Традиционно - лучший (фестиваль "Беломор-Буги-2019" в Архангельске)


Месяца за два-три до 26-го архангельского рок-фестиваля "Беломор-Буги" на всех тех, кто его ждал, посыпались интригующие новости. Во-первых, чуть ли не впервые за всю историю на него обратили внимание городская администрация и областное министерство культуры и даже вознамерились как-то ему посодействовать. Во-вторых, "Беломор" стал частью нового объединения под названием "Arkhangelsk Music Weeks", в рамках которого в октябре проводился еще и фестиваль "Международные дни джаза" и состоялся ряд необычных музыкальных мероприятий в Поморской филармонии. Все это позволяло надеяться на широкий промоушн и обильное финансирование, что, в общем, для независимого фестиваля, который многие предыдущие годы держался на энтузиазме Александра Мезенцева и его команды, а также на добровольной спонсорской помощи дружественных лиц, было совсем не лишним.

На деле же принципиально почти ничего не изменилось. То есть наверняка какая-то польза (и в первую голову денежная) от этого альянса все-таки была, но на сторонний взгляд "Беломор" прошел ровно так же, как и прежде. Не сказать, что фестиваль проводился на особо широкую ногу или что в зале "М33" так уж сильно прибавилось народу. Что до промоушна, то чуть ли не впервые на "Беломор" совершенно не обратило внимания местное телевидение, и это не только досадно, но и удивительно - все-таки мероприятие солидное и старинное, известное далеко за пределами Архангельска, да еще и с несколькими интересными зарубежными группами в лайн-апе; такое в городе не всякий день происходит, и пренебрегать подобным инфоповодом попросту непрофессионально. Раньше и не пренебрегали, а что вдруг случилось в этом году - загадка.

Однако на качество самого фестиваля это все не повлияло никак. "Беломор" как был, так и остался одним из лучших фестивалей страны, где все в полном порядке и с организацией, и с музыкой, и даже с бытовой составляющей (которая важна в основном для приезжих, но если учесть, что приезжих на "Беломоре" - больше половины, этим показателем пренебрегать тоже не стоит). Прошел уже месяц после фестиваля - а Интернет до сих пор полон восторженными отзывами, в том числе на европейских языках. Конечно, мнения о выступавших группах высказываются разные, ибо фавориты у каждого свои, но в целом от фестиваля и его команды все в полном восторге. В общем-то, так происходит практически всякий год, но в нынешнем году благодарности просыпались особенно густо. И мой голос в этом хоре пусть тоже прозвучит: да, это был один из самых-самых "Беломоров" на моей памяти. Да, все было удивительно и замечательно. Претензий никаких, одно сплошное удовольствие. А уж благодаря или вопреки всему тому, что описано в первом абзаце - не важно. Да, собственно, для посетителя фестиваля это и не должно быть важно. Когда мы любуемся прекрасной картиной, нам не должно быть дела до того, сколько сил и времени потратил художник на ее создание и сколько денег израсходовал на краски и кисточки. Нормальное мерило работы - не усталость, а результат. Именно результат важнее всего. Что, конечно, не отменяет моего глубочайшего уважения к Мезенцеву и всем тем людям, которые работали вместе с ним на этот самый результат.


19 октября. День первый

По традиции (исключения бывают, но не часто) каждый день "Беломора" открывают местные молодые группы. Как правило, локально они уже более или менее известны, так что зал к началу фестиваля хоть и не всегда бывает полон, но и не пустует. На сей раз всё началось с архангельско-северодвинской группы NECROFINGER. По названию несложно догадаться, что это металл, но при этом металл неожиданно олдскульный - если не из 80-х, то уж точно из 90-х. Ничего особенного, но и ничего плохого. Нормальная группа.

