Домашние заготовки (фестиваль "Беломор-Буги-2018" в Архангельске)


Круглые даты обычно стараются отпраздновать широко и с размахом. Поэтому на 25-й по счету "Беломор-Буги" были большие виды не только у постоянных посетителей, но прежде всего у "папы" фестиваля - Александра Мезенцева. Задумывалось многое и разное. Однако скверная экономическая ситуация в стране не щадит никого (кроме разве что олигархов), а больнее всего бьет по некоммерческим проектам, которые держатся в основном на энтузиазме и на добровольной спонсорской поддержке дружественных лиц. В этом году лица, много лет поддерживавшие "Беломор" деньгами, сами очутились в непростом положении и помочь не смогли, а спешно изысканные новые источники финансирования оказались не слишком полноводными.

Что было делать в такой ситуации? Да просто-напросто вспомнить опыт застойных советских лет, когда в магазинах было шаром покати, а за "дефицитом" приходилось стоять километровые очереди (причем далеко не всегда это стояние оказывалось не напрасным). Как тогда поступали люди, желавшие достойно накрыть стол к празднику? Ну конечно, доставали из кладовок домашние заготовки - соленья, копченья, маринады и прочее подобное. Получалось, может, не слишком изысканно и неожиданно, но зато вкусно и питательно. А главное - использовались по назначению плоды собственных трудов.

Вот и на нынешнем "Беломоре" иногородних групп было не слишком много, зато во всем своем многообразии и изобилии была представлена архангельская сцена, во многом взращенная и воспитанная "Беломором" же - от новичков до ветеранов, от тех, кто выступал еще на самых первых фестивалях, до тех, кто вышел на сцену "Беломора" впервые. И это, в общем, было верное (пусть и вынужденное) решение: праздник серьезный, но именно что домашний, и звать на него следовало в первую голову как раз своих.

Кроме того, выяснилась (а точнее, окончательно стала ясной) одна интересная подробность: архангельская публика тепло и дружелюбно принимает на "Беломоре" приезжие группы, но не сказать, что как-то уж сильно ими интересуется. А вот свои местные очень любит и охотно поддерживает. В итоге впервые за несколько последних лет не пришлось огорчаться количеству публики в зале: людей было довольно много от начала и до конца (хотя хотелось бы, конечно, еще больше). Видимо, повлиял и тот факт, что фестиваль снова вернулся в давно облюбованный зал развлекательного комплекса "М33", который имеет, конечно, свои недостатки, но все-таки куда удобнее Дома народного творчества, где "Беломор" эксперимента ради проводился в прошлом году. Правда, Архангельск в эти выходные вдруг встал в глухих пробках, так что до стоящего на отшибе "М33" добраться было не очень просто, но в итоге все добрались и получили свою порцию удовольствия от фестиваля.

Звук оба дня был относительно неплох, а еще очень порадовало наличие двух барабанных установок на сцене: прием, использующийся многими фестивалями и наконец-то перенятый "Беломором". Суть в том, что пока одна группа доигрывает свой сет, барабанщик другой уже начинает ненавязчиво развешивать свое "железо", и в результате паузы между выступлениями сводятся к минимуму. Так что в этом году наконец-то удалось соблюсти регламент без судорожных метаний, ни одной группе не пришлось сокращать время выступления, а некоторым даже разрешили сыграть пару песен сверх программы, в том числе и на бис - что было весьма кстати, потому что на "бисы" на фестивалях обычно времени хронически не хватает.

Ну и, к чести Мезенцева, режим жесткой экономии все ж таки не помешал ему выкатить на фестиваль разнообразный мерч, издать традиционную бесплатную газету-буклет и (по обычаю последних лет) снабдить "Беломор" роскошной концептуальной афишей за авторством, если не ошибаюсь, Алексея Булыгина. Которому отдельное спасибо за неиссякаемую фантазию.


