Наш маленький костер (фестиваль "Иллюминатор-2016" в Москве)


Любой человек существует в ноосфере в нескольких ипостасях. Кому-то он друг, кому-то - родственник, кому-то - коллега, а кому-то (таких обычно большинство) - малознакомый или вовсе посторонний персонаж. Но чем популярнее, талантливее, ярче человек, тем больше ипостасей, тем шире круги. Добавляются поклонники, последователи, продолжатели - а еще недоброжелатели, завистники, любого сорта желающие прислониться к чужой славе. Это всё неизбежно, и большая удача, если вторые не заслоняют и не подменяют собой первых.

В том, что Илья Кормильцев - поэт, переводчик, философ, книгоиздатель, культуролог - был личностью яркой и незаурядной и что спустя девять лет после смерти он продолжает вызывать интерес и будоражить умы, сомневаться не приходится. Понятно, что есть и определенное количество "больших людей в больших машинах", стремящихся извлечь из имени и творчества Кормильцева выгоду для себя лично. Про них поговорить можно, но совершенно не хочется, и я не буду. Хотя бы потому, что есть иная, куда более интересная и радующая тема для разговора: о друзьях, единомышленниках и почитателях Кормильцева, которые стараются сделать все возможное, чтобы его наследие (а оно заключается не только в рукописях и фотографиях, но прежде всего в мыслях и идеях) не потерялось и не забылось. И, в частности, уже седьмой год проводят в честь Ильи Кормильцева фестиваль "Иллюминатор".

Фестиваль проводится в Москве с 2010 года, осенью - в выходной день, находящийся ближе всего к дате рождения Кормильцева (26 сентября). В 2014 году "Иллюминатор" перебрался из маленького помещения библиотеки в особняке купца Носова в клуб "Glastonberry Pub" на Дубровке - и таким образом появилась возможность звать на фестиваль не только авторов-исполнителей и маленькие акустические составы, но и полноразмерные "электрические" группы. При этом зовут, конечно, не всех подряд, а тех, кому интересна и близка идея. И такие не переводятся, круг друзей уже не столько Кормильцева, сколько фестиваля год от года растет. И, полагаю, будет расти и дальше, потому что "Иллюминатор" обладает своей собственной особой харизмой, так что, попав на него единожды, люди стремятся приходить сюда - и как исполнители, и как слушатели - снова и снова. Сужу не только по себе, хотя и по себе, конечно, тоже.

В этом году в силу случайности на 25 сентября в "Glastonberry Pub" были запланированы одновременно два мероприятия: в большом зале - "Иллюминатор", в малом - сольный концерт Сергея Калугина. Разумеется, это стало хорошим поводом познакомить Калугина с главным организатором фестиваля Сашей Самойленко, попутно выяснить, что Сергею идея симпатична и достаточно близка, и вчерне заручиться его согласием выступить на следующем "Иллюминаторе". Ну, а поскольку концерты начинались в разное время, Калугин успел поприсутствовать в соседнем помещении хотя бы как зритель. И, похоже, ему понравилось.

Еще где-то в середине фестиваля на сцене неожиданно нарисовался легендарный московский гитарист Александр Костарев, который, судя по всему, выступать даже не планировал (и не выступил), а просто мимо шел. И рассказал, что, оказывается, учился с Кормильцевым в УрГУ и они даже пытались вместе сочинять песни. Из сочинительства так ничего и не вышло, но зато есть что вспомнить. И я опять же не исключаю, что Костарев появится на следующем "Иллюминаторе" уже как участник фестиваля.

Это не первый такой случай. Два года назад, например, точно так же случайно на "Иллюминатор" попала - и сразу спонтанно выступила - Рада Анчевская, без которой теперь состав фестиваля уже и представить нельзя. Думается, что те, кто в этом году здесь дебютировал, тоже будут так или иначе появляться в дальнейшем. Хотя, конечно, не все, потому что есть и всякие непредвиденные обстоятельства, и фактор расстояний, и финансовый вопрос (фестиваль некоммерческий, вход на него свободный, расходы покрываются за счет добровольных взносов, а уж заработать на нем точно нельзя). Однако костяк "Иллюминатора", те, кто стоял у его истоков, выступают здесь почти в обязательном порядке - это Вис Виталис, группа АУТСАЙДЕР, Олег Сакмаров (которого в этом году как раз не было) и, конечно, сам Самойленко и его TOMAS BAND. В итоге получается, что, с одной стороны, "Иллюминатор" имеет тенденцию год от года расширяться, так что Саша уже встал перед проблемой, как уложить в 6-7 часов всех желающих выступить, - а с другой стороны, превратиться в какое-то масштабное действо вряд ли сможет. И это, наверное, правильно, потому что идея-то не в этом. Идею Самойленко формулирует хоть и очень поэтично, но конкретно: "Наш маленький костер горит, люди греются". И вернее всего будет не распалять этот костер до состояния неуправляемого пожара, который не только никого не согреет, но и все непоправимо испортит, а передавать искры из рук в руки, из города в город. Это уже понемногу происходит. Хочется верить, что будет происходить и дальше.

