Фестиваль "Рок-Панорама-87" ("Советская Эстрада и Цирк", №№3-4'1988)


Панорама противоречий
Заметки о фестивале "Рок-Панорама-87"

7-13 декабря 1987 года в Москве на Малой спортивной арене стадиона "Лужники" проходила "Рок-Панорама-87". Предлагаем вниманию читателей заметки об этом фестивале нашего корреспондента Д. Ловковского.

Любое новое направление, возникая в каком-либо виде искусства, неизбежно вызывает полярные точки зрения, жаркие споры, которые со временем постепенно стихают - по мере того как новое становится привычным и обыденным. Рок-музыка существует уже третий десяток лет, и, казалось бы, спорам вокруг нее пора уже поутихнуть, а в отношении к этому музыкальному течению должна возобладать (хотя бы в прессе) спокойная, деловая, диалектическая позиция, основанная на объективном анализе реальных фактов. Увы, такой подход еще не стал всеобщим, и в столкновении крайних точек зрения истина чаще всего не рождается, а гибнет.

Вот так чуть-чуть не погибла и "Рок-Панорама-87", которая должна была состояться еще в апреле прошлого года, а смогла пройти только в декабре. Была ли тому виной неопытность инициатора фестиваля - московского рок-клуба или же стойкое нежелание соответствующих организаций создавать угрозу своему безмятежному существованию - об этом судить не берусь. Во всяком случае, мне был понятен энтузиазм драматурга Б. Зоричева, открывавшего первый концерт фестиваля и провозгласившего успех "Рок-Панорамы" - в силу лишь факта ее открытия. Не очень-то удивила меня и публикация одной уважаемой московской газеты, автор которой побывал на единственном концерте из семи и поторопился рассказать читателям о неудаче всего фестиваля за несколько дней до его завершения. Впрочем, один мой коллега сообщил мне по телефону о "полном провале" "Рок-Панорамы"... за неделю до ее открытия.

Думаю, вряд ли стоит столь строго судить о фестивале, тем более что вся прибыль от его проведения должна поступить на счет Советского детского фонда имени В. И. Ленина. Когда писались эти строки, точная величина вклада была неизвестна (еще не завершилась реализация рекламной продукции и видеофильма, снимавшегося на фестивале - доход от этого также должен поступить на счет №707), но можно предположить, что вся сумма будет измеряться десятками тысяч рублей. Соответствующее решение было принято Оргкомитетом (организации-учредители: Московский горком ВЛКСМ, Главное управление культуры Мосгорисполкома, МГСПС, московский рок-клуб) и единодушно одобрено всеми музыкантами - они выступали на "Рок-Панораме" бесплатно, хотя некоторым из них пришлось для этого отменить кассовые концерты (а группа КРУИЗ, к примеру, отказалась от зарубежных гастролей).

Даже самые "суровые" из моих коллег, расценившие фестиваль как неудачный, признавали его самым крупным из всех проводившихся у нас до настоящего времени мероприятий подобного рода - как-никак в Лужниках показались сорок пять коллективов и исполнителей, представлявших большинство течений отечественного рока.

Хотя фестиваль имел городской статус, он давал возможность вполне достоверно судить о современном состоянии и тенденциях развития всей отечественной рок-музыки, а не одной лишь ее московской ветви. Не только потому, что в панораме принимали участие гости из других городов, и даже не потому, что многие музыканты, живущие в Москве, работают от иногородних филармоний, а прежде всего потому, что проблемы, касающиеся рока, в разных городах, областях, республиках - одни и те же. И должен сразу предупредить, что в данной статье смогу рассмотреть лишь некоторые из них. Ну, а чтобы ни у кого не возникло впечатление, что я ходил на "Рок-Панораму" в розовых очках, начну свой рассказ с критических замечаний в адрес ее организаторов.

Думаю, что отклики на фестиваль в прессе были бы более объективны, если бы созданные на нем условия работы журналистов были бы получше. Например, для представителей прессы (в том числе и зарубежной) была отведена самая неудобная ложа, из которой ничего нельзя было толком увидеть и услышать, как будто журналисты - "бедные родственники", пришедшие на фестиваль бесплатно повеселиться. Притчей во языцех на "Рок-Панораме" была организация охраны порядка, осуществлявшаяся комсомольским оперотрядом. Каждая из ежедневных фестивальных пресс-конференций непременно начиналась с жалоб музыкантов на крайнюю ограниченность свободы передвижения по Малой спортивной арене и на грубое, бесцеремонное обращение с ними дружинников. Впрочем, главная беда заключалась не в том, что охрану порядка обеспечивали юноши, чьи манеры действительно трудно было признать аристократическими, а в том, что ими бездумно выполнялись инструкции, далекие от совершенства. Система режима явно исходила не из целей и задач проводимого мероприятия и не из здравого смысла, наконец, а из подозрительного отношения ко всем, кто пришел на "Рок-Панораму". Я не против порядка, я против абсурда, до которого можно довести его охрану. Ограничусь лишь одним примером. Солистка группы РАУНД Антонина Жмакова достаточно известна и как актриса театра и кино, и как эстрадная певица, однако ей стоило большого труда преодолеть непреклонность дружинников, преградивших ей путь... на сцену - певица оставила в гримуборной аккредитационную карточку, решив, что она не украсит ее концертное платье.

