"Московский Комсомолец" 24.06.1988 (ПРИМУС, ШАНХАЙ)


"Я верю в ПРИМУС"

Каюсь, я влюбился в музыку группы ПРИМУС с первого же прослушивания фонограммы. Но фонограммы не той, что была записана с Юрием Лозой и названа "Путешествие в Рок-н-Ролл", а той, что была записана еще до знакомства с Лозой, но получила всесоюзную известность в середине восьмидесятых. Меня прежде всего покорил высокопрофессиональный подход к самой звукозаписи, мастерское владение сложнейшей компьютерно-электронно-клавишной техникой, использование вокала в аранжировках композиций. И, конечно же, непохожесть на все, что приходило в то время из-за рубежа.

Сейчас все эти восторги, может быть, уже и не актуальны, но тогда, в 1985 году, группа стала для меня настоящим открытием. Я стал находить информацию о группе, пытался найти ее руководителя Ярослава Ангелюка. Ездил в Голицыно, где находилась их репетиционная база, но... поиски контакта не увенчались успехом. Да и информация, приходившая из всякого рода рукописных источников, была самой противоречивой.

А потом начался новый период. Имя группы ПРИМУС было занесено во всевозможные "черные" списки, а молодежная пресса начала буквально травлю группы в самом прямом смысле. "Звуковой Дорожке" давали совет "приложить" ПРИМУС, но из-за любви к группе сделать это я не имел ни морального, ни этического права. Тем более что был абсолютно уверен: кончится эта печатно-словесная брань, и наступит время, когда слушатель и "строгие дяди" оценят по-настоящему талант группы.

ПРИМУС после 1985 года исчез из поля зрения, и ребята во главе с Ангелюком ушли "в подполье". Пресса не утихала и не хотела успокаиваться, а Юра Лоза и вовсе отрекся от своей записи с ПРИМУСОМ.

Прошли годы. Сначала был "реабилитирован" Лоза (телевидение, концерты, пластинка), теперь очередь дошла и до ПРИМУСА. Весной в дискотеках и студиях звукозаписи появилась новая фонограмма группы, названная "Привет Лозе", а 29 мая 1988 года ПРИМУС впервые в своей творческой биографии вышел на сцену Дворца спорта "Динамо". Кстати, это было действительно первое выступление группы на зрителях. Многочисленные слухи о том, что где-то когда-то группа давала "полулегальные" концерты, остались только слухами. Об этом Ярослав Ангелюк и сказал в самом начале нашей с ним беседы.

Напротив меня в рабочем кабинете сидит симпатичный, не очень молодой человек 34 лет. Человек, о котором ходило множество слухов, о котором пресса и музыкальный "самиздат" насочиняли столько легенд, сколько не насочиняли злые языки про Пугачеву.

Ярослав Ангелюк - выпускник химического факультета МГУ. После успешного завершения университета был направлен в аспирантуру АН СССР. Но, как это обычно бывает с молодыми специалистами, работа шла не в радость, а в тягость, и кандидата наук из Славы не получилось. Тогда Ярослав вспомнил о своем первом образовании. На родине, в Ставрополе, Ярослав окончил музыкальное училище по классу скрипки. На работе ансамбль организовать не удалось. Тогда, бросив престижное место, приличную зарплату, Ангелюк устроился в Москонцерт - в аккомпанирующий состав певицы Светланы Рязановой (надеюсь, что кто-нибудь еще помнит имя этой эстрадной певицы, которой когда-то удалось завоевать лауреатство на одном из конкурсов).

С Рязановой работать было, конечно, "весело", но хотелось чего-то своего. В ту пору (да и сейчас тоже) Ярослав был абсолютно уверен, что рок-музыка должна исполняться только на английском языке. Так родилась первая фонограмма, но... записи "не пошли", оказались ненужными. Фонограмму на время пришлось отложить в домашний архив.

После того как Ангелюк расстался с Рязановой, его пригласили в ИНТЕГРАЛ, где и произошло знакомство с Юрием Лозой. Знакомство это вылилось в песню "Девочка в Баре" и во все остальные "нашумевшие" на всю страну песни. Успех "Путешествия в Рок-н-Ролл" побудил вновь "запустить" по студиям звукозаписи "альбом" с песнями на русском и английском языках. Тот самый, с замечательной и очень лиричной композицией "Степь". Тот самый, который и побудил меня начать поиски этой интересной группы. Но без острой сатиры на наши недостатки тоже не обошлось, и за ПРИМУС вновь взялись всякого рода "музыковеды". Ангелюк не отчаивался и в 1984 году записал последнюю фонограмму с шестью песнями (опять на русском), "скрывшись" под псевдонимом ГРУППА ЯРОСЛАВА МИРОНОВА (и эта запись имеется у меломанов).

