"СДВИГ" 1990, часть 1 (ЗВУКИ МУ, "Рок-Акустика", DIE SCHWARZE KATZE)


ЗВУКИ кончились как идея...

Ленинградская гастрольная поездка Петра Мамонова в начале марта этого года вызвала много споров. Его выступление под фонограмму (частичное, если быть точным - "живьем" звучал и голос Мамонова, и солирующая гитара А. Бортничука) было воспринято некоторыми рок-ортодоксами чуть ли не как отход от канонов рока. С другой стороны, дальнейшая театрализация шоу, эксперименты со светом, звуком, монтажом сцены убедительно доказали, что Мамонов по-прежнему находится в поиске... Несомненно одно - три концерта, прошедших на площадке ДК им. Ленсовета, стали событием в питерской рок-жизни.

Анналы московской группы ЗВУКИ МУ были окончательно дописаны 29 октября 1989 года. Заключительный концерт сезонного фестиваля московской Рок-лаборатории в ДК им. Горбунова стал последним аккордом в истории ЗВУКОВ. Группа распалась, об этом трагическом - для ее верных поклонников - событии громогласно возвестил на весь Союз Артем Троицкий в одной из передач "Программы А".

История ЗВУКОВ оказалась довольно короткой, но за столь непродолжительный промежуток времени (группа "жила" чуть более пяти лет) этот ансамбль прошел тернистый путь от полуподвального безвестного существования до полной реабилитации в глазах соотечественников и признания своих творческих идей на Западе. Группу организовали в начале 80-х два приятеля, друживших еще со школьной скамьи - Петр Мамонов и Александр Липницкий. Через ЗВУКИ прошли многие легендарные личности, хорошо известные почитателям рока. Например, уже упоминавшийся мной Артем Троицкий пытался на первых порах солировать на гитаре, а на ударных играл (почти год!) Сергей Бугаев по прозвищу "Африка", снискавший всесоюзную славу после съемок в "Ассе". Практически никто из музыкантов ЗВУКОВ тогда не умел играть, однако этот недостаток с лихвой окупался непреодолимой жаждой творить музыку. Дебют группы состоялся в феврале 1984 года в одной из московских школ, где много лет назад до этого учились Мамонов и Липницкий. Вскоре ансамбль приобретает репутацию самой невероятной, самой необычной, самой экзотичной в визуальном плане группы московского андеграунда. Компенсируя музыкальные издержки, связанные с отсутствием высокого профессионализма, ЗВУКИ пытались разыгрывать на сцене мини-спектакли к исполняемой музыке.

Многое в судьбе ЗВУКОВ изменила встреча с известным английским продюсером и музыкантом Брайаном Ино. Ино побывал на их концертах, и они ему понравились - прежде всего, своей зрелищностью, театрализованностью, сценическим решением музыки. Ино стал инициатором записи в Англии альбома ЗВУКОВ, который сам и спродюсировал. Рекламу этой пластинке взяла на себя известная фирма "Уорнер Бразерс" - фирма, которая занимается распространением всех альбомов, записанных Ино, - организовав гастрольную поездку ЗВУКОВ МУ по США. И вот, пройдя огонь, воду и медные трубы, ЗВУКИ объявили о своем самороспуске...

Интервью с Петром Мамоновым состоялось за два часа до начала третьего, последнего концерта в маленьком "закулисном" кафе ДК им. Ленсовета за чашкой горячего чая, к которому из-за нашей беседы Петр Николаевич почти не притронулся... В разговоре Мамонов очень сдержан в эмоциях. Я смотрю в его умные, немного печальные глаза и задаю свой первый вопрос:

А. Д.: История рок-музыки знает немало случаев, когда прославленные группы разваливались, достигнув пика популярности. Конец 80-х для ЗВУКОВ МУ был довольно успешным. Почему все-таки распался ансамбль?
П. М.: Группа не распалась из-за каких-то конфликтов или интриг, или денег, ЗВУКИ кончились как идея для нас всех, участников ансамбля. И очень здорово, что это произошло на взлете группы... В общем, это обычная вещь, как и в спорте, всюду надо вовремя закончить, не тянуть из-за того, что люди хотят, мол, вот как раньше было здорово... Это все для артиста не причины, чтобы продолжать что-то неинтересное ему... мне, в частности, стало интересно попробовать каким-то образом двинуться вперед или вбок - я уж не знаю, но сделать что-то другое. И вот сейчас, когда прошли первые два концерта, можно сказать, что это абсолютно какое-то иное состояние на сцене и в зале. Я это чувствую. И те люди, которые приходят на это зрелище как на обычный рок-концерт в старом стиле, - они не очень удовлетворены, потому что это не рок-концерт, а что-то другое... Мы очень боялись, что это вообще как-то не сомкнётся с залом. Но, к нашему удовольствию и к некоторому удивлению, люди сидят и слушают. Им интересно. Наша идея была - создать такую обстановку, что вот - люди пошли в театр на этот вечер отдохнуть, что-то услышать для ума, что-то для эмоций... То есть скорее не рок-шоу, а аудиовизуальное искусство на сцене, "живое кино" или что-то в этом роде... Основная претензия сейчас наших старых поклонников - это отсутствие живого контакта с залом. Но это и было нашей целью, потому что современное искусство уже несколько иначе развивается, чем в 70-х годах...

