Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, часть 2 (разные издания)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Архивные материалы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Старый Пионэр
Site Admin
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2867
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 25 Янв 2006, 17:10 - НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, часть 2 (разные издания) Ответить с цитатой

НАУТИЛУС или POMPILIUS?

"Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки", - распевно предсказывает Вячеслав Бутусов, солист свердловской группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. Милая, грамотно аранжированная песенка "Эта Музыка" открывает последний альбом этой группы "Разлука", единственный, кстати, магнитофонный альбом, попавший в десятку лучших программ прошлого года.

Итак, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС - открытие 1987 года. Журналистский титул "лучшего дебютанта" ансамбль отвоевал у своих конкурентов, среди которых были и ностальгический МИСТЕР ТВИСТЕР, и обворожительная Лайма Вайкуле... Все это хорошо, но мне кажется, что восторженные комплименты - "филигранное творение студийных ювелиров", "подлинный триумф молодого свердловского рока", "сокрушительный для столицы контраст", "музыкальная самобытность", "система сложных символов и аллегорий" и особенно "оригинальность" - слишком поспешный, радостный и неоправданно щедрый аванс. Уж что-что, а свою оригинальность они пока ничем не доказали.

Напротив, творчество их вторично с головы до пят.

Шаловливая социальная задиристость, "чернушные" бытовые сюжеты - все это было, было - стоит вспомнить хотя бы Сергея Рыженко или Юрия Шевчука (можно припомнить и ленинградскую группу МИФЫ). Что же касается нарочито абстрактных вещичек НАУТИЛУСА типа "Рвать Ткань", "Мальчик-Зима" или "Праздник Общей Беды", то их стилистика - еще одно доказательство (все-таки спорного!) тезиса, что вся нынешняя текстовая музыка неумолимо подвержена явному или скрытому влиянию гипнотически-грандиозного наследия Бориса Гребенщикова (наследие, потому что "рок-н-ролл мертв" и БГ, похоже, ...устал). Кстати, бескомпромиссность и сленговые "прихваты" музыкальных картинок НАУТИЛУСА напоминают очень ранний АКВАРИУМ.

Пожалуй, самая сильная по уровню эмоционального воздействия песня свердловского ансамбля - антивоенный марш "Шар Цвета Хаки" (на диске фирмы "Мелодия" номер назван "Новые Легионы"). Это не вялый, испуганный, безвольный пацифизм, но гимн, протест разбитых и искусанных губ, ярость затравленных чувств, ярость людей, не желающих становиться роботами или садистами:

"...Но кто-то решил, что война,
И покрыл меня черным...
Я вижу дым - там, где я не был,
Я чувствую гарь.
Я знать не хочу ту тварь,
Кто спалит это небо!"


Очень созвучно, на мой взгляд, горьким строчкам живописца Марка Шагала:

"Я вижу дым,
Огонь и газ, входящие в лазурь
И облак мой вдруг сделавшие черным".


...Конечно, многие тексты НАУТИЛУСА бьют наотмашь, это почти всегда попадание "в десятку". Но - лишь в соединении с нотными изысками, но - при определенном эмоциональном настрое слушателей, но - вне попытки сравнительного анализа с текстами, допустим, Андрея Макаревича или Константина Панфилова.

Автор большинства текстов - давнишний друг и постоянный спутник музыкантов Илья Кормильцев. Цитирую интервью с В. Бутусовым: "С Ильей мы работаем так: он предлагает текст, я его фильтрую через себя, дополняю или отбрасываю что-то. Обычно у нас мнение сходится... Мы как единое целое".

Что же касается музыки как таковой, то самое главное, по-моему, что у Бутусова и Ко есть своя (не значит - новая и оригинальная!) модель самовыражения, хотя нет-нет да проскальзывают подозрительно привычные интонации.

Допустим, слушаешь припев "Этой Музыки" и невольно в памяти всплывает: "Потолок ледяной, дверь скрипучая..." Хотя... Еще Пол Маккартни, отвечая на едкий выпад журналиста по поводу схожести его композиции с вещами Дэвида Эссекса, заметил: "Музыкальные идеи носятся в воздухе".

Идеи идеями, но что касается конкретных приемов и аранжировки, тут "наутилусам" надо отдать должное - они на высоте. "Если я заменю батарейки",- поет Бутусов, и инструментальный "бэкграунд" плывет, как будто тянется пленка, как будто действительно подсели батарейки, как будто взаправду нужна порция свежей крови... Но смогут ли ребята стать донорами чахнущего отечественного рока, право, не знаю. Все-таки чего-то им недостает. Как когда-то квинтету ИГЛЗ - "впечатление, что машина идет по отличному шоссе на второй скорости, нет чтобы поддать газку!"

