Сказка - ложь, да в ней намек (интервью с Юлией Теуниковой)


Не дело журналиста - спорить с творцом во время беседы. Для этого у журналиста есть вступительное слово. И в своем вступительном слове я хочу выразить свое несогласие с той оценкой, которую дает Юлия Теуникова своему новому альбому.
Теуниковой и C° (а компания снова большая) удалось создать музыкально разнообразный и непозорно легкий для слушания альбом. Лучший альбом Теуниковой! Почти что pop-music, и вовсе не pop-trash! Если бы не чертов кризис... Вот с кризиса и начнем. Зря, что ли, альбом заявлен как остросоциальный.


"Russian Cказки-1, -2, -3, -4..."

Алексей Анциферов: В связи с кризисом шоу-индустрии музыканты выпускают, как они это называют, синглы. Записали песню - ура! - давайте предъявим народу. "Russian Cказки" так же постепенно показывались слушателям или, большей частью, будут для них незнакомы?
Юлия Теуникова: Предъявлялись "Песня Сумасшедшего Менеджера", "Доктор Быков", "Московская Стройка", "Карта Москвича", "Власть" (только на концертах) и "Человеческие Понты" в том или ином виде. Чаще музыканты записывают уже обкатанную программу. На нашем альбоме - примерно половина песен совсем неизвестна или игралась пару раз на каких-то маленьких концертах.
Запись альбома началась довольно спонтанно. В конце 2012 года была записана "Песня Сумасшедшего Менеджера О Конце Света". Следующей была написана песня на стихи Алексея Кулаева "Купи Мне Мама Интернет". По ходу дела у меня менялись представления о будущем альбоме, у нашего продюсера Саши Орденарцева (основателя лейбла "Soundrussia") также появлялись различные соображения по поводу содержания альбома, которые он озвучивал. В течение 2013-го было записано еще несколько песен.
А потом случился "крымнаш" и война на Украине. Поменялась ситуация в стране, пошла уже совсем другая история. Стало понятно, что альбом в том виде, в каком он мыслился до этого, уже не может быть, и наступила некая пауза, которую я потратила на запись сингла "Пара Песен о Родине". И только после этого была возобновлена работа над альбомом. В общем, он сделан все-таки не таким сатирическим, каким мыслился до этого, не таким глумливым, что ли. Трагедия там присутствует. Представление об альбоме менялось вместе с ситуацией в стране. Еще одна особенность этого альбома в том, что он достаточно сильно пристегнут ко времени.

АА: То есть в ином случае могли в альбом войти другие песни, и возможны "Russian Cказки-2"?
Юлия: Да. Эта тема, на самом деле-то, бесконечная. Можно продолжать и продолжать - и -2, и -3, и -4.

АА: Вот этого я и боялся, когда приступал к прослушиванию альбома. Я думал, что услышу какие-то песни-однодневки. Но, к счастью, этого всего не случилось. Может быть, когда-нибудь люди забудут, кто такой доктор Быков, но ироническое отношение к желанию сильной руки, которая тебя погладит, - это, наверное, сохранится надолго.
Еще название альбома - "Russian Cказки". Что же там все-таки сказочного?
Юлия: Сказки - это просто истории, рассказанные от лица отдельных персонажей, часто со мной совершенно никак не связанных. То есть это не alter ego и не мой лирический герой.

АА: Мне представлялось, что слово "сказки" употреблено в том значении, что, с одной стороны, это как бы реализм, а с другой стороны, "слава богу, - думает автор, - что у нас всего этого не случилось".
Юлия: Нет! Наоборот! "Сказка ложь, да в ней намек". "Russian Cказки" - это истории придуманные все-таки. По крайней мере, большинство историй. А намек - потому что они имеют прямую параллель в жизни. Все это очень легко увидеть своими глазами.

АА: Вы пытаетесь предугадать реакцию публики на этот альбом?
Юлия: Сложно сказать. Я знаю, что некоторые песни нравятся публике уже. "Московскую Стройку" люди любят. "Гопническую Поминальную" люди, услышав раз, просят еще.

АА: Я имею в виду, что мне альбом показался веселым, а кто-то ждет "некарнавальной", серьезной Теуниковой.
Юлия: Да, совершенно верно. Но я как раз хотела отойти от своего любимого жанра, от серьезности и некоторой экспериментальности. И еще это в каком-то смысле альбом-отмщение (улыбается). В чем-то это пародия на российскую поп-музыку. Например, "Черное Море" - это абсолютная пародия.

АА: Слишком комплиментарная пародия для нашей эстрады.