А. Д.: Значит, ваши дороги с Александром Липницким пока разошлись?
П. М.: Ну, они не разошлись совсем, потому что у нас есть одна небольшая студия звукозаписи. И мы все, члены группы, участвуем в этом деле на абсолютно равных правах. Это не моя студия, не Сашина, не Паши Хотина (Павел Хотин - клавишник ЗВУКОВ МУ - А. Д.) - это общая студия. И каждый имеет там определенное время, и, в частности, я сейчас занимаюсь сам продюсированием, то есть записываю интересных, на мой взгляд, людей...

А. Д.: Молодых?
П. М.: Не молодых - разных. Вот сейчас я записываю одного 30-летнего человека - это уже возраст. Это такая какая-то странная музыка, хоть она исполняется и на электроинструментах, на электрической гитаре... Это еще одна попытка поискать что-то свое... Понимаете, это не новая мысль, об этом уже говорил Брайан Ино. Сегодня музыка давно уже занимает другое место - это фон будничной жизни. Скажем, если раньше я шел с пластинкой ПИНК ФЛОЙД или БИТЛЗ как с "куском золота" и слушал ее всю, не отрываясь и не один раз, то сейчас под музыку я делаю какие-то свои дела. Изменился сам подход к ней, теперь она служит для создания определенного настроения в вашем доме или концертном зале... Вот, например, Брайан делал музыку для аэропортов - люди ждут...

А. Д.: Состояние духа?
П. М.: Да. Вот это сейчас интересно мне... Я, естественно, не открещиваюсь совсем от старых методов, от танцев или мимики... Невозможно резко, вот так за несколько месяцев изменить имидж и стать другим. Джеймс Браун всю жизнь делал одно и то же, и до сих пор он король.

А. Д.: Ваша англо-американская эпопея - это была единовременная акция?
П. М.: Нет, у нас с фирмой Ино заключен контракт на несколько лет на таких, скажем так, мягких условиях. Все, что мы будет делать на Западе, контролируется его фирмой, все обсуждается с ним: все прожекты, концертные турне или видеосъемки... А здесь мы распоряжаемся всем сами... Результат всей этой истории такой - хотя мы и распались, но все на самом деле отлично. Ведь теперь у нас есть эта студия. Она там минимум какой-то стоит, но минимум, достаточный для записи людей. У нас была такая культурная цель, чтобы музыканты без средств могли не идти к жлобам этим, которые дерут по сто рублей в час, а записывались нормально, искали что-то творческое... Есть идея создать какую-то маленькую собственную фирму грамзаписи, чтобы давать людям радость, а музыкантам - какую-то материальную поддержку. Но сейчас разговор об этом еще преждевременен. Это связано с законами, которые, впрочем, могут у нас измениться...

А. Д.: В Америке ЗВУКИ МУ выступали вместе с РЕЗИДЕНТАМИ. У нас это малоизвестная группа, пожалуйста, несколько слов о ней.
П. М.: Да, у нас это малоизвестный ансамбль, но, с другой стороны, и не очень малоизвестный, потому что все, кто увлекается музыкой по-настоящему, их знают. Это такой очень странный ансамбль, для нас просто необычный. Группа у них анонимная, то есть ни на одном диске, ни на одном концерте не объявляются их имена - кто там под этими масками, никто не знает. Все время они выступают в масках, на улице даже появляются в масках...

А. Д.: Страх популярности?
П. М.: Ну, это, скажем так, на жаргоне, их "фенька". Интервью они практически не дают. И, тем не менее, это компания остроумных, веселых людей, умных, иронических, которые издеваются таким же образом, как и мы над некоторыми нашими вещами, ну, предположим, над американской ковбойской темой... Но делают это умно, тонко, без лозунгов. Поэтому этот выбор был очень удачен, для нас, во всяком случае. Пожалуй, их идея - это что-то похожее на то, что мы делаем сейчас. Это не означает, что мы у них что-то украли. Просто вот такой общий смысл происходящего на сцене, что наблюдается сегодня у нас, характерен сейчас для всех наиболее прогрессивных ансамблей... Я уже говорил, что это не рок-шоу, а скорее - аудиовизуальное искусство... В Нью-Йорке мы выступали в очень сложном зале - "Линкольн-центре". Это зал, где собираются интеллектуалы послушать, обсудить...

А. Д.: У нас такой публики нет?
П. М.: Нет, у нас есть такая публика, как же! Почему вы отказываете нашей публике в интеллектуальном уровне? Люди, предположим, которые ходят в Большой театр, думаю, с интересом посмотрели бы и нас... А в Америке это просто не считается стыдным, что можно пойти знаменитому писателю на рок-группу. Там это вполне нормально... От этого зал был очень сложный, но вот, был такой сдержанный успех, что меня очень устраивает... Понимаете, я не люблю этого ажиотажа - там, "отец родной" и выкрики... Дело в том, что время "мы все - братья" и "ребята, все вместе давайте" - оно ушло. Хорошо это или плохо, но это факт. Из нашей жизни это ушло...

