"Кругозор" №08'1989 (о борьбе с роком)


Кому он нужен, этот рок?

Рок-музыка, которой увлекаются тысячи и тысячи молодых людей, оказалась той ареной, на которой в горячем споре скрестили шпаги своих аргументов как горячие поклонники этого вида искусства, так и ярые его противники. Отголоски этих споров мы находим в письмах, которые приходят в "Кругозор".

Вон из нашей жизни!

В последнее время начали наконец раздаваться голоса: "Люди, остановитесь, слишком далеко мы зашли в тупик с эпидемией рок-музыки!" Некоторые высказывают сомнения, что уже слишком поздно... Другие считают, что надо действовать, что можно еще спасти поруганное и разрушаемое народное искусство, особенно русскую народную музыку...

А откуда он взялся, этот рок? Ученые доказали, что рок берет начало в свадебных обрядах дикарей джунглей Африки. Даже не обычных дикарей, а племени людоедов. Таким образом, основой этого направления является дикость, распущенность и жестокость. Вот почему рок-певцы так рычат, исполняя свои песни. А чтобы поднять себе цену, применяют светотехнику, электронику, синтезаторы и компьютеры, а то еще "живую декорацию". К примеру, по обе стороны от Аллы Пугачевой ставили по десять статистов с наглыми выпадами. Многие "звезды", чтобы придать себе устрашающий вид, надевают различную амуницию. Или с дикобразными метровыми волосами ходят по сцене и трясут головами подобно лошади в знойный день, когда ее одолевают оводы, как это делал Валерий Леонтьев.

Всем этим старались задурманить человеку голову, отбить в нем чувство любви к искусству вообще, к народной музыке в особенности. И молодежь откликнулась положительно. Начали отпускать волосы до пояса. Не поймешь - то ли девушка, то ли парень...

Переняв дикую форму, молодежь стала совершать и дикие поступки. Ломать павильоны на автобусных остановках, разрушать памятники культуры, портить ножами диваны в автотранспорте, писать похабщину на стенах. Обычными явлениями стали убийства, изнасилования, воровство, нормой поведения - тунеядство, модой - наркомания и проституция.

От рока никуда не спрячешься и не закроешься. В квартире выключишь приемник и телевизор - из окон других квартир раздаются крики рокеров, сядешь в автобус - то же самое, в поезде едешь - опять рок...

Есть разные мнения, куда девать этих рокеров. Одни предлагают всех их выловить и отправить на необитаемый остров, Я думаю, это неправильно. Вряд ли найдешь остров, куда их можно было бы поместить. Другие предлагают просто разогнать их. Мне кажется, это тоже не выход из положения. Наиболее верный путь следующий:

- Запретить им выступать по радио и телевидению, разгородить танцплощадки, так как это фактически место разврата.
- В школах и дворцах культуры организовать кружки народных танцев, поднять военно-патриотическое воспитание.
- Организовывать постоянные фестивали народной песни.
- Запретить рок-фестивали и создание фильмов о рокерах и другой дикости.
- Шире развернуть пропаганду о вреде рок-музыки...

С. А. КОВАЛЕНКО, село Зональное, Алтайский край

Такое вот письмо, вернее, выдержки из большого письма. Что ж, каждый волен иметь свое мнение, свои увлечения и пристрастия. На это письмо мы попросили ответить известного советского музыковеда, члена Союза композиторов СССР Аркадия Петрова.

Уважать увлечения молодежи

Скажу сразу, что традиционная полемика с т. Коваленко вряд ли принесет пользу. Рок-музыка для него какой-то фантасмагорический символ всех и всяческих бед в нашей жизни.

Читая письмо т. Коваленко, выдержки из которого помещены выше, мне временами казалось, что это ловкий розыгрыш какого- то шутника, по ошибке попавший вместо 16-й страницы "Литгазеты" в "Кругозор". Но нет, письмо подлинное - из села с любопытным названием Зональное. Живет там человек, который по-своему болеет за нашу культуру. Чистосердечно предлагает запретить выступать рок-музыкантам по радио, разгородить танцплощадки (интересно, как это будет выглядеть на практике), организовать кружки народных танцев. Против последнего никто не возражает, но дело совершенно в другом. Тов. Коваленко С. А. повторяет на свой лад некоторые расхожие в массовом сознании мифы. Ведь сколько раз говорилось и писалось везде и всюду, что мы окружены врагами, что Запад нас разлагает, что современная музыка порочна и пошла, а танцы дики и необузданны. А сколько шла борьба вполне официальная с джазом, эстрадой, роком и тому подобным, сколько было сделано, чтобы всю эту музыку в бараний рог согнуть и загнать, как говорили когда-то, за Можай. На памяти старшего поколения тридцатые годы, когда велась чуть ли не война с "фокстротчиками", в сороковые - с джазом (у музыкантов тот славный период до сих пор именуется "эпохой разгибания саксофонов"). Были кампании по борьбе с рок-н-роллом, твистом, шейком, с вокально-инструментальными ансамблями, да, да, теми самыми ВИА, которые кажутся нам сегодня такими пресными, безобидно-витаминными.

