой становится все хуже и хуже. Первая мысль: "У Гурьева рак мозга, и он решил выбить клином свою злокачественную опухоль. Вот до чего доводят пингвины!" Но уже через пару-тройку следующих предложений понимаю, что даже смертельно больной Гурьев не способен на такой пошло-бредовый текст. "Ага, - смекаю я. - Это явно не Гурьев. Тогда кто же?" Журналистов, пишущих в подобном стиле, не так уж и много. И тут догадка ослепительной молнией сверкает в туманных небесах предположений: "Вадим Пономарев (известный также как Гуру Кен)! Недаром Сергей Гурьев последнее время так плотно с ним общается. Вот и попросил товарища по оружию написать вступление". До конца страницы я дочитывал текст уже в полном душевном равновесии и терпеливо глотал сентенцию за сентенцией: "ЗВУКИ МУ, по счастью, никогда не имели отношения к "русскому року"..." Вместе с первой страницей перевернулись и все мои представления о добре и зле: подпись под вступительным словом гласила: Борис Гребенщиков.

Собственно книга начинается с "Intro", где автор вкратце поясняет, о чем пойдет речь в дальнейшем. Основной тезис идет поперек вступлению Гребенщикова: "И едва ли не единственный раз на ниве российского рока родилась группа..." Оформленная черно-белыми фотографиями и просто черными траурными страницами в качестве занавесей-разделителей книга сразу берет читателя в оборот живым языком и контрастностью повествования. Только что это, Бэрримор? Почему антрекот расползается под ножом и никак не хочет накалываться на вилку? Потому что это овсянка, сэр!

Чем дальше, тем ярче Гурьев доказывает, что на самом-то деле ЗВУКИ МУ не имеют никакого отношения ни к русскому року, ни к российскому року, ни к року как таковому, ни вообще к музыке. Яростная личность лидера группы Петра Николаевича Мамонова находится в аутсайде мира искусства. Регулярно задаваемый вопрос "Почему ни разу не удалось адекватно зафиксировать песни группы на аудионосителе", на протяжении всей книги находит множество объяснений - простых и сложных, запутанных и логичных, но каждый раз тщательно избегающих обобщения, словно бы вопрос множественен, как тысячекратно разделившаяся амеба. Почему? Не потому ли, что дать один честный ответ становится невыносимо тяжело, когда речь идет об иконе, о старце, причисленном к лику святых? А ведь все просто. Эта книга в болотно-зеленой обложке ярче, чем любой другой из существующих источников информации, показывает сущность феномена Мамонова. Вспомним еще раз вступление Гребенщикова, которое на первый взгляд кажется нелепым, но содержит в себе массу скрытых ключей: "Зато на концертах ЗВУКИ показывали свое истинное лицо". Ключевое и основополагающее слово - "лицо". Лицо можно только увидеть (массовому зрителю - в основном на концертах), но услышать не представляется возможным. Вот и весь ответ.

Сколько уже писано-переписано о группе ЗВУКИ МУ и ее легендарном лидере, но еще ни одному тексту, ни одной статье не удавалось столь глубоко и точно проникнуть в суть главного московского мифа. Сергей Гурьев оперирует словами так же беспощадно и точно, как хирург скальпелем, вываливая внутренности на белоснежно-стерильную простыню. Для окружающих было важно, не кем был Мамонов, а каким он был, не что исполняли ЗВУКИ МУ, а как они это исполняли. По большому счету, Мамонов ничем принципиально не отличается от известного Интернет-сообществу Чумазика: юродивый, уродец, инфернальный Гуинплен с вечно капающей слюной. Кстати, о слюне. Если уж хвалить, то взахлеб и без краев, вот и восторгаются журналисты слюнными потоками, вытекающими изо рта Мамонова: "...Разбрасывая вокруг нити жемчужной в свете прожекторов слюны, подобной невиданному спецэффекту..." Да бросьте вы, господа журналисты, право слово, это ведь просто слюни. Попросите кого-нибудь плюнуть вам в лицо и полюбуйтесь в зеркале на невиданную красоту жемчужного спецэффекта. Впрочем, есть вероятность, что приступ восторга повторится с новой силой, если этот "кто-нибудь" окажется Петром Николаевичем.

Чем ближе к окончанию книги, тем все меньше становится автора и больше - цитат, выдержек, интервью. История группы ЗВУКИ МУ покрывается слоями массовой информации, стираясь из памяти так же надежно, как былой энтузиазм Брайана Ино, сдуру связавшегося с этой ненормальной русской тусовкой. В конце книги Мамонов остается уже и вовсе в полном одиночестве, сидящий в деревне ли или на съемочной площадке Лунгина, но повсюду - один. И только редкие пространные и малосвязные монологи подтверждают факт его существования. Был ли он вообще или мы придумали его от начала до конца? Гребенщиков намекает на иллюзорный характер всей этой истории: "ЗВУКИ МУ - не группа музыкантов, а подлинная "русская народная галлюцинация"..." Мамонов более конкретен: "Никакого меня нету, и никакого моего творчества тоже нету..." Ей-богу, так оно и есть, только вот никто до Сергея Гурьева это разглядеть не сумел.

Бонусом идет небольшая книжица Александра Липницкого "Цветы на огороде". Но это уже всё вокруг да около. Пьянство, драки, рок-н-ролл, девицы, гастроли, героический Липницкий, жадный Мамонов, шоу-бизнес для неудачников. Читается так же легко, как проскакивает в пищевод масленок после стакана водки. Но масленок уже не обязателен, все равно ведет-то вовсе не от него.

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 21 апреля 2009, 16:50
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (40) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииСергей Гурьев - "История группы Звуки Му"Игорь Лунев02.09.2008
СтатьиСергей Гурьев: "Я в составе ЧИСТОЙ ЛЮБВИ и я в составе "УрЛайта" - два совершенно разных человека"Лев Наумов15.09.2011
СтатьиСеверо-западный слон (о спектакле Мамонова "Мыши, мальчик Кай и Снежная Королева")Максилла Кузнецов31.03.2004
Архив"Туесок" №04(22)'1992 (П. Мамонов, С. Воронов, С. Намин, К. Никольский, В. Веселкин)Старый Пионэр02.07.2008
Архивк/ф "Такси-блюз" (разные издания)Старый Пионэр04.12.2008
Архив"СДВИГ" 1990, часть 1 (ЗВУКИ МУ, "Рок-Акустика", DIE SCHWARZE KATZE)Старый Пионэр28.04.2010
АрхивЗВУКИ МУ (разные издания)Старый Пионэр08.06.2005
Архив"Комсомольская Правда" 12.04.1989 (ЗВУКИ МУ, КИНО, АУКЦЫОН)Старый Пионэр15.02.2008

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 8 / 0.011