Прикосновение к молодости (Умка на "Белом Абажуре-5", клуб "Palazzo", Брест, 22.09.2013)


Впервые я услышал Умку давным-давно. Ещё на заре перестройки, когда я проживал неподалеку от Киева, ко мне через десятые или, может быть, двадцатые руки попала 90-минутная кассета с наклейкой, на которой шариковой ручкой было написано: "Умка. "Дети Цветов", 1986". Одни песни были записаны в приемлемом качестве, другие так себе, третьи - в настолько ужасающем, что невозможно было разобрать слов, какие-то обрывались или были записаны со средины... И все-таки кассета мне очень нравилась и многие годы оставалась одной из моих самых любимых.

Кстати: перед концертом, о котором далее пойдет речь, мне удалось пообщаться с Умкой. На мой вопрос о той памятной записи исполнительница ответила, что ни альбома, ни концертника под названием "Дети Цветов" не существует в природе. Когда же я процитировал несколько песен оттуда, Умка предположила, что это был сборник песен, понадерганных кем-то с разных записей того года...

Потом друзья мне приносили изданные и неизданные альбомы на кассетах и дисках. Помню приезд УМКИ И БРОНЕВИЧКА в Брест 21 декабря 2004 года с большим концертом...

Собственно, не будь упомянутого концерта - возможно, и сейчас не пришлось бы мне писать эти строки. А тогда, 9 лет назад, в ДК, расположенном на территории Парка культуры и отдыха, УМКУ И БРОНЕВИЧОК разогревали несколько брестских коллективов, в том числе и тогдашняя группа Андрея Янушкевича ТИТРЫ. Само собой завязалось знакомство, переросшее в крепкую, тесную дружбу, которая продолжается и по сей день.

Андрей Янушкевич давно мечтал пригласить в Брест Умку. Мечта сбылась во время подготовки пятого по счету вечера неформатной акустической музыки и поэзии "Белый Абажур", в рамках которого и проходил концерт. Поскольку "Абажур" - мероприятие закрытое, ни в СМИ, ни в Интернете концерт Умки широко не рекламировался. Мне, например, Андрей сообщил об этом событии частным порядком приблизительно за месяц. И я решил: пойду во что бы то ни стало! И пошел. И - не пожалел. И до сих пор продолжаю резонировать, как струна...

Начало "Абажура", как всегда, было заявлено на 18:30. На входе в зал "Palazzo" снова стоял столик: брестский завод "Белалко" предлагал продегустировать свою продукцию - алкогольные и сладкие напитки. В зале ненавязчивым фоном звучали инструментальные хиты в исполнении дуэта: Денис Крот - гитара; Виталий "Вит" Юрчуков - перкуссия. Люди непринужденно общались между собой и терпеливо ждали, когда же появится "гвоздь программы".

Примерно в 19:20 к зрителям вышла Умка, она же Анна Георгиевна Герасимова, и предложила всем пересаживаться поближе к сцене. Так начиналось наше путешествие во времени, которое в общей сложности продолжалось два часа.

На первой песне "Я ничья (Околачивая Груши)" внезапно возникли какие-то проблемы со звуком: голос то куда-то удалялся, то вовсе пропадал. Однако молодой, но опытный звукорежиссер Павел Кокшенев (по совместительству - вокалист группы EMTRICA) справился с трудностями легко и быстро. Следующую вещь "Проблема Смешного" Умка исполняла уже при идеальном звуке. Но после песни произошел маленький инцидент.

По-видимому, на концерт попали случайные люди, которые не знали, что во время выступлений нельзя есть и ходить по помещению, а тем паче громко разговаривать. Умка на повышенных тонах сделала им замечание и мрачно пошутила: если они будут и дальше болтать, то на следующий день серьезно заболеют, а, быть может, случится и что-то более страшное... "Нельзя так говорить! - возмущенно заорала в ответ говорливая женщина. - Порядки свои устанавливать!" Но все-таки замолчала... Концерт продолжался. С первых же аккордов я узнал блюз "Не Волнуйся, Мама (Ничего Не Будет Хорошо)"...

