СОН ЛЕМУРА - "Бутафория"


(с) & (р) Сон Лемура, Audgard, 2009

Мейнстрим может оказаться опасной стезёй. Классические роковые ходы вливаются в уши с лёгкостью необыкновенной... и так и норовят проскользнуть мимо сознания. "Что я, других, что ли, не слышал?" - вяло пытается отбрехаться мозг. И тем радостнее иной раз понимать, что других-то, может, и слышал, а вот таких - точно нет. И говоришь себе: "Ага. А ведь, пожалуй, я их буду любить!"

У меня это самое "Ага!" выговорилось только на третьей песне из альбома "Бутафория" - "Счастье". Нет, не могу сказать, что первая вещь, хард-марш "Наголо", совсем никак не зацепила. Но всё же, к манере группы конструировать своё, неповторимое и - что уж вовсе удивительно - пронзительно искреннее из готовых не только музыкальных, но и текстовых "кубиков" ещё нужно было адаптироваться. Возможно, кто-то относится к этому гораздо легче, но филолог во мне взвыл тамбовским волком при одной только рифме "времени-стремени" (а уж как он развылся на песне "Холодильник" с её замечательным набором "холодильник-будильник-мобильник"!..) И ведь отнюдь не от беспомощности всё это - чего стоит одна только игра с призраком рифмы всё в том же первом треке:

Всё выбрито наголо -
И рожа и голова,
И плавится олово


И тут же, ничуть не смущаясь, Алексей Кульбацкий - вокалист, басист и автор песен - рифмует "правила-исправила", ему воистину всякое лыко в строку, всякая травинка - в икебану. И дальше в одной песне за другой сложные языковые игры соседствуют с конструкциями наипопсовейше примитивными - наивно, смело и просто. Как в жизни.

Однако услышав в припеве:

И пусть ко многому мне предстоит привыкнуть,
Только не к фальши


- я лишь усмехнулась: посмотрим. Заявление, что и говорить, опасное, да ещё и пропетое с едва ли не пародийным надрывным хрипом...

Впрочем, что в музыке не будет и тени фальши, стало ясно сразу. Кружевные узоры флейты (каюсь, слушая в первый раз, я ещё не знала, что в СНЕ ЛЕМУРА играет Олег Сакмаров!) невероятно органично сплелись с мощным и уверенным гитарным звуком и растворились в нём. Без бездн и откровений, да - но, увы, мало кто из групп, делающих ставку на эти самые "бездны", звучит настолько качественно и профессионально.

К сожалению, вторая вещь "Всё Ещё" не столько разочаровала, сколько откровенно усыпила восприятие. Ни одного из тех крючков, что были разбросаны по "Наголо", в ней не оказалось. Рок-баллада как рок-баллада. Стандартная. Без труда представляю себе дворовую команду с небесталанным, но пока ещё донельзя несамостоятельным пятнадцатилетним лидером, играющую эдакое. И чего ради повторять эту никакущую песню в альбоме дважды, не понимаю. Ну, захотелось спеть дуэтом с Ириной Суриной - разве нельзя было выбрать что-нибудь повыразительней? Хотя, возможно, я просто злобная, циничная и не ценю песен о любви.

А впрочем, так понравившаяся мне "Счастье" - она ведь тоже о любви: ядовитая, самоироничная, горькая, нежная, с лёгкой сумасшедшинкой не только в музыке, внезапно взрывающейся из абсолютно традиционной самбы-румбы в гранж, но и в словах, где между делом, с легкостью необыкновенной автор "приложил" и Гумилёва, и Грина, и весь прочий набор романтических штампов. И всё же какая-то неожиданная трепетная жалость прорывается в припеве:

Не пугайся, всё будет хо-ро-шо.
Видишь ли, я к тебе пришёл -
Так вот оно, наше счастье!


Следующая, смешавшая рок с элементами фри-джаза песня "Откуда Приходят Сны" могла бы показаться довольно скучной, если бы не изумительный саксофон основателя одной из самых известных джаз-рок-групп Болгарии AKAGA - Марина Панева. Саксофон, способный украсить любую вещь, даже такую незамысловатую как твистик "Когда", где инструмент вступает в спор с голосом солиста и неожиданно оказывается и умнее, и ироничнее человека. Именно саксофон Панева вместе с акустической гитарой Олега Пишко создают воздух и пространство песни "Время Уходит", рисуя настолько яркую музыкальную картину, что текст на её фоне блёкнет и становится малозначительным набором фраз. Хотя, возможно, так и было задумано, чтобы фраза "Утончённая душа покончила с собою, в жертву принесла себе себя" на фоне прекрасного звука отталкивала едва ли не пошлостью...

Вообще странный сплав иронии и искренней серьёзности, свойственный творчеству СНА ЛЕМУРА, трудно недооценить. Казалось бы, целый веер лирических банальностей, кочующих из одной поп-песни в другую, развёрнут в "Кажется Мне":

Это только кажется мне,
Будто мы вдвоём на Луне,
Будто мы свалились с Луны,
Будто мы как боги пьяны...


Но вот странно: солист вовсе не шутит, в его голосе неподдельная печаль потери, ну, а если счастье запомнилось цепочкой таких вот расхожих образов - так что ж? Разве в этом дело, разве этим меряется глубина чувств?

Одна из самых сильных и проникновенных вещей альбома - "Театральный Роман". Ничего особенного - самая обычная музыка и самые обычные слова, которые необыкновенным образом берут за живое, тихий хрипловатый голос саксофона, до оторопи временами напоминающий знаменитый дудук Гаспаряна, исповедальная открытость, то ли крик, то ли вздох:

Двадцать лет сочинения музыки -
Двадцать лет, а она всё кургузая!


Жаль, но после этой песни меркнут и вызывающий "Холодильник", и нервическая, но красивая джазовая "Уходи", и показавшийся мне не слишком выразительным трип "Гвозди"... И только горький, искренний и не щадящий ни себя, ни бога "Спаситель" - лаконичный рояль, сбивчивый, торопящийся выплеснуть всё из души голос певца, почти не песня, нечто среднее между молитвой и "Вот ведь чёрт!" - только он заставляет снова подумать: "А ведь, пожалуй, я их буду любить!"

За шесть лет, прошедших с того дня, когда москвич Алексей Кульбацкий и его друг-гитарист Олег Пишко создали группу, СОН ЛЕМУРА записали всего один альбом - "Бутафория". И мне очень хочется верить, что единственным он не останется. Потому что... Нет, просто - хочется.

Автор: Юлия Боровинская
опубликовано 10 августа 2009, 12:25
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (9) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.006