Вообще, просчеты в организации фестиваля можно извинить частично объективными причинами (например, большим количеством участников и малым числом концертов), частично - очевидной неопытностью организаторов ("Рок-Панорама-86" не была столь масштабной), хотя на недостаток опыта профессиональной концертной деятельности вряд ли могли сослаться А. Градский, В. Векштейн, О. Мелик-Пашаев и некоторые другие члены Оргкомитета - оказалось, этот опыт далеко не в полном объеме может быть перенесен на фестивальную почву.

Хотя постановщики и стремились обеспечить наилучшие условия всем участникам (в частности, была собрана уникальная аппаратура мощностью 20 кВт* - некоторые из музыкантов впервые в жизни выступали с такой совершенной техникой), программа концертов была явно составлена в расчете на то, чтобы во все дни фестиваля обеспечить максимальную заполняемость зала. В результате менее известные коллективы и исполнители оказались фактически принесенными в жертву своим более популярным коллегам, хотя, как известно, большая популярность и художественные достоинства не всегда бывают взаимосвязанными. Во всяком случае, неудача, постигшая на фестивале такие вполне достойные в музыкальном и вообще профессиональном отношении группы как ЛОТОС и РОНДО, была предопределена резко негативным отношением к ним публики, не желавшей слушать никого, кроме тех коллективов, которые привлекли ее на концерт (в разные дни это были НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, КРУИЗ, АРИЯ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ и некоторые другие группы, в основном игравшие "хэви метал"). Впрочем, на глухое неприятие зрителей натолкнулось большинство участников - лишь некоторые из них смогли пробиться через эту "стену", буквально завоевать зал и выйти победителями из "схватки" с публикой. Александру Градскому это удалось благодаря мощному волевому напору и социальной остроте исполненных им песен, их "бронебойному" юмору, способному пронять самых твердолобых "металлистов". Скажем, ребята из МИСТЕРА ТВИСТЕРА сумели заразить публику своей неподдельной увлеченностью, дуэт ПРОЩАЙ, МОЛОДОСТЬ! просто ошарашил зрителей изящной иронией (и быстренько покинул сцену, пока те не успели опомниться), а выступление ленинградского АВИА было - в силу своей необычности для данной аудитории - подобно взрыву фугаса.

В целом фестивальная публика оказывала горячее предпочтение "металлу", проявляла более сдержанную благосклонность к традиционному "харду" и была мало восприимчива ко всему, что требовало спокойно-вдумчивого внимания. Исключением был концерт коллективов московской рок-лаборатории, собравший "своих" зрителей, а также день, когда "гвоздем" программы был свердловский НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, "потопивший" хард-роковую ЭВМ - эта группа выступала последней, и зрители долго не давали ей начать, скандируя "Хотим НАУТИЛУС!", а потом стали покидать зал - лишь человек двести дослушали незадачливую ЭВМ до конца.

Об этом эпизоде я рассказал для то­го, чтобы проиллюстрировать древнюю народную мудрость - "не рой яму другому..." - и привести конкретный пример того, как некоторые рок-музыканты стали жертвами той самой "раскованности" зрителей, за которую всегда ратовали. Вообще фестивальная публика, признаюсь, меня удивила. Регулярно хожу на рок-концерты, но еще не встречался с таким демонстративно хамским (иначе не скажешь) отношением к выступавшим артистам, как это было почти на всех концертах "Рок-Панорамы-87".

После одного из фестивальных дней, отличавшегося особой "эмоциональностью" зрителей, мне приснился странный сон, как будто я оказался на концерте, где перед ансамблем "Виртуозы Москвы" почему-то выступала неизвестная мне группа стиля "хэви метал"... Солидные мужчины при галстуках, забравшись с ногами на кресла, крутили над головами свои пиджаки, аккуратные старушки потрясали ридикюлями... Весь зал скандировал: "Иди домой! Спивакова давай!"... Да, такое можно увидеть только во сне: любители классической музыки обычно более сдержанны в проявлении своих эмоций, а главное - более вежливы, чем юные поклонники рока. Беспокоит меня не присущая последним экспрессивность, не открытое выражение чувств, а агрессивное неприятие всего, что выходит за узкую сферу их интересов, причем касается это приверженцев разных направлений рока. Думаю, самой насущной задачей является сейчас не поголовное музыкальное образование, о необходимости которого так много пишут деятели культуры и искусства, а воспитание у молодого поколения уважения к ближнему, терпимости к чужим вкусам, мнениям, потребностям, да просто - элементарной вежливости. Что же касается ближайшего будущего, мне кажется, организаторы следующей "Рок-Панорамы" (надеюсь, что она состоится) поступят разумно, если выделят особые дни или даже предоставят отдельный зал для "хэви метал" - его поклонники, пожалуй, особенно нетерпимы к другим направлениям - пусть шумят в специально отведенных для этого местах.

