Сергей Гурьев - "История группы Звуки Му"


(с) СПб, "Амфора", 2008

Увидев имя автора этой весьма своевременной книги, я был несколько обеспокоен. При всём моём искреннем уважении к Сергею Гурьеву, не могу не заметить, что именно сей мэтр российской рок-журналистики, повлиявший на множество своих более молодых коллег, утвердил в этой самой рок-журналистике особый стиль, в котором рассказ о музыке и музыкантах становится всего лишь поводом для философских и псевдофилософских игр ума автора. А фактам уделяется в текстах немного места, как порой и размышлениям собственно о музыке.

Начав же читать "Историю группы Звуки Му", я был приятно удивлён. Сергей оказался в этой своей работе довольно скуп на философствования, по большей части последовательно излагая факты. То есть это именно история создания группы, записи альбомов и т. д. Что вовсе не исключает демонстрацию автором своего восприятия этой истории.

Что и говорить, ЗВУКИ МУ - один из самых необычных и значительных российских проектов, а то, что делает его лидер Пётр Мамонов, давно уже вышло за рамки рок-музыки. Гурьев вполне закономерно делит историю ЗВУКОВ МУ на три периода: первый связан с деятельностью состава 80-х годов (состав этот многими, в том числе и большей частью его участников, считается чуть ли не классическим, и эту точку зрения, похоже, разделяет и автор книги), второй - с деятельностью проекта МАМОНОВ И АЛЕКСЕЙ и второй инкарнации ЗВУКОВ, третий - с сольными работами Мамонова под маркой ЗВУКОВ, его спектаклями и его участием в качестве актёра в фильмах "Пыль", "Остров" и новой работе Павла Лунгина. Тут вырисовывается интересная картина: сколько бы ни говорили мы о мегаоригинальности ЗВУКОВ МУ, внимание широких масс населения к её истории и всему, что ныне делает Мамонов, сегодня возможно в основном благодаря известности Петра Николаевича как исполнителя главной роли в фильме "Остров". Но нельзя забыть, что сколько-нибудь заметной фигурой современной российской культуры Мамонова сделало именно его творчество в рамках "тех" ЗВУКОВ МУ - именно тогда его заметили многие его будущие соработники (будь то Брайан Ино или Павел Лунгин), потому что трудно было не заметить: именно тогда Мамонов выработал некоторые приёмы, которыми пользуется и поныне, несмотря на кардинальные перемены в своей жизни.

В книге много интервью с людьми, так или иначе имевшими отношение к истории группы. И, само собой, эти фрагменты - одни из самых ценных. Но! Труд сей создавался вне общения с самим Мамоновым. Все его интервью - перепечатки из других изданий. Причину Сергей Гурьев объясняет в предисловии: "Главной проблемой книги об этой группе стала личность главного её героя - Петра Николаевича Мамонова. Став в середине 90-х православным христианином, он враждебно относится к своему рок-н-ролльному прошлому, хотя и продолжает записывать новые альбомы, несколько иные по эстетике. ...Поэтому данная работа создавалась вне контакта автора с Мамоновым - иначе она, наверное, оказалась бы просто невозможна".

Что ж, Гурьеву виднее. Хотя... По крайней мере в известных интервью и в воспоминаниях знакомых Мамонов предстаёт человеком пусть и со сложным характером, но честным. И хотя он отказывается исполнять большинство старых песен, о временах их создания говорить не отказывается, хотя и сквозь призму своего нынешнего мировоззрения. Так что, возможно, какие-то высказывания Мамонова, сделанные специально для этой книги, несколько уравновесили бы её излишне ностальгический настрой. Ибо и сам Гурьев, и автор бонуса-эссе "Цветы на огороде" экс-басист ЗВУКОВ Александр Липницкий, и многие другие слишком часто сожалеют, что Пётр Николаевич не желает более обращаться к тому, от чего он ушёл ещё в 90-х, к тому, что воздействует на людей очень мощно и потому сулит новые и новые витки популярности, но категорически не соответствует нынешнему душевному состоянию художника. Некоторые даже надеются, что может быть когда-нибудь... Но штука в том, что большинство людей воспринимает Мамонова как актёра, как трюкача. А он поэт. И постепенно он пришёл именно к поэзии в чистом виде - таковы и его альбомы 2000-х годов, и его спектакли. В 80-х в тогдашних ЗВУКАХ МУ люди видели интересный спектакль, "фишку", а Мамонов честно рассказывал о своей жизни. Это же самое он делает и сейчас, только театрализации стало гораздо меньше. А жить так, как он жил тогда, он не хочет. И это понятно.

Я не сомневаюсь, что современное творчество Мамонова - и альбомы, и спектакли - гораздо важнее, сильнее и осмысленнее того, чем он занимался в 80-е. Но интересно: если бы первый состав ЗВУКОВ МУ не распался, поддержали бы участники группы теперешние искания лидера группы? Думаю, вряд ли. Ведь на что сетует тот же Липницкий? Не на то, что ему и другим музыкантам не нашлось места в альбомах, которые Пётр записал за прошедшие лет 8-10, а на то, что Пётр не присоединяется к их проекту ОТЗВУКИ МУ, который на потеху столичной публике исполняет старые хиты ЗВУКОВ. Что касается конкретно Липницкого, то их совместное с Мамоновым творчество выглядело бы для меня сомнительным уже потому, что я читал интервью с Александром в журнале "Русская жизнь (№ 8/2007). Интервью посвящено вовсе не музыке, а торговле иконами. Рекомендую ознакомиться.

Ещё одно положительное качество книги - оперативность её выпуска. Это не исключительно архивный труд, последние описанные в ней события датируются 2008 годом. Жизнь продолжается. И хочется надеяться и на продолжение истории проекта ЗВУКИ МУ.

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 02 сентября 2008, 18:48
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииСергей Гурьев - "История группы Звуки Му"Старый Пионэр21.04.2009
СтатьиСергей Гурьев: "Я в составе ЧИСТОЙ ЛЮБВИ и я в составе "УрЛайта" - два совершенно разных человека"Лев Наумов15.09.2011
АрхивЗВУКИ МУ (разные издания)Старый Пионэр08.06.2005
Архив"Комсомольская Правда" 12.04.1989 (ЗВУКИ МУ, КИНО, АУКЦЫОН)Старый Пионэр15.02.2008
Архив"СДВИГ" 1990, часть 1 (ЗВУКИ МУ, "Рок-Акустика", DIE SCHWARZE KATZE)Старый Пионэр28.04.2010

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 7 / 0.008