Фестиваль "Монстры Рока" в Тушино (разные издания)


Мы хотели тяжелого рока? Мы его получили...

В минувшую субботу на летном поле в Тушине выступили рок-группы АС/ДС, МЕТАЛЛИКА, БЛЭК КРОУЗ, ПАНТЕРА из США и ЭСТ из Москвы. На концерте побывали более 300.000 зрителей. Порядок обеспечивали более 11.000 солдат внутренних войск, милиции и курсантов. За медицинской помощью обратились 76 человек, госпитализированы, по данным ГУВД, 51 человек, по данным "Скорой помощи" - 53 человека, из них 16 военнослужащих (все в основном с черепно-мозговыми травмами). За правонарушения задержаны сорок человек.

Первые впечатления о необыкновенном концерте на Тушинском аэродроме.

Накануне

Публика начала подтягиваться на Тушинский аэродром с вечера 27 сентября. Настроение у ребят было хорошее, в рюкзаках весело позванивали бутылки. По некоторым оценкам, в ночное вышло около полутора тысяч человек. Жгли костры, подкреплялись, слушали музыку, сами пели.

Ночевали меломаны прямо на земле - благо, ночь выдалась довольно теплая. И все же с утра ребятам захотелось согреться. Вместо зарядки перевернули машину с продуктами. После чего, видимо, подустали и решили еще немного отдохнуть. К началу концерта кое-кто опять спал богатырским сном.

Вид сверху

С борта вертолета концерт смотрелся очень эффектно: огромная сцена, масса народу. Вдруг в публике возникает какое-то оживление, люди устремляются в сторону... Вот маршируют колонны военнослужащих и милиции... Да и за сценой, похоже, народу почти столько же, сколько и перед сценой. Красотища!

Вид сбоку

Сверху, конечно, виднее. Но с земли понятнее. Суета в публике - это на самом деле попытка укрыться от града бутылок, впервые обрушившегося на головы слушателей примерно в 15 час. 15 мин.

Передвижения "военной силы" действительно имели место: то и дело формировались колонны, которые маршировали в разных направлениях, в том числе и в туалеты, чем создавали впечатление полновесных маневров. И веселое оживление за сценой - тоже правда. Здесь, похоже, собрались все, кто имеет хоть какое-то отношение к советскому шоу-бизнесу: музыканты, менеджеры, продюсеры, видеорежиссеры, а также жены и подруги всех вышеперечисленных категорий трудящихся. Но если их присутствие на таком мероприятии вполне оправдано, то появление здесь шефа внешнеэкономической ассоциации "Интерагро" И. Кивелиди сначала показалось неожиданным: несколькими днями назад он неплохо смотрелся в телерепортаже о встрече советских предпринимателей с М. С. Горбачевым, и вдруг... Оказалось, ассоциация, вкладывающая деньги в различные музыкальные фестивали (например, "Голос Азии"), решила поддержать и "Монстров Рока".

Кто есть кто

Сам термин "Монстры Рока" - типичное для хэви-метала преувеличение. Музыканты, игравшие в субботу на Тушинском аэродроме, - никакие не монстры, нормальные люди. Настоящие монстры - это те, кто кидал в сторону сцены пустые бутылки. И те, кто без разбору молотил публику резиновыми дубинками.

Мы не будем сейчас разбираться в том, кто кого провоцировал: публика милицию или наоборот. И тех, и других примеров мы увидели предостаточно. Но факт остается фактом: надежды на то, что концерт пройдет мирно, не оправдались. А светлые идеи, вроде "Рок Против Террора", быстро забываются.

Спаси и сохрани

Берт Кляйнман из американской фирмы "Уэствуд-1" так прокомментировал увиденное: "В общем, все то же самое, что и в Штатах. Только у нас на концерты публика приходит не такая пьяная. И потом, на Западе охраной подобных мероприятий занимаются специализированные фирмы, а тут и милиция, и армия... Как они согласовывают свои действия?"

Ответ: плохо. Генерал-майор милиции, на которого, судя по всему, была возложена охрана порядка, возмущался: "Как я могу за все отвечать, когда к летному полю движется колонна армейских грузовиков, а я не знаю, кто их сюда послал и зачем?"

Согласно нашим наблюдениям, порядок в тот день обеспечивали: милиционеры (пешие и конные), спецназ, курсанты школы милиции, военнослужащие в погонах СА и ВВ, курсанты военных училищ, американская служба безопасности, венгерская служба безопасности, наши люди в полувоенной униформе (похоже, агентство "Алекс") и совсем уж непонятные люди в штатском (впрочем, не отличающиеся ни выправкой, ни профессионализмом). Были еще и "Ночные волки", которые, впрочем, охранных функций не выполняли. (Извините, если кого не назвали).

А теперь скажите: можно ли достичь согласованности действий между таким количеством служб? Поэтому то и дело возникали проблемы: в какую зону можно проходить, в какую нельзя. Правила менялись каждые 2-3 часа и под конец окончательно запутались. Милицию на некоторых постах инструктировали просто: не пускать никого. "Но вот же мой пропуск", - пытался доказывать кто-то. "Ничего не знаю", - следовал лаконичный и, главное, очень точный ответ.