6 октября. День первый

Каждый день каждого "Беломора", как правило, открывается выступлением местной молодой поросли - новичков и для фестиваля, и для публики. Правда, группа СУПЕРНИКТО, как мне рассказали, состоит из музыкантов, хорошо известных по другим локальным проектам (в частности, по ЯГОДЕ ГАЛО), так что совсем новой ее назвать трудно. Исполняла она песни про различных супергероев - в меру качественно и в меру иронично, активно использовала соответствующий видеоряд (из-за чего порой казалась приложением к видеоряду) и в целом не вызвала у меня особых эмоций - кроме песни "Я Не Хочу", которая мне, пожалуй, понравилась. Но, в общем, никто не обязан любить и хвалить все увиденное и услышанное, поскольку восприятие любого вида творчества всегда субъективно, да и вкусы у всех разные.

Вот группу НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР я люблю, причем уже довольно давно - если и не с первого раза, когда я их услышала, то со второго уж точно. Причем в своей любви я далеко не одинока, а в Архангельске у НК даже есть свой фан-клуб. И это не удивительно, поскольку НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР состоит из музыкантов, которые не только достигли высокого профессионального мастерства, но и чрезвычайно обаятельны и артистичны. И по отдельности, и все вместе, как команда (главное внимание, конечно на скрипача Илью Денисова - этакого чертика из табакерки, и на клавишницу Хрисию Качаеву в лирико-комическом амплуа, но все остальные ничуть не менее выразительны). Поэтому каждое их выступление - это большая радость, а если видишь их редко, то и тем более.

Кстати, недавно они переехали в Москву. И для Москвы это очевидное приобретение, а вот для Архангельска - столь же очевидная потеря. Хотя, в принципе, для подобной музыки пункт приписки - дело двадцать пятое. Главное, чтоб ее услышали.

На "Беломоре" НК презентовали свой второй студийный альбом "Путь", а закончили сет своей интерпретацией главной песни из культового фильма "Охотники за привидениями" ("Ghostbusters"), дополнив тем самым - не знаю, случайно или намеренно - тему доклада предыдущих товарищей.

Первой иногородней командой, вышедшей на сцену нынешнего "Беломора", стали СЧЕТЧИК МЫСЛЕЙ из Мурманска. Вообще, мурманская сцена богата и разнообразна, а многие ее представители регулярно выбираются за пределы родного города и потому достаточно известны. СЧЕТЧИК, насколько я знаю, как раз из числа таких активно гастролирующих групп, однако так вышло, что я сама до этого момента слышала их только в записи. И запись мне сразу понравилась: неглупые складные тексты (в основном социальной направленности), хорошо выстроенный саунд, очень четкая и слаженная работа музыкантов. Живьем было практически то же самое, более того - иногда казалось, что вся группа работает под невидимый метроном, настолько все было безукоризненно ровно. Но это нечастое на нашей сцене свойство одновременно и мешало: хотелось несколько большей спонтанности и человечности, что ли. Это не упрек, просто впечатление.

Для группы ГРЕБЛЯ нынешнее появление на "Беломоре" стало вторым, а могло бы стать и третьим, если бы в прошлом году вокалист накануне не сломал ногу на концерте в Северодвинске. Что, в общем, намекает на стилистическую направленность коллектива. Это типичный российский панк-рок вида "поскакать и послэмиться", идеальный для тех, кто именно за этим на концерты и ходит. Особенно если в зале и на сцене все всех знают и можно по ходу непринужденно общаться и совершать разные совместные движения.