Группу в очередной раз обвинили во всех грехах, приписав даже "идеологическое разложение молодежи", не забыв упомянуть, что всякие КЕРОГАЗЫ и ПРИМУСЫ нашей в ту пору "процветавшей" эстраде не нужны. Музыканты ПРИМУСА решили забросить "стрём" и отправились искать счастья в аккомпанирующем составе Михаила Муромова, а Ангелюк с гитаристом Александром Боднарем остались не у дел.

В творческом процессе развития и становления ПРИМУСА наступил затяжной перерыв. Но сдаваться Ангелюк явно не собирался. Взяв в руки акустическую гитару, он стал работать как автор-исполнитель. Писал новые песни, много выступал с концертами. Но идея воссоздания группы по-прежнему не отпускала мысли Славы. Хотя, как он признается мне, он очень любит выступать, выходя на сцену один с гитарой. Идея о группе была, но благоприятное для этого время еще не наступило...

И только накануне концертов в "Динамо" Ярослав вновь собрал группу. В ней сейчас выступают клавишник Алексей Смирнов (ранее был в группе ПАРК) и гитарист Игорь Пискарев. Пока, правда, Алексей работает в двух группах сразу (он еще не совсем ушел из горьковского ПАРКА), но состав из трех человек будет сохранен и в дальнейшем. А планов на будущее у Ангелюка, как всегда, множество.

- Сейчас мы записали "альбом" "Привет Лозе", и он уже признан в Ленинграде одним из самых популярных, - говорит Ярослав. - Мы ведь, несмотря на некоторые разногласия, остались с Юрой друзьями, поэтому и захотели сделать ему наш подарок. Хотя многое в его "политике" мне остается непонятным: сначала Юра объявил ЗОДЧИХ ПРИМУСОМ и говорил, что такой группы больше нет, потом было что-то еще... Этой фонограммой мы хотели еще и доказать, что ПРИМУС был, есть и будет.

- Кстати, а почему все-таки ПРИМУС?
- Во-первых, пo латыни это означает "первый". А кто из музыкантов не мечтает стать первым! Во-вторых - очень броское на слух название, к тому же до сих пор не ясно, откуда оно произошло.

- Вернемся к планам...
- Собираемся удачно выступить на гала-концерте на празднике газеты. Затем' снова сядем в студию и начнем записывать "альбом" с английскими переводами стихов Расула Гамзатова. Да, да, снова вернемся к языку родины поп-музыки. По музыке сегодняшний ПРИМУС станет более живым и менее электронным. Что-то в плане А-ХА, наверное.

- А если вернуться к прошлым "находкам"?
- Не люблю вспоминать о тех годах, которые мы сейчас зовем "застойными". Я считаю, что талантлив лишь тот человек, который живет не прошлыми заслугами и званиями, а тот, кто постоянно творит и создает новое. Хотя, конечно, ты прав: на старых фонограммах нам удалось найти много неизвестных звуков, было много находок, которые современными коллективами до сих пор и не найдены. В этом была какая-то изюминка.
Но давайте все-таки доживем до конца года и посмотрим, сможет ли вновь "разгореться" наш ПРИМУС.

Я, может быть, буду субъективен, но думаю, что сможет. Во всяком случае, глядя на сегодняшний энтузиазм Ангелюка, в это твердо веришь. А зритель? Он обязательно вспомнит о старом ПРИМУСЕ и полюбит новый.

Наиболее вероятный автор - Дмитрий ШАВЫРИН


Группа без стиля...

В майской программе на Малой спортивной арене "Лужников" в последний день "Звуковая Дорожка" решила внеафишно преподнести своим зрителям сюрприз. Так вот внепланово на сцену вышла группа ШАНХАЙ, и, судя по откликам и читательской почте, этот сюрприз оказался удачным.

Вас не очень смущает название? Нет? Да, конечно, вы правы: есть коллективы с менее прозаическими названиями. Группа эта, руководимая опытным бас-гитаристом Евгением Маргулисом, прошедшим путь через МАШИНУ ВРЕМЕНИ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, АРАКС и даже группу Юрия Антонова, далеко не новая, как это может показаться. Новое лишь название - броское и быстрозапоминающееся.