А. Д.: Есть ли в Союзе человек, который по своим способностям и возможностям мог бы для вас стать вторым Брайаном Ино, и есть ли в этом необходимость?
П. М.: (длинная пауза) Вопрос очень интересный... Конечно, необходимость есть, потому что продюсер - это институт очень сложный и совсем другой, чем у нас это принято думать. Продюсер обычно делает концепцию всего альбома, концепцию звука, вплоть до какого-то "звукового имиджа". Это очень важная работа, и люди здесь должны быть с большим вкусом, умеющие ладить с непростыми людьми - рок-музыкантами. И вообще люди искусства не очень простые, бывают капризные... Я считаю, что проявление таких продюсеров (в хорошем смысле этого слова) - это дело будущего в нашей стране, это неотъемлемая часть какого-то культурного подъема, если он будет вообще у нас. Должен быть, но, знаете, столько чего уже должно было быть... Что касается меня... Такого человека я встретил на первых этапах своей деятельности. Это Василий Шумов. Он спродюсировал наш первый студийный альбом. И я там очень доволен звуком... И это не случайная вещь, что мы и сейчас работаем вместе, и я не воспринимаю это как "первое отделение", "второе отделение". Это - общий такой странный спектакль. И не обязательно искать какие-то смысловые продолжения... На этот раз мы объединились для того, чтобы попробовать сделать что-то новое, чего еще не было... Может быть, это было. Естественно - все было, но для нас лично - это новое.

А. Д.: Кому принадлежит термин "русские народные галлюцинации" (именно так некоторые музыковеды называют стиль, в котором работали ЗВУКИ - А. Д.)?
П. М.: Ну, это была просто шутка, которую критики взяли вдруг на вооружение. И это пошло, и многие уже с умным видом стали толковать... В общем, это из той же области вопрос, что и "А что значит ЗВУКИ МУ?" Такой коронный вопрос... Ничего не значит. Это шутка, которая мне не очень нравится, потому что, вы понимаете, пора уже знать, что мы русские люди... У нас русские имя и фамилия, но это абсолютно не означает, что мы будем с балалайками и водку пить - вот это все ужасно! А здесь есть эти оттенки - "русские народные галлюцинации", какое-то самолюбование, что ли. Вот это, в конечном итоге, приводит к таким вещам, как скажем, организация "Память". Когда у таких способнейших и одареннейших людей как Валентин Распутин или Василий Белов произошло абсолютное смещение ориентиров. Это происходит из-за отсутствия культуры в широком смысле этого слова... Талант, дар - это еще не культура... Понимаете, любой фанатизм порочен. Какой бы он ни был, даже ради благих целей!..

Новый проект Петра Николаевича называется МАМОНОВ И АЛЕКСЕЙ, программа которого состоит из двух, на первых взгляд, практически автономных частей, однако связанных между собой концептуально общим абсурдным началом. По сути, это был музыкальный спектакль абсурда в двух действиях.

"Звуковая коллекция Шумова" (именно так называлась первая часть спектакля) "строилась" вокруг "жуткой истории"... - серии убийств на улице Горького и криминального расследования, которое ведет МУР. В конце концов, все закончилось кровавым исходом, зловеще разыгранным статистами труппы Мамонова, как раз под звуки "Васиных Именин", - заключительного номера Шумовской "коллекции".

Что касается музыки, то она, как всегда у Шумова, была "бьющей по нервам" (неудивительно, что некоторые из зрителей, не выдержав "электронной терапии" Василия, в панике покинули зал...) - с бесконечно повторяющимися беспокойными гитарными ходами, "холодной" пульсацией ударных и "тревожным" звучанием клавишных. Одним словом, вся Васина "коллекция" была сработана в самых лучших "центровских" традициях, с которыми заинтересованные лица могут обстоятельно познакомиться, прослушав пластинку группы ЦЕНТР - "Сделано В Париже", недавно выпущенную фирмой "Мелодия".

А. Д.: Петр, вы снялись в нескольких фильмах. По вашему мнению, где вам удалось лучше реализовать свои способности?
П. М.: Вот это фильм, который сейчас выйдет на экран - "Такси-блюз". Мне эта работа нравится. И то, что я сделал там, тоже. У меня была большая роль. И мне кажется, что там что-то вышло. Все предыдущее, что я делал, -"Игла", в частности, документальные съемки - все это было первыми пробами. Я к ним серьезно не отношусь. Режиссер картины - Павел Лунгин, он моих лет. Раньше был сценаристом. Но на этот свой очередной сценарий он решил сделать фильм сам. Благо, сейчас для этого есть условия. Ему предложили сотрудничество французы. Съемки велись в Москве, а французы помогали аппаратурой и в озвучивании фильма...

А. Д.: Предлагала ли "Мелодия" вам сотрудничество?
П. М.: Предложения есть. Однако я предпочел на "Мелодии" только печатать свой тираж под собственным "лейблом". Насколько это все реально, я пока не знаю. Но мне кажется, какие-то пути для этого есть...

А. Д.: Несколько личных вопросов можно? Вы женаты?
П. М.: Да, я женат.

А. Д.: У вас есть дети?
П. М.: Да, трое детей. Старшему шестнадцать.

А. Д.: Как семья смотрит на ваше творчество?
П. М.: Моя жена - мой менеджер. Эти концерты - ее первый опыт. Так что работаем вместе.

А. Д.: Вы счастливы?
П. М.: Моментами... Как все люди...

В антракте звучала симфоническая музыка (разумеется, в записи). Довольно короткие медленные пьесы, очень схожие по своему меланхолическому настроению - они рождали у меня какое-то "предгрозовое" чувство надвигающейся беды. Я слушал эту странную музыку и размышлял над тем, кому она принадлежит. Может быть, Брайану Ино? Его музыка для аэропортов или что-нибудь в этом роде? Впрочем, после интервью с Мамоновым об этом оставалось только гадать...