Один из искусствоведов, наблюдавших за фестивалем, метко назвал его "рок-пилорамой" - представители "жестких" течений рока были здесь в явном большинстве: ежедневно выступали две, три, а то и четыре группы, игравшие "хард" или "хэви", а всего их было восемнадцать - из сорока пяти. Сами по себе эти цифры не дают оснований для каких-либо выводов, так как состав участников мог бы быть и иным - многие коллективы по самым разным причинам не смогли приехать в Москву. Тем не менее, преобладание на фестивале "жесткой" музыки не было случайным и отражало действующую тенденцию развития музыкальной эстрады - условно говоря, ее "металлизацию". Многие местные филармонии, славившиеся прежде оркестрами балалаечников или баянистов, теперь срочно обзаводятся "крутыми" командами - именно они дают сейчас наибольшие сборы. Показательно, например, и обращение к жанру "хэви метал" Антонины Жмаковой, хотя певица и утверждает, что смена ею амплуа продиктована исключительно потребностью в более полном творческом самовыражении.

Хотя "тяжелая" музыка и приносит "легкий" доход филармониям, это вряд ли может свидетельствовать о слишком уж большом числе ее поклонников. Скорее, они более активны, а может, "слабы на кошелек" - чаще открывают его перед концертными кассами (это, видимо, по молодости: деньги ведь не свои, а родительские). В центральной прессе время от времени звучат суровые упреки в адрес филармоний за то, что они отдают концертную эстраду "на откуп" рок-группам, за стремление к коммерции. Возможно, так оно и есть, однако справедливости ради надо заметить, что прибыль от этой "коммерции" идет в государственную казну, и если филармония не выполняет финансовый план, ее за это очень больно ругают. Вот и получается, что экспансия "тяжелого рока" - следствие деятельности, проводимой государственными учреждениями. Можно, конечно, прекратить оценивать работу концертных организаций денежными показателями и не требовать от них выполнения плана любой ценой. Но откуда тогда брать средства, чтобы покрывать убытки от симфонических оркестров и других носителей подлинных эстетических ценностей? Реальная ситуация в данной сфере настолько сложна и запутанна, что лучше воздержаться от крайних суждений.

В завершение этой темы приведу любопытный факт, добытый мною на "Рок-Панораме". Гость фестиваля, латвийская группа ЛИВЫ (ее солистом был некогда победитель "Юрмалы-86" Родриго Фоминс), играет в стиле "хард-рок" и формально имеет любительский статус, так как принадлежит Дому культуры. На самом же деле музыканты тарифицированы и вполне официально концертируют, принося своей организации ежегодный доход около 80 тысяч рублей. Именно на эти деньги в Доме культуры безбедно живут все его самодеятельные художественные коллективы, работающие в разных жанрах, включая и те, что предлагаются противниками рока в качестве его альтернативы.

Кстати, на фестивале группа ЛИВЫ выступила на хорошем профессиональном уровне, исполнив несколько композиций из программы, посвященной Я. Рудзутаку, - видному деятелю большевистской партии, павшему жертвой сталинских репрессий. К сожалению, содержание этих композиций осталось недоступным для московской аудитории, так как исполнялись они на латышском языке.

Хотя рок-музыку и упрекают часто в "физиологизме", а ее любителей - в равнодушии к слову, в тупом пристрастии к "звуковому наркотику", в увлечении одними лишь грохочущими ритмами и внешними эффектами, "Рок-Панорама-87" показала как раз обратное - живой интерес публики к смысловому содержанию композиций вне зависимости от их музыкальной стилистики и визуальной "упаковки". Именно этим, как мне кажется, объяснялся абсолютный успех группы С. Попова АЛИБИ и уже упоминавшегося НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА. Музыка в их песнях не просто неотделима от стихов, но и определенно играет подчиненную роль и не является самоценной, не говоря уж о том, что какого либо "шоу" в выступлении этих коллективов вообще не было.

И именно непонимание аудиторией текста помешало вильнюсской группе АНТИС, выступавшей на родном языке**, достичь того успеха, которого неоспоримо заслуживал этот коллектив - пожалуй, самый сильный по музыке участник фестиваля. Достаточно сказать, что в духовой секции ансамбля играют музыканты джаз-оркестра Литовской государственной консерватории, руководимого В. Чекасиным, чтобы стал ясен музыкальный уровень этого коллектива.