Белые перчатки и черные дубинки

Старый русский обычай: там, где нужен профессионализм, мы пытаемся взять массовостью. С одной стороны - сравнительно немногочисленный спецназ в полном облачении, с другой - ушастые солдаты-первогодки. Некоторых из них снабдили парадными белыми ремнями и белыми же перчатками - как-никак суббота. Другим выдали черные дубинки - как-никак беспорядки могут возникнуть. Очень хотелось впервые в жизни поработать настоящей дубинкой. И работали. Били неумело, выбирая для этого самых хилых. И если бы вдруг попался не подвыпивший старшеклассник, а бывалый боец, многим стражам порядка пришлось бы худо.

Им и так уже досталось. Когда полетели первые бутылки, многие солдаты и милиционеры, стоявшие в оцеплении у сцены, были в фуражках. Им на смену вышли другие - такие же молодые, но в касках, на многих из которых почему-то была буква Ж.

Впрочем, поучаствовать в боевых действиях довелось не всем. Многие толпились вокруг палатки группы БЛЭК КРОУЗ в ожидании, когда кто-то из музыкантов начнет разбрасывать очередную порцию футболок. А что - отличный сувенир на память о службе в Москве.

Краткое содержание

Но самое интересное, что концерт-то удался. Звук, свет, сцена, спецэффекты - все было на высшем уровне.

Самым слабым было, пожалуй, выступление группы ПАНТЕРА. Такой же "трэш" играют сотни других команд, и при этом не вставляют между песнями давно всем надоевшие реплики типа "музыка - это универсальный язык, не знающий границ и помогающий людям лучше понимать друг друга".

От России выступала группа ЭСТ. Ее музыка - это попытка поставить русскую кабацкую песню на "металлическую" основу. Не будучи любителем ни того, ни другого, я все же отдаю ЭСТ должное за такой нестандартный ход в поисках нового там, где, казалось бы, ничего нового быть не может.

БЛЭК КРОУЗ - единственная неметаллическая группа в этой обойме, играет крепкий, утяжеленный ритм-энд-блюз. На новое слово в музыке ребята не претендуют, но дело свое знают и играют отлично. К сожалению, их выступление было встречено довольно прохладно. Что, в общем, неудивительно, поскольку группа известна у нас несравненно меньше, чем МЕТАЛЛИКА и ЭЙ-СИ/ДИ-СИ, на которых, собственно, и пришла основная часть публики.

Выступления этих двух команд вряд ли стоит описывать. Можно лишь сказать, что надежды поклонников они оправдали на все сто. Обе группы в отличной форме, обе довели свои концертные программы до полного блеска. А когда ЭЙ-СИ/ДИ-СИ дали залп из всех орудий, установленных над сценой, восторг был полный.

Пейзаж после битвы

На следующее утро размокшее от ночного дождя летное поле являло собой жалкое зрелище. Весь аэродром был покрыт бумажным мусором и битым стеклом. По мере приближения к сцене количество хлама возрастало. То и дело попадались металлические контейнеры для мусора - абсолютно пустые, чаще - перевернутые.

"Это вы поздно пришли, - заметил милиционер в плащ-палатке. - Тут пару часов назад можно было неплохо приодеться: куртки валялись, кроссовки, штаны. А сколько ножей на земле нашли..."

По полю деловито бродили сборщики стеклотары, один из них прошел мимо с полным мешком трофеев. "А что, и целые бутылки попадаются?" - полюбопытствовали мы. "Полно", - радостно ответил мужчина в средней степени отрезвления.

Впрочем, чему удивляться? Это только в кино бутылки с легкостью разбиваются об голову. В жизни обычно наоборот: страдает голова. А бутылка - целехонька, можно сдавать.

Л. ЗАХАРОВ
Фоторепортаж В. ВЕЛЕНГУРИНА, В. НЕКРАСОВА и Е. УСПЕНСКОГО

"Комсомольская Правда" 01.10.1991



Праздник в Тушине состоялся, но с горьковатым привкусом

76 человек обратились за мощью в медпункты.
51 - госпитализированы (из них 16 человек - сотрудники милиции), около сотни - отправлены в медвытрезвители.
49 человек - задержаны за хулиганство.
Изъяты ножи, один пистолет и марихуана.
Ничего себе, повеселились...


По милицейским сводкам - в книгу Гиннесса
Ложка дегтя в "металлическом" празднике

Нынешний репортаж, как это ни печально, приходится начинать рассказом не о музыке, а о весьма печальных последствиях грандиозного и доселе невиданного в России шоу.

По различным данным (точную цифру невозможно назвать, потому что вход был бесплатным), в субботу на аэродроме в Тушине побывало от 300 до 400 тысяч человек. До Книги рекордов Гиннесса не дотянули (пока держится рекорд посещаемости бесплатного шоу Жана-Мишеля Жарра в 1989 г. в Париже, на котором побывал 1 млн. 300 тыс. зрителей), но, может быть, это и к лучшему. И вот почему...

