Гни свою линию (фестиваль "Иллюминатор-2017" в Москве)


Восьмой "Иллюминатор" прошел точно так же, как седьмой, шестой и, полагаю, все остальные более ранние, на которых мне побывать не удалось, - то есть хорошо и душевно. Это если говорить об атмосфере. Я уже писала, что "Иллюминатор" по своему духу - не столько фестиваль тире смотр музыкальных достижений нынешнего года и текущего момента, сколько дружеская вечеринка, вечер общения людей, объединенных конкретной идеей и целью: отпраздновать очередной день рождения Ильи Кормильцева, вспомнить то главное, что он дал нашей культуре в целом и каждому из нас в частности, спеть песни (чужие и собственные) на его стихи, показать что-то свое, что представляется нужным и важным донести до доброжелательного и понимающего круга собравшихся, - да и просто встретиться со старыми товарищами и завязать, возможно, какие-то новые знакомства. Никакой обязаловки, разумеется, во всем этом нет и быть не может: кто смог прийти - тому рады, кто не смог - на того не обижаются. Участие добровольно и безвозмездно, вход и выход свободный.

Это, конечно, не значит, что выступить на фестивале может совсем уж кто угодно: есть отбор, который проводит главный организатор фестиваля Саша Самойленко, и этот отбор не то чтоб слишком строг, но все же вводит все происходящее в некие рамки, не позволяет расползаться в самодеятельность и кустарщину. При этом, однако, чтобы выступить на "Иллюминаторе", совершенно не обязательно быть раскрученным музыкантом и суперпрофессионалом. И даже не обязательно (хотя все же желательно) быть поклонником творчества Ильи Кормильцева. Достаточно быть музыкантом интересным, своеобычным, имеющим что-то за душой. Самойленко говорит, что в перспективе хотел бы сделать "Иллюминатор" фестивалем независимых групп - как начинающих, так и опытных, но по каким-то причинам не слишком известных. Шаги в этом направлении делаются уже довольно давно, так что в сложившийся круг постоянных участников "Иллюминатора" (который, впрочем, тоже ротируется - кто-то смог выступить в прошлом/позапрошлом году, но не смог в этом, и наоборот) все время добавляются какие-то новые лица. И это отлично, поскольку не дает "Иллюминатору" закиснуть, превратиться в междусобойчик, делает его не просто дружеской вечеринкой, но все же именно что музыкальным фестивалем в привычном понимании. На который может зайти с улицы слушатель, вообще не имеющий представления о том, кто такой Кормильцев и по какому поводу мы здесь сегодня собрались, - и в финале уйти, получив много различных любопытных впечатлений.

24 сентября 2017 года в московском "Гластонберри пабе" нового и любопытного на сцене было весьма много. Причем некоторые события даже не стояли в плане. Ну, скажем, ведущим фестиваля первоначально был назначен Филипп Август - лидер группы СТИМФОНИЯ и участник некоторых предыдущих "Иллюминаторов". Однако в силу непреодолимых причин он на фестивале появиться вообще не смог, и обязанности ведущего были спонтанно возложены на Алексея Могилевского. Который, кажется, был вовсе к этому не готов, однако внезапно оказался превосходным конферансье, лучшего и пожелать было невозможно. Я уж не говорю о том, что Алексей участвовал в исполнении практически всех каверов на песни НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА, исполняя те самые саксофонные партии, и этим данные кавера (которые, конечно, по подходу к материалу и качеству исполнения были разными) чрезвычайно украсил и привел их к общему уместному знаменателю.

Фестиваль начался с короткого выступления московской группы ТЕОРИЯ ЗАГОВОРА, которая сыграла две песни: "Музыку на Песке" НАУТИЛУСА и свою под названием "Норвежский Лес". Хотели сыграть и еще одну свою, но регламентом это предусмотрено не было. По двум песням трудно судить о группе, которую слышишь впервые в жизни, однако первичное впечатление неплохое.

В этом месте отчета надо сделать короткую ремарку, что почти все артисты, выступавшие на "Иллюминаторе", были московскими, поэтому далее отдельно это оговаривать я не стану, а укажу лишь тех, кто прибыл из каких-то иных мест.