НАУТИЛУСАМ не догнать АЛИСУ по ударности и экспрессии, АКВАРИУМ - по полифонии и метафоричности, МАШИНУ - по продуманности и мелодизму, АВИА - по зрелищности и гротеску. И даже по уровню искренности не сравниться им со своим уральским предтечей - ансамблем УРФИН ДЖЮС. Сдается, они будут вечно вторыми. НАУТИЛУС не станет лидером нашего рока - не сбудутся прогнозы! - потому что ему помешает... высокий уровень профессионализма. Да, да. Наша рок-музыка всегда славилась зарядом на социальный аспект творчества. НАУТИЛУС же слишком хорошо и слаженно владеет музыкой. Она не будет вечной. Слишком приятно и доходчиво. Это не только мое мнение, мне приходилось обсуждать работу свердловчан с ленинградскими музыкантами, которые вынесли свой жесткий приговор профессионалов излишне сладкой и "итализированной" музыке. (А у НП есть и такая.)

Бесспорно, НП - содружество очень талантливых, интересных исполнителей. Эта группа стала лауреатом прошлогодних конкурсов "Литуаника" и "Подольск", а на "Московской Рок-Панораме" - единственной группой, все выступление которой зрители прослушали стоя.

Они выросли в атмосфере плотного контакта "подмостки - зал": свердловская публика умеет слушать - спросите у любого гастролировавшего там музыканта... Пожалуй, было бы слишком категоричным отказывать "наутилусам" в лицензии на оригинальность: что касается сценического имиджа - не могу назвать ни отечественных, ни зарубежных аналогов. Магическая статичность гитариста Вячеслава Бутусова, необычная асимметричность Дмитрия Умецкого, сдержанная пластика - даже во время исполнения виртуозных саксофонных соло Алексея Могилевского...

Не случайно Алла Пугачева отметила, что, мол, послушать кассету с их записями - одно, а посмотреть на сцене - совсем другое. "Они цепляют зрителя. Даже тех, кто слышит их впервые. Это самое главное для артистов, выходящих на сцену. Я вижу их желание работать, думать".

После одного из концертов в начале нынешнего года я стал свидетелем спора двух известных рок-авторитетов. Один, только что вернувшийся из зарубежного турне, скептически покачивал лысеющей головой: "Они никогда не соберут Дворец спорта, это клубная группа". Другой уверенно возражал: "Толику рекламы, и НАУТИЛУС станет номером один на нашей рок-сцене.

Месяцем позже, в первых числах февраля, НП с успехом выступил перед многотысячной аудиторией в Лужниках. Не приходится сомневаться - их пластинки будут быстро раскупаться. Это самая впечатляющая группа сегодняшнего дня.

Их последние работы никак не хуже предыдущих. Бутусов говорит, что у ансамбля готово 14 новых номеров и еще 10 - запланировано. Что ж, поживем - увидим. И услышим. Смогут ли они "заменить батарейки", после того как поклонники в сотый раз прослушают "Алена Делона"? Хватит ли им мужества противостоять коммерческой машине? Не "прогнутся" ли они в своих "ударных" текстах? Не потеряют ли они голов от успеха? Словом, будет ли этот романтически-экспрессивный рок вечным?

Евгений ДОДОЛЕВ
Фото Евгения МАТВЕЕВА

"Смена" №7(1461), апрель 1988



Новый экипаж НАУТИЛУСА

В последние два года понятие "свердловский рок" стало ассоциироваться с группой НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. Созданный в 1978 году гитаристом и вокалистом Вячеславом Бутусовым и бас-гитаристом Дмитрием Умецким (кстати, архитекторами по образованию), ансамбль долгое время был в тени больших свердловских коллективов, таких как УРФИН ДЖЮС и ТРЕК. Но популярность этих групп довольно быстро потускнела, может быть, потому, что композиции, которые они играли, отличались усложнённой музыкой и "абстрактно-космическими" текстами.

Иной путь избрал НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, известный до 1985 года лишь узкому кругу меломанов. Кассеты "Невидимка" и "Разлука", записанные в это время ансамблем, показали, что соединение музыкального профессионализма ("фирменного знака" свердловской школы) и основанных на бытовых реалиях текстов находит живой отклик у юных слушателей.