Великий Новгород в плане музыки - город удивительный: оттуда стабильно появляются (и на всяческих фестивалях, и в столичных клубах) в равной степени интересные, но абсолютно разные по стилистике группы, которые время от времени становятся моим личным открытием года. В прошлом году, например, это были MERRY-GO-ROUND, а в нынешнем - МЁРТВЫЕ ОСЫ. Я их услышала опять-таки сначала в записи, потом на фестивале "На Кировской волне", где они единогласным решением жюри завоевали главный приз, а теперь вот на "Беломоре". Здорово, что Мезенцев их позвал, но не очень здорово, что группа добиралась до фестиваля своим ходом, на машине, сильно устала и не успела провести саундчек, а потому выступила несколько ниже своих возможностей. Но даже с поправкой на все это выступила хорошо. И еще стоит сказать, что кроме великолепного женского вокала, мощной игры и нетривиальных сюжетных текстов МЁРТВЫЕ ОСЫ обладают несколькими оригинальными фишками в имидже и в общении с поклонниками, а это для отечественных групп большая редкость.

Онежский ЯКОРЬ выступает на "Беломоре" уже третий год подряд, и это не случайность, а закономерность, потому что, во-первых, группа реально выдающаяся, а во-вторых, горячо любимая местной публикой. Надеюсь, и не только местной, хотя и не знаю подробностей их текущего гастрольного графика. Сыграли, как всегда, очень тяжело, очень мрачно и энергетически насыщенно. Не могу не процитировать весьма характерный отзыв одного из посетителей фестиваля: "В жизни такого не испытывал! Мы сидели с женой за самым последним столиком от сцены, на втором этаже, а ощущение было такое, как будто тебя бьют якорем по голове. Жена не оценила, а я офигел. Это очень круто, ребята!"

Ковровая бомбардировка ушей и мозгов на этом не закончилась, хотя приобрела несколько иной жанровый характер. Потому что следом на сцену вышло инструментальное хэви-трио BLIND VANDAL - мэтры и монстры, столпы и краеугольные камни, краса и гордость архангельской сцены (да, все это говорилось много раз и много где, но это сущая правда, да и как сказать иначе?). Они выступают на "Беломоре" почти всякий раз, но в последние годы пребывали в полуразобранном состоянии, поэтому очень отрадно было услышать не только набор золотых хитов вроде "Crazy Robot" и "Rock'n'Roll Forever", но и совсем новую вещь "Красная Ночь". Она внушила надежду, что история ВАНДАЛОВ не только не заканчивается, но, возможно, скоро выйдет на новый виток. И это отличная новость, потому что терять группы такого класса всегда обидно и грустно.

Дальше был ТРУПНЫЙ ЯД, и это тоже монстры. Да еще какие! Причем не только архангельские, поскольку их немало помотало по стране: имея корни в Мурманске, они жили в Мирном (который не в Якутии, а в Архангельской области и который "весь такой военный и в то же время мирный, хотя так не бывает"), в Питере, в Краснодарском крае и, кажется, где-то еще, я уже всех мест и не упомню. Сравнительно недавно ТРУПНЫЙ ЯД обосновался в Архангельске (что позволило им, кстати, выступить на предыдущем юбилее "Беломора"), так что теперь их концерты на местной сцене - снова не редкость, а закономерность. Но все равно каждое выступление публика принимает с восторгом и просит добавки. Думаю, что любят их не только за ядреный трэш-метал, но и за то абсолютное бесстрашие, с которым ТРУПНЫЙ ЯД исполняет свои по-настоящему ядовитые, злободневные, меткие и убийственно смешные песни, наплевав на политкорректность, цензуру, самоцензуру и многое другое подобное. В наши смутные времена это почти что уникальное качество. И еще отдельный и вечный от меня респект Валере Михайлянцу за дикцию: несмотря на характерный для жанра "рычащий" вокал, все тексты разборчивы с первого до последнего слова как в записи, так и живьем. Что тоже встречается нечасто.