Считается (а с недавних пор еще и довольно настойчиво утверждается), что на "Беломоре" никто не выступает дважды. Ну, потому что хороших команд много и всем надо дать шанс попасть на этот фестиваль. На самом деле исключения есть, но они действительно довольно редки - надо как-то особо понравиться публике (и Мезенцеву), чтобы получить повторное приглашение. Но это не касается архангельских и областных групп, которые, как показывает практика, могут выступать на "Беломоре" неограниченное количество раз - было бы обоюдное желание и свободное время в лайн-апе. Тем более что чуть ли не главный принцип фестиваля - "поддерживаем своих". Вот онежский ЯКОРЬ, например, появился на "Беломоре" уже в четвертый раз подряд, и я не заметила, чтобы кто-то был против. Умелый, профессиональный, очень всеми любимый коллектив - так отчего ж нет? Исполнили и новые вещи, и известные фанатам старые вроде "Пропавшего Лесовозника" (я сознательно не употребляю слово "хит", поскольку к дум-металу оно не слишком подходит) - и, по моему ощущению, играли в этот раз несколько менее тяжело и мрачно, нежели обычно. Хотя градации здесь, понятное дело, довольно условные.

BLIND VANDAL тоже выступают на "Беломоре" отнюдь не впервые - более того, я с трудом могу вспомнить год, когда они по каким-то причинам здесь не выступали. И дело тут не столько в тесном знакомстве с Мезенцевым, который много лет был их директором (хотя и в этом, наверно, тоже), но, пожалуй, в том, что без BLIND VANDAL уже как-то трудно представить "Беломор". Они тут как логотип и трейдмарк. И - как логотип и трейдмарк - они не могут надоесть. Тем более что плохо выступить они не способны в принципе. Однако выступают они всегда немного по-разному, и в этом году их программа наполовину состояла, можно сказать, из медляков. Ну, с поправкой на обычный стиль этого тяжелого инструментального трио, конечно.

Группы из Владимира приезжали на "Беломор" неоднократно, и по тем приездам у меня сложилось ощущение, что музыкально в этом городе доминирует прогрессив-рок. Однако BOSPHORUS NIGHT показали (и доказали), что глэм там тоже есть. Причем глэм очень качественный, да еще и визуально соответствующий всем канонам - леопардовые штаны, пестрые рубахи, накрашенные глаза, вот это все. Выглядело оно, само собой, весьма старомодно, но за счет высокого музыкантского класса, выразительного вокала и энергичной подачи очень порадовало. В общем-то, одна из главных задач любой рок-группы - дарить публике радость, и эту задачу BOSPHORUS NIGHT решили блестяще во всех смыслах слова. А в финале еще и выдали кавер на "I Was Made For Lovin' You" KISS. Где теперь такое услышишь (караоке и кавер-бэнды не предлагать)?

Московские команды Мезенцев приглашать не очень любит (по принципу "что нам те Гаити и Таити - нас и здесь неплохо кормят"), однако делает исключение для тех, кто может предложить нечто особенное, нестандартное, что опять-таки не везде и не всегда увидишь и услышишь. ETERNAL WANDERERS - как раз из этой серии. Играют они довольно замысловатый медитативный прогрессив с заходами в психоделию, делают это хорошо, и слушать их, в общем, любопытно, тем более что местами они сильно напоминают всяких с детства любимых прог-роковых классиков. Другое дело, что такого рода музыку эргономичнее слушать в записи, а не живьем на концерте. То есть и на концерте, конечно, тоже можно (и нужно), но лишь в том случае, если кроме собственно музыки и пения группа может предложить что-то не только для ушей, но и для других органов чувств - какое-то шоу, какое-то взаимодействие с публикой, какую-то импровизацию, наконец. А ничего этого не было. То есть импровизация, возможно, была, но поскольку до сих пор я (как и, наверно, почти все присутствующие в зале) с творчеством ETERNAL WANDERERS не была знакома, этот нюанс от меня ускользнул.