Затем на сцене появился Вольдемар Бархатов (он же Владимир Преображенский) из группы БОСТОНСКОЕ ЧАЕПИТИЕ. Выступал один (хочется произнести тираду про "без ансамбля", но не буду) под минусовку, исполнял песни на стихи Кормильцева, принимал позы и делал жесты. Произвел впечатление персонажа весьма манерного - и не столь певца/музыканта, сколь мелодекламатора и, хм, танцора. Но, собственно, от создателя и идеолога рок-декадентского движения "Бархатное подполье" ничего другого ожидать и не приходилось.

"Ансамбль лирического рок-н-ролла" с милым названием СОН ЛЕМУРА когда-то уже выступал на "Иллюминаторе", но я этого не застала, поэтому ознакомилась с их творчеством также впервые. Творчество оказалось довольно приятным: неглупые тексты, грамотные музыканты, неплохой гитарист. Кроме своего материала (в том числе на стихи Кормильцева) удачно исполнили кавер на "Город Братской Любви". Вот разве что финалы композиций у них какие-то смазанные и неоформленные, а все остальное, пожалуй, хорошо.

Хороша оказалась и подольская группа ДЕНДРАРИЙ, давно знакомая завсегдатаям многих других фестивалей, проходящих в Москве и области: умная, обаятельная, в меру беспокойная полуакустика (не знаю, характерный это для них формат или эпизодический). Немного старомодная, как, в общем-то, любой постхиппизм, но в этом ничего дурного нет.

Здесь, следуя за хронологией "Иллюминатора", надо сделать еще одну паузу и сообщить, что за несколько дней до фестиваля случилось знаменательное событие: вышло в свет трепетно и терпеливо ожидаемое многими трехтомное собрание сочинений Кормильцева. В него вошли стихи, публикации и интервью; всего этого оказалось немало, и трехтомник получился очень увесистым. Трудилась над изданием куча совсем не посторонних людей, и результат их трудов, судя по первым отзывам, вышел более чем впечатляющим. Не знаю, смогут ли купить этот трехтомник все желающие (цена соответствует весу), но сам факт, безусловно, радует. Об этом факте говорили со сцены некоторые из тех, кто в том или ином качестве работал над сборником, в том числе друг "Иллюминатора" - поэт и дизайнер Александр Коротич, а также небезызвестный продюсер и энциклопедист Александр Кушнир, который, кстати говоря, уже несколько лет корпит над книгой, тоже посвященной Кормильцеву. Кушнир, кроме всего прочего, уже не впервые сватает на "Иллюминатор" опекаемые им группы: в прошлом году это были, в частности, SHOO, а в этом - AMARIA, о которых он сказал: "Это не люди, а эльфы". Название на первый взгляд взято действительно как будто из "Властелина Колец", но на самом деле образовано от псевдонима солистки Марии Богдановой (которая также известна как писательница Амария Рай). Группа, как объяснил Кушнир, начинающая, имеет за плечами всего два или три концерта, но если учесть, что в ее составе обнаружились два великолепных музыканта - Михаил и Иван Смирновы (сыновья культового гитариста Ивана Смирнова и участники его проекта, не говоря о многих прочих), то всем бы так начинать. Соответственно, к аранжировкам и качеству музицирования претензий нет и быть не может, однако в целом пока непонятно, о чем это все и куда движется и придет (если придет). Видимо, стоит послушать АМАРИЮ некоторое время спустя, чтобы вектор движения стал понятнее.

Еще одно новое и незнакомое (для меня) явление - трио MR. БЭНИШ - существует, оказывается, более десяти лет, выступало и засветилось много где и нравится много кому. И понятно, по каким причинам нравится, ибо являет собой мощный, сыгранный и уверенный в себе бэнд, исполняющий мрачноватый гитарный рок с заходами в пост-грандж. Слушать их очень увлекательно, даже если не даешь себе труда обращать внимание на тексты. И при этом никаких понтов, ни одной попытки выпятить себя. Настоящие профи. Уважаю.

Группа ПОЛУГОРА в первой половине своего выступления отметилась сотрудничеством со Светланой Чапуриной (ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ), не так давно перебравшейся на жительство в Москву (кстати, почему на фестиваль не пришел Сергей Гурьев - главный поклонник и пропагандист Светланиного творчества?). Эта первая половина была занята песнями НАУТИЛУСА ("Черные Птицы", "Эти Реки", "Воздух") и декламацией стихов Кормильцева между ними. Во второй половине, уже без Светы, игрался, как я понимаю, собственный материал. И больше я не понимаю ничего, потому что, с одной стороны, было четкое ощущение, что вокалист поет мимо, а музыканты мимо играют, а с другой стороны, почему-то казалось, что так и надо. Что это не баг, а фича. Мне это всё не понравилось, однако нет и желания говорить о ПОЛУГОРЕ какие-то обидные слова. Странно и непонятно - не значит плохо (хотя бывает, что и значит), а мое мнение - оно всего лишь мое.