Языковой барьер оказался непреодолимым и для окованного железом тарана "хэви метал". К примеру, неудача постигла ереванскую группу АСПАРЕС и вильнюсскую КАФЕДРУ, хотя первая и превосходила всех по количеству шипов и заклепок, а вторая выделялась своим несомненно одаренным вокалистом, очевидная молодость которого внушает надежду на будущие успехи.

А вот группа Гуннара Грапса хотя и выступала на эстонском языке, сумела завоевать симпатии публики - благодаря своему высокому исполнительскому уровню (который показался мне ничуть не ниже, а может, даже и повыше, чем у выступавшей в те же дни в Москве легендарной британской группы URIAH HEEP), а также незаурядному артистическому обаянию руководителя коллектива. На фестивале это был далеко не единственный пример того, насколько важным для сценических видов искусства является личное обаяние исполнителя - бывает, именно оно становится фундаментом успеха. Не уверен, что группе БРАВО удалось бы достичь теперешней известности, если бы не своеобразие ее солистки Жанны Агузаровой (естественно, подкрепленное соответствующими актерскими и вокальными данными).

Способность лидера группы вызывать живой интерес зрителей, приковывать внимание - одно из сильных качеств БРИГАДЫ С, объясняющее отчасти (наряду с несомненными музыкальными достоинствами) заметный рост ее популярности и, я бы сказал, авторитета. Хотя главное, конечно, это - сугубо "местный" колорит коллектива, его непохожесть на западных кумиров - явление, увы, еще очень редкое в отечественном роке. Ансамбль, руководимый Игорем Сукачевым, трудно отнести к какому-либо существующему музыкальному течению - любое определение будет сугубо условным. Возможно, со временем у группы появятся последователи и подражатели, - тогда можно будет говорить о рождении нового стиля, а пока БРИГАДА С стоит особняком. Кстати, ее музыка совсем не кажется мне очень уж веселой и оптимистической, как считают авторы некоторых газетных публикаций, - в ней отчетливо слышны отзвуки тех бодрых маршей, что гремели в далеко не самые светлые и радостные периоды нашей истории. Наверное, поэтому после выступлений БРИГАДЫ С у меня на душе всегда остается какой-то тоскливый осадок, странное щемящее чувство...

Взаимоотношения артистов и зрителей были самыми благоприятными, пожалуй, в день, когда показывались коллективы московской рок-лаборатории. Состоящие в ней восемьдесят с лишним групп были представлены восемью, включая уже упоминавшиеся мной АЛИБИ и БРИГАДУ С (последняя выступала "под вывеской" лаборатории, как говорится, по старой памяти, так как уже вышла из ее состава, зато "лабораторная" группа ПРОЩАЙ, МОЛОДОСТЬ! поднялась на сцену в другой день), однако и из этих коллективов серьезного разговора заслуживают далеко не все.

Многие из работавших на фестивале журналистов положительно оценивали группу АЛЬЯНС, считая ее умелой "не по годам" и достаточно перспективной. Не буду против этого возражать, однако, на мой взгляд, индивидуальность этого ансамбля проявляется пока еще слабо - слишком часто во время его выступления мне вспоминались ULTRAVOX, DURAN DURAN, POLICE и другие известные группы западной "новой волны".

Ансамбль ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - интересный и по музыке и по стихам - обошелся на фестивале без устраивавшегося им ранее хэппенинга. Это, однако, не помешало коллективу проявить свою приверженность традициям отечественной культуры начала века, а главное - интеллигентность, недостаток которой, увы, ощущается в нашей рок-музыке, да и не только там.

Каждая композиция группы НЮАНС - миниатюрный спектакль, обладающий художественной целостностью: инструментальные партии, текст, пластические импровизации музыкантов - все подчинено выражению идеи произведения. Показательной в этом смысле, а также и наиболее удачной, по моему мнению, является композиция "Семен" - она же с наибольшим энтузиазмом принимается публикой. Не случайно НЮАНС считается одной из самых сильных групп московской рок-лаборатории.

ТЯЖЕЛЫЙ ДЕНЬ - это ансамбль, который помимо довольно высокого профессионального уровня отличается похвальным стремлением к мелодизму, хотя и работает в стиле "хард энд хэви". Как раз такие коллективы являются сейчас самыми "лакомыми кусочками" для филармоний, испытывающих финансовые затруднения. Однако ТЯЖЕЛЫЙ ДЕНЬ, похоже, пока не проявляет желания обрести статус профессиональной группы, а точнее, поступить на работу в какую-нибудь концертную организацию. Эта позиция не только не исключительна, но, похоже, разделяется очень многими музыкантами, даже имеющими специальное образование, которые, тем не менее, предпочитают работать сторожами, дворниками, лифтерами и т. д., жить на гроши, отказываясь от заманчивых заработков и других материальных благ, предлагаемых филармониями. В чем же дело?