Дальше начались иностранные артисты, и тут надо снова сказать для тех, кто не знал (и напомнить тем, кто забыл), что выступают они на "Беломоре" уже не первый год, и делается это в основном по линии городов-побратимов и, соответственно, при помощи посольств, консульств и прочих подобных учреждений, которые занимаются соответствующими международными связями. Плюс в этом тот, что учреждения берут на себя визовые и прочие административные вопросы, а также зачастую и финансовую сторону дела, а минус - в том, что выбор не настолько широк, как хотелось бы. То есть в любом зарубежном городе-побратиме Архангельска наверняка есть далеко не одна приличная группа, но по факту на "Беломор" не всегда попадают группы по-настоящему интересные. Именно это можно сказать про MAX & THE GOOFIES из немецкого города Эмдена, которые посетили фестиваль в нынешнем году. Студенческая группа, исполняющая милый, но довольно скучный поп-рок. Хорошо, конечно, что в Европе музыкальное образование поставлено настолько хорошо, что даже вчерашние школьники способны продемонстрировать умелое владение инструментами и слаженную игру, но все равно у меня осталось ощущение, что без них фестиваль ничего бы не потерял.

Вот американцы HESSIAN - совсем другое дело. Они тоже приехали сюда в рамках побратимского музыкального обмена - из города Портленда, штат Мэн, откуда уже в прошлые годы приезжали OGRE и SUNRUNNER. Но, судя по всему, портлендская тяжелая сцена достаточно разнообразна и своих локальных героев ей не занимать. HESSIAN в отличие от предыдущих товарищей привезли нам ядренейший металл (они это называют "black magic boogie ritual") и были хоть и не настолько инструментально искусны, но в своем жанре чрезвычайно убедительны. Мне подобного рода музыка не очень близка, но слушать HESSIAN так-таки было весьма увлекательно.

В прочих репортажах о "Беломоре" все сочли своим долгом отдельно остановиться на том, что на гитаре в HESSIAN играет трансгендер. Порядка ради упомяну об этом и я, хотя, в общем, не вижу в этом чего-то заслуживающего отдельного внимания. Какая разница, какого пола музыканты в той или иной группе? Главное, чтоб группа была хорошая.

Куда большее удивление, если честно, вызвало у меня приглашение на "Беломор" древней питерской группы РОК ШТАТ. Не потому что я что-то против них имею, а потому что была совершенно убеждена, что они давно уже распались. Оказалось, что нет, вполне себе живы (хотя отнюдь не в исходном составе) и даже записали в прошлом году новый альбом. Конечно, с тех пор, как они гремели на фестивалях Ленинградского рок-клуба, прошло тридцать с лишним лет, и Игорь Семенов ничем уже не напоминает себя тогдашнего - "нашего Роберта Планта", белокурого героя девичьих грез. Но, собственно, в рок-музыке все-таки самое главное - не внешность и даже не голос. Сегодняшнему РОК ШТАТУ тоже есть что предъявить публике, и на "Беломоре" они это показали и доказали.

И еще очень тронул видеоряд первой песни РОК ШТАТА - череда черно-белых фотографий с портретами умерших музыкантов: без расстановки по жанрам и странам, все подряд - Башлачев и Хендрикс, Дюша Романов и Джим Моррисон, Янка и Дженис Джоплин, Принс и Жора Ордановский... Это было неожиданно сильно, небанально и как-то очень кстати. Что бы там ни случалось в политике, экономике и идеологии, рок един для всех, и мы давно уже стали частью мирового музыкального процесса. Какой ни есть, но все-таки частью. В горе и радости, в богатстве и в бедности. И это правильно, и так оно и должно быть.

На группе, которая закрывала первый день, хочу остановиться отдельно. И не только потому, что у нас ее мало кто не знает, а в основном потому, что это одна из лучших групп, которые я слышала и на "Беломорах", и вообще за последние несколько лет. Они англичане, из города Брайтона, называются 12 STONE TODDLER, что в переводе означает "малыш весом в 12 стоунов" (стоун - старая английская мера веса, в итоге получается примерно 76 кг, то есть увесистый такой малыш). В Интернете информация о них представлена не слишком изобильно, но из фестивальных пресс-релизов можно узнать, что группа довольно старая и на родине достаточно популярная; играла на весьма престижных фестивалях, потом взяла паузу, наполовину сменила состав, а в прошлом году записала новый альбом и вернулась к активной жизни. Альбомы, кстати, при желании можно найти в соцсетях и на трекерах, в том числе и новый, который называется "Idiolalia" и в котором группа звучит совершенно не так, как на концертах.