Когда раздвинули занавес, первое, что бросилось в глаза - это огромный, во всю сцену экран, залитый непередаваемо чистым, почти прозрачным небесным светом тех поразительных тонов и оттенков, характерных, пожалуй, только для пейзажных шедевров с видами Фудзи великого мастера ксилографии Кацусика Хокусая. Явным диссонансом в море спокойных красок выделялась рамка, очерченная едко-красным цветом, которая была подвешена метра на два над сценой, - над ней, почти не шевелясь, восседал с гитарой Алексей Бортничук, брат Мамонова.

...А на сцене "царствовал" Петр, выразительно изображая самые различные "объекты" - первоклассного танцора, выписывающего немыслимые па, человека-марионетку, всеми членами которого управляет невидимая рука таинственного кукловода, пижонистого висельника в строгом костюме, манерно дергающегося на веревке в предсмертных судорогах...

Грациозность пластики, эксцентричность движений и выразительность мимики Мамонова, между прочим, мне напомнили манеру игры актеров фольклорного театра "Кабуки". Их объединяет и общая страсть достигнуть полного совершенства в искусстве перевоплощения...

Музыкальные приемы были самые разнообразные - от интеллектуальных гитарных "запилов" в стиле Фрэнка Залпы до "грязных" негритянских аккордов а ля РОЛЛИНГ СТОУНЗ (например, в песне "Красный Автобус С Белой Полосой..." мне показалось, что Мамонов намеренно использовал до боли знакомую "пронзительную цитату из роллинговой баллады "Небеса", доведя ее до полной экзальтации, при этом, правда, несколько видоизменив...). Но это была не эклектичная смесь. Каждый новый номер логически исходил из предыдущего, в чем-то его дополняя. Даже декламация стихов не выпадала из этого ряда и была как нельзя кстати, вызвав у зрителей взрыв восторга сначала "панковской" "Наташей", прочитанной с пафосом, а потом - печальным монологом неизвестного автора, прозвучавшим по-английски.

Возвращаясь после концерта домой, я думал: здорово, когда ты можешь поделиться своими ощущениями этого мира. И это счастье, когда все, что в тебе есть, ты реализуешь, чтобы рассказать людям о чем-то своем...

Александр ДОЛГОВ
30.03.1990



Все было не так уж плохо

Несмотря на ничтожнейшую рекламу, предшествовавшую 1 Всесоюзному фестивалю "Рок-Акустика", в Череповец съехались люди из Москвы, Питера, Свердловска, Нижнего Новгорода. Были ребята из Владивостока, Барнаула и Красноярска, из Уфы, Перми и Киева. И, разумеется, сами череповчане. Музыканты и журналисты, фотографы - любители и профессионалы. Друзья всех вышеперечисленных, сочувствующие, а также просто тусовщики...

Что касается причин проведения фестиваля... Об этом рассказала заведующая организационным отделом Горкома Комсомола:
- В сентябре у нас был фестиваль "Монстры Рока", но, поскольку рок-музыка включает в себя очень много направлений, мы хотели, чтобы она была представлена и акустикой. Рок-критики утверждают, что рок-акустика - это совершенно уникальное явление, родившееся в нашей стране. Мы как организаторы очень хотели, чтобы как альтернатива или как дополнение сентябрьскому фестивалю у нас прошел бы и этот - "Рок-Акустика"...

На собрании с участниками ничего существенного сказано не было. Попросили хорошо вести себя в гостиницах, не оставлять на ночь в номере посторонних. На первом концерте должны были выступать Юрий Наумов, Юрий Морозов и ДЯДЯ ГО. Они по разным причинам отсутствовали. Пришлось в спешном порядке искать им замену.

Не знаю, кто конкретно должен был заняться этим вопросом, но сложилось такое впечатление, что на протяжении всех трех дней фестиваля "голова болела" только у президента череповецкого рок-клуба Игоря Андрухова. Эпизодически мелькал то тут, то там Женя Колесов - тоже из череповецкого рок-клуба и, говорят, тоже один из ответственных за проведение "Рок-Акустики".

Разумеется, замену нашли: первым выступил Александр Пугачев.

Александр - череповчанин. Раньше играл в небезызвестной группе РОК-СЕНТЯБРЬ. Вместе с ним в ту пору были в СЕНТЯБРЕ и Юрий Шевчук, и Саша Башлачев...

Кстати сказать, "Рок-Акустика" была задумана таким образом, чтобы вся атмосфера фестиваля была пронизана памятью Башлачева. Хотя... "Этот фестиваль не является посвящением Башлачеву. Мы считаем символичным уже то, что этот фестиваль проводится здесь, в Череповце. Но посвящать его официально Башлачеву - это было бы очередным спекулятивным актом на его имени. Их было предостаточно, и еще, кстати, будут, по-моему. В ближайшее время в Ленинграде опять будет проводиться какой-то очередной мемориал... 20 февраля... В "Октябрьском"... Я считаю, что этого делать не стоит". Таково мнение (которое я считаю вполне справедливым) все того же Игоря Андрухова.

Удалось ли выдержать весь фестиваль в нужном ключе или не очень - уже другой вопрос, но главное, что так было задумано. И за одно только это можно сказать спасибо тем, кто заботился о подготовке и проведении "Рок-Акустики"! Например, москвич Вадим Степанцов, на мой взгляд, никак не вписывался в общее настроение выступавших (а его и в программе-то не значилось!). Может, его песни действительно хороши чем-то (?), но они были бы вполне уместны на каком-нибудь дружеском туснячке, на сейшне местного масштаба или где-нибудь еще. Но уж никак не на Всесоюзном фестивале, тем более связанном с именем Башлачева! Степанцовский "Эротоман"... или "Пьяная, помятая пионервожатая, с кем гуляешь ты теперь, шлюха конопатая..." К месту ли?..