Я не шут

АА: Согласно пресс-релизу, в альбом "собраны в основном сатирические композиции-пьесы". И если "Гагарин Жив" еще подходит по тематике, то "Беженцы" взрезают душу. Как они связываются с общей канвой альбома, пусть даже это бонусы, которые ставятся как бы отдельно?
Юлия: В альбоме акцент сделан на сатире, но там есть несколько песен несатирического характера. История с "Беженцами" такова. Они были изданы в рамках сингла "Пара Песен о Родине". Прямо по горячим следам, летом 2014-го, когда произошли все эти события на Украине. И Алес (Саша Валединский) предложил издать эту песню (вместе с "Гагарин Жив") в виде сингла. Он шел бесплатным приложением к выргородовским заказам - например, человек заказывает пару дисков, и ему по желанию в довесок полагается сингл. Также он распространялся за пожертвования в пользу службы "Милосердие", которая занимается различными категориями обездоленных людей - от инвалидов и сирот до тех же беженцев. Поскольку синглы давно кончились, Андрей Романов (филиал "Выргорода" в Тольятти) предложил мне включить эти песни как бонусы в альбом "Russian Cказки".
Вообще мне не очень свойственно погружаться полностью в карнавальную культуру, в раблезианство и прочее. Я все-таки человек по натуре скорее серьезный, не очень склонный к шутовству. И если я пишу сатиру, то я ее чем-то всегда уравновешиваю. В этом альбоме присутствуют совершенно не юморные, печальные песни. Например, "Гопническая Поминальная (Ржевская)" - она о безвременно ушедших друзьях. "Блюз Де Moscow" , "Карта Москвича", "Трехмерная Кисть" - тоже вещи, которые выпадают из такого легкого шутовского настроения.

АА: Стало быть, после той самой "Ржевской" начинается какой-то другой альбом?
Юлия: Не совсем. Еще же есть "Черное Море" и "Доктор Быков".
В чем мне удалось полностью соблюсти концепцию, так это в том, что "Russian Cказки" - это альбом полностью построенный на цитатах и штампах.

АА: Получается, вы должны сказать, что этот альбом - не ваша заслуга?
Юлия: Не то чтобы я сознательно у кого-то воровала, нет. Исключений немного - например, "Доктор Быков" с известной цитатой из "I Can't Dance" GENESIS. Прежде я всегда старалась уйти от общепринятого языка, а этот альбом построен в нарочито общепринятом ключе. Там ведь с точки зрения музыки - изобилие общих мест, которые видны везде: в том, как развиваются мелодии, как построены куплеты-припевы, какие приемы использованы в аранжировках и пр. Такой, грубо говоря, мейнстрим, даже несколько архаичный. Плюс эту концепцию усугубляет присутствие идей Кирилла Кухаренко (группа ДЖИН-ТОНИК). Те аранжировки, которые он сделал, придают песням налет поп-ретро-фанка. Кирилл владеет этой стилистикой безупречно.

АА: Он был специально ради этого приглашен?
Юлия: Не специально. Я с ним познакомилась через Сашу Орденарцева, с которым мы занимались порталом SoundRussia. Первая песня, которую мы с ним сделали, была "Песня Сумасшедшего Менеджера", еще в конце 2012 года. И мне понравилось, что я ничего не делаю; мне не нужно сидеть, ковыряться, записывать все самой. Мне достаточно только сделать демку песни с обозначением (по возможности) всяких ключевых музыкальных моментов.

АА: Сам Кирилл к своей работе как относился?
Юлия: Во-первых, эта работа была оплачиваемой. Во-вторых, несмотря на то, что у ДЖИН-ТОНИКА такая веселая и "компанейская" музыка (и он как солист ее в основном пишет), он человек достаточно интровертный. Кирилл берет вещь и делает ее только так, как он ее видит. Когда я это поняла, я подумала: "Ладно, пусть вот здесь будет только его взгляд, потому что что-то свое в его аранжировку привносить бессмысленно, ибо потянешь за ниточку - распустится вся ткань". В том ключе, в котором он работает, он работает идеально. Я специально подобрала вещи, которые - как я видела - именно он сделает хорошо. Такие песни как "Underwear (Нижнее Белье)", "Бизнес-Леди" - идеально подходят к тому, как он делает музыку. А какие-то вещи - типа "Карты Москвича" - мы записали сами.

АА: И вот вы послушали то, что сделал Кирилл, и подумали: "Ну, пускай это будет так на этом альбоме, но сама я так делать больше никогда не буду". Или вы все-таки решили, что можно пользоваться этими красками? Будет ли продолжение веселухи и сатирухи?
Юлия: Если народу понравится, то, наверное, будет. Я не знаю, правда. Я еще сама не поняла. Дело в том, что вживую мы эту программу еще ни разу не играли. То, что мы будем представлять 17 февраля - это будет наша первая вылазка с этой программой.