...К 18:00, в момент выступления МЕТАЛЛИКИ, в милицейском штабе мне удалось получить первую приблизительную сводку правонарушений: 25 человек в тяжелом и среднем состоянии (в основном переломы рук и сильные ушибы) доставлены в больницу, более 20 отправлены в медвытрезвители. Гиннесс со зрителями не получился, зато по милицейским сводкам мы смогли переплюнуть и Вудсток, и Уайт, и Централ Парк, и даже концерты РОЛЛИНГ СТОУНЗ.

76 человек обратились за помощью в медпункты. 51 - госпитализированы (из них 16 человек - курсанты и офицеры милиции), 49 задержаны с ножами и марихуаной, один с пистолетом. Но и это не окончательные данные. С переломами и ушибами люди обращались в больницы и последующие два дня.

Во время концерта мне удалось поговорить со многими музыкантами, представляющими тяжелый жанр в нашей стране, все они говорили о том, что концерт, конечно, великолепен, но нет ощущения праздника. В атмосфере витает дух напряженности, разобщенности и агрессивности. Милиция была не менее единодушна в своем мнении: этот концерт скорее всего станет последним на огромных открытых площадках. Пространство для зрителей не может быть разомкнутым - только на стадионах, где ситуацию можно контролировать.

Мнение милиции, конечно, любопытно. Но и она вела себя на концерте крайне вызывающе, избивая порой не повинных ни в чем людей без разбора. Удары дубинкой получил и наш фотокорреспондент, а также его коллега из Испании и пишущий журналист из японской газеты "Асахи".

Культура зрителей оставляет желать лучшего. Ведь за рубежом проходят шоу, где присутствуют и 500, и даже 700 тысяч, и при этом ни одного инцидента. Николай Мейнерт, музыкальный критик из Эстонии и один из организаторов фестивалей "Рок-Саммер", тоже был удивлен разгулом бескультурья россиян. На "Рок-Саммер" обычно бывает до 350 тыс. зрителей, и один инцидент с местной полицией - это уже ЧП.

Да что говорить о зрителях, когда даже у казалось бы культурных людей нет чувства такта и шалят нервишки. Речь идет об уважаемом мною до 28 сентября Артемии Троицком, который в присутствии многочисленных свидетелей и работающей видеокамеры фирмы "Сорек-видео" пытался спровоцировать драку с корреспондентом "МК", автором этих строк. Вместо "здрасьте" и попытки выяснить, что же было на самом деле с Фестивалем Свободы, им организуемым, грязные ругательства и рукоприкладство, Когда нет аргументов, в ход идут кулаки. И это со стороны человека, занимающего ответственный пост на Российском телевидении. А ведь еще накануне Троицкий позвонил главному редактору "МК" Павлу Гусеву и получил "добро" на публикацию в ответ на статью "Кто же мутит воду" в одном из выпусков "ЗД". Но вместо статьи - применение физической силы. Стыдно и глупо...

А как же все-таки с будущим подобных фестивалей? К сожалению, данное шоу породило множество вопросов. Как быть с организацией обеспечения порядка и безопасности зрителей, какие площадки выбирать для шоу, как быть с воспитанием зрителей, так и не внявших обращению оргкомитета, опубликованному накануне? Жаль, очень жаль...

Кстати, Юрий Лужков, давший "добро" на концерт и побывавший на нем, видимо, до сих пор пребывает в раздумье, как поступать в будущем. Вроде бы у организаторов были благие намерения сделать подарок москвичам (хотя на концерт съехались и из самых отдаленных уголков страны), но что-то не сработало.

Во многом, к слову, была повинна и американская сторона, которая если и обеспечила различные службы аккредитациями, но... не работающими (даже по аккредитации "Особо важная персона" никуда не пускали) и вносившими дополнительную суету и неразбериху. Зато прекрасно сработали службы ЛИС'С, фирмы "Рок Стэйдж", Фонда Виктора Цоя и фирмы "БИЗ Энтерпрайзис".

Первый блин комом? Нет, не совсем. На ошибках очень многому можно научиться. Но ошибки эти не организаторов, а толпы, которая еще не готова к подобным фестивалям.

Дмитрий ШАВЫРИН
Фото Александра АСТАФЬЕВА


P. S. А о музыке и музыкантах "Монстров Рока" - в выпуске "ЗД" на этой неделе.

"Московский Комсомолец" 01.10.1991


Это просто игра. Имя ей - шоу-бизнес

Итак, поговорим о музыке, звучавшей в минувшую субботу в Тушине, и еще раз поскорбим о том, что из-за крайне неудовлетворительного поведения фэнов на празднике "металла" данное шоу может войти в историю как первое и последнее не только в Москве, но и во всей России.

По этому поводу один из организаторов концерта, Роберт Моргадо, бросил реплику: "Я не вижу различий между тушинским концертом и подобными "Монстрами Рока" в США. Есть лишь одна существенная разница - у нас зрители приходят на фестивали трезвыми, а если и пьют, то только пиво". В нашей же стране сказался, видимо, дефицит хорошего пива. И его пришлось заменить на водку и портвейн...