На "Беломоре" никаких англичан доселе не было и даже не планировалось, по линии побратимства тут ловить совсем нечего. Но Мезенцев услышал как-то раз 12 STONE TODDLER в Интернете, влюбился с разбегу и решил, что заполучит их на фестиваль во что бы то ни стало. И таки заполучил (чего ему это стоило, лучше не спрашивайте). И какое же огромное Саше за это спасибо!

Рассказывать о 12 STONE TODDLER совершенно невозможно - их надо слышать и видеть, потому что они не только прекрасные музыканты, но и невероятно обаятельные люди. И их стиль тоже трудно как-то охарактеризовать, потому что они смешивают все стили подряд, причем совершенно органично и непротиворечиво. После концерта я сказала их басисту/вокалисту Крису: "Слушай, вот тут у вас KINKS, вот тут - Том Уэйтс, вот тут - американское кантри, вот тут - английская эстрада..." - "Ага-ага, - заулыбался Крис, - хорошо, что ты это заметила, мы действительно все это любим... и еще многое". - "И эта смесь делает вас уникальными?" - "Ну, наверно, да". Именно да. Потому что кто еще может начинать с откровенной умцы-умцы, продолжать хитрым прогом и заканчивать шестидесятническим элегантным поп-роком, полируя это все кантри-многоголосьем? Не знаю таких. А поют они все, включая барабанщика, и играют все отменно. И приплясывают, и шутят, и радуются. И тексты у них чудесные. Как в них не влюбиться?

В Архангельске они выступили на фестивале, потом еще немного поразвлекались на after party, в понедельник сыграли полноценный концерт в клубе "Колесо", а во вторник у них был еще концерт в питерском клубе "Сердце". И не только пообщались со всеми и очаровали всех, но и сами остались в восторге от поездки и хотят вернуться в Россию еще раз. Ну, дай-то бог.


20 октября. День второй

Во второй день впечатления от феерического выступления 12 STONE TODDLER были еще настолько живы, что трудно было ожидать еще каких-то чудес. Однако по итогу программа оказалась не хуже. Началось, правда, все неторопливо и задумчиво - с выступления молодой инструментальной архангельской формации ASK THE OCEAN (они называют свой стиль пост-роком, но, на мой вкус, это все-таки ближе к прогрессиву и местами к эмбиенту). Вообще инструментальных составов на "Беломоре" бывает достаточно много, и это тоже фишка и своеобразный трейдмарк фестиваля.

Еще одни представители нового поколения архангельского рока - БОЛЬШЕ НЕ ПЕЛ - считаются подающими большие надежды и в этом качестве уже имеют свой круг поклонников, однако меня ничем особо не зацепили. Как вчерашние MAX & THE GOOFIES - мило, складно, но не более того.

Теперь надо сказать о том, что среди традиций "Беломора" присутствует не только международный, но и внутренний межфестивальный обмен. То есть, проще, на "Беломор" ездят группы, хорошо зарекомендовавшие себя на других независимых российских рок-фестивалях, а на эти фестивали, в свою очередь, отправляются резиденты "Беломора". Я по мере сил вношу свой вклад в этот обмен, рекомендуя пригласить тех и этих туда и сюда. В нынешнем году это тоже произошло. А именно: в мае месяце меня пригласили в жюри на фестиваль "Сосны" в город Сосногорск, что в Республике Коми. Фестиваль оказался интересным и очень давним, однако на удивление мало кому известным за пределами своего региона. Захотелось эту ситуацию как-то исправить. И я посоветовала подать заявку на "Беломор-Буги" группе BOOMERANG PROJECT из Ухты. Во-первых, отличная группа - мы, жюри "Сосен", единогласно присудили ей Гран-при, а всех трех участников проекта отметили отдельными призами как инструменталистов. Во-вторых, именно на "Беломоре", как я уже сказала выше, инструментальная музыка играется довольно часто (в том числе тяжелый гитарный рок), и местная публика способна ее оценить.

