Акустический адреналин Юлии Теуниковой


Творчество Юлии Теуниковой еще во второй половине 90-х привлекло к себе внимание ценителей русского рока. Нервный, пульсирующий ритм, гипнотизирующий слушателя, был и остаётся визитной карточкой московской певицы. Трудно определить конкретный жанр, в котором работает Теуникова: это широкий спектр направлений от блюза до джаза, приправленный этнической музыкой.

''Чистый Спирт'' и чистое золото. Юбилей горного мастера Кошелева, колымский золотой прииск. Горный мастер Кошелев принимает поздравления с юбилеем и получает в подарок макси-сингл ''Чистый Спирт'' с песнями ТеуниковойПесни Юлии с удовольствием слушают по всей стране, от Колымы до Кубани, но мало кто рискует исполнять их в дружеском кругу, где-нибудь у костра. Кроме высокопрофессиональной техники игры, песни Теуниковой отличает нечто трудноуловимое, что заставляет пальцы путаться на грифе и уводит голос в сторону. Певица создала свой собственный, неповторимый стиль, свой музыкальный мир, в котором может уверенно ориентироваться лишь она одна.

Не представляется возможным проследить какие-то взаимосвязи творчества Теуниковой с тем, что сама Юлия ценит в музыке. Перечень её любимых исполнителей звучит парадоксально: ни одной похожей интонации за именами не стоит. К примеру, Пётр Мамонов. Ничего общего! Если для патриарха пост-панка на первом месте - текст и сценическая харизма, то Теуникова, прежде всего - композитор. Какую линию она продолжает? Происхождение этой неподражаемой ритмической пульсации, суфийского вращения вокруг отдельных нот остаётся загадкой. То, что певица определяет как "сэмплированный блюз", может звучать как фанк, джаз, рок - одним словом, как Теуникова. Этот стиль проще всего определить, указывая автора.

Тексты песен тематически столь же разнообразны, как их музыкальные решения. Можно условно выделить два переплетающихся направления. Песни о жизни в разных ее проявлениях - и творчество духовного, исповедального характера. Перу Юлии Теуниковой принадлежит лучшая песня о Христе в русском роке - "Не Отврати". Сама певица называет её лишь песней об ожидании Христа, но если не вникать в теологические тонкости - да и не о них здесь речь - это религиозный гимн, который никого не оставляет равнодушным. В том числе безбожников. Синтез мелодии и текста настолько гармоничен, что "Не Отврати" звучит как будто изнутри, из сердца. Пожалуй, никто из знаменитых рокеров 80-х не создал ничего подобного.

На другом полюсе находится "Будильник" - нервная песня о трагедии бесцельно прожитой жизни, с грубой лексикой и виртуозной мелодикой, напоминающая один из каприсов Паганини. В каком-то интервью певица назвала "Будильник"... пародией на бардовскую песню. Может, это и пародия "на входе", для творца, но "на выходе" же, для слушателя, песня звучит как откровение. Музыкальный ряд безупречен. Основная идея, звучащая в тексте - честность перед собой. Теуникова почему-то недолюбливает эту композицию, что вызывает опасения, как бы "Будильник" не попал в "архив", разделив судьбу романса "Полюби Меня За Праздным Разговором" и других прекрасных песен, более не исполняемых.

Непредсказуемая Юлия Теуникова может сравниваться лишь сама с собой. Если условно выделить какую-то константу, попытаться отыскать центр циклона, можно назвать "Чёрные Дуги" - загадочную балладу об обрывках бесед в ночном городе, стянутую неповторимым циклическим ритмом. Но только условно. Чем конкретно Теуникова будет заниматься завтра, не знает никто - в том числе она сама.

Теуникова оставляет след. Заметный, "читаемый" след в музыкальной культуре. У неё уже появились подражатели и продолжатели. Единственным "недостатком" певицы можно считать лишь то, что она жива (простите за черный юмор). Погибни Юлия, подобно Вене Дркину или Евгению Чичерину, резонанс был бы огромен... А так - живёт себе человек. Пишет песни. Выступает с профессиональной группой CO_МПОЗИТОРЫ (Пётр Акимов - виолончель; Екатерина Нестерова - саксофон; Александр Сорокин - перкуссия), иногда выпускает CD. Иногда появляется в теле- и радиоэфирах. Как будто ничего особенного. Как говорил герой фильма "Гарпастум" о знакомом поэте: "Какой-то там Блок..."

Трудно писать о творчестве Юлии Александровны. Эти песни действительно нужно слушать.

Автор: Валерий Кудра
опубликовано 14 марта 2008, 11:03
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииТеуникова & КОМПОЗИТ - "Таймер"Валерий Кудра22.01.2009
Статьи"Друзья зимой". Послесловие (Юлия Теуникова)Ликки Л.14.06.2006
СтатьиНочные посиделки с Юлией Теуниковой и Петром АкимовымГеннадий Шостак21.12.2007
СтатьиЮлия Теуникова: "Я - андеграунд?"Алексей Анциферов08.02.2016
СтатьиСказка - ложь, да в ней намек (интервью с Юлией Теуниковой)Алексей Анциферов13.02.2017
Архив"Порог" (СПб) №03, июнь 2001 (отчеты, статьи, рецензии)Старый Пионэр08.10.2007
Архив"Порог" (СПб) №04, август 2001 (отчеты, статьи, рецензии)Старый Пионэр24.12.2007

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.006