Нет, я не за то, что надо было превратить весь фестиваль в слезный "концерт памяти"... Хотя там и прозвучало одно или два прямых посвящения Саше... Но назвать "скорбным" выступление, например, Ника Рок-н-Ролла или АДО, или Алексея Хрынова ("Полковник"), было бы очень затруднительно. Да и все остальные не были явно опечалены чем-либо. Тем не менее...

Одним из наиболее ярких исполнителей собственных песен показался мне Александр Холкин. Невысокий парнишка, мелькавший иногда в артистической, привлек мое внимание еще до выступления. Никогда раньше Сашу я не видела и, не зная еще, кто это, собственно, такой, сразу почему-то подумала, что его надо бы обязательно послушать. И, к счастью, не ошиблась! Говорить о его песнях трудно - их надо слушать! Человек с достаточно тяжелым взглядом на жизнь, мирское бытие... А вот, кстати, небольшой кусочек из интервью с Троицким:

- Кого бы вы могли выделить сегодня в жанре рок-акустики?
- Есть несколько новых неплохих групп. Я не видел все "живьем", но слышал записи. Скажем, АДО, ДЯДЯ ГО из Барнаула, ленинградские ДУХИ. С другой стороны, есть несколько сильных бардов. Например, Демин из Владивостока, парень из Горького по кличке "Полковник", слышал неплохие записи парня из Свердловска...

- Саша Холкин?
- Да...

- Как вы соотносите то, что он делает, с творчеством Александра Башлачева?
- Я вижу явные параллели. Не знаю, знаком ли он с творчеством Башлачева. Если да, то Башлачев, несомненно, оказал на него сильное влияние. Если нет, то тем лучше. Это значит, что человек настолько талантлив, что сам пришел к сильным поэтическим образам.

Вот так. Преемник? Да еще и тезка. Случайность, конечно. Хотя сравнивать совсем не стоит. А любят почему-то всех с кем-нибудь сравнивать. Странная привычка! У русского народа, говорят, великая душа - труженица. Трудится много, а "когда душа мокра от пота, ей некогда ни думать, ни страдать...".

Как славно выйти в чисто поле
И крикнуть там: Червона мать!"
Мы - кузнецы! Чего же боле,
Что можем мы еще сказать?..
Когда душа мокра от пота,
Ей некогда ни думать, ни страдать
Но у народа нету, нет плохой работы
И всякая работа благодать!
Не позволяй душе лениться
В республике Свободного труда:
Твоя душа всегда обязана трудиться,
А паразиты - никогда!


Соответствует действительности. Печальной, правда, но уж какая есть... А обещанные программой фестиваля К. Кинчев и Е. Летов так и не приехали, зато было множество разрисованных и "разодетых" фанатов Кинчева. Их ожиданиям не дано было оправдаться. А если еще учесть, что в Череповце звезды такой величины бывают не часто, то, наверно, всем, кто не дождался кумира, было очень обидно. Плюс истраченные на билеты деньги да израсходованные на соответствующий макияж краски...

Немногим счастливчикам повезло услышать ЧАЙФ в акустическом варианте. Интересно. И, главное, совсем не хуже, чем в привычном "электричестве"!

Подъехал-таки запоздавший Наумов. Равно, как и Науменко. Последний, правда, удивил... (как бы сказать, чтобы..?) чересчур развязно-бытовым состоянием. (Каково сказано?) После его выступления в фойе было высказано мнение одной из зрительниц: "...на сцену вышел Майк. С бутылкой водки. Мы обмерли. "Легенда рок-н-ролла" довольно твердо стояла на ногах, пела слегка заплетающимся языком и брала потрясающе не те аккорды. Зал ожидал полубога, а получил пьяного сатира... Дело не в водке, бог с ней, мы люди привыкшие, - а в том, что нам ехать к черту-на-кулички, а автобусы ходят до 24:00".

Наумову, надо признать, не очень повезло со слушателями. Выступал он в вечернем концерте второго дня, народ в зале к тому времени успел устать. Во-первых, из-за того, что многие были и на дневном концерте, а во-вторых, еще и потому, что Наумову было отдано заключительное время вечера. Из зала многие разошлись, остальные не смогли отдать должное музыканту в силу вышеуказанных причин.

Ленинградец Кирилл Комаров признался, что ожидал большего от этого фестиваля. "Это мой первый фестиваль. Ехал - волновался. Ожидал увидеть в зале 900 интеллектуальных рож. А вместо этого..." Да, а вместо "интеллектуальных" - на каждый десяток - половина гопнических. У Кирилла довольно-таки сложная музыка, да и стихи простотой не отличаются. Чем-то напоминает Наумова с долей Гребенщикова. (Это не в укор!) На любителя, вообще.

Обидно за прекрасную киевскую группу ПАРК РАЗБИТЫХ ФОНАРЕЙ. Тоже не понята. И не потому, что плохо, а потому, что и понимать-то некому было! Вот если со сцены пару раз выругаться матом, тогда твое выступление пройдет на "ура". Странная логика. Жаль...