Следом выступала питерская группа RED NAILS, которую я тоже впервые услышала минувшим летом в Кировске, но с одной поправкой: тогда они назывались SKIPPING ROPE. Внезапные изменения в составе не позволили группе приехать в Архангельск под прежним названием, а приехать очень хотелось, поэтому название было поспешно придумано новое. Но суть не изменилась: это такой классический энергичный и мелодичный англо-американский металл 80-х с сильным хрипловатым женским вокалом в духе Литы Форд (или даже Бонни Тайлер местами), очень качественный и заводной. Как сказал Мезенцев, "это музыка взрослых людей, которые знают, чего хотят". Вообще, у нас в последнее время появилось удивительно много хорошо поющих девушек, и Мария Наумова из SKIPPING ROPE/RED NAILS - не исключение. А еще у нее роскошная копна светлых волос, которой она интенсивно машет на сцене, что добавляет новых красок в имидж группы.

Закончили день американские гости OGRE - группа из города Портленда, штат Мэн (как и прошлогодние SUNRUNNER). И это тоже, как ни странно, домашняя заготовка - плоды кропотливого и последовательного сотрудничества Саши Мезенцева с местными посольствами и консульствами по линии городов-побратимов, начавшегося еще в 2011 году. Сначала по этой линии он привозил музыкантов из Скандинавии, потом дело дошло до прочих стран Европы, а потом и до США. Благо, в посольствах и консульствах сидят, как выяснилось, вменяемые люди, которые считают, что политика политикой, а культурные связи тем не менее стоит налаживать, а не разрушать.

OGRE, как и SUNRUNNER (это вообще, как я поняла, одна тусовка) оказались немолодым и очень профессиональным трио, исполняющим крупные размашистые вещи на стыке прогрессива и олдскульного английского металла. Разница разве что в том, что у OGRE есть еще вокал (и, соответственно, тексты тоже есть - вполне традиционного, впрочем, героически-фэнтэзийного толка), а металл во влияниях чувствуется больше, чем прогрессив. Если бы музыканты такого уровня приехали в Россию лет двадцать, а тем более тридцать назад - они стали бы кумирами всей страны, а сейчас воспринимаются как нормальный себе клубный бэнд. И это, в общем, правильно, потому что привычка слушать качественную музыку как в записи, так и на концертах и знание, что эта музыка общедоступна, куда более естественны, чем прозябание в искусственно созданной кем-то резервации.

На дежурном after party в клубе "Колесо" американцы сначала одобрительно покрикивали, слушая, как Влад Белобоков (известный архангельский музыкант, ведущий "Беломора", и прочая, и прочая) поет каверы на мировую рок- и поп-классику, а потом сами вышли поиграть нетленки CREEDENCE, THE BEATLES, Нила Янга и так далее. А в интервью рассказывали, что принимают их в Архангельске так же тепло, как и в Портленде, да и вообще особой разницы они ни в чем не чувствуют и рады, что приехали. И это тоже правильно. Тем более что многие наши музыканты также уже давненько играют в Штатах клубные концерты - не стремясь ничего никому доказать, просто в рамках мирового межкультурного обмена.


7 октября. День второй

Второй день опять начался с местных условно молодых команд: сначала THE READIANCE, а затем SNOWBORN. Первые - очень бодрые музыкально, но на редкость статичные визуально. Стоять столбиками по краям сцены и при этом чесать панк-рок как-то странно. И это при том, что группе уже больше десяти лет, - могли бы уж как-то научиться совмещать музыку со сценическим движением. Или это фишка у них такая? SNOWBORN же играют скорее стоунер (о чем нетрудно догадаться, зная английский язык и архангельские особенности нейминга) и считаются "младшими братьями TRAWLER". Запомнились в основном красивым психоделическим логотипом, а также вокалистом, который страшно махал волосней и рычал.