К примеру, музыканты НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА объясняют свой отказ от работы в какой-либо концертной организации тем, что их не привлекает перспектива многомесячного "чеса" по стадионам, неизбежного практически для любой группы, приглашаемой в филармонию. У коллектива обычно не остается ни времени, ни сил для творческого развития, для работы над репертуаром, а о поиске каких-то нестандартных выразительных средств и говорить не приходится. Эксплуатация группы ставится в большинстве случаев в полную зависимость от финансовых устремлений администрации и больше всего напоминает процесс выжимания сока из лимона. Хотя этот процесс и может затянуться на год-два, финал чаще всего бывает один - отжатый плод выбрасывается, благо новых до недавнего времени хватало. Кстати, именно это является иногда главной причиной частого обновления состава некоторых профессиональных групп - вроде название ансамбля и фамилия руководителя остаются прежними, а музыканты - уже другие.

Прежде принадлежность к концертным организациям была для рок-групп единственным способом профессионального существования. Принимать его, соглашаясь с условиями, диктуемыми филармониями, идти на риск творческой гибели (или же заведомо стремиться только к максимально высоким заработкам, не думая о творчестве вообще - такой подход тоже имеет место) были вынуждены многие. И, как выяснилось, лишь немногим удается выдерживать, да и то не без потерь, изнурительный "марафон" работы в филармониях, сносить потребительское отношение к себе их администраторов.

Расширение в последнее время кооперативного сектора в народном хозяйстве, появление разного рода хозрасчетных объединений, центров молодежного досуга дало возможность некоторым музыкантам зарабатывать на жизнь, занимаясь любимым делом, но не "продавая душу" концертным организациям. Однако правовой и финансовый статус таких объединений еще настолько нечеток, что по устойчивости они занимают положение между воздушным шариком и мыльным пузырем, поэтому говорить, что рок-музыканты нашли стабильную альтернативу филармоническим "соковыжималкам", еще рановато.

Постановка дела в филармониях пагубна для любого направления музыкального искусства. Судя по многочисленным публикациям в прессе, работа в концертных организациях не устраивает и многих исполнителей классической, джазовой музыки - они жалуются на формальное к себе отношение, на тяжелейшие условия гастрольных поездок, на упорное нежелание администрации принимать самые минимальные меры (хотя бы вовремя расклеивать афиши) для привлечения публики на "серьезные" концерты. Стало уже традицией объяснять это в первую очередь низким культурным и профессиональным уровнем работников филармоний, однако убежден, что главный источник всех проблем и несуразностей - порочность самой структуры концертной деятельности, несовершенство регулирующих ее нормативных документов, которые явно не соответствуют реальной ситуации и современным потребностям общества. "Косметические ремонты", производившиеся по мере старения "здания" концертного дела, не всегда были удачными и не спасли его от обветшания.

Впрочем, правильнее будет говорить о несовершенстве организации не одной лишь концертной деятельности, а музыкального дела в целом. К примеру, у нас в стране практически полностью отсутствуют условия для легального существования так называемых "студийных" музыкантов, создающих не концертные программы, а записи - для распространения на пластинках и магнитофонных кассетах, озвучивания фильмов. Авторский и исполнительский гонорар, выплачиваемый фирмой "Мелодия" за запись грампластинок, столь мал, что носит символический характер - источником средств к существованию он быть не может. Поэтому большинство музыкантов, тяготеющих по своему творческому складу к работе в студии, вынуждены, тем не менее, много выступать с концертами - естественно, с ущербом для художественного результата и обычно без особого успеха у публики.

Наибольшую приверженность к студийной работе чаще всего проявляют коллективы и исполнители, работающие в сфере так называемой электронной, компьютерной музыки. На "Рок-Панораме" это направление имело трех своих представителей. О дуэте ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ (И. Кезля - А. Моргунов) журнал в этом году уже рассказывал, поэтому ограничусь лишь замечанием, что сдержанный прием публикой этого музыкально сильного коллектива в условиях фестиваля был равнозначен успеху.

То же самое можно сказать и о Геннадии Рябцеве, игравшем на саксофоне и певшем под собственную инструментальную фонограмму. Выступление этого автора-исполнителя было интересно не только слушать, но и смотреть - все, кто находился неподалеку от сцены, могли по достоинству оценить артистизм этого музыканта, оставшийся, к сожалению, неразличимым для большинства зрителей.