А началось все в 1984 году, когда Жене надоели бесконечные скитания по группам и он решил создать свою, назвав ее НАУТИЛУСОМ. К группе быстро пришел успех, в основном благодаря записям. Концертов не было. Ни одного. Ансамблю просто не давали работать. А когда в прошлом году они попробовали начать выступать, то началась путаница - люди шли на один НАУТИЛУС, а попадали на другой. И наоборот. Но, посудите сами, разве при нашей скудной музыкальной информации мог ли знать Маргулис, что и в Свердловске есть НАУТИЛУС? Правда, отличающийся от московского дополнительной строкой - ПОМПИЛИУС. Понятно, что в такой ситуации работать было больше нельзя и решено было изменить название...

Еще три года назад это был сложившийся коллектив со своим лицом, но единственное, что ему мешало, так это сами музыканты.

- Наша ошибка в начальном этапе заключалась в том, что мы набрали в группу массу случайных людей, - рассказывает Женя Маргулис. - Был плохой барабанщик, неважный саксофонист, а один музыкант никак не мог выбрать, на чем ему играть, - на клавишных или гитаре. Это, естественно, тормозило творческий процесс, хотя запись все-таки вышла и разошлась успешно по рукам.
У меня было написано много музыки, которая требовала и определенной подготовки. И только к началу года был собран новый состав, удовлетворяющий меня по всем параметрам. И не только состав, но и то, что мы исполняем. На гитарах играют Дмитрий Рыбаков и Сергей Гусев, на ударных - Михаил Колташов, работавший с Лешей Романовым и Костей Никольским. То есть я постарался сохранить запал ВОСКРЕСЕНЬЯ и начального НАУТИЛУСА. Тексты пишет Дима Рыбаков, две песни мы поем на стихи Алексея Романова.

- А что же вы все-таки вкладывали в название коллектива, в котором, как я смог убедиться по вашим концертам, собрались только единомышленники, одержимые идеей "старой музыки"?
- В 20-30-е годы в Шанхае происходило слияние всех мировых культур. Там же произошел и удивительный музыкальный сплав. Я абсолютно уверен, что, хотя многие музыкальные критики отнесут нас к ритм-энд-блюзу, мы не соответствуем ни одному известному стилю. Немного "волны", немного рока, немного блюза, чуть-чуть от джаза. Это наглядно отражает и название группы.

- Смею не согласиться - все-таки вы играете американизированный ритм-энд-блюз для старшего поколения...
- Так я и знал. Мы все очень любим музыку Билли Джоэла, но никогда не задумываемся, что именно он играет. Таких примеров множество. Все, что сейчас творится на нашей многострадальной эстраде, стало просто утомлять. Да и "металл" этот еще подлил масла в огонь. Мы стремимся играть так называемую комфортную музыку. Такую, чтобы человек, придя на концерт после работы, отдыхал, а не напрягался. Много групп поют остросоциальные тексты. Наверное, это хорошо, но сколько же можно? Про "это" пишут в газетах, показывают по телевидению. Не пора ли песне вернуться к нормальным человеческим отношениям? В чем вы правы, так в том, что тексты действительно имеют отношение к ритм-энд-блюзу.

- Две песни в репертуаре написаны Алексеем Романовым. Это дань любви к группе ВОСКРЕСЕНЬЕ?
- Композицию "Дороги Наши Разошлись" я полюбил, еще играя в той прекрасной группе, а вторую - "Старый Учитель" мы сочинили с Лешей в 1979 году, но тогда нам крепко "дали по башке". Теперь то, о чем там поется (Сталин, Берия, Гитлер), спокойно пропускается любым худсоветом и литуется.

Я не знаю точно, какие именно песни подарит ШАНХАЙ своим поклонникам на гала-концерте. Но знаю точно, что вскоре весь репертуар (девять с половиной песен) можно будет услышать с магнитофонного альбома, запись над которым заканчивается в студии у Александра Кутикова (старые друзья никогда не оставят друг друга в беде).

По-моему, ШАНХАЙ очень неплохая группа, соответствующая определенному возрасту (27 - 32 года), характеру человека и его настроению. Вы еще не слышали ШАНХАЙ? Тогда не теряйте времени даром и срочно бегите покупать билет в Зеленый театр. Начало 26 июня в 19.00.

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 03 мая 2006, 11:17
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв | Купить диски

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.15 / 7 / 0.063