"Монстры" приехали в Союз в несколько видоизмененном составе. Исколесив полмира в виде сета из АС/ДС, МЕТАЛЛИКИ, МОТЛИ КРЮ и КВИНСРАЙХА, две последние команды перед Москвой были заменены по каким-то причинам на БЛЭК КРОУЗ и очень слабую трэшевую ПАНТЕРУ. Что касается дуэта АС/ДС - МЕТАЛЛИКА, то они давно работают в паре. Причем в Штатах АС/ДС разогревает МЕТАЛЛИКУ, а в Европе - наоборот.

Несколько слов о БЛЭК КРОУЗ. Сегодня - это команда №1 в Штатах, особенно после колоссального успеха их дебютной пластинки "Шэйк Ё Манеймейкер" ("Раскошелься, Толстосум"). Наиболее профессиональная и не имеющая никакого отношения ни к харду, ни к хэви, ни тем более к металлу команда. Их музыкальная концепция - хорошо сколоченный традиционный ритм-энд-блюз. Играют ребята просто отлично, но ответной реакции на их выступление у советской публики не было и быть не могло. Такую музыку у нас еще не скоро научатся понимать.

К АС/ДС и МЕТАЛЛИКЕ претензий нет, хотя непонятным осталось то, что в их сетах было очень много песен с новых пластинок. Обычно выступление групп подобного класса строится из десятка хитов прошлых лет плюс 2-4 новые композиции. Может быть, в западном промоушене тоже происходит перестройка. Русская группа Э.С.Т., недавно выпустившая свою первую пластинку, теперь счастлива на всю оставшуюся жизнь. Можно до самой пенсии рассказывать друзьям и в зарубежных поездках о том, что они выступали с самыми великими в тяжелом и очень горячем жанре.

Короче говоря, вызвала некоторое недоумение программа фестиваля, состоящая из очень разноплановых по стилистике команд. Хотя, если все же приехали бы вместо ВОРОНОВ и ПАНТЕРЫ КВИНСРАЙХ и МОТЛИ КРЮ, последствия рок-побоища на летном поле могли быть и гораздо хуже.

Теперь о том, чего же не видели зрители, а именно, что же происходило за кулисами. Во-первых, совершенно не работали никакие аккредитации, и бравые парни в черном из секьюрити (охрана) фирмы Ласло Хогедюша "Мультимедия" их как бы и не замечали. И вели себя весьма странно. Если из палатки (где были артистические раздевалки) выходили музыканты погулять или, простите, пописать, то их никто не сопровождал, и если кто-то из журналистов узнавал Ларса Ульриха или Криса Слэйда, то, проследовав с ним пару шагов, он мог спокойно с ним пообщаться. Чем и воспользовались телевизионщики и ряд журналистов, когда вокалист АС/ДС Брайан Джонсон вышел из палатки покурить.

Когда же приходило время выходить на сцену, то уже за полчаса секьюрити полностью расчищали большую площадь перед палатками, думая, видимо, что какой-нибудь советский журналист, не дай бог, поговорит с самим Энгусом Янгом или совершит на него покушение.

Кстати, самыми общительными оказались очень разговорчивые ребята из ПАНТЕРЫ и барабанщик МЕТАЛЛИКИ Ларс Ульрих, направо и налево раздававший автографы.

Как и ожидалось, аккредитации достались далеко не всем, большинству столичных рокеров они даже и не снились. А им так хотелось пройти туда, где тусовались все, кто имел или имеет хоть малейшее отношение к шоу-бизнесу: менеджеры, рок-критики, продюсеры, видеоинженеры, операторы. Милиция никак не хотела пускать за кулисы ни Валеру Кипелова из АРИИ, ни Криса Кельми, ни знаменитого Паука из КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА. Они, конечно, прошли куда надо, но что им это стоило...

И в заключение оценка Брайаном Джонсоном (единственным... с кем удалось поговорить, потому что группы наотрез отказались от каких-либо пресс-конференций) концерта в целом:

- Нам абсолютно безразлично, с кем играть и где играть. Только что мы выступали в Париже, сегодня - в Москве. Это наша работа, за которую нам платят неплохие деньги. Зрителей мы не замечаем и не смотрим на их реакцию. Городов, где бываем, совсем не видим, Нам это неинтересно. Повторяю, мы работаем и получаем деньги. В окнах между гастролями отдыхаем и тратим заработанное. Такова жизнь...

Честно говоря, ничего другого мы и не ожидали услышать. Жаль только, что зрители и слушатели не понимают, за кого их держат в этой большой игре под названием "шоу-бизнес".

Дмитрий ШАВЫРИН
Фото Александра АСТАФЬЕВА

"Московский Комсомолец" 04.10.1991



Сто лет спустя, или "металлическая" Ходынка

"Вдруг все всколыхнулось и после ровного движения шаркнулось, видно, в правую сторону. Емельян взглянул туда и увидел, как пролетело что то одно, другое, третье и упало в толпу. Он не понял, что это такое, но близко около него чей-то голос закричал:
- Черти проклятые, в народ швырять стали".
(Л. Н. Толстой, "Ходынка", 1910 г.)


Конечно, с эпиграфом из Толстого тут нет никакой прямой аналогии. На той, на старой Ходынке в толпу швыряли царские подарки. Здесь же "в обратном направлении" из толпы летели...

Но все по порядку.