Есть еще одно обстоятельство, в силу которого "Иллюминатор" вряд ли вырастет в огромную фестивальную махину вроде какого-нибудь "Нашествия": это, по большому счету, не музыкальное мероприятие. И дело не в том, что здесь выступают не только музыканты, но и поэты, и даже не в том, что на сцене соседствуют блестящие профессионалы, неуклюжие трогательные новички и все те, кто между. Дело в том, что сюда приходят не затем, чтобы только слушать и оценивать музыку. "Иллюминатор" - это действительно день рождения, дружеская встреча. На таких встречах часто идет по кругу гитара, и если собрались люди творческие, результат этого круговращения может оказаться удивительно хорош, даже уникален, - но собрались-то люди, в общем, вовсе не для того.

Из этого обстоятельства выводится и другая особенность "Иллюминатора", которую я заметила еще в прошлом году: отдельные выступления отдельных артистов или групп могут нравиться, не нравиться или не вызывать вообще никаких эмоций, но это никак не влияет на общее впечатление от фестиваля. С него неизменно уходишь с ощущением, что все было хорошо, правильно и не зря. И это, наверное, самое главное, что можно и нужно об "Иллюминаторе" сказать. Хотя подробности, имена и частные впечатления, возможно, тоже не бесполезны, так что вкратце расскажу о тех, кто выступал здесь в нынешнем году. Вкратце - еще и потому, что "Иллюминатор-2016" носил подзаголовок "квартирник", а стало быть, почти все выступали здесь с недлинной программой (2-4 песни) и либо в сокращенном составе, либо в одиночку, либо как минимум в формате unplugged и, таким образом, показывали себя собравшимся в не вполне характерном музыкальном виде. А иногда и вовсе в экспериментальном.

Фестиваль начала группа NEODIN, солист которой Никита Некрасов как раз отметил, что для них формат unplugged крайне нехарактерен. Вероятно, из-за этого два гитариста играли вразнобой и гитары у них были очевидно не состроены. Также с группой выступила Елена Холодова (саксофон, бэк-вокал). Материал у NEODIN, прямо скажем, нудноват, зато Никита обладает весьма выразительным вокалом. Кроме песен с собственными текстами была исполнена "Цунами" на стихи Кормильцева.

Рыжая и застенчивая Ива Цаллаева (родом из города Владикавказа) вышла одна с гитарой, тихонечко исполнила пару своих песен и - очень проникновенно - "Спеть Эту Песню Так" из репертуара родоначальников, можно сказать, уральского рока - группы УРФИН ДЖЮС.

Еще одна рыжекудрая барышня обнаружилась в составе группы DEFAULT CITY. Собственно, группа (которая сама являет собой дуэт) была представлена поющим гитаристом Антоном Мизоновым, а барышня оказалась периодически сотрудничающей с DEFAULT CITY виолончелисткой Ириной Львовой - солисткой собственной группы RISHA и участницей столь непохожих коллективов, как VESPERCHELLOS и TRACKTOR BOWLING (список не полный). Говорю это все не ради фактов как таковых, а чтобы обозначить разнообразие сценического опыта. Выступление Антона и Ирины было не только визуально живописным, но и музыкально убедительным: эти люди явно умеют играть и взаимодействовать на сцене. Песни мне тоже понравились. Может быть, им не суждено стать хитами, но качество текстов очень достойное, спеты они правильно, и слушать их интересно. И если среди многочисленных подразделов нашего рока можно отдельно выделять "московскую лирику", то это именно она.