Проявил инициативу нижегородский рок-клуб: в фойе продавались "Нижегородские рок-н-ролльные ведомости", плакаты Башлачева. Кстати, там же на протяжении всех трех дней вели активную деятельность "Картинники". Под бессменным руководством В. У. Кашкина. (Борис Устинович его зовут). Общество "Картинники". Всенародное... "Чтобы вступить в это общество не нужно никуда вступать, а надо рисовать картинки". На фанерках, дощечках, с коротенькими рифмованными фразами, типа: "В дни перестройки - работа и труд, в годы застоя - стыд и позор", "Если служишь ты в нашей советской милиции, не преследуй ты тех, кто в беде даже смог веселиться".

Рядом преспокойно расхаживает Ник Рок-н-Ролл, где-то недалече - Янка, Силя, Юрий Морозов. И никто на них не бросается - ни милиция, ни поклонники. Идиллия! Кстати, насчет Селюнина бытуют очень разноречивые мнения: одни говорят, что он, несомненно, гений, а другие уверены, что это откровенная халтура и похабщина. Ну что ж, бог ему судья!

Сейчас, когда фестиваль уже закончен и все передряги и неувязочки отошли в прошлое, когда сидишь в Москве и вспоминаешь "Рок-Акустику", видится, что вообще-то ведь, все было не так уже плохо. А то, пожалуй, даже и хорошо! Дай бог, чтоб "Рок-Акустика" собирала ежегодно и прежних друзей, и новых. Как сказал однажды М. Леонидов (да-да, из СЕКРЕТА): "У нас есть таланты, но нет техники, времени и места". Теперь вроде место нашлось, особой техники не надо, а время можно выкроить - уж четыре дня-то!

Наталья МАРКОВА


Межкниг - Горбушка

В последнее время подозрительно отчетливо стало вырисовываться такое правило: если чего-то в "Горбушке" играет, если там тусуется разношерстный пипл, если зал при этом, тем не менее, почти пуст - значит, тут "Интершанс". Либо что-нибудь ему подобное.

Обычно эти мероприятия славны, прежде всего, си-би-эсовскими пластами да постоянно открытым буфетом. Потому-то и является сюда до сих пор масса народная, а вовсе не потому, что до сих пор все настолько наивны, чтобы надеяться увидеть что-нибудь стоящее.

То же происходило и в мае нынешнего года.

На афишах - куча кайфа для фэнов: МАРИЛЛИОН, ПИКНИК, Вова Синий, ЛЯПУСЫ ОПИНА, то есть ОПЫТЫ ЛЯПИНА, ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ, КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА, родной лабораторский КРЕМ, РЕ, СУПЕР Р и много-много других, не менее любимых и известных команд и конкретных персон. Пластиночки, вроде, тоже ничего себе - РОЛЛИНГ СТОУНЗ, КЛЭШ, еще тама кой-чего. Пристойно, пристойно - тут уж нечего сказать.

Билетики, правда, тоже стоили... пристойно. По шесть рубликов... Ну да ничего. Дело привычное. Во всяком случае, надо же ведь когда-то привыкать!

Неопытные завсегдатаи "Горбушки", по старинке, хотели проникнуть внутрь на халяву. Не тут-то было! Строгие бабули и молодцеватые мужички в штатском чутко охраняли все входы, выходы, окна и щели. Сила! Так и до коммунизма недалеко!

Шла вся эта тягомотина аж три дня... И ничего принципиально нового за это время повидать не вышло. Не удивили хорошим выступлением ни КРЕМАТОРИЙ, ни ОПЫТЫ ЛЯПИНА. Они всегда на высоте - к этому пора привыкнуть. Вот и привыкли. Здорово! Но не ново.

Интересные вещи показали харьковчане РАЗНЫЕ ЛЮДИ. Талантливые ребята. Трехголосье! Сильный голос вокалиста. Неожиданно. Это одно из очень немногих светлых пятен тех трех дней.

КОШКИН ДОМ представил затейливую, но достаточно оригинальную помесь Бутусова с Кинчевым. Тоже интересно.

Тихой, премилейшей тенью слонялся, создавая видимость сильной занятости, несколько пьяный Сергей Чантурия (СУПЕР Р, бывш. ВИЗИТ).

По этажам, в предвкушении появления Ника Рок-н-Ролла то там, то сям мелькали какие-то личности. Ник, кстати, так и не появился. Да и с чего бы ему?

Между прочим, как это обычно и случается, ПИКНИК и МАРИЛЛИОН, подобно Нику, тоже не появились. К великому огорчению.

Вокруг "Горбушки" все дни проходил оживленный торгово-обменный тусняк собирателей пластинок.

Заключительный концерт - апофеоз металла. ГИБЕЛЬ БОГОВ, СУПЕР Р, НОВЫЙ ЗАВЕТ, КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА.

Верно поет Летов (Егор): "Какая песня, какая попсня, какая попсня, какая попсня! Вырубите на ...!" И так несколько раз подряд! Господи, как он был прав! Какой облом случился у взвинченных фэнов, когда КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА догадалась выпустить на сцену обольстительных, почти полностью нагих девиц! Как жаль, что только на сцене, а то бы...!!! И еще хуже, когда эти девицы после выступления оказались одетыми!! Ну зачем, спрашивается, так немилосердно травить юные неокрепшие души!!! Обманывать их тайные мечтания?..