Почти то же самое - в плане особенностей моего личного восприятия - могу сказать о Natalie Antares, выступившей со своей полуакустической группой (виолончель, гитара, клавиши, барабаны) и с Алексеем Могилевским в финале - они вроде как импровизом исполнили "Я Хочу Быть с Тобой". Мне не очень-то близки и интересны рок-(и поп-)дивы, для которых, судя по их поведению, имидж значительно важнее музыки, а петь без надрыва в голосе они, кажется, не способны в принципе. Но кому-то ведь это нравится и кто-то вкладывает в это силы, время и труд. А значит, это имеет право на существование.

Надо сказать, что Могилевский со своим нынешним составом АССОЦИАЦИИ на "Иллюминаторе" в этот раз решил не выступать, поскольку ему с лихвой хватило всего того прочего, что он делал на фестивале. Зато выступал его молодой гитарист Валерий Кузин (родом из подмосковного города Электроугли) с собственным проектом A-MARULA. Я их слушаю здесь уже второй раз и ничего нового сказать не могу. Разве что заметить, что исполненная ими кавер-версия "Казановы" вдруг натолкнула на мысль, насколько эта песня на самом деле взрослее и серьезнее, чем мы думали тогда, в конце 80-х, когда она стала одним из гимнов перестроечной секс-революции. И насколько все-таки саунд классического НАУТИЛУСА определяется именно что саксофонными партиями Могилевского. Убери их мысленно - и не останется почти ничего. И это с учетом того, что саксофон для рока - инструмент не слишком характерный...

Но я отвлеклась. А на "Иллюминаторе" тем временем случился латвийский блок. И за это еще раз отдельное и большое спасибо Саше Самойленко, который, регулярно бывая в Латвии, не только знакомится там с местными музыкантами, но и по возможности старается вытащить их на "Иллюминатор" (а иногда и дальше - на пермский "Рок-Лайн", например). Сейчас подобные вылазки - чуть ли не единственный для нас шанс вживую узнать, что происходит на современной русскоязычной латвийской рок-сцене. А происходит там много всего разного. Вот, скажем, СерыйWolk (Сергей Павлович), которого я уже слышала в позапрошлом году - хип-хоп-исполнитель, несколько неуклюжий, но, безусловно, славный и, как это принято говорить, позитивный. Правда, с некоторой оговоркой, потому что если основной его репертуар скорее характерен для поп-реггея (травка зеленеет, солнышко блестит), то в качестве завершающего номера он выдал собственную версию довольно страшненькой песни Кормильцева (а точнее, проекта ЧУЖИЕ) "Не Тащит", и она прозвучала серьезно и сильно. Респект.

Совершенно неожиданно было получить из Риги исполнителя с былинным псевдонимом Велимудр и песнями в башлачевском, пожалуй, духе, хоть и без надрыва. Песен было исполнено всего две, чего явно не хватает для полного и объемного впечатления, но обе понравились и заинтересовали.

Ну и, конечно, нельзя пройти мимо группы с незамысловатым названием КЛИЕНТ (варианты написания - КLIENT или КЛИЕNТ). Начали они со своей версии "Алена Делона", которая мне абсолютно не понравилась истеричностью и некоторой интонационной скабрезностью, зато потом погнали настолько образцовый тяжелый рокенролл, что любо-дорого. Есть такая разновидность музыкантов, которая вроде и не делает ничего особенного, играет себе мейнстрим, нарезает расхожие риффы, но делает это настолько непринужденно и естественно, настолько драйвово и убедительно, что слушал бы их и слушал. Очень фестивальная, даже стадионная по всем признакам группа, и вот их я с удовольствием отнаблюдала бы в следующий раз на том же "Рок-Лайне". Хотя и на "Иллюминаторе", само собой, не возражаю.

TOMAS BAND Саши Самойленко тоже, кстати говоря, в этот раз имел в составе двух музыкантов из Прибалтики - гитарист из Литвы, басист из Латвии, - так что десант удался на славу. И об этом выступлении сказать можно лишь одно: как жаль, что оно было таким коротким! Ясно, что организатор фестиваля не располагает ни силами, ни возможностью сыграть полноценный сет (а благородный организатор еще и старается предоставить побольше времени не себе, а приглашенным музыкантам), - но умом-то это все понимаешь, а душа все равно просит большего. Впрочем, спасибо и за то, что было, в том числе за новую песню.