В итоге Мезенцев идею одобрил и заявку принял. А еще вместе с BOOMERANG PROJECT на "Беломор" отправились корреспонденты Сосногорского телевидения (и по совместительству члены организаторской команды "Сосен") Елена Двожак и Павел Дурников. Ну, и все сложилось очень хорошо: BOOMERANG PROJECT выступили более чем достойно, показали класс и понравились, похоже, всем - и публике, и коллегам-музыкантам, а Елена с Павлом сняли серию репортажей и написали подробные отчеты о "Беломоре". И это здорово. Из таких вот поездок как раз и складывается сотрудничество. А кроме того, налаживаются дружеские и личные связи, и все участники процесса получают не только удовольствие, но и опыт, и импульс к дальнейшему движению.

И еще я очень надеюсь в будущем увидеть BOOMERANG PROJECT не только на "Беломоре" и "Соснах", но и на других различных фестивалях. Или как минимум узнать, что они там побывали. Группа однозначно того стоит.

Жаль, что уже два года не проходит пермский "Rock-Line", а то можно было бы поговорить о давних связях с "Беломора" еще и с ним. Зато жив-здоров фестиваль "Revolution", и Мезенцева туда частенько приглашают в жюри, а он, в свою очередь, присматривает там для себя какие-то интересные коллективы. При этом если имеешь некое представление о "Revolution" и его репертуарной политике, то можно почти безошибочно угадать, какие группы приехали на "Беломор" (или на другие подобные фесты) именно оттуда. Это своего рода революшн-стайл: четкая слаженная игра, англоязычные (как правило) тексты, общая потенциальная хитовость материала и явная ориентация на успех в Европе. Жанровая принадлежность при этом может быть любая - от поп-рока до металла, - но в целом принцип примерно вот такой. И, в общем, питерская команда MYSTORY, попавшая в нынешнем году с "Revolution" на "Беломор", этому принципу соответствовала целиком и полностью. Мне далеко не всегда близки и интересны представители этой грядки, но не могу не оценить высоту задаваемой "Revolution" планки качества. За нее - респект.

А сейчас вспомню прозвучавший выше тезис, что, вообще-то, иногородним составам на "Беломоре" дважды выступать нельзя, но если всем очень хочется, то можно. Ереванско-московская группа AMBEHR - как раз такой случай. Правда, впервые они побывали здесь очень давно - 11 лет назад, в 2008 году. Затем я их еще раз услышала на "Рок-Лайне" 2009 года и какое-то время следила за их творчеством, но потом как-то постепенно потеряла из виду. Тем приятнее было узнать, что AMBEHR не только живы-здоровы (и даже не сменили состав), но и выпустили в прошлом году великолепный альбом "Here You Are". И еще более приятно было вновь услышать их вживую, особенно с учетом того, что по ряду внутренних причин гастролируют они не слишком часто. В общем-то, за 11 прошедших лет ничего не изменилось - тот же стремительный, мощный, энергетически насыщенный метал-рок с восточным привкусом, то же желание подпевать каждой песне, то же огорчение от того, что сет длится всего полчаса, потому что эту музыку хочется слушать очень-очень долго... Так что еще раз спасибо Мезенцеву, который не только постоянно вытаскивает на "Беломор" что-то новое, но не забывает и о старом, если это старое того стоит.