А вообще-то, в большей или меньшей степени обманутыми оказались многие. Одни - из-за отсутствия обещанных групп. Другие - из-за выброшенных в глотку "Межкниги" денег, которые, как говорится, на дороге не валяются. Кто-то из-за невозможности купить желаемую пластинку: одна штука - 20 рэ. Для многих - цена совершенно неприемлемая, даже если очень хочется. Ну, и еще много подобных вещей...

Если заранее все известно, то зачем... Ну, понятно: деньги-то даже "Межкниге" за так никто не даст, вот и приходится...

Марк Н.


Совершенно откровенный рассказ Китайца
DIE SCHWARZE KATZE. Москва! Снова ЧЕРНАЯ КОШКА


Вообще

Никто из нас по отдельности никогда не думал, что возможно создать коллектив единомышленников-акционеров. Все жили своей жизнью, иногда встречались, пили пиво, ели, спали, курили и т. д. Ходили на концерты АМНИСТИИ. Все шло своим чередом. Сам я уже давно подумывал сделать что-то интересное в области музыки. Один раз это была идея создать группу, играющую рэп-музыку. Я хотел подключить к этому делу моих однокурсников. Но дальше всеобщего разговора и одобрения это не пошло. А началом послужил совершенно рядовой случай: я зашел в гости к своему будущему барабанщику. "Лёх, мы тут хотим записать какой-то музычки. Миха побренчит, Финн на басу поиграет, а тебя мы приглашаем покричать слова". "Отлично!" - сказал я и тут же договорился по поводу базы. Ведь лучше записать это всё с более или менее нормальным аппаратом!

Начало

Так как я никогда не записывал музыки (а тем более не пел песенки), я решил, что нам нужны клавиши. Тем более все настоящие музыканты используют любимый всеми секвенсорный антураж. Клавиши "Ямаха ПСР-36", любезно предоставленные мне моей однокурсницей, база над тушинским, вернее, алёшкинским пивняком, гитары, взятые напрокат у друзей, - это было началом ДИ ШВАРЦЕ КАТЦЕ. Было весело. Лепили всё от фонаря. Включаешь драмс, гитара бренькает что-то типа "Мои клеша как назло промокли", и я (как тот казах) пою то, что вижу и думаю в данный момент. Весь этот бред был записан на иностранную кассету длиной в 90 минут. Из всего этого звукобредового шума впоследствии родились "Белые Розы" и "Саша-Афганец".

Пост-начало

В голову лезли грандиозные планы захвата советского музыкального Олимпа, основание своего музыкального театра, скупка всех студий и полный диктат рок-н-ролла в совке. Это все было бы осуществимо, были бы у нас гитаристы. Те, что играли в начале, не хотели играть "Белые Розы". (И зря: эта вещь до сих пор уверенно занимает первые пять мест в хит-параде журналов "Наш современник", "Огонек" и "Биллборд".) И вот пришли Ильич и Войвод. И мне кажется, что пришли они не зря. Ильич, он лысый, поэтому он и Ильич. Войвод раньше был волосатый, но до сих пор любит ВОЙВОД.

Соответственно...

Характеристика с места работы

Тушинский народный блицкриг-джаз квартет ДИ ШВАРЦЕ КАТЦЕ существует уже несколько месяцев, но зато как существует!

Персонажи

Ильич - гитара. Лыс и невозмутим. Также как порой и невыносим. Большой любитель трэша и СЕКС ПИСТОЛЗА. Гитара в руках с рождения. Друг и сподвижник таких гитаристов, как Виктор Зинчук, Виктор Цой, Ингви Мальмстин, Толя Макальпин, Саня Розенбаум. Наш КИНГ КРИМСОН.

Войвод - друг Ильича. Живут в соседних домах. Темная лошадка. Говорит, что занимался бас-гитарой в джазовой школе. Наверняка врет.

Китаец - распевки. Нераскрытый гений во многих культурных областях. Художник, поэт, прозаик и мазохист. Петь начал после того, как начал пить. Музыкальной грамоты никакой.

Сейчас

Группа ДИ ШВАРЦЕ КАТЦЕ делает блицкриг-джаз и совершенно никого не впрягает понимать это. Наша музыка - это наши мысли, ей мы выражаем свое отношение ко всем вам. Если вам не нравится, можете не слушать. Напоследок можем сказать одно: такого ещё не было. По крайней мере, у нас в стране. Мы ни на что не надеемся. Ничего не ждём. Мы играем. Этого достаточно. Нас слушают. Этого более чем достаточно. Мы не выражаем никаких политических взглядов и платформ. Политика - политикам.

Мы - музыканты, мы делаем акцию.

Спасибо Диме Якомульскому за возможность сыграть в "Красном Октябре". Спасибо МОНГОЛАМ ШУУДАНАМ за "Любо, Братцы, Любо...". Пожалуйста саксофонисту МОНГОЛ ШУУДАНА за то, что пришел на запах. Спасибо всем, кому мы по приколу. Наш цвет - чёрный.