Вот еще о приглашенных музыкантах: Саша еще весной говорил о своем желании позвать на "Иллюминатор" брянскую группу ГЛУПЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ - как раз во исполнение своей идеи сделать фестиваль в некотором роде отдушиной для независимых формаций. Группа оказалась действительно необычной: девичий дуэт (вокалистка и клавишница), минималистичные тексты, некоторая экзальтированность в подаче... Инди-инди-инди, очень камерное и подчеркнуто женское, которому с равной вероятностью можно пророчить и культовость, и полную невостребованность. Я бы, наверно, все-таки пожелала им культовости, поскольку это все явно не просто так.

Однако в смысле неожиданности внезапно всех победил Вис Виталис - давний и неизменный участник "Иллюминатора", между прочим. Начать с того, что выступал вовсе не Виталис с группой СЕРДЦЕ, а коллектив под названием EX-BOYFRIENDS (или просто БЫВШИЕ) с солистом по имени Могила Братский - дюжим гопником с черной бородищей, в обрезанных джинсах и в летном шлеме. Этот самый Могила козлом скакал по сцене и орал хриплым голосом разухабистые матерные куплеты; самой приличной из прозвучавших была песня с рефреном "секс и насилие - это все, что вы просили". Все это безобразие напоминало то Тома Уэйтса, крепко ушибленного русским шансоном, то Шнура, то ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО, было громко, вульгарно, грязно - и убийственно смешно. Такого маскарада не ожидал, по всей видимости, почти никто, в том числе и Самойленко, но в действо мы включились довольно быстро, хотя, конечно, с разной степенью увлеченности и вовлеченности. Я лично к Виталису и его творчеству отношусь более чем ровно, однако не оценить должным образом убедительность и мастерство перевоплощения не могу. Это было действительно круто.

Далее очень контрастно выступил под акустическую гитару Тим Эрна (известный среди знатоков независимой сцены как основатель и лидер групп RETROELEKTRO и ASPER X, а среди знатоков поп-рок-сцены - как протеже Вадима Самойлова) - нервный юноша в имидже этакого Вертинского от рок-андеграунда с песнями на космически-личностные темы. Это тоже было очень специальное выступление, им можно было увлечься, а можно было и не принять его вовсе; зависит от того, насколько совпадают исполнитель и слушатель на уровне душевных вибраций. Мне скорее понравилось, чем нет.

Предпоследним на сцену вышел Влад Демьян - на этот раз без отца, с собственной группой VID. Играли они довольно долго; к качеству музицирования претензий нет, а вот по содержанию было скучновато. Или это в сравнении со всеми теми необыкновенными явлениями, что случились за этот вечер прежде?

Зато финал снова вывел общую линию нынешнего "Иллюминатора" на уже заданное направление. Потому что в финале был Ник Рок-н-Ролл (в сопровождении Азззы - гитариста Азата Мухаметова, с которым он сотрудничает уже добрый десяток лет), а к Нику привыкнуть невозможно, даже если наблюдаешь его с 80-х годов. Выходя сказать заключительное слово, Самойленко назвал Ника "нашим Джимом Моррисоном" - не припомню, чтобы кто-то раньше проводил подобные параллели, но на самом деле это очень меткое сравнение. А уж шаманит Ник на сцене так, что никакому Моррисону и не снилось.

И опять получилось так, что от всей крайне разношерстной компании, выступавшей на "Иллюминаторе", осталось очень цельное общее впечатление. Это вот тот кусок нашей рок-сцены, который (за малым исключением) мало кто видит на "главных фестивалях лета" и мало кто слышит на популярных радиочастотах. Она живет и дышит в своем режиме, но она не маргинальна и тем более не заурядна; ей нужна публика, а публике нужны и такие музыканты тоже. Может быть, именно вот такие нужны даже больше прочих. И очень хорошо, что есть место, где их всех (и других подобных) можно встретить и послушать. А заодно пообщаться с друзьями и отпраздновать день рождения человека, который, даже став знаменитым, так-таки ухитрился тоже остаться независимым.

Верю и надеюсь, что Саше Самойленко и дальше удастся гнуть ту же линию. И спасибо за фестиваль!

Фото: Виктория ФРАДКИНА







Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 05 октября 2017, 21:57
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.09 / 5 / 0.005