А что же рок?

Первые советские группы появились еще в 60-е годы. Но настоящую силу это явление обрело лишь на переломе 70 - 80-х годов. Рок начинался у нас как заимствование - большинство первых песен писалось, например, на английском языке. Однако уже в самом раннем роке звучали и русские элементы, связанные с частушкой, страданьем, романсом, бардовской балладой.

Ключевыми для сегодняшнего слушателя стали социальные мотивы рок-музыки, ее качество своеобразного индикатора общественной жизни. Музыка в рок-песне часто лишь поддерживает, усиливает тексты, сообщения, лозунги. Без музыки рок невозможен, и все же она, музыка, в сфере рока играет не первую роль.

Что же такое рок для молодежи? Почему он "сверхпопулярен" среди подростков? Чем это вызвано?

В первую очередь рок стал для них зеркалом, отражающим жизнь с ее социальными болями, противоречиями и конфликтами. Он стал как бы фирменным знаком, отличающим своих от чужих Искусством правды - голой, суровой, неприкрытой. Музыкой, которую не понимают и не принимают родители, учителя, вообще весь "взрослый мир". Музыкой неожиданной, яркой, смелой, порой агрессивной, провоцирующей, как когда-то желтая кофта Маяковского.

Эти свойства рока, возможно, и объясняют тотальное всевластие подобной музыки. Все остальное - яркая театрализация, эпатирующие костюмы, прически - расширяют и углубляют его влияние, добавляя ощущение "крутизны", "опасной игры". Многое возникает из чувства противодействия, сладости запретного плода. А иногда проявляются какие-то не сразу понятные нам, взрослым, и психологические и возрастные мотивы. Так озадачивающая популярность тяжелого рока ("металла") может быть, вероятно, объяснена и тяготением подростков к волшебным сказкам, фантастике, легендарным образам "повелителей стихий", равно как и возможностью дать выход лишней энергии, участвуя в ритуале исполнения - аплодируя, пританцовывая, размахивая припасенными флажками, шарфами и т. д. И нечего удивляться: ведь поклонники "хэви"- это 14-15-летние подростки...

О текстах песен рока обычно слышишь самые резкие, даже уничижительные высказывания. Замечания эти чаще всего правильны по отношению к развлекательной эстраде, где нередко царят банальность и штамп. В роке же сильнее всего подкупает неприглаженность, личностность поэтической интонации. Многие тексты таких групп как АКВАРИУМ, ДДТ, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, КИНО, ЗВУКИ МУ, - интересная поэзия.

И еще одно. Классическая музыка порождает углубленность в себя, в концертном зале каждый слушатель остается как бы наедине с ней. Рок-музыка рассчитана скорее на пробуждение коллективных эмоций, она оказывает не только духовное, но и мощное физиологическое воздействие. Однако способность к сильному эмоциональному отклику на такую музыку у людей неодинакова. Люди с подавленным эмоциональным миром и избыточным (часто не срабатывающим!) самоконтролем, как правило, настороженно относятся к ней, боятся ее, рассматривают как нечто враждебное.

Именно эти черты были характерны для Позднышева, героя повести Л. Толстого "Крейцерова соната". Толстой вложил в его уста следующие слова: "...Страшная вещь музыка... что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом - вздор, неправда! Она действует... раздражающим душу образом... Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение; мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую... И оттого музыка так страшно, так ужасно иногда действует".

Тут речь идет, ясное дело, не о роке, а о классике самой высокой пробы. Далее у Толстого Позднышев говорит о том, что музыку можно использовать как гипнотическое средство, и высказывается за ее государственную регламентацию.

Как видите, такое отношение к музыке возникло не сегодня.

Тем более не надо расправляться с музыкально-инакомыслящими, запрещать их концерты, ссылать их на необитаемые острова или разгораживать танцплощадки. Как нам еще не хватает терпимости к увлечениям, вкусам и интересам других людей!

Должна быть музыка всякая - простая и сложная, классическая и народная, профессиональная и любительская. Конечно, необходимо тактичное и спокойное по тону просвещение молодых, нужен умный анализ, надо уметь ценить и оценивать все, что происходит в бурном мире "молодежной музыки". Только никого не надо тащить в "светлое будущее" за шиворот. Не надо, как кому-то хотелось бы, надеть смирительную рубашку на рок и насильно насаждать народные хоры, как предлагает автор письма, Культура живет по своим законам, она отражает сложные процессы, происходящие в обществе, порождает активное отношение к жизни, стремление сделать ее лучше для всех.

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 12 марта 2015, 21:31
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001