А вот трио ЧЕХОНТЕ лирическим никак не назвать, да и соответствующим выбранному имени (это один из ранних ироничных псевдонимов Антона Павловича Чехова, если кто не знает) - тоже. Первая из групп, выступившая на "Иллюминаторе" в полном электричестве, и самая монументальная, несмотря на минималистичный состав (гитара, бас, барабаны). Это проект Романа Чехова, который также играет на бас-гитаре в составе TOMAS BAND и выступает сольно в акустике. В концертных афишах разных городов ЧЕХОНТЕ обозначается как поп-роковая группа, но я бы скорее отнесла их к гитарному инди американского толка. Широко, замысловато, довольно тяжело, очень качественно и весьма неглупо. И, пожалуй, это надо слушать на сцене размером побольше.

Присутствие на "Иллюминаторе" музыкантов из Риги уже вошло в обычай - в следствие того что Саша Самойленко часто там бывает, дружит с латвийскими музыкантами и, соответственно, знает тамошнюю сцену. И это благо, потому что сейчас по объективным причинам рядовой российский слушатель может получить какие-то впечатления о рижских музыкантах разве что из Интернета. В этом году Саша пригласил на фестиваль Екатерину Лесогорову (она же Екатерина Григорьева, она же Bagi-Ra) - и правильно сделал, потому что девушка замечательная. Отличный голос, интересная подача, яркая индивидуальность. Чем-то она наполнила мне Юлию Теуникову. Жаль, что выступление было коротким, не получилось полностью понять и оценить. Но опять-таки недостающее можно найти в Интернете. Главное, что задано направление поиска.

Группа SHOO попала на "Иллюминатор" по предложению продюсера и журналиста Александра Кушнира (который пишет книгу о Кормильцеве и периодически читает о нем лекции). Группе уже шесть лет, но в рок-кругах она не особо известна - вероятно, потому что исполняет соул и выступает на фестивалях и площадках соответствующей направленности. Я ее тоже услышала и увидела впервые и не могу сказать, что впечатлилась. На сцене много людей, все они делают свое дело достаточно умело и даже с любовью, аранжировки сложны, вокал неплох, но в сухом остатке все равно остается ощущение необязательной фоновой музыки, которую можно слушать краем уха, а можно не слушать вообще. Под конец SHOO решили "спеть что-то веселое" и выдали "Порушку-Параню" в этаком world music-стиле - вышло действительно пободрее, чем все прочее, но у Пелагеи, например, такие трюки получаются куда лучше.

Ник Рок-н-Ролл в прошлом году присутствовал в "Glastonberry Pub" виртуально - его видеобращение транслировалось в числе прочих, - а в этот раз появился живьем. Выступал под аккомпанемент своего гитариста Азата Мухаметова (AzzzA) и, по собственным словам, очень волновался перед выступлением - потому что впервые в жизни в акустике, да еще на таком особенном мероприятии... Это Ник-то волновался, с его жизненным бэкграундом и сценическим опытом! Но я верю, потому что Ник может говорить и делать что угодно, носить какие угодно маски, но в главном он остается самим собой и никогда не врет. Хитов не исполнял, вел себя очень сдержанно, но был, как всегда, могуч, эсхатологичен и чрезвычайно фактурен. И более чем уместен - даже странно, что "Иллюминатор" раньше как-то обходился без Ника.

Поэтов в этот раз было мало, всего двое. Арс Пегас (Арсений Молчанов) в основном исполнял обязанности ведущего и стихи читал всего пару раз. Вторым был Алексей Кольчугин, который отрекомендовался как саундпродюсер творческого объединения "Фронт радикального искусства" и лидер прогрессив-рок-проекта РАЗНУЗДАННЫЕ ВОЛЕЙ. Читал не свое, а стихи Джима Моррисона в переводе Кормильцева (из книги "Последний проклятый поэт. Джим Дуглас Моррисон"). Читал недурно.

Алексей Могилевский - экс-саксофонист НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА, создатель собственной группы АССОЦИАЦИЯ, кинокомпозитор и прочая и прочая - уже выступал на "Иллюминаторе" в 2014 году. В этом раз вышел на сцену в сопровождении молодого гитариста возрожденной АССОЦИАЦИИ Валерия Кузина, у которого есть и свой проект A-MARULA. Если судить по тем песням, которые Валерий исполнил сольно, проект пока довольно беспомощный. А вот гитарист он хороший. Что до Могилевского, то - в вязаной шапочке и больших очках - внешне он больше всего напоминал мудрую старую черепаху. Песни интересные, владение акустической гитарой - вне критики, а вот голоса у Алексея, увы, нет совсем. Поэтому общее впечатление несколько странное.