Мне приходилось читать об Умке очень много всякого-разного. Один из критиков приписывает её текстам депрессивность, при этом вспоминая как раз песню "Не Волнуйся, Мама". Категорически не могу согласиться с подобной характеристикой. Кажется, из уст Бориса Дубина, социолога и литературоведа, переводчика книг Борхеса, услышал термин "горький реализм", который многие путают с пессимизмом. Если пессимист, встречаясь с трудностями, теряет самообладание, то горький реалист всегда внутренне готов к любым неблагоприятным ситуациям, относится к ним философски и любит жизнь такой, какая она есть. Об этом и многие песни Умки. Сколь я ни пытался найти в них хоть толику депрессии или хотя бы рефлексии - ничего у меня не получилось. Наоборот, житейские неудачи она воспринимает с юмором и служит достойным образцом для подражания...

Закончив песню "Готовый", Умка, не скрывая раздражения, обратилась к кому-то из зрителей: "Я вам не мешаю кушать?.."

Концертные программы Умки обычно строятся спонтанно и исходя из реакции публики. Иногда песни сами собой объединяются в так называемые блоки. Так, "Дом, Который Строю Я", "Встань И Ходи", "Люди Прошлого Века", "Бог Не Играет В Домино" и "Веселая Жизнь" входили в позапрошлогодний альбом, озаглавленный по последней песне. А песенка "След От Самолета" дала название предыдущему альбому (она была включена и в "Веселую Жизнь"). Или вот блок из стареньких, а правильнее сказать - нестареющих песен. С первыми аккордами песни "От Роддома До Дурдома" Умка словно сбросила лет 25, да и я вдруг почувствовал себя где-то в середине 80-х, беззаботным студентом-третекурсником... "А теперь - новая песня!" - объявила Умка. Я невольно напрягся... И вдруг мне захотелось смеяться. Потому что я узнал танго "Гомосексуалист". Для тех, кто помоложе, песня действительно новая. А для тех, кто постарше, новое - это, согласно мудрой поговорке, хорошо забытое старое. Полушутя прокомментировала: "Вообще-то я не любитель идиотских песен..."

Умка отрицательно относится к авторской песне, хотя в своих интервью признается, что выросла на Владимире Высоцком, Булате Окуджаве и Новелле Матвеевой. Само же это понятие употребляет скорее в ироническом контексте. Так, "Не Волнуйтесь И Не Надейтесь" она представила как "авторскую песню с человеческим лицом". И снова - скачок в прошлое под звуки "Автостопного Блюза"... "Пора Бы На Покой" - хочется надеяться, что эти слова Умка адресует не себе, а кому-то. Потому как, судя по концерту, много ещё пороха осталось в пороховницах! "Переключая Фары" лично я воспринимаю как "Автостопный Блюз 2", хотя она и написана много позже. Песня "Звуки В Твоей Голове" обычно исполняется с группой. Здесь же Умка работала и за себя, и за БРОНЕВИК, издавая разные невообразимые звуки. Таким образом, у нас на глазах песня зажила новой жизнью. И, уж поверьте, акустическая интерпретация ничуть не хуже электрической! Умка не только прекрасно поет и играет на гитаре, - она великолепно владеет художественным свистом, тем самым компенсируя недостающие инструменты...

Первое отделение заканчивалось очередным ретроспективным путешествием. Песня "Про Папу" с цитатой из классики XX века. "Вопрос На Засыпку" - реминисценция дилановской "Blowin' In The Wind". Наконец, Умка попыталась - и не безуспешно! - воспроизвести атмосферу Вудстока, спев песню "Freedom" за авторством Ричи Хэвенса.

