ЯГОДА ГАЛО - "Полярный"


(с) ЯГОДА ГАЛО, 2012
(р) Sketis Music, 2013


Музыка северодвинской группы отличается такой праздничной торжественностью и оптимизмом, что идеально подходит для украшения народных гуляний по любому поводу. Мир, в котором живут герои песен, светел, бесконфликтен и гармоничен. Даже о смерти в нём говорят спокойно, без надрыва, ибо точно знают, что за порогом земной жизни нас ждёт такая же гармоничная реальность, где всё устроено разумно и понятно. Тексты не блещут какими-то яркими строчками, застревающими в памяти надолго в виде афористических цитат, однако это вовсе не портит общего впечатления. Более того - это-то как раз и подчёркивает, что ЯГОДА ГАЛО крепко держится корней. Ведь в аутентичном фольклоре песня (а уж тем более песенный текст) не существует сама по себе, вне контекста. Всё строго привязано к каким-нибудь обрядам, иногда имеющим чисто символическое, а иногда и магическое значение. А чем фолк-рок хуже? Кто сказал, что если бы много веков назад в русских деревнях было электричество, там бы не пели вот так?

Значительная часть зафиксированного в "Полярном" репертуара ЯГОДЫ ГАЛО состоит из подлинных шедевров народного творчества, снабжённых - но не испорченных! - современными аранжировками. Назвать это "кавер-версиями", "стилизациями" или "реконструкциями" было бы просто оскорбительно - как, впрочем, и искать другие примеры столь же бережного отношения к материалу. Кажется, в конце 80-х такими же небанальными способами пытался прорубить окно в дохристианскую сказочную Русь Борис Базуров с группой НАРОДНАЯ ОПЕРА, но многие ли о нём помнят сейчас?

Каждая песня альбома - маленькая сценка, сюжет которой развивается в соответствии со всеми обрядовыми традициями. "Не Вели Ветры", например, - история сватовства, вся состоящая из полунамёков и иносказаний, где внешний трагизм чисто напускной, а финал заранее предрешен. "Шили Девицы Ковёр" - тоже, по-видимому, часть свадебного действа, связанная с выбором суженого. Здесь уже настроение повеселее, а краски сочнее - как на карикатурном портрете старого, нелюбимого "мужа-негодяя", так и в изображении идеального, желанного "милого друга". Понятно, что выбор здесь тоже условный, юмор бесхитростный, почти детский, но сколько искренней радости в этом "русском народном рэпе", сколько озорства и добродушного лукавства! О том же самом, только глубоко опечаленный, размышляет добрый молодец из баллады "Кругом Города". Ему знакомо чувство одиночества и понимание, что только любовь может помочь человеку найти своё место под солнцем. Под протяжную "Как По Морюшку", наверное, хорошо поминать тех, кого уже нет среди нас, "Рождество" очень точно воссоздаёт атмосферу самого светлого зимнего праздника, а начинающаяся странноватыми поскрипываниями "Ворожба", напротив, погружает слушателя в эпоху язычества, когда человек имел возможность слиться с природной стихией и позаимствовать у неё капельку жизненной силы для себя. Пожалуй, лишь в блюзе "Ходить На Работу" старый фольклор уступает место року "в чистом виде", в лучших ленинградских традициях. Однако и этот дружеский привет раннему Гребенщикову пронизан желанием бросить городскую суету к чертям собачьим и уехать туда, где можно стать ближе к земле.

Полная гармония у ЯГОДЫ ГАЛО царит не только в содержании, но и в форме. Весь пёстрый инструментарий, задействованный в аранжировках, вся струнная, смычковая и духовая экзотика, соседствующая с более привычными, но не так уж часто используемыми в рок-музыке домрами, гуслями и гудками, так исправно работают на русскую мелодику, словно и были придуманы именно для неё. Роль же главного цементирующего материала в аранжировках, как ни странно, досталась электронным клавишам, которые то ведут себя крайне скромно, то вдруг вносят совершенно вроде бы неуместные джазовые элементы, то напоминают нечто из Вангелиса. Лидер группы и автор многих композиций Николай Выморков любит парадоксы, сочетание несочетаемого. Впрочем, даже у него, способного даже заставить наших девиц шить ковёр под звуки варгана, технические возможности далеко не безграничны. И единственным недостатком коллектива, пожалуй, следует назвать отсутствие женского вокала там, где он просто необходим - например, в тех же "Девицах". В составе ЯГОДЫ ГАЛО присутствует несколько женских имён, но их носительницы не поют, играют молча. Остаётся лишь сожалеть, что Надежда Бабкина реализовала свои рок-н-ролльные увлечения совсем с другой группой, а в Архангельской области пока не отыскалось певиц с такими же мощными голосами!

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 22 июля 2013, 04:33
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЯГОДА ГАЛО - "Любовь Снаружи, Любовь Внутри"Алексей Анциферов14.07.2010
РецензииЯГОДА ГАЛО - "Полярный"Старый Пионэр06.04.2014
СтатьиПривет, здесь - Север, там - Юг, а мы - ЯГОДА ГАЛО!Екатерина Борисова25.04.2013

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.004