Немного забегая вперед, замечу еще, что на "Беломоре" периодически случаются камбэки всяких старинных архангельских составов, которые иной раз собираются снова лишь для того, чтоб сыграть именно на этом фестивале. В прошлом году такой камбэк совершила группа ЧЁРНЫЙ РЫНОК, стоявшая у истоков "Беломора". На сей раз вернулись к жизни L.O.W. A.M.O., которые поиграли еще на самом первом фестивале - в 1995 году. Я те времена не застала, да и с творчеством данного коллектива практически не знакома (несмотря на то что в 90-х они много выступали в Питере, как-то не свела нас судьба), так что по-своему это было интересно. Если я правильно понимаю, игралась отчасти новая, специально подготовленная по такому случаю программа, и поэтому не уверена, насколько характерно для них выступление в формате бас-гитара + два синтезатора и в самом ли деле у басиста настолько ужасное английское произношение. И правда ли они любят DEPECHE MODE. Но, в сущности, никто не мешает это все проверить, покопавшись в Интернете. Если на то будет желание.

Кстати, глубоко задним числом прочла в одном из фестивальных репортажей, что на сцене L.O.W. A.M.O. использовали еще и терменвокс. Это, несомненно, круто, но не круто то, что в зале этого было практически не слышно.

Что же до иностранных групп, то второй день тоже без них не обошелся. Да еще каких! Это, во-первых, были французы с хулиганским названием MÖRGLBL - трио во главе с гитаристом-виртуозом Кристофом Годеном. Его, в общем-то, у нас знают, он приезжает в Россию не впервые, да и в Архангельске уже в третий раз, но вписать его именно в "Беломор" удалось только сейчас. И это, доложу вам, было нечто. Сам Годен называет свою музыку джаз-металом ("потому что она сочетает энергию хэви-метала и изысканность джаз-рока, в ней много импровизации, но не меньше в ней и тяжелых гитарных риффов"), однако первое, что приходит на ум в плане аналогий, - это, конечно, концертные выступления группы Фрэнка Заппы (с поправкой на то, что у Заппы в составе было до фига народу, да и увидеть это все можно только на архивных роликах в Интернете) или ПОП-МЕХАНИКИ (с той же поправкой). То есть на поверхности лежит - и в первую очередь бросается в глаза и уши - всяческое трюкачество и дуракаваляние, шоу, ужимки и прыжки. И только отвлекшись от этого верхнего слоя и вслушавшись, понимаешь, насколько это на самом деле умная, тонкая и высокотехничная музыка. И насколько точно все это подогнано, интересно придумано и талантливо сыграно.

Ну, и отдельным удовольствием было убедиться в том, что вне сцены Годен - как, впрочем, и многие большие артисты - веселый, общительный и дружелюбный дядька, который совсем не против пообщаться и сфотографироваться со всеми желающими. А с 12 STONE TODDLER у него за два дня завязались отдельные приятельские отношения (благо, все жили в одной гостинице и тусовались в одном и том же "Колесе"). Было бы здорово, если б у них в итоге сложился и какой-то творческий альянс. Тем более что они очень подходят друг к другу в плане отношения к музыке.

А завершали фестиваль бельгийцы OFF THE CROSS (это во-вторых). В прошлом году, кстати говоря, в финале "Беломора" тоже выступала бельгийская группа, и это была так себе радость. А эти оказались хорошие: хоть музыку играли самую что ни на есть громкую и страшную, да и выглядели угрожающе, но общались с активно скачущей публикой вполне по-дружески и вообще ничем себя не уронили. Не сказать, что сильно выдающаяся группа, но в своем жанре - то, что надо. Не хуже прочих.

Что сказать напоследок? Наверное, у каждого, кто имеет то или иное отношение к рок-музыке - будь то организаторы концертов и фестивалей, журналисты, музыканты или просто меломаны, - случаются в жизни моменты разочарования и уныния, когда хочешь бросить все к черту и думаешь: "Да ну его, этот рок, зачем он мне?" У меня такие моменты тоже бывают. А потом я вспоминаю "Беломор-Буги". Вот честное слово, именно он первым приходит на ум. И думаю: "А как же я без "Беломора"-то?" И понимаю, что нет, без "Беломора" обойтись никак нельзя. "Беломор" - это то лучшее, что есть в моей жизни в плане рока - живого, разного и настоящего. Не только он, само собой, но и он, безусловно, тоже.

Фото: Григорий АНШУКОВ

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 22 ноября 2019, 12:43
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 5 / 0.002