Антракт продолжался не "пять с половиной минут", как сказала Умка, а полчаса, если не больше. Но скучать никому не пришлось: виновница торжества начала продавать свои диски и книги со стихами. Забегая наперед, скажу, что все диски и книги были проданы и подписаны. А пока продолжалась автограф-сессия, я сидел, потягивал горячий кофе и думал о песнях, которые только что услышал и ещё услышу.

Да, безусловно, Умку многие любят, обожают, боготворят. Но далеко не все любители-обожатели-боготворители правильно понимают её песни. В лучшем случае - воспринимают на интуитивном уровне. Умка - прирожденный филолог. И остается им даже тогда, когда категорично заявляет, что филологией больше не занимается. Потому что именно филологические знания помогли ей в написании многих и многих песен. Литературовед Владимир Новиков не так давно сказал о таганском барде: "Высоцкий был практический филолог. Он любил слово и слово его любило, отвечало ему взаимностью, что крайне редко. Роман с языком у него был на редкость удачный". Это высказывание можно с полным правом проецировать на Умку. Смею не без категоричности утверждать: Анна Герасимова - крупнейший поэт конца XX - начала XXI века. И лишь немногие из тех, кто её слушает, зададутся вопросом, к каким источникам обращены песни "Проблема Смешного" и "Про Папу".

И дело даже не в том, что её стихи насыщены цитатами. Песню "Умка Запретила Авангард", которой открывалось второе отделение концерта, вероятно, многие восприняли как прикол. А между тем, песенка автобиографична и имеет "двойное дно". Умка - специалист по обэриутам, которых в литературоведении принято относить к авангарду. Такая позиция вызывает у неё резкое неприятие... которое и вылилось в песню.

Начав второе отделение, Умка выразила глубокую благодарность всем случайным людям, которые покинули помещение, а, значит, больше не будут мешать. Затем пообещала спеть ещё несколько "идиотских песен"... И мы снова отправились в путешествие во времени: "Покой И Воля" и "Пропади Ты, Сука", "Караул Устал" и "Ничего Страшного", "Пятая Волна" и "Темная Вода", "Никому Не Принадлежишь" и "Играть В Свое Лото", "Считалка" и "Я Так Давно"... Когда звучала дилогия "Перемирие" и "Стрекоза И Муравей", в такт песням рукоплескал весь зал. "Люди Под Сорок" - посвящение всем друзьям и поклонникам Умки, которых в Бресте было немало. Ещё я услышал своих любимых "Белых Лошадок", песню, навеянную Новеллой Матвеевой. Основная программа завершалась песней "Прощайте!" После песни Умка, как бы разговаривая сама с собой, спросила: "Закончить, что ли?" "Не-е-е-ет!" - раздалось из разных концов зала. И Умка спела "на бис" "Раскольникова". А финальную "Хочется Всего" ей подпевал весь зал, включая и меня.

А потом была фотосессия. Умка присела на диванчик и сказала: "Сейчас будем дружить". Желающие присаживались рядом с ней и фотографировались на память...

Я до сих пор нахожусь под сильным впечатлением от концерта. Быть может, это и есть ощущение счастья? По крайней мере, мне кажется именно так. Подбираю в алфавитном порядке эпитеты, с помощью которых можно было бы охарактеризовать то, что делала Умка: азартно, безумно, весело, грандиозно, драйвово, естественно, живо, зажигательно/зубодробительно, искромётно, качёво/крышесносяще... Даже если бы мне удалось дотянуть до буквы "я", уверен, все равно не нашлось бы адекватного эпитета. Вам бы там побывать, всё услышать своими ушами, увидеть своими глазами и потрогать своими руками! Огромное спасибо тебе, Аня, за твои песни и за прикосновение к молодости!

Фото: Дмитрий ПОЧИНОК

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 28 сентября 2013, 03:32
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииУмка - "Веселая Жизнь"Геннадий Шостак17.10.2013
СтатьиКвартирник Умки и Бориса Канунникова в Минске 28.06.2004Игорь Лавинский24.09.2004
СтатьиУмка: Сан-Франциско - это близкоСергей Райтер18.11.2009

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.004