Группа АУТСАЙДЕР в этот раз являла собой электроакустический дуэт, выступила коротко и, насколько могу судить, с наиболее известными песнями. Во всяком случае, "Рок-н-Ролл Жив, А Я Уже Нет" мне запомнилась еще с прошлого года.

Вис Виталис с проектом СЕРДЦЕ порадовал наилучшим за весь вечер звуком. Сценический образ радикально изменился (тут надо понимать, что я сравниваю "Иллюминатор" 2015 и 2016 года, а за пределами фестиваля эту группу не видела и не слышала ни разу) - уже никакой стилизации под чикагских гангстеров. Цветастые рубашки, а у самого Виталиса - темные очки в духе Майка Науменко. Комфортная стильная музыка, под которую народ тут же принялся танцевать медленные танцы. Как и в прошлый раз, я не вполне поняла, при чем тут Кормильцев, но раз уж Виталис в свое время взялся помогать фестивалю, то какая-то связь наверняка есть.

Зато Олег Балашов, лидер и вокалист коллектива PROSTOBAND, сразу же признался, что Кормильцев сильно на него повлиял как на человека и артиста. В Интернете PROSTOBAND часто описывается как "сайд-проект музыкантов групп ZNAKI и 7Б", что, с одной стороны, объясняет человеку, который в курсе творческих и личных альянсов участников "Иллюминатора", пути появления PROSTOBAND в лайн-апе, с другой стороны, рекомендует эту группу как очевидно опытную, а с третьей - решительно ничего не сообщает о том, что именно группа исполняет. Я бы сказала, что это мейнстрим с некоторым присутствием фолка и что группа очень милая, хорошая, но несколько неровная. Однако послушать их еще раз, причем поподробнее, желание есть.

Рада на этот раз появилась без ТЕРНОВНИКА, а лишь со своим гитаристом Владимиром Анчевским. В две электрогитары с перегрузом песни "Где-то Сказки Были", "А Придет Пора" и "Княгиня" прозвучали непривычно резко и размашисто. По аналогии с "гаражным роком" придумалось определение "гаражный фолк", которое Раде вдруг очень понравилось. И вообще, как я поняла, такой звук и состав - не импровизация, а вполне сознательное решение, где-то даже концепт, и практикуется регулярно.

Группу CASUAL, которая выступила также unplugged, мне послушать по ряду причин не удалось, поэтому и сказать о них ничего не могу. А предпоследним на сцену мимо всякого плана вышел парень под псевдонимом Зимбро и спел песню на остросоциальные темы, причем не свою, а, как он сообщил, за авторством некоей екатеринбургской девушки по прозвищу Монеточка. Кажется, никто ничего толком не понял, но приняли парня доброжелательно. Как, собственно, и всех. На "Иллюминаторе" публика никого не отвергает, тут это не в заводе. Но любимых и понравившихся слушает внимательнее, аплодирует им громче и у сцены по время их выступлений скапливается погуще.

Завершал фестиваль Саша Самойленко с TOMAS БЭНДОМ, причем поставил он себя на эту позицию по причинам сугубо альтруистическим: в прошлом году в финале выступал Иван Демьян, но, поскольку "Иллюминатор" затянулся за полночь, часть публики ушла, спеша на метро. Так что в этот раз Саша решил в конце играть сам, чтобы, если народ опять рассосется, никому из артистов не было обидно. А вообще-то, конечно, если уж организатор фестиваля еще и выступает на нем, то это надо делать в начале, пока силы есть. В итоге все вышло хоть и не обидно ни для кого, даже совсем наоборот - время позволяло сыграть полноценный сет, а публика не только не ушла, но и вызывала TOMAS BAND на бис, - но не совсем так, как хотелось. Потому что хотелось именно что полноразмерного выступления, а у Саши и его музыкантов хватило сил лишь на четыре песни (плюс "Джин-Джак" по заявкам). Но и их оказалось достаточно для того, чтоб еще раз влюбиться в эту чудесную группу и уйти с фестиваля в самом правильном настроении. Я уже когда-то писала, что TOMAS BAND - одна из немногих известных мне групп, которую можно смело ставить в финал любого фестиваля, потому что она неизменно генерирует волну любви и добра. А уж для "Иллюминатора" это вообще идеальное завершение, лучше не бывает.

Спасибо, было хорошо и очень тепло. И я верю, что так будет и дальше.

Фото: Атеара (DEFAULT CITY), Виктория ФРАДКИНА (все остальное)



Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 06 октября 2016, 05:08
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.003