Собственно TRAWLER, которые играли третьими в этой связке, стали для меня группой дня. Это вообще одна из самых моих любимых на сей момент архангельских групп, а люблю я их не только за то, что играют хорошо, но и за то, что им явно интересно меняться и экспериментировать. То они русскоязычную песню сочиняют, то выдают какой-нибудь трэш-кроссовер, то флуктуируют совсем уж в сторону BLACK SABBATH, то опять выруливают на свой собственный саунд, в котором и стоунера-то никакого почти и нет. Плюс еще Анатолий Попов способен очень по-разному петь, в диапазоне от чистого лирического вокала до почти что гроулинга, а вокальное разнообразие - тоже дело не последнее. Ну, и инструментальное мастерство группы, с самого начала находившееся на достаточно высоком уровне, год от года заметно оттачивается и углубляется. Неудивительно, что на "Беломоре" они выступают уже в четвертый раз - скорее удивительно, что дальше Архангельска они, сколь знаю, выбираются редко и мало. Надо это как-то исправлять. Брать пример с ГРЕБЛИ, что ли...

А сейчас надо сделать небольшое отступление и сообщить, что задник сцены в "М33" являет собой большой ЖК-экран, который и в позапрошлом, и в этом году влиял на качество звука не в лучшую сторону, но убрать его на время фестиваля нет никакой возможности. В этот раз решили следовать старому принципу "то, что нельзя победить, нужно использовать", поэтому многие команды в своих выступлениях изобильно использовали видеоряд. У кого-то он был скромный и прагматичный, у кого-то - весьма насыщенный, но московская группа VOODOO IDOL превзошла всех: на протяжении всего их сета на экране демонстрировались черно-белые (почему-то) диснеевские мультфильмы на тему Хэллоуина. В сочетании с замысловатой психоделической музыкой VOODOO IDOL они создавали эффект некоей шизофренической избыточности происходящего, поэтому об этом выступлении я не могу сказать решительно ничего: в памяти остались только бегающие по экрану безголовые скелеты и прочая карикатурная мультяшная нечисть. Однако, судя по отзывам, многих нешуточно впечатлило и собственно музыкальное творчество группы, а гитаристка Алина Голдобина удостоилась самых разнообразных похвал.

И еще о видеоряде: я знала, что новодвинская группа ЧЁРНЫЙ РЫНОК выступала еще на самых первых "Беломорах" (а это, как вы понимаете, было очень давно), и когда она под конец пустила по экрану черно-белые фотографии каких-то людей, выполненные в ретро-стиле, первой натуральной мыслью было, что это изображения тех участников группы, которые уже покинули сей грешный мир. Ну, знаете, как на премии "Оскар" поминают ушедших. И только со второго взгляда стало понятно, что это участники текущего состава ЧЁРНОГО РЫНКА, в том числе ритм-секция BLIND VANDAL - Вадим Тряпицын и Александр Харев, которые, слава богам, живы и здоровы, как и все прочие изображенные (Харев, кстати, барабанил в ЧЁРНОМ РЫНКЕ с 1995 по 1998 год и, видимо, в этом качестве на "Беломоре" с ними тогда тоже выступал). Не надо так пугать неподготовленного человека! Что до музыки, то это вполне традиционный русский рок балладного типа, нормально сыгранный и спетый. Ничего особенного, но довольно симпатично.

ВОЛЕНС-НОЛЕНС из Мурманска, если верить пресс-релизу, состоит из опытных музыкантов, но сама группа молодая, ей всего год от роду, и впервые выбралась на гастроли. Возможно, именно недостаток совместного концертного опыта (плюс еще попытки сочетать в музыке эмбиент и "альтернативу", да еще и писать на все это осмысленные тексты) и привел к тому, что выглядело это все не слишком убедительно. "Да, все понятно - но что конкретно?" Ну, и еще я не очень люблю, когда люди очень стараются "быть позитивными". Даже если они и в самом деле дружелюбные и общительные по своему складу. Но это опять-таки лишь мое личное мнение.