Китаец


Андеграунд

Я работаю по ночам в депо метрополитена Мойщиком вагонов. Я мою вагоны. Я - Мойщик вагонов первого разряда, потому что я мою за ночь всего один вагон. Мойщик вагонов второго разряда моет за ночь два вагона. Мойщик вагонов третьего разряда - три. Мойщик четвертого разряда - четыре вагона. Мойщик пятого разряда - пять. Мойщик вагонов высшего, шестого разряда моет за ночь шесть вагонов и получает в шесть раз больше, чем я. А на работу он ездит в белом автомобиле. Его уважает начальство. Ему завидуем мы - Мойщики вагонов более низких разрядов. Особенно я, потому что мне моей зарплаты хватает только на то, чтобы не умереть с голоду. А домой я еле доползаю, ем, если есть что поесть, а потом валюсь в постель, как убитый, и сплю весь день. Вечером мы с женой оставляем ребенка ее подруге и идем в кино или кафе, или к друзьям послушать музыку, потому что дома у нас ничего нет. Иногда, если пригласят друзья, ходим на концерты, если, конечно, бесплатно. Потом кошмарная ночь жалкой, неполноценной любви и детского крика. На следующий день я пытаюсь выспаться, но внизу шумят машины, как будто улица находится у нас в прихожей. Потом чуть живой я тащусь на работу мыть вагоны. И там я обязательно должен за пятичасовую смену вымыть один вагон, чтобы пассажиры утром смело садились на сиденья, и им было приятно ехать на свою работу.

В нашей бригаде шесть человек - с первого по шестой разряд. Каждого по одному. Мы работаем через ночь. Когда мы не работаем, работает другая бригада, тоже из шести человек.

Честное слово, наша работа - работа Мойщика вагонов - не из приятных. Приходится выгребать такое и стирать со стен (если только не нацарапано гвоздем) такое, что на нашу работу берут только мужчин. От нецензурных надписей до менструальных тампонов и блевотины. Но мы работы не боимся, лишь бы платили. Мы все мечтаем стать Мойщиками вагонов шестого разряда, чтобы получать столько денег, чтобы можно было иметь дом за городом и машину и чтобы начальство уважало.

Недавно при загадочных обстоятельствах погиб наш Мойщик третьего разряда. Как выяснилось, его убил наш Мойщик второго разряда, чтобы занять более высокооплачиваемое место. Как это ни ужасно, я обрадовался, что его посадили. Я надеялся, что меня поставят на его место, и я смогу снять квартиру в лучшем районе. Но мои надежды не оправдались. Взяли человека со стороны. Какого-то дальнего родственника нашего Шефа. Мне было очень обидно, ведь я мыл вагоны лучше и быстрее. А перейти на разряд выше очень трудно. Сначала надо научиться успевать мыть вагон за полсмены. Тогда Мойщик имеет право просить начальство о повышении. А когда Мойщик умудряется вымыть вагон за треть смены, его решением квалификационной комиссии переводят в Мойщики вагонов второго разряда. За первую треть смены он моет один вагон, а за две последних трети он только-только успевает вымыть второй, так как очень устает после первого. Несмотря на зависть, мы все очень дружим. Мы встречаемся в ночном подземном кафе "Папоротник", выливаем чашечку кофе, кто может себе позволить - с коньяком, съедаем пару сосисок или бифштекс (почему-то всегда холодный), а потом опять идем домывать свои вагоны.

А еще у нас есть Проверяльщик вымытых вагонов. Об этой должности можно только мечтать. Он ничего не делает, только ходит и проверяет, достаточно ли хорошо мы вымыли вагоны. Если он заметит за кем-либо какой-нибудь пропуск в виде полоски пыли на сидении или отпечатка пальца на стекле, он докладывает начальству, и этого мойщика без всяких разговоров увольняют. У нас с этим строго. Проверяльщик вымытых вагонов раньше был Мойщиком шестого разряда, а когда он научился мыть за треть смены шесть вагонов, его перевели в Проверяльщики, и теперь он получает, практически ничего не делая, в семь раз больше, чем Мойщики первого разряда, как будто моет за смену семь вагонов. А нам - Мойщикам очень обидно. И мы все ему завидуем, даже Мойщик шестого разряда, потому что Проверяльщик ездит на работу в черном автомобиле и у него есть дом на берегу моря.

Я проработал в депо три года, и меня перевели в Мойщики вагонов второго разряда. И я теперь живу в хорошем районе. А на мое место взяли одного хорошего парня - студента. Он проработал в депо полгода и изобрел такую машинку, которая сама за смену моет двадцать вагонов, и его назначили Проверяльщиком вымытых вагонов, а нас всех уволили.

А еще через полгода кто-то изобрел такую машинку, которая сама проверяет за смену все вымытые вагоны. А стоит эта машинка столько, сколько я когда-то зарабатывал за один вымытый вагон.

Поэтому я и стою сейчас на перроне и жду поезда, а в руке у меня книжка "Анна Каренина".

Герман ДИЖЕЧКО

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 28 апреля 2010, 11:16
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииСергей Гурьев - "История группы Звуки Му"Игорь Лунев02.09.2008
РецензииСергей Гурьев - "История группы Звуки Му"Старый Пионэр21.04.2009
АрхивЗВУКИ МУ (разные издания)Старый Пионэр08.06.2005
Архив"Комсомольская Правда" 12.04.1989 (ЗВУКИ МУ, КИНО, АУКЦЫОН)Старый Пионэр15.02.2008
СтатьиСеверо-западный слон (о спектакле Мамонова "Мыши, мальчик Кай и Снежная Королева")Максилла Кузнецов31.03.2004
Архив"Туесок" №04(22)'1992 (П. Мамонов, С. Воронов, С. Намин, К. Никольский, В. Веселкин)Старый Пионэр02.07.2008
Архивк/ф "Такси-блюз" (разные издания)Старый Пионэр04.12.2008

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 8 / 0.022