Все жанры в гости к нам! (вечер музыки и поэзии "Белый Абажур", клуб "Palazzo", Брест, 22.08.2013)


Кажется, совсем недавно проходил третий вечер неформатной акустической музыки и поэзии "Белый Абажур". Следующий вечер анонсировался на 29 мая. Но, увы, ни в мае, ни в июне, ни в июле он не проводился... Я уже грешным делом подумал, что приказало долго жить ещё одно достойное мероприятие, - а это в наше прагматичное время далеко не редкость...

Тем более приятной неожиданностью стал для меня телефонный звонок Андрея Янушкевича. Он мне вкратце рассказал, что в июле съездил в Самару на очередной Грушинский фестиваль и завел много интересных знакомств. Андрей также пригласил меня на четвертый по счету "Белый Абажур". Естественно, проигнорировать мероприятие я никак не мог.

На входе в зал клуба "Palazzo" посетителей ждал приятный сюрприз от брестского завода "Белалко". "Всяк сюда входящий" имел возможность продегустировать производимую им продукцию - выпить стопочку водки и закусить малосольным огурцом. Надо сказать, желающих оказалось предостаточно, а кое-кто, не обремененный чувством меры, подходил за добавкой.

Как и в прошлый раз, перед "Абажуром" же в зале клуба "Palazzo" звучала живая музыка: трио LUCKY LIVE BAND (составной частью проекта JANUSH) свободно импровизировало, беря за основу популярную инструментальную музыку прошлого и настоящего. Под такую музыку можно общаться, а можно расслабиться и подумать о чем-то своем. В зале клуба царила непринужденная и доброжелательная обстановка. На каждом столике лежал коробок спичек с логотипом сервисного центра "Amigos" и стояла свеча. Зажженные свечи подчеркивали атмосферу камерности и доверительности.

Четвертый "Абажур" отличался от всех предыдущих. Во-первых, на сей раз на него не были приглашены ни поэты, ни чтецы стихов. И всё же здесь звучала самая разная поэзия, соединенная с самой разной музыкой. Во-вторых, ведущие Андрей Янушкевич и Сергей Соколов не ходили по залу с микрофонами и не предоставляли слово зрителям: им хотелось дать больше времени выступающим, да и сам Андрей из этих же соображений меньше говорил и пел. Наконец, в-третьих (и в самых главных), нынешний "Абажур" был не "белым", а впервые за всю свою короткую историю вспыхнул неожиданным многоцветием музыкальных и поэтических жанров, стилей, даже эпох!

Большой интерес у публики могут вызывать новые не только имена, но и ипостаси. До сих пор мы знали Дениса Крота как басиста группы М1 и проекта JANUSH. Небольшому кругу меломанов он был известен как сочинитель и исполнитель инструментальной музыки в рамках сольного проекта POLODEN. А с прошлого года стал писать песни.

Выйдя на сцену, Денис анонсировал свое сольное выступление, которое должно состояться в ближайшее время (как говорится, "следите за рекламой"). На наших глазах спонтанно рождалось новое трио: Денис Крот - акустическая гитара, вокал; Виталий "Вит" Юрчуков - флейта; Эрнест Колтахчан - перкуссия. Песня "Акварель И Кисть" на стихи молодого брестского поэта Василия Дацкевича посвящена творческому процессу, без которого не может обойтись ни один художник. Название "Ты И Я" (песня на собственные стихи Дениса) говорит само за себя. Автору удается балансировать на грани блюза и шансона. В результате такого сочетания создается нечто новое. В заключение прозвучал кавер на песню Евгения Хавтана/Валерия Сюткина "То Что Надо". Спасибо за то, что воскресили старый забытый хит. Действительно - то, что надо!

Если Денис Крот свое выступление кавером заканчивал, Андрей Янушкевич решил им начать. Он предложил вспомнить Черного Лукича, которого сегодня нет с нами, и проникновенно спел под гитару "Завял Цветок". Совершенно иное прочтение песни, чем, например, у нижегородской группы ДЕНЬ ПОБЕДЫ, обработавшей её в стиле реггей. Потом Андрей представил новую вокалистку проекта JANUSH - 19-летнюю Ангелину Смыслову. У Янушкевича накопилось много песен от женского лица, а исполнять их было некому. Теперь они зажили новой жизнью. "Где-То Далеко..." Андрей посвятил своей дочери, 15-летней Варваре. "Заметало" и "Упасть В Листву" он написал на стихи своей супруги Ирины. Мне понравилась песня "Выдыхай", написанная Варварой. Очень здорово, только как-то слишком надрывно... Напоследок Андрей спел песню "Но Не Спи"... Да спать, похоже, никто и не собирался. Потому что настало время первого конкурса.

Андрей и Сергей задавали зрителям вопросы из истории сервисного центра по замене машинного масла "Amigos" и завода "Белалко". Победители получали призы - черные пакетики от "Белалко" с сюрпризами... Предполагаю, читатели подумают, что в пакетиках находились спиртные напитки. Однако ничего кроме блокнотов и календариков внутри не было.

А тем временем к выступлению готовился дипломант "Грушинки-2013" - минчанин Дмитрий Королев. Поскольку Дмитрий не играет на музыкальных инструментах, ему аккомпанировал на 12-струнной гитаре и местами подпевал Сергей Антонов, речь о котором впереди.

Свое выступление Королев выстроил как путешествие по странам, эпохам и жанрам. Многие песни предварялись краткими рассказами. В начале спел белорусские народные песни "Паванька" и "Туман Ярам". Потом мы вдруг оказались в Вене. Крестьянская песня "Зима, Где Сила Твоя?" приписывается Найтхарду из Роэнтая, жившему в XIII веке. А всем известная песенка "Ах, Мой Милый Августин!" имеет свою предысторию. Во второй половине XVII века Вена была охвачена чумой. Главный герой песни злоупотреблял алкоголем. Однажды, крепко напившись, он свалился в яму, где лежали трупы умерших от чумы. Но не заразился, так как был насквозь проспиртован. Однако, как сообщают церковные книги, Августин умер в 1685 году в возрасте 35 лет от... перепоя!

Следующим пунктом нашего виртуального путешествия оказалась Россия XIX века. Для нынешнего вечера Королев отобрал два романса: "Не Обмани" Александра Дюбюка на стихи Генриха Гейне и "Сомнение" Михаила Глинки на стихи Нестора Кукольника (замечу в скобках: музыковеды для характеристики этих произведений предпочитают другое определение - "русская песня"). Потом мы очутились во Франции середины XX века. Королев признался в большой и сильной любви к шансонье Шарлю Азнавуру. Часть песни "Опавшие Листья" на стихи Жака Превера спел на языке оригинала; часть - на русском. Это не дословный и не смысловой перевод, а написанный им русский текст "на тему первоисточника". А шансон "Богема" прозвучал в переводе на русский, найденном в каком-то сборнике. Предваряя еврейскую "Песенку Золотой Страны", Дмитрий немного рассказал об авторе - Мордехае Гебиртиге, жившем в первой половине