Когда несколько лет назад выдающийся шведский гитарист Ингви Мальмстин вернулся с гастролей по СССР, он дал интервью журналу "Гитар Плэйер", которое было посвящено советским поклонникам его творчества и называлось "Животные". Потрясенный дикостью и необузданностью зрителей в партере, забросавших сцену твердыми, в том числе и горящими предметами, Ингви без всякой симпатии отзывался о боготворивших его русских.

После концерта "Монстров Рока" в Тушино всемирное мнение о нас с вами, благодаря съемкам "МТВ", рассказам музыкантов, многочисленным репортажам журналистов, может оказаться еще хуже. Многие в тот день задумались: где рок, а где монстры?

На концерт с участием ПАНТЕРЫ, БЛЭК КРОУЗ, МЕТАЛЛИКИ, АС/ДС и нашей ЭСТ пришли и приехали из других городов около 300 тысяч зрителей. Охраняли этот концерт 11 тысяч человек: милиция, ОМОН, внутренние войска, стрелковые подразделения Советской Армии. Когда на их головы обрушились первые бутылки и двоих солдат увезла "Скорая", обозленные стражи порядка начали бросаться на любого, кто им не нравился, избивая людей руками, ногами и дубинками. Пространство перед сценой превратилось буквально в кровавое побоище, не прекращавшееся с самого начала концерта до полуночи.

По данным станции "Скорой", в больницы с тяжелыми травмами было доставлено 56 человек, из них 16 - военнослужащих.

По поводу происшедшего были разные мнения.

Игорь Сукачев, побывавший на концерте вместе со своей БРИГАДОЙ, несмотря на давнюю нелюбовь к милиции, сказал, что, по его мнению, столкновения были спровоцированы публикой, среди которой оказалось очень много пьяных и просто не контролировавших себя людей.

Но на поле было и не самое худшее общество. Университетское студенчество соседствовало с теми, кого мы привыкли издавна именовать "рабочей молодежью", так называемые "чистые" любители металлической музыки смешались в огромном отроческо-юношеском море с "гопниками", "люберами" и "панками". Были в этом море и островки абсолютно мирных компаний, собравшихся в основном у больших выносных экранов. Но не дай бог, ежели кому-нибудь из них, какой-нибудь парочке, вдохновленной событием, вздумалось бы вдруг, внезапно, неожиданно в экстазе поцеловаться или слиться в объятии. Их ждала милицейская дубинка. За какую провинность?!

В очередной раз берегущая нас милиция продемонстрировала свои непрофессионализм, грубость и жестокость. В результате пострадало много совершенно невинных людей.

Дело не только в зрителях и милиции. дело и в организаторах, не принявших элементарных мер предосторожности и безопасности, которые должны быть соблюдены на таких огромных концертах.

Дело также и в удивительном отсутствии реакции со стороны музыкантов, которым, на мой взгляд, было совершенно все равно, что происходит у них буквально под ногами. В Тушине американцы выступали как механические марионетки, даже тогда, когда их собственные охранники не выдерживали, вытаскивая из-под ограждения раненых и отправляя их в машину "Скорой".

Концерт был посвящен августовской победе российской демократии, и американцы приехали к нам с чистым сердцем, желая сделать подарок. Говорят, что компания "Тайм Уорнер", выступившая спонсором и продюсером этого концерта, потратила четыре миллиона долларов, начиная от частного самолета для МЕТАЛЛИКИ и кончая полным обеспечением артистов едой, водой и туалетом (для публики в Тушине туалетов не было, зато был лимонад в бутылках).

Аппаратура мощностью 500 киловатт обеспечила отличный звук на всем летном поле и те, кто оказался не около сцены, а уютно расположился на травке у экранов, считают, что концерт удался на славу, удивляясь рассказам своих пострадавших товарищей.



"Монстры Рока" с этой же программой проехали только что по всей Европе и собрали на восемнадцати концертах 1,2 млн. зрителей - это было самое успешное коммерческое шоу года.

АС/ДС, легендарная для наших "металлистов" группа, действительно находится сейчас на пике коммерческого успеха, войдя с последними пластинками и видеоклипами во все хит-парады мира. Группа начинала в середине семидесятых, когда слава пионеров тяжелого рока ЛЕД ЗЕППЕЛИН и БЛЭК САББАТ клонилась к закату. Максимально упрощая и ужесточая гитарные рок-н-ролльные риффы, группа сознательно выбрала образ своей музыки как "настоящего рок-н-ролла для школьников".

Но если на Западе основные покупатели пластинок - школьники, то у нас вкусы многих вполне взрослых меломанов находятся на школьном уровне.

Шоу АС/ДС, надо сказать, заслуживает восхищения: высок не только уровень музыкантов (кстати, на барабанах сейчас там играет Крис Слэйд, многие годы игравший с Манфредом Мэнном), но и поведение музыкантов на сцене, световые и звуковые эффекты доведены до совершенства.

МЕТАЛЛИКА - из поколения восьмидесятых со всей "металлической" жестокостью и энергетическим беспределом. Мне она кажется менее интересной, хотя я понимаю тех, кто расписал названием группы весь мой подъезд в Кунцево.