Интерес к этой группе у молодёжи не случаен. Ей импонируют и подчёркнуто мелодичная музыка, и строгое, сдержанное поведение на сцене артистов. И главное, на мой взгляд, стихи - они о тех проблемах, которые сегодня волнуют молодых: это и тоска по настоящему делу, и будни становления молодого человека в маленьком городке, и преодоление собственной пассивности и сумрачной власти запретов, грозно подающих голос из прошлого.

Песня "Стриптиз" напоминает о разлагающей силе вчерашних "хозяев жизни" - торговых "мафиози", готовых, только дай волю, взять реванш. Философичность мысли сочетается с точными бытовыми зарисовками. Чеканность марша и антивоенная направленность "Шара Цвета Хаки" вызывают в памяти брехтовские зонги. С группой постоянно сотрудничает поэт Илья Кормильцев (среди написанных им и такая песня как "Скованные Одной Цепью").

Песни НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА всегда остросоциальны. Есть в его репертуаре и лирика, но это не пустопорожние шлягеры "о любви", которые заполнили эстрадные конкурсы, телевизионные и радиопрограммы.

В последнее время НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС стал лауреатом крупных фестивалей: "Литуаника-87" в Вильнюсе, в подмосковных Подольске и Черноголовке и на "Рок-Панораме" в Москве. Представители оргкомитета последнего фестиваля отмечали глубокую социальную направленность творчества ансамбля.

После успешных выступлений на фестивалях группа вызвала интерес не только слушателей, но и профессиональных музыкантов. В интервью одной из газет народная артистка РСФСР Алла Пугачёва сказала о НАУТИЛУСЕ ПОМПИЛИУСЕ: "Они цепляют зрителя. Даже тех, кто слышит их впервые. Это самое главное для артистов, выходящих на сцену. Я вижу их желание работать, думать".

На одиннадцатой звуковой странице вы услышите песни "Шар Цвета Хаки" и "Ален Делон".

Михаил СИГАЛОВ
Фото С. БОРИСОВА

"Кругозор" №5'1988



"Я хочу быть, всего лишь!"

Страшно не хотелось писать о них. Хотелось просто нажимать кнопку магнитофона и слушать, то громче, то тише... по настроению. И страшно не хотелось их цитировать, когда писать все же решился. Но этот заголовок - строчка из песни. Опять. Думаю, это закономерно. Почему? Попробую объяснить.

Концерт под лукавым названием "шоу-парад" идет часа четыре. В программе их выход во втором отделении. А до того рок-группы, авторы-исполнители, танцевальные коллективы, детский хореографический ансамбль и т. д. Кто-то лучше, кто-то хуже. Зал полон. Я не первый раз на такой "солянке". Немного жаль выступающих, потому что зритель пришел не на них, сегодня не на них.

После выхода рок-группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС люди ручейками потекут из спорткомплекса "Динамо". Так происходит на разных площадках, почти всегда, потому что после них никого не хочется слушать. Нужно, хотя бы на время, сохранить в себе уже услышанное... и подумать.

- Вячеслав, сколько лет НАУТИЛУСУ?

Бутусов сразу скучнеет, и мне становится неловко.

- Пойми, в разговоре о творчестве не важна дискография, не важно, кто, где, как и когда встретился, начал играть. Главное, что играть и как!
НАУТИЛУС - это просто счастливое стечение обстоятельств, которое могло произойти где угодно, совсем не обязательно в Свердловске.

Уважая позицию солиста группы, не станем раскапывать прошлые даты, события, перечислять рок-фестивали и конкурсы, где группа выступала и была признана зрителями и всевозможными жюри. Но все же любой артист, тем более рок-музыкант при всем желании не может оставаться только наедине со своим творчеством. Увы, околомузыкальный мир шумен и часто нескромен.

На заключительном концерте в спорткомплексе "Динамо" я случайно оказался рядом с кордоном милиции. Перед нашей скамейкой лежал протянутый в другой конец зала длинный канат, который стражи порядка любовно называли "веревочкой". Ведущая негромко произнесла: "группа НАУТИЛУС ПОМПИ..." Окончание слова было взорвано ревом и свистом.

Я обернулся. Ноги, вскинутые руки, разлетающиеся волосы, цветы, разодранные в крике рты. Сплошная стена человеческих тел неслась прямо на нас Милиционеры одновременно с выдохом: "Ну все. Началось!" - натянули канат на уровне пояса, отчаянно стараясь сдержать напор толпы.

Многие прорвались. Их ловили и стаскивали со сцены. Остальные повисли на канате, позалезали на стулья, поднялись с мест. И крик, крик, шквал звуков. Вряд ли кто-то услышал и половину первой песни.

О необходимости места для танцев на концертах рок-групп уже писалось и говорилось. Я о другом.