Теуникова собирает

АА: Дискография Юлии Теуниковой пока насчитывает три полноформатных альбома. После выхода "Russian Cказок" вы будете так же неспешны или что-то изменится?
Юлия: К сожалению, именно сейчас я часто по ночам себя спрашиваю: "Где деньги, Зин?.." Почему мы еще так долго делали альбом? Мы параллельно писали другие вещи. Вышел виртуальный "Летний Квадрингл", состоящий из четырех вещей. Еще три песни мы записали с новым составом КоМПОзита (в том числе песню "Холодно", на которую прошлой зимой сняли клип). То есть работа идет, а сколько она продлится - я не знаю. Сейчас передо мной очень остро встал финансовый вопрос. Наверное, придется деньги собирать, потому что я сама не справлюсь.

АА: Раньше об этом не задумывались?
Юлия: Раньше денег как-то хватало. Хватало своих небольших накоплений и того "домашнего" краудфандинга, который я устраивала, прося народ скинуться на альбом. Теперь, с одной стороны, цены-то подросли, с другой, доходы-то упали. И я понимаю, что нынче никаких моих просьб ВКонтакте не хватит для того, чтобы собрать достаточную для записи и сведения альбома сумму. Может быть с Планетой или Кикстартером заморачиваться будем. Мы активно писались до весны прошлого года, а потом у меня кончились деньги. Как раз надо было заниматься "Russian Cказками", и я придержала пока запись нового материала. Но когда мы "сдадим", презентуем новый альбом, я уже серьезно буду двигать следующую запись.

АА: Песни в ваши альбомы собираются случайно или одна песня притягивала за собой другую? Какая-то общая тема у альбомов была?
Юлия: Ну, "Таймер" и "Очарованный Странник" писались одновременно. С одной стороны, это была ретроспектива песен, написанных в разное время, с другой стороны, там была определенная работа над звуком, и в каждый альбом отбирались именно те вещи, которые подходили под тогдашнее мое представление о том, каким должен быть звук. И мы записывали эти два альбома единомоментно с 2004 по 2007 годы. Но какие-то вещи принципиально в акустике мыслились, а какие-то с барабанами, в условном электричестве. И песни, в подавляющем большинстве, были старые. В "Таймер" была написана всего одна новая вещь - "Август". А "Очарованный Странник" полностью состоял из старого багажа.
Некоторые вещи писались циклами: в "Таймере" это "Дождь", "Назад", "Суфийская Баллада" или другой цикл - "Закон", "Безмолвие", "Поступь Дней".

АА: А старый багаж песен, которые хочется предъявить публике, исчерпан? То, что я помню из ваших акустических записей, еще на кассетах - песен было альбомов на пять. Их уже не хочется восстанавливать?
Юлия: Очень многое из "зэ бэста" того времени - "Весна", "Раскаленный Снег", "Сумерки", "Оттепель" - было записано. И остались вещи уже менее яркие, более проходные.
С 2007 году написалось много песен, которые уже новые (улыбается). Их тоже надо записывать.

АА: То есть у вас сейчас большой выбор песен для грядущего альбома?
Юлия: Сейчас предпочтение отдается песням, которые мы играем с командой. Их набралось штук пятнадцать, абсолютно новых. Ну, и к ним пристегиваются какие-то старые. Еще есть, например, "Катится", которую мы нигде не писали, но в концертном варианте она очень активно нами исполняется. И она, наверное, будет в следующем альбоме.

Всем все ясно про творческие планы?!

Фото: Алексей ФИЛАРЕТОВ (1), Наталья ЗОЛОТАРЕВА (2), Александра КАМПИНСКИ (3)

Автор: Алексей Анциферов
опубликовано 13 февраля 2017, 01:33
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииТеуникова & КОМПОЗИТ - "Таймер"Валерий Кудра22.01.2009
Статьи"Друзья зимой". Послесловие (Юлия Теуникова)Ликки Л.14.06.2006
СтатьиНочные посиделки с Юлией Теуниковой и Петром АкимовымГеннадий Шостак21.12.2007
СтатьиАкустический адреналин Юлии ТеуниковойВалерий Кудра14.03.2008
СтатьиЮлия Теуникова: "Я - андеграунд?"Алексей Анциферов08.02.2016
Архив"Порог" (СПб) №03, июнь 2001 (отчеты, статьи, рецензии)Старый Пионэр08.10.2007
Архив"Порог" (СПб) №04, август 2001 (отчеты, статьи, рецензии)Старый Пионэр24.12.2007

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.11 / 6 / 0.034