Пожалуй, самой интересной из всех на этом концерте была группа БЛЭК КРОУЗ, которая, кстати, куда более популярна в США сейчас, чем ее именитые собратья по гитарам. Эта более блюзовая, чем "тяжелая" группа продолжает старые американские традиции - в ее репертуаре есть и Боб Дилан, и традиционные блюзы. Недавно журнал "Роллинг Стоунз" посвятил ей специальный выпуск.

И уж ни одного доброго слова не найдется у меня для совершенно заурядной ПАНТЕРЫ, открывшей концерт.

Довольно бледно на фоне "Монстров" смотрелся и наш ЭСТ, начинавший в московской рок-лаборатории и странным образом соединивший в своей музыке разухабистое блатное начало с тяжелым звучанием фузов и грохотом металла ударной установки.

Концерт в Тушине 28 сентября действительно был событием, но каким? Еще предстоит с течением времени вынести окончательные оценки.

А пока послушайте на восьмой звуковой дорожке "Кругозора" в домашней обстановке фрагменты студийных записей МЕТАЛЛИКИ и АС/ДС.

На восьмой звуковой дорожке - фрагменты из композиций групп МЕТАЛЛИКА ("Один") и АС/ДС ("Дай Мне Свою Любовь").

Олег ПШЕНИЧНЫЙ
Фото Л. ЛАЗАРЕВА

"Кругозор №12'1991





Дрищет спермой идиотизма весь официоз. На рекордном концерте мировых (великих) монстров тяжелого рока, прошедшем 27 сентября сего года на спортивном Тушинском аэродроме Москвы, из почти 450.000 посетивших сию тусовку зрителей обратились за медпомощью 76 человек, госпитализировано 53 человека, из них 16 ментов и военнослужащих. Лично я там видел один затоптанный пьяный трупешник.

Издревле известно, что за тупость нашего русского начальства отвечают простые русские трупы и жертвы. Фигле, бля? Так и надо.

Едрешки-матрешки. Какого члена нужно было сначала запускать многотысячную толпу к сцене, и только после разбивать эту толпу солдафонскими кордонами на сектора? "Толпа - это женщина" (так говорил Гитлер в книге "Моя борьба"). Толпе не нравится, что идут какие-то солдаты-первогодки и лупят дубинками направо и налево всех, кто не расступается и не слушается. (А били там, в основном, тех, кто ответить не в силах). Самым смелым пьяненьким металлистам, ефстефственно, не понравилось. В солдат и в ментов полетели бутылки. Бутылки - вообще особая тема; взлетая высоко, почти над сценой, они нередко сталкивались друг с другом и разбивались прямо в воздухе. Мощные осколки-дурачки падали на "бошки" русских металлистов и каски солдафонов.

Кто-то что-то не так понял, и началась потасовка между гопниками (возможно, люберами) и металлистами. Хорошо еще, что отдельно работала оперментовка (дубинки, стеклянные щиты, особые белые каски), которая тут же подбежала и разнесла всех.

National doodism №2

Какие идиоты на этом свете будут проводить концерт на болотно-спортивном аэродроме, где саунд самолетных моторов не концентрируется, а разлетается в разные стороны? На аэродромах паршивая акустика, они не предназначены для концертов. 500 кВт в системе эхо, которая работала плохо по причине того, что это - аэродром, ничего не давали, когда летали вертолеты с кинокамерами и военные вертолеты, отгонявшие дождевые тучи, - ни х... не было слышно.

Запомни, Катюша,
Я гений!
Запомни, я твой
Командир!
Я взял на себя рычаги управления,
Войдя в этот суетный
Мир.

(Э.С.Т. - Жан Сагадеев)

На выступлении первой же прекраснейшей штатовской рэп-трэш-группы ПАНТЕРА организаторы концерта обосрались. Забарахлили два гигантских телемонитора японской фирмы JVC. Наверное, они показывали последний волнистый сон Бананана.

Пьяные металяки изредка запускали в телемонитор бенгальскими огнями, видимо из желания убить Джеймса Хэтфилда. Пьяные были вовсе самые крутые, ибо они мочились тут же, демонстративно игнорируя напрочь всякие туалеты.

Кстати, о туалетах. Организаторами было поставлено четыре вагончика. От каждого вагончика протянули по одному толстому шлангу. Шланги направили в наспех вырытую яму, которая к темноте умудрилась выйти из берегов и убойно запахнуть. Тем более что рядом продавали пироженки, мороженки, шоколадки, пряники и прочие вафли.

А был ли кайф-то?

Кайф тоже был. Первыми, кто поднял боевой дух пришедших на концерт, оказались Э.С.Ты. Невозможно не воспрянуть под песню "Штыком коли, прикладом бей!". Э.С.Т. - это одна из самых единственных русских и русскоязычных групп в нашей стране, ценящихся на диком западе, и, кроме того, это единственная металлическая московская группа, оригинально и великолепно включающая в сплав своей музыки элементы трэша, панка, хард-рока и даже русских - народных - блатных (а то и даже хороводных) мелодий вперемешку с добрым раздолбайством (в чем вся и круть!).

БЛЭК КРОУЗ - хардовый ритм-энд-блюз ресторанного типа, на него мне было совершенно наплевать.