- В Свердловске вас принимают так же?
- Да, разницы никакой нет. На концерте нас воспринимает, может быть, десятая часть зала. Это мешает. Не то чтобы очень, но порой становится непонятно, для кого поешь? Кажется, что люди восторгаются только тем, что просто попали на концерт и воочию увидели ту или иную группу, а то и руками потрогали. С одной стороны, вроде бы поддержка, а с другой...

- А были у вас провальные выступления?
- Что ты! Сколько угодно. Например, как-то в Анапе выступали на стадионе. Публика курортная, лето, жарко, мамы с детьми, бабушки, в общем, отдыхающие. А тут мы. И впечатление такое, будто целый час лупишь в пустоту, а тысячи зрителей превратились в один кукиш.
Мы многое поняли теперь. В частности, то, что для больших залов мы не созданы. НАУТИЛУС - камерная группа.

Я испытывал время собой.
Время стерлось и стало другим,-


поет, забросив гитару на бок, почти за спину, Вячеслав Бутусов. И нужно напряженно вслушиваться в ритм, текст, в музыку, чтобы почувствовать - да, они и вправду каждый свой выход "должны начинать все сначала", как будто этот раз первый и последний.

Нужно слушать, потому что их песни не живут отдельно ни от нас с вами, ни друг от друга. По сути, это одно произведение, которое группа пишет уже несколько лет. Пишет своим опытом переживаний, своей болью за чужую беду, своей ненавистью к порокам и любовью к людям.

В одном из интервью автор текстов группы Илья Кормильцев назвал это мироощущение "горьким альтруизмом". И пояснил так: несмотря на победы, хорошие и светлые моменты в жизни, человеческая история в целом, даже история одного человека - это довольно горькая повесть.

И, наверное, прав В. Бутусов, говоря, что "читать эту повесть" лучше в спокойной, раздумчивой атмосфере, а не в ревущем зале. Концерты, разъезды, и везде нужно оставаться честным со зрителем.

- Я никак не могу понять - пожимает плечами Слава, - почему мы должны выступать не меньше пяти раз в месяц? Кто так подсчитал? Почему не 4 или 6? Мы свой второй альбом "Невидимка" делали полтора года. Тогда, по сути, и пришла какая-то популярность. На мой взгляд, этот альбом как единый образ более цельный и законченный, чем даже "Разлука".
Но нужно же развиваться, а где взять время для работы? Ведь у нас еще и семьи есть. И потом, нельзя все время ориентироваться на одну аудиторию. Зачем? Мы меняемся сами, меняется наше творчество.
Сейчас мы пришли к выводу, что давать остросоциальные образы, зарисовки мало. Нужно говорить об общечеловеческих ценностях, таких чувствах, как, скажем, любовь... Песня "Я Хочу Быть С Тобой" - это одна из попыток выйти на такой уровень и, кажется, довольно удачная.
Конечно, мы можем потерять часть зрителей, но, думаю, всегда найдутся люди, которые нас поймут.

Я ломал стекло, как шоколад в руке!
Я резал эти пальцы за то, что они
не могут прикоснуться к тебе, -


звучит со сцены, перекрывая несмолкающий гул в зале. Девушки, ребята раскачиваются в такт песни, кое-где вспыхивают маленькие факелы - зажигают спички, фантики от конфет, билеты. Успеваю подумать о негодовании пожарных служб Дворца спорта "Динамо", как вдруг взгляд наталкивается на милиционера, стоящего в двух шагах.

Молодой сержант, крепко сжимая в руках натянутый канат-"веревочку", не отрывает от сцены горящих глаз и что-то говорит. Прислушиваюсь.

- Я хочу быть с тобой! - поет.- Я так хочу быть с тобой...

Блокнот я уже закрыл. Задаю последний вопрос.

- У вас по сравнению с другими рок-группами необычный сценический образ. Вы стоите на сцене как вкопанные. Может быть, для того, чтобы помочь зрителю сконцентрироваться на песне?
- Можно и так сказать, конечно. Но образ этот сложился случайно. Возможно, из-за меня. Если, скажем. Костя Кинчев из группы АЛИСА - это сгусток энергии, он один может "завести" весь зал, то я по натуре человек флегматичный, вялый, что ли. Мне легче стоять.
А вообще-то зачем нас сравнивать? Рок-групп хороших много. АВИА, АЛИСА, МИСТЕР-ТВИСТЕР. Каждая делает то, что ей ближе.

Мы попрощались, и вот что подумалось: наверное, нет смысла искать ответа на вопрос, как им удалось в короткий срок стать одной из популярнейших отечественных рок-групп? Нет здесь никакого секрета. Как нет и усматриваемого многими искусственного надрыва в исполнении песен. Просто такое мироощущение естественно для Вячеслава Бутусова и Ильи Кормильцева, для саксофониста Алексея Могилевского и бас-гитариста Виктора Алавацкого, для клавишников Виктора Комарова и Алексея Хоменко, для ударника Владимира Назимова и для человека, без которого НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС как без рук, - звукорежиссера Владимира Елизарова.

Их и цитируют так часто скорее всего потому, что люди и песни здесь органичное целое. А кто еще может лучше рассказать о человеке, если не он сам? Для того чтобы играть и петь так, как они это делают, им достаточно "всего лишь быть", быть и чувствовать окружающий мир и себя в нем. И стараться оставаться свободными в своем творчестве.

Сегодня, когда НП приобретает профессиональный статус, это особенно важно. Ведь уже есть первые потери. Ушел из группы стоявший у ее истоков бас-гитарист Дмитрий Умецкий, посчитав сочетание творчества и ведомственной принадлежности невозможным.

На авансцене в луче прожектора неподвижная фигура В. Бутусова. Руки эффектно вскинуты к голове. Глаза закрыты. Это не поза. Чтобы петь, он должен "поймать настроение" в море гвалта и визга. Нужно зажать уши, чтобы этого не слышать. Нужно почувствовать боль...

Андрей БЕЛЯКОВ

P. S.

Не знаю, можно ли назвать публикуемую песню НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА его визитной карточкой? На мой взгляд, можно.

Многим хотелось бы видеть в "Скованных Одной Цепью" слепок со вчерашнего дня, но песня - о дне сегодняшнем тоже. Образ "цепи", связавшей всех нас в некое "братство поневоле", когда на одном конце "сильные мира сего", а на другом вы, многозначен. Наверняка каждый найдет в нем что-то главное для себя.

Одно можно сказать. Затронутые в стихах проблемы далеко еще не решены сегодня. О них только-только стали говорить в полный голос, только-только взялись за их решение.

"Цепь" не разорвана. Ее лишь надпилили.

"Комсомольская Жизнь" №17, сентябрь 1988


НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС

Это ярко выраженный "социальный рок". Свердловчане, несомненно, лидеры магнитофонной культуры 80-х. Последний магнитоальбом "Разлука" с такими песнями как "Шар Цвета Хаки", "Казанова", "Я Хочу Быть С Тобой" стал основой концертной программы НАУТИЛУСА. Энергетический заряд, который многие "тяж-металлисты" вкладывают в децибелы, у НАУТИЛУСА заложен в смысл песен. "Дискомфортные" рифмы, царапающие слух, "шершавые" слова, надсадный, с хрипотцой голос - все это держит слушателей в постоянном напряжении. Музыкантов выделяет нарочитая статика, но в каждом их скупом жесте - внутренняя концентрация сил. Прекрасно выглядит передняя линия НАУТИЛУСА: Вячеслав Бутузов (гитара, вокал), Дмитрий Умецкий (бас-гитара), Алексей Могилевский (клавишные, саксофон, вокал). Большинство "боевиков" написаны Вячеславом Бутузовым на стихи Ильи Кормильцева.

"Парус" №11'1988


НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС: песни в защиту женщин

По-моему, это ключевая песня у HAУ (так кратко именуют свердловскую группу НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС поклонники), во всяком случае сегодняшнего. Единственная, название которой объявляют на концерте.

...Они выплывают из темноты и не сходят с места до конца, словно держат рубеж обороны. Потом исчезают по одному во мраке, окутавшем сцену, исполнившие свой долг. Мрак сгущается, и вот лишь одинокий голос саксофона плывет по залу, как круги по воде. НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС - таинственный корабль. Только раз он выбрасывает свой флаг на всеобщее обозрение. "Песня в защиту женщин", - объявляет Вячеслав Бутусов и вскидывает гитару:

Что мы скажем нашим детям,
Когда матери уйдут на войну?
Что мы сделаем, к черту,
Когда женщина станет войной!..


Они не первые, кто задумался над судьбой женщины в "цивилизованно-эмансипированном" обществе и сделал вывод, что судьба эта под угрозой. Но в нашем роке, кроме НАУТИЛУСА, никто не говорит об этом так прямо, сурово и мужественно. Именно - мужественно. В их песнях нет рефлексии и болезненности. Есть боль и любовь - и продиктованное ими чувство ответственности. То, что происходит с женщиной сейчас, завтра произойдет со всем миром. Это просто опасно - убивать в женщине любовь...