Если же продолжать разговор о старожилах фестиваля, то E-SEX-T - именно из таких. До ЧЁРНОГО РЫНКА и BLIND VANDAL они, правда, не дотягивают, но выступали здесь уже в шестой раз, а первый случился еще в 2002-м. На мой взгляд, за прошедшие годы они не слишком изменились, однако заматерели настолько, что могут произвести сильное впечатление даже на таких нелюбителей альт-метала/металкора, как я. "У вас все хорошо? Сейчас будет плохо. Мы вам сделаем". И погнали - и подуставшая и сильно обалдевшая за два фестивальных дня публика заскакала под сценой как ни в чем не бывало. Так заводить зал все же надо уметь, поэтому - молодцы, уважуха. Ну, и "плохо", как вы понимаете, в данном случае не более чем жанровая условность.

А вот что действительно было плохо, так это выступление вторых зарубежных гостей - бельгийцев WOLVES SCREAM. И это не вина Мезенцева, потому что заранее просчитать происшедшее было невозможно. Во-первых, бельгийцы, что называется, дали хэдлайнеров в наихудшем смысле этого слова, то есть очень (о-очень) долго чекались. Понятно, что в конце фестивального дня звуковые настройки могут съехать черт знает куда, но все равно нормальные музыканты всё необходимое выстраивают на дневном саундчеке, а вечером просто выходят, подключаются и начинают играть, подстраиваясь прямо по ходу движения. Это, кроме всего, еще и вопрос элементарного уважения к уставшим зрителям (многим из которых к тому же назавтра надо идти на работу или учебу). Во-вторых, несмотря на чуть ли не 20-минутную настройку, они нарулили себе отвратительный "подушечный" звук, в котором почти полностью утонул вокал, и исправить это почему-то так и не смогли. Ну ей-богу, E-SEX-T (с примерно такой же музыкой) звучали на порядок лучше! А в-третьих - ну ОК, вы крутые альтернативщики, намного круче вареного яйца, но зачем же так материться? Причем не просто материться (в этом плане им тот же ТРУПНЫЙ ЯД даст вперед сто очков, а к ним я вообще никаких претензий не имею, как и к ГРЕБЛЕ, например), а материться не по делу. Можно от полноты чувств выкрикнуть, например, "fucking great", но вот "fucking festival" (повторялось неоднократно) - это уже тот случай, когда хочется послать в ответ, причем очень далеко и надолго. Для тех, кто не знает английского, - разница примерно того же плана, как между "охуительно" и "хуево". В общем, такие товарищи нам не товарищи.

Публика, впрочем, попрыгала и под WOLVES SCREAM, чего уж там, и кому-то группа даже понравилась, но и разочарованные тоже были. В том числе и Мезенцев. Ну что делать, и на старуху бывает проруха, даже организатор с огромным опытом может промахнуться и позвать на фестиваль какую-то дрянь. Ничего, бывает. Да и обычно такое быстро забывается. Зато хорошее вспоминается многие годы.

В целом юбилейный "Беломор-Буги" хоть и прошел при обстоятельствах, близких к боевым, но таки удался на славу. И мои опасения, что после 25-го фестиваля Саша махнет рукой и перестанет тащить на себе этот воз, все же оказались напрасными: в конце второго дня, вполне официально, со сцены он сказал, что обязательно будет и 26-й "Беломор", и 27-й, и так далее. А недавно были уже объявлены официальные даты на 2019 год: 19 и 20 октября. И я думаю, что даже если с деньгами в будущем году станет не легче, фестиваль пройдет опять хорошо и правильно. Ведь у Мезенцева всегда есть под рукой домашние заготовки.

P.S. Если кому-то показалось, что в этом отчете недостаточно подробно рассказано, кто какую музыку играет, идите на фестивальную страницу на офсайте, а оттуда - по ссылкам на страницы соответствующих групп. Там всего достаточно - и информации, и музыки, и видео. Ищите и обрящете.

Фото: Григорий АНШУКОВ (3-7), Сергей ПОПОВ (8)

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 10 ноября 2018, 07:03
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 5 / 0.003