Очень тихо и спокойно все чего-то чавкали, и вдруг как взвыли, подняв руки кверху. Я посмотрел в телемонитор и сразу понял - МЕТАЛЛИКУ дают, после чего тоже взвыл, чуть не заплакав. Дождались, мать вашу...

Во время выступления монстров не дрался никто, толпа превратилась в "народное металлическое ополчение", по аэродрому раздавался всеобщий вопль: "Файт Файф Байт Фаер".

Самые отборные тусовщики-металяки пришли на концерт за два дня до его начала и, забив место, ночевали прямо на травке аэродрома.

На ЭЙ СИ/ДИ СИ взвыли ещё пуще, шоу которого было просто отменным. Янг разделся до трусов, а не до голой задницы, как в видеофильме, и показал чернотрусливую надпись АС/ДС на попе.

В центре сцены сменяли, друг друга гигантские подвешенные куклы и предметы: голая баба, почесывающая колено, мрачно-глазастый рожа-портрет Брайана Джонса, колокол, по которому Джонс стучал кувалдой, и, наконец, гигантское чучело совдеповского бюрократа с портфелем и рогами. Когда с чучела сняли штаны, на нем оказались красные плавки со звездой и серпом и молотом. Затем с чучела сняли красные плавки, на нем оказались плавки - российский флаг. Больше с него ничего не снимали.

На этом концерт зафакончился. А интересно, в каких же следующих плавках наша сила?

Пьяный Серега Металлист
"Зеркало" №20'1991



"Монстры Рока" в Тушине

Прошло уже немало времени с того мрачно-торжественного дня 28 сентября, когда на Тушинском аэродроме состоялся концерт "Монстров". Забылись раны, травмы, драки и бутылочный дождь. Просчитаны и уже позабыты цифры - число "жертв" фестиваля. Обо всем этом много писалось и говорилось, преимущественно в хронике происшествий.

А чего, собственно, можно было ожидать? Согнать в одно место несколько сот тысяч фэнов, добавить умопомрачительное количество милиции, ОМОНа и "секьюрити", дать разгоряченной толпе в руки оружие (бутылки - пиво и воду продавали прямо на поле) и ждать после этого, что концерт пройдет спокойно, после чего умиленные и растроганные металлисты мирно разойдутся в обнимку с солдатами? Было бы наивно рассчитывать на иные результаты.

Невольно напрашивается сравнение с Лужниками 1989-го, где проходил Фестиваль мира (по масштабам просто не с чем больше сравнивать). Там царила атмосфера всеобщей любви и единения. Все были "братки-сестренки". И - счастье! Это было впервые и настолько невероятно...

И еще одно очень существенное различие: там были билеты - весьма дорогие по тем временам. Так что люди, пришедшие в Лужники и заплатившие свои деньги, знали, на что шли, и получали максимальное удовольствие.

А здесь... Народу набралось - тьмы и тьмы, но из них - в лучшем случае треть - настоящие фэны АС/ДС и МЕТАЛЛИКИ. Многие мои друзья, так давно мечтавшие об этом дне, просто не пошли туда, зная, что ничего хорошего не получится. Другие слушали концерт с окраин поля, глядя в специальные экраны: "Я пришел не давиться, а слушать музыку!"

А остальные... Толпы приехали просто так - потолкаться, себя показать, других посмотреть. Было много пьяных. Они так и пролежали "трупами" весь концерт; уверяю вас, "истинный металлист" не позволит себе напиться в такой великий день и проспать концерт любимых групп. А эти... Им до АС/ДС...

Дух какой-то бестолковой агрессивности, вселенского бардака, я бы сказала, зримо витал над Тушинским полем с самого утра. Возможно, изменились и мы со времен Фестиваля мира, но мне кажется, что все-таки дело в организации - можно было заранее предвидеть, что при таком раскладе результат будет "жестким". Кроме всего прочего, фестиваль был окружен еще какой-то странной завесой секретности. Не было пресс-конференций, никаких интервью. Американцы, организаторы концерта, никуда не пропускали наших журналистов. А здоровенные ребятки из их "секьюрити" просто вышвыривали особо настойчивых представителей прессы, как маленьких котят. Все это вместе с огромным количеством военных, вертолетами, аэростатами, прожекторами, шарящими по полю, меньше всего напоминало обещанный "праздник рок-н-ролла"...

Вся "аккредитация" заключалась в возможности попасть в зону оцепления прямо перед сценой. Ну что ж, и на том спасибо!

Но я до сих пор ни слова не сказала о самом концерте, а он-то как раз этого заслуживает, ибо, несмотря на весьма гнусную атмосферу вокруг него, он прошел блестяще! И на высочайшем уровне!

Для нашей страны это вообще не слишком-то привычно. Чаще к нам залетают не первой свежести "звезды", которые к тому же не особенно утруждают себя, играя для нас. Я, наверное, никогда не забуду Ингви Мальмстина, позволяющего себе играть на расстроенной гитаре... Даже в Лужниках со сцены неслось порой такое, что просто диву даешься, как они там, у себя, умудряются держаться на гребне - БОН ДЖОВИ, например. Единственно, пожалуй, СИНДЕРЕЛЛА выкладывалась "на все сто", да еще и СКОРПИОНЗ без запинки отработали свою обкатанную с 1985 года программу.