Не слишком ли высокие материи для рок-н-ролла? Куда нас это занесло? А никуда. Просто молодые люди с продымленных заводами улиц Свердловска поют о том, что видят:

Здесь женщины ищут,
Но находят лишь старость.
Здесь мерилом работы считают усталость...


Поют, не стесняясь. "Настоящие мужики!" - высказалась с присущей ей прямотой Алла Борисовна Пугачева после совместного с HAУ концерта. Очень характерно, ибо это первое, что бросается в глаза при знакомстве. Их позиция - сугубо мужская. Если хотите, позиция силы. Той, что осознала свое истинное предназначение: защищать. Мужчина-защитник - трудно придумать словосочетание банальней, но скажите, много ли известных вам представителей сильного пола сделали его своим кредо?

- Скажи, почему у вас так много песен о женщинах? - спросил я Дмитрия Умецкого, басиста, одного из основателей группы. Дмитрий удивился: "А любить-то кого?"

Обладатели записей НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА, быть может, скажут мне, что я сужаю круг их творчества, путаю акценты и вообще - главные песни этой группы о другом, главное - их едкая социальная сатира, историческая аллегория, антимилитаризм... Но я вспоминаю концерт, лица музыкантов, чувство, объединявшее зал со сценой, и простая мысль проступает, как снимок в проявителе: нет мира на земле и справедливости в обществе, если нет мира и гармонии в сердце любимого человека. Из этого вытекает мысль последующая:

Я вижу дым - там, где я не был,
Я чувствую гарь,
Я знать не хочу ту тварь,
Кто спалит это небо!


Эту песню - "Шар Цвета Хаки" - в хит-параде "Московского Комсомольца" назвали "супербоевиком", и я тут же споткнулся об это слово. Трудно подобрать более неподходящую характеристику для песни, так яростно возражающей против всех и всяческих боев. Год назад по ней сняли сюжет для ЦТ - без участия HAУ. Можно представить, что означает клип по первой программе для самодеятельной рок-группы! Но, когда музыканты увидели, как под их аккомпанемент на экране разворачиваются американские войска ("...я не видел толпы страшней, чем толпа цвета хаки!"), они сделали все от них зависящее и добились-таки, чтобы показ не состоялся. На студии раздраженно разводили руками и обещали, что, мол, ноги вашей здесь не будет. А ребята радовались и вздыхали с облегчением.

- Это был бы конец для нас, - говорит Умецкий, явно преувеличивая, но чувства его понятны. Не для того писали они "Шар...", чтобы лишний раз проиллюстрировать образ "потенциального противника" из учебника по начальной военной подготовке.

Я не видел картины дурней,
Чем шар цвета хаки!


В ядерную эпоху требуется новое мышление - эта мысль уже успела стать главным инструментом внешней политики эпохи перестройки. Она воплощается и в немыслимые прежде инициативы и поступки, способные разрушить, наконец, "железные занавесы" страха между государствами планеты. Трудная задача. Но есть трудней - снять "занавесы" в наших душах, где, как было прежде:

Одни слова для кухонь,
Другие - для улиц.


Перемен требуют наши сердца. И они происходят. В феврале 1988 года HAУ показали-таки по ЦТ во "Взгляде". "Живьем", на концерте.

Ты можешь играть про себя на трубе,
Но как не играй - все играешь отбой.
И если есть те, кто приходят к тебе,
Найдутся и те, кто придет за тобой.
Так же скованные одной цепью,
Связанные одной целью...


- Мы чувствуем, как устаревает эта песня, - говорил Дима Умецкий, и я не услышал огорчения в голосе...

Они начинают концерт со старинной "Разлуки" - хор голосов в темноте, а капелла без всяких синтезаторов, как на пьяной свадьбе:

Зачем нам разлучаться,
Зачем в разлуке жить?
Не лучше ль обвенчаться
И друг друга любить...


Как все просто. Но когда заканчивается концерт, ты задумываешься о многом. Разные чувства и мысли сольются воедино, не царапая друг друга углами. Жизнь - одна. "Зачем нам разлучаться?.."

У подводников есть термин "экстренное погружение". Не знаю, есть ли другой: "экстренное всплытие". НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС появился на музыкальном "уровне моря" стремительно: за год-два пленки с записями никому не известной группы из Свердловска разошлись по всей стране. Рост их популярности отражает рост творческий. У них записаны два магнитофонных альбома "Невидимка" и "Разлука", концертная программа 1988 года и материал для диска-гиганта на фирме "Мелодия". Каждая предыдущая работа кажется мне ученической по сравнению с последующей.

...Необычный, пластичный, сильный одновременно голос лидера, композитора, певца и гитариста Вячеслава Бутусова, точные аранжировки Алексея Могилевского (саксофон и клавишные), эффектные синтезаторы Алексея Хоменко и Виктора Комарова, необычная ритмика - у них очень опытный барабанщик Владимир Назимов. Такого звука нет, наверное, ни у одной "команды" в стране: мощный поток клавишных, то ласковый, то бурный, и над ним, как рвущиеся паруса, - голос и саксофон.

Ну и, конечно, тексты Ильи Кормильцева, одного из лучших наших рок-песенников. Между музыкой и словом у НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА нет швов. Редкая удача поэта, сумевшего глубоко и точно воспринять требования и стилистику рока. И остаться при этом самим собой, ни на кого не похожим.

...Черные френчи военного покроя, галифе, высокие сапоги. Так они одеты. Зачем? Ради эффекта? Они ведь великанами кажутся на сцене: широкоплечие, статные, каменно-неподвижные. Но вот окончен концерт, зажжен свет, музыканты ушли за кулисы. Подойдем поближе - и резанет неожиданным контрастом: худые спины и беззащитность на лицах, казавшихся такими грозными в свете прожекторов.

Они выходят на сцену, наглухо застегнув свои френчи. Нужна же хоть какая-то защита людям, живущим с оголенными нервами...

А. ЯКОВИНА
г. Киев

"Семья и Школа" №1'1989



Неизвестный, но знакомый всем

Он пишет стихи более пятнадцати лет, но до сих пор не издал ни одного даже тонюсенького сборничка своих произведений. Да и в газетно-журнальной периодике практически не публиковался. Возможно, у читателя возникнет вопрос: "А из-за чего, собственно, тогда весь сыр-бор разводить? Мало ли у нас в стране "непризнанных гениев"?" Согласен, немало, причем не только графоманов, но и настоящих литераторов. Впрочем, это тема для отдельного большого разговора.

А "сыр-бор" разводим потому, что, несмотря на такую "непубликуемость", духовные откровения этого человека известны многим и многим людям в Советском Союзе в возрасте "до 16 и старше". Стихи его становятся популярными и за рубежом, причем, как это ни парадоксально, даже не будучи еще переведенными с русского языка.

Мало кто может похвастаться тем, что знает Илью Кормильцева в лицо, но зато немного сыщется среди людей самого разного возраста тех, кто не слышал хотя бы названия рок-группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. Популярность ее велика. Какая тут связь? Да просто популярностью этой музыканты НП и УРФИН ДЖЮСА не в последнюю очередь обязаны стихам Кормильцева, который и по сей день остается бессменным поэтом этого коллектива.

Рок-поэзия - явление сегодня заметное, но еще не сформировавшееся окончательно. Может быть, поэтому так легко выдать конъюнктурную халтуру некоторых групп за поэтический шедевр, добавив к последнему коротенькое "рок" (обязательно через черточку)? И возможно по той же причине высказывания типа: "Бред сивой кобылы!" или "Я ничего лучше не слышал!" - могут относиться к одному и тому же произведению? Но, как бы то ни было, рок-поэзия существует и уже обрела своих "классиков", таких как Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Андрей Макаревич, Константин Кинчев, Виктор Цой. К этому, вероятно, неполному списку, на мой взгляд, можно смело сегодня отнести и Илью Кормильцева.

Говоря языком песни НАУТИЛУСА, Кормильцев "всего лишь был..." Да-да, самый обыкновенный школьник из свердловской школы с английским уклоном. (Позже Илья в совершенстве овладеет французским и итальянским языками, будет переводить художественные фильмы, сможет объясняться и на других европейских языках. Но это все позже).

Итак, самый обыкновенный школьник становится самым обыкновенным студентом-химиком, поступив в 1970 году в Ленинградский университет. По иронии судьбы именно в этом году тогда еще безвестный Борис Гребенщиков оканчивает этот университет по специальности "прикладная математика" и поступает в аспирантуру. Два будущих рок-поэта ходят по одним коридорам, не подозревая о существовании друг друга и вряд ли представляя себе то, что когда-нибудь их имена окажутся рядом, хотя бы на этих страницах.

- Это была середина семидесятых. Прекрасный Ленинград! - вспоминает Илья. - Мы грезили западным роком. До сих пор в памяти гастроли небезызвестного Чеслава Немана. И как это ни странно, запомнились выступления забытого ВИА МАРИ из Йошкар-Олы, великолепно копирующего ЛЕД ЗЕППЕЛИН.

Ленинградский период в жизни будущего поэта закончился переездом в Свердловск и переводом на химфак Уральского университета. Тянуло в родной город. "Чтобы выжить, я должен держаться корней!" - споет потом Б. Гребенщиков. Мне тоже теперь кажется, что те стихи Ильи, что волнуют сегодня молодежь восьмидесятых, не появились бы на свет, останься он жить в другом городе, не в Свердловске.

Илья благополучно заканчивает университет. Перед этим, еще на втором курсе, благополучно женится и благополучно создает семью - у него двое сыновей и дочка, что по нынешним урбанистическим временам редкость. А между тем, отечественный рок набирает силу.

Стилистика, галерея образов, ритмика стихов Ильи Кормильцева таковы, что, на мой взгляд, слияние его поэзии с рок-музыкой было просто неизбежно. Быть может, поэтому прочитанные с листа эти стихи в чем-то теряют.

Впервые песни Ильи прозвучали со сцены в исполнении полулегендарной ныне группы УРФИН ДЖЮС под руководством Александра Пантыкина. Эта группа, по словам самого Кормильцева, существовала несколько месяцев и "умирала" несколько лет. Впрочем, была известность, были безусловные успехи (альбомы "Пятнадчик" и "Жизнь в Стиле Хэви-Метал").

В 1984 году на семинаре Свердловского обкома ВЛКСМ А. Пантыкин в качестве продюсера представлял альбом рок-группы НАУТИЛУС - тогда еще без приставки ПОМПИЛИУС - под названием "Переезд". На прослушивании Кормильцев и познакомился с Вячеславом Бутусовым. Так начался новый период в творчестве Ильи, принесший его поэзии без преувеличения всесоюзную известность. Думается, это не громкая фраза, а факт, который трудно не признать.

Подробно анализировать стихи И. Кормильцева, раскладывать по полочкам его аллегории, образы, сравнивать его поэзию с какой-либо другой в мою задачу не входит. Предоставим это сделать читателю.

Напоследок замечу: любимый поэт Ильи - Томас Стерн Эллиот (они родились в один день - случай? Фатум?). Истоки поэзии Ильи Кормильцева, считаю, надо искать в поэзии Т. С. Эллиота.

Томас Манн когда-то заметил: "Нам знакомо это торжественное недоразумение, надувательство славы, поверхность тех, кто нам ее создает". Славу группе НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС создавать не нужно. Но вот поверхность тех, кто эту славу создает, давно беспокоит, и не только автора этих строк. Сегодня и НП, и его слушатель как раз находятся в состоянии того самого "торжественного недоразумения", которое предполагает "надувательство славы". Кто тому виной? Да все тот же не желающий думать и вдумываться в песни и стихи группы слушатель-зритель. И печально то, что процесс этот, происходящий с феноменом НП, уже необратим.

Беспокоит другое: средства массовой информации чрезвычайно часто дают неверные данные об авторстве песен НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА. Поэтому мы публикуем список песен, исполняемых НП с точным указанием имен тех, кто написал к ним слова.

Дмитрий Умецкий:
1) Маленький Подвиг; 2) Буги с Косой; 3) Идиллия; 4) Мифическая Столовая; 5) Последнее Письмо; 6) Мальчик Зима.

Вячеслав Бутусов:
1) Превращение; 2) Свидание; 3) Когда Я Был Моложе... 4) Алчи-Алчи; 5) В Который Раз Я Вижу Рок-н-Ролл; 6) 360° Обстрела; 7) Все, Кто Нес... 8) Праздник Общей Беды; 9) Хлоп-Хлоп; 10) Шар Цвета Хаки; 11) Синоптики; 12) Отход На Север; 13) Чужой; 14) Я Горю.

Илья Кормильцев:
1) Что я? Кто я? Куда я?.. 2) Эта Музыка Будет Вечной; 3) Казанова; 4) Взгляд С Экрана; 5) Наша Семья; 6) Рислинг И Токай; 7) Рвать Ткань; 8) Скованные Одной Цепью; 9) Я Хочу Быть С Тобой;10) Теплый Снег; 11) Доктор Твоего Тела; 12) Некоммуникабельность; 13) Стриптиз; 14) Бриллиантовые Дороги; 15) Брат Мой Каин; 16) Ворота, Откуда Я Вышел; 17) Город Братской Любви.

Андрей ГОРБАТОВ
"Московский Комсомолец" 13.01.1989



<< Предыдущая часть

Следующая часть >>
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Борис
Гость





Сообщение 28 Янв 2006, 00:08 - Ответить с цитатой

Спасибо ребята Нау - лучший навсегда
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Архивные материалы Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006