Третий представитель электронного направления - группа АТТРАКЦИОН - производит впечатление крепкого в профессиональном отношении и вполне благополучного коллектива: на его счету несколько выигрышных показов по Центральному телевидению и столь престижное достижение как выпуск компакт-диска*** в США. Но даже последнее обстоятельство не расположило публику в пользу АТТРАКЦИОНА. Неуспех группы на "Рок-Панораме" можно, конечно, объяснить уже упоминавшемся нетерпимостью зрителей, тем, что публика пришла "не своя" - но лишь отчасти. "Ахиллесова пята" коллектива - слишком педантичное, холодно-рассудочное следование "фирменным" рецептам приготовления музыкальных "кушаний". Хотя эти рецепты и доведены западной популярной музыкой до совершенства, они все-таки уже стали общим местом и не способны заменить главное в искусстве - выражение живой души художника.

Кстати, АТТРАКЦИОН был на фестивале не единственной группой, сумевшей привлечь к себе внимание западных фирм грамзаписи. Выпуск за рубежом пластинок советских рок-групп становится постепенно привычным делом, что, несомненно, свидетельствует о существенном росте профессионального уровня отечественной рок-музыки. Однако думаю, что нашим музыкантам не следует обольщаться, а некоторым моим коллегам посоветовал бы умерить восторженный тон публикаций по поводу "триумфальных" выступлений наших рок-групп за границей. Любому человеку, знакомому с ситуацией на западноевропейском и американском музыкальных рынках, должно быть совершенно ясно, что интерес иностранных менеджеров к советскому року пока объясняется не столько его музыкальными и прочими достоинствами, сколько пристальным вниманием зарубежной общественности к нашей стране, к происходящим у нас переменам, ну и в некоторой степени - ностальгическими настроениями людей, которые по тем или иным причинам перестали быть нашими соотечественниками.

Многие зарубежные деятели популярной музыки, приезжавшие в последнее время в СССР, и, в частности, такой заметный в сфере шоу-бизнеса человек как Куинси Джонс высказывали мысль, что говорить о реальном проникновении советских рок-групп на музыкальный рынок Запада можно будет лишь в том случае, если они предложат нечто, отсутствующее на этом рынке.

Безусловно, одной из самых насущных творческих проблем отечественной рок-музыки - и "Рок-Панорама" это показала - является приобретение ею "лица необщего выраженья". Пожалуй, самым отрадным с этой точки зрения было выступление на фестивале ленинградской группы АВИА. Впрочем, этот коллектив можно назвать группой лишь по инерции - он уже оформился (и официально, и по сути), как хозрасчетный театр-студия, решив таким образом "неразрешимые" для многих рок-групп организационные проблемы. У меня нет возможности подробно анализировать показанный АВИА спектакль (хотя он этого вполне заслуживает), поэтому отмечу самое существенное: убежден, что его синтетическая форма была продиктована не стремлением во что бы то ни стало поразить публику небывалым зрелищем, а определялась уровнем художественного мышления коллектива и служила средством выражения мыслей и чувств создателем ("клуба режиссеров"), их отношения к окружающему миру. Музыкальные номера этого спектакля представляют, несомненно, самостоятельный интерес (о чем, кстати, свидетельствовало появление одного из них - "Я Не Люблю Тебя" - в хит-параде газеты "Московский Комсомолец"), однако, включенные в контекст пародийного по сути произведения, они становятся функциями авторской мысли и приобретают более широкий смысл, их музыкальная стилистика определяется в большей степени сверхзадачей спектакля, чем вкусами и пристрастиями музыкантов. Единственное, о чем заставляло сожалеть выступление АВИА,- что Ленинградский рок-клуб был представлен на "Рок-Панораме-87" лишь этим коллективом.

Ленинградский рок-клуб как организация отказался от участия в "Рок-Панораме-87", однако это не следует расценивать как бойкот фестиваля. Просто в городе на Неве не нашлось учреждения, способного финансировать поездку ленинградских музыкантов в Москву, а обещание Московского рок-клуба взять на себя все расходы они, видимо, не сочли внушающим доверия. Смелость и доверчивость были проявлены только АВИА, и, как выяснилось, не зря.

Помимо объявленных официально целей и задач фестиваля, по мысли его организаторов, он должен был способствовать консолидации рок-движения, преодолению его внутренних противоречий, а попросту говоря, примирению враждующих группировок. Не стал бы вообще касаться закулисных отношений между рок-музыкантами, если бы отдельные конфликты не приобрели характер затяжных боевых действий, где применяются не самые благородные средства борьбы и уже есть жертвы. Досадно, что в некоторые из этих "локальных войн" (как, например, вражда между сторонниками Московской рок-лаборатории и Московского рок-клуба) оказались вовлечены отдельные органы печати. В результате страдает и "мирное население", то есть читатели, которых вводят в заблуждение тенденциозные публикации некоторых моих не слишком добросовестных коллег. Сознательно не затрагиваю суть этих конфликтов, дабы не вовлекать журнал в полемику - в большинстве случаев она имеет не принципиальный, а амбициозный характер. Полностью согласен с теми, кто считает подобные столкновения чрезвычайно пагубными для позитивного развития отечественной рок-музыки, тем более, если они выносятся на страницы массовых изданий.

Назову главную причину разобщенности рок-музыкантов: это - уже упоминавшийся непорядок в организации концертного дела, особенно в том, что касается обретения музыкантами профессионального статуса, системы оплаты труда, функций филармоний и т. д. и т. п. Высокие профессиональные качества артистов, их заинтересованность в творчестве и служении Искусству далеко не всегда сопровождаются соответствующими, более благоприятными условиями работы и, что особенно печально, большей известностью и признанием публики.

Прямой и честный путь к успеху часто оказывается не самым близким. Поэтому и устанавливаются между людьми враждебно-подозрительные отношения - отношения не единомышленников и даже не соперников, а конкурентов.

Показательным в этом смысле был случай с рок-группой из Горького ПАРК. Этот коллектив опоздал с приездом в Москву на сутки и был поэтому вычеркнут из списка участников. Однако Оргкомитет пошел навстречу музыкантам и все-таки дал им возможность выступить, разрешив исполнить только три композиции, так как программа концерта была и без того перегружена. Это было милосердным больше по отношению к группе, чем к зрителям, не проявлявшим пылкого интереса к ПАРКУ - коллективу, который, мягко говоря, не "делает погоду" в отечественном роке и не отличается высоким профессионализмом. Горьковчане отыграли предполагавшиеся три песни, ведущий поблагодарил их за это и объявил следующего участника, а группа ПАРК не пожелала уйти со сцены и "осчастливила" публику еще двумя композициями - столь же банальными, как и предыдущие. В результате уже настроившийся на выступление КРУИЗ был вынужден еще десять минут мыкаться за кулисами и смог воспрянуть духом только благодаря мощной поддержке зрителей.

Раз уж зашла речь о КРУИЗЕ, отмечу, что, хотя выступление на фестивале и не было самым удачным в его артистической биографии, оно все же подтвердило добрую репутацию инструменталистов группы (и, в частности, Валерия Гаины - одного из самых сильных рок-гитаристов страны) и было наиболее интересным по световому решению. Ну, а история с ПАРКОМ - это не просто образчик "сальеризма" (часто встречающегося явления, когда творческая заурядность соседствует с дефектами этики), но и ситуация, к сожалению, достаточно характерная для сегодняшних взаимоотношений рок-музыкантов.

Что же касается принципиальных разногласий по творческим вопросам, они, думаю, приобрели бы более мирный и конструктивный характер, если бы все участники споров осознали и приняли во внимание совершенно очевидный факт существования в рок-музыке (как в джазе) трех основных течений - параллельных, а не перпендикулярных, не противоречащих друг другу и выполняющих свои специфические задачи. "Традиционный" рок (на фестивале он был представлен, в частности, группами АРХИВ и МИСТЕР ТВИСТЕР) обеспечивает преемственность поколений рок-музыкантов, сохраняет основу для взаимопонимания между ними и дает материал для совместного музицирования (как, например, "вечно зеленые" темы джаза делают возможными джем-сешн). "Авангардный" рок (ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, отчасти - некоторые другие коллективы) идет по непроторенным путям в поисках новых выразительных средств. Он часто жертвует массовым успехом у публики ради любви горстки поклонников и интереса узкого круга специалистов. Работающие в этом направлении музыканты должны смириться с мыслью, что если их усилия и принесут когда-нибудь плоды, то пожнут их другие. Все это относится только к честным артистам, в совершенстве овладевшим имеющимся арсеналом приемов и обладающим необходимым талантом, чтобы создать что-нибудь принципиально новое, - "авангард" иногда становится прибежищем бездарных снобов, для которых эпатаж является единственно доступным средством самоутверждения.

Ну, и наконец, третье, основное течение (в джазе это - "мэйнстрим"), включающее все устоявшиеся стили рока, каждый из которых в свое время был авангардным, и имеющее наибольшую аудиторию, так как публика в массе своей отдает предпочтение привычному. Пафос этого направления заключается не в сохранении традиции и не в изобретении новых форм (хотя все это ему отнюдь не чуждо), а в доведении до совершенства уже существующих, в стремлении к творческому самовыражению музыкантов с помощью верных, испытанных средств. И в этом я не вижу ничего плохого.

Разумеется, какие-то коллективы и отдельные исполнители могут не вмещаться в эту, хотя и претендующую на универсальность, но все же условную схему (схема есть схема), или же могут "плавать" по всем трем потокам, а кто-то непременно будет грести против течения. Важно то, что разделение рок-музыки на три потока, позаимствованное у джаза, дает возможность оценивать деятельность музыкантов вне зависимости от их новаторства или традиционности (что всегда относительно) - только по критериям профессионального мастерства, гражданской позиции, творческой честности. И определять правомерность использования тех или иных "штампов" не столько по степени их затертости, сколько по конечному художественному результату.

К примеру, слепое следование традициям, боязнь отойти от эталонов жанра мешает, на мой взгляд, полностью реализовать потенциальные возможности группы ЧЕРНЫЙ КОФЕ****. Прежде всего, я имею в виду явное стремление Дмитрия Варшавского петь, как Роберт Плант или, скажем, Ронни Дио, хотя это определенно не соответствует его природным данным - отсюда возникает ощущение, что основной вокалист группы иногда поет "не своим" голосом. Более естественным, а следовательно, и более убедительным мне показалось пение басиста Игоря Куприянова. Он исполнил песню "Я Ищу", которая производит сильное впечатление своей искренностью, а также красивой мелодией и проникновенными стихами. Этот номер - несомненная удача авторского тандема И. Куприянов - Д. Варшавский. В целом же успех группы, думаю, объясняется в первую очередь содержательностью поэтических текстов большинства ее композиций. Именно к этому сейчас стремятся все лучшие группы, играющие "хард рок". Я бы даже выделил особое направление, к которому отнес бы уже упоминавшуюся группу из Латвии ЛИВЫ, а также ГАЛАКТИКУ и группу Анатолия Алешина - условно говоря, "хард рок для взрослых". Основная аудитория этих коллективов - любители рок-музыки старше 25-30 лет - не только потому, что "хард рок для взрослых" продолжает линию корифеев 70-х годов (LED ZEPPELIN, DEEP PURPLE, BLACK SABBATH, GRAND FUNK и т. д.), но и потому, что проявляет внимание к проблемам людей, уже вышедших из-под родительской опеки. Работающие в этом направлении коллективы часто сознательно отказываются от новаторства, чтобы доставить своим поклонникам "радость узнавания". Зато их трудно упрекнуть в недостатке профессионализма и музыкальной подготовленности.

Кстати, группе АРИЯ пришлось доказывать свою профессиональную состоятельность в экстремальных условиях: во время выступление коллектива отключилась мониторная система - музыканты не могли слышать ни друг друга, ни сами себя - они имели полное право прервать исполнение и уйти со сцены, однако довели программу до конца. И хотя зрителям, не подозревавшим о поломке, выступление АРИИ могло показаться не самым удачным, группа не заставила краснеть своего руководителя В. Векштейна, который был к тому же главным режиссером "Рок-Панорамы-87".

Было бы несправедливым обойти молчанием высокое качество звучания, сопровождавшее практически все концерты фестиваля (немалая заслуга в том его главного звукорежиссера Ю. Фишкина, известного по работе с группой АВТОГРАФ), а также любопытную сценографию, осуществленную под чутким руководством пожарной охраны кооперативом "Элин" по замыслу художника А. Исаенко (он оформлял многие программы А. Пугачевой и, кстати, является автором эмблемы фестиваля, представленной в заголовке данной статьи). Согласен с прозвучавшим на заключительной пресс-конференции мнением, что по качеству звука, световому оформлению и сценографии "Рок-Панорама" значительно превзошла достигнутый в нашей стране уровень концертной практики.

Думаю, главным итогом "Рок-Панорамы-87" было то, что она со всей очевидностью показала острую необходимость регулярного проведения таких фестивалей. Нужны они и в городском, и в республиканском, и в общесоюзном масштабе - не только для того, чтобы дать музыкантам возможность для общения, для творческого развития, и не столько для рекламы, без которой рок-музыка худо-бедно обходится, а прежде всего для того, чтобы поднять ее из подполья, где вольготно чувствуют себе только крысы, вывести из "теневой части" нашей культуры - под бактерицидные лучи гласности.

Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Фото автора


* Большая мощность нужна для получения не громкости, а качества звучания: искажения, вносимые в музыкальный сигнал усилителями и громкоговорителями, обратно пропорциональны их мощности - чем мощнее аппаратура, тем чище она звучит при малой громкости.

** Короткие аннотации по-русски, предварявшие каждую композицию, оказались явно недостаточными и лишь "дразнили" зрителей, обозначая очень любопытное содержание, но не раскрывая его. После "Рок-Панорамы" группа всерьез задумалась над тем, чтобы подготовить русскоязычную версию своей программы.

*** Пластинка, записанная цифровым методом для проигрывателей с лазерным звукоснимателем.

**** Этот коллектив уже завоевал широкую известность и, что любопытно, совершенно без участия ЦТ. Еще более показательным является пример НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА - группы, которая ни разу не была показана по Центральному телевидению, не выпустила ни одной пластинки на фирме "Мелодия", не замечалась ранее центральной прессой, однако сумела обеспечить аншлаг в шеститысячном зале на концерте, о котором сообщила единственная на весь город афиша.

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 03 июня 2014, 22:12
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.12 / 5 / 0.024