Здесь же, в Тушине, поражала именно работа музыкантов. Профессиональная работа на сцене и никакой халтуры. Все по-честному! И отличный звук, во всяком случае, недалеко от сцены.

Я не очень внимательно слушала ПАНТЕРУ - это была разогревающая трэшевая команда из Штатов. Ребятишки резвились вовсю, но и играли, в общем-то, неплохо. Другое дело, что их музыка оказалась сама по себе малоинтересной... Но на то и разогрев (кстати, он тоже разный бывает: вон МЕТАЛЛИКА и АС/ДС сейчас вместе ездят в турне и "разогревают" друг друга по очереди: в Европе - МЕТАЛЛИКА, в Америке - АС/ДС).

Значительно веселее смотрелась Э.С.Т. (ЭЛЕКТРОСУДОРОЖНАЯ ТЕРАПИЯ). Сразу видно - наши ребята! Что бы там ни говорили, но советский тяжрок все-таки существует. И здорово отличается от западного (я не говорю, разумеется, о чисто коммерческих командах типа ПАРКА ГОРЬКОГО, просто срисовавших себя с общего образа их хард-н-хэви). Что же касается Э.С.Т., то их коммерческие заморочки такого рода пока еще не затронули, и, хочется верить, что они сумеют сохранить свое лицо.

А пока ребятам выпала удача: их выбрали "всеобщим тайным" из целого списка претендентов на участие в концерте. Готовились все, повезло Э.С.Т. Сыграть на таком аппарате, при таком количестве зрителей, а главное, в такой компании... Могли ли они мечтать об этом!

Очень порадовали БЛЭК КРОУЗ, отличная команда, ставшая для многих открытием. Они сейчас безумно популярны в Штатах. Еще бы: прекрасный блюз, да в такой утяжеленной подаче... Там это любят. (У нас тоже - я, например.)

Ну а потом пошли настоящие "монстры"...

МЕТАЛЛИКА. Великолепная четверка! Можно любить или не любить такую музыку, но как сыграно! Вот это профессионализм!

Ребята пробежались по всем своим хитам, начиная с альбома "Kill 'Em All". Звучали композиции, одни названия которых вызывают трепет в сердцах металлистов: "One", "For Whom The Bell Toll", "Motorbreath", "Fade to Black"... Не был, разумеется, забыт "Master of Puppets". Ну и, конечно, целый блок вещей с их последнего сногсшибательного альбома "Metallica" во главе с признанным хитом "Enter Sandman".

АС/ДС! Сложно описывать их выступление - все на эмоциях! Блестящая работа! Они ничуть не изменились за почти двадцать лет своего существования, но почему-то никому не приходит в голову упрекать их в однообразии и самоплагиате - Энгус Янг, к примеру, много лет повторяет свой единственный рифф. Все с замиранием сердца ждали композицию "Money Talks" - обычно на концертах ДИ-СИ во время ее исполнения в зал летят "фальшивые доллары" с изображением Энгуса Янга. Если бы это произошло здесь - жертв могло быть гораздо больше. Слава богу, обошлись без этого!

А на закуску, на бис - "For Those About To Rock (We Salute You!)" и канонада из пушек со сцены (таких же, как на обложке одноименного диска).

...Мне понравилось! Этакая ностальгия. Когда-то мое знакомство с тяжелой музыкой начиналось именно с АС/ДС.

Вот так.

А на поле всего за три рубля можно было купить сомнительного качества плакатик "Монстры рока на баррикадах". Нарисована блеклая желтоватая гитарка на фоне такой же блеклой кремлевской стены с брешью, отдаленно напоминающей по форме нашу "шестую часть суши", и парочка черепов в фуражках. Аллегория? Но при чем же здесь баррикады? Конечно, неплохо, что родной наш путч и столь же родная "победа демократии" послужили удобным поводом для проведения этого концерта и помогли решить массу организационных проблем. Но нас ведь еще в школе учили не путать повод с причиной.

"Монстрам" - если честно - ровно никакого дела до наших путчей и прочих вещей. Они делают свой бизнес - свою музыку. Это их работа. Сегодня Москва, вчера был Париж, завтра, предположим, Мадрид. Или Пекин. Им заплатили деньги, они профессионально жарят свой металл. Никаких сантиментов - бизнес есть бизнес.

...Впрочем, я лично свое получила. Неприятности и неувязки забыты. Осталась музыка. И возможность сказать потомкам: "Я видела их!" Знаете, мне значительно приятней сознавать, что я видела МЕТАЛЛИКУ в зените славы, чем того же Гиллана ближе к закату. Только ради бога, в следующий раз не надо политики!

А. ЯГОДИНА
"Эстрада и Цирк" №3'1992


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 25 марта 2010, 16:57
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

Архив"СДВИГ-Афиша" 28.07.1989 (ДИАНА, ПОГО, МАТРОССКАЯ ТИШИНА)Старый Пионэр05.08.2004
АрхивЭ.С.Т. (разные издания)Екатерина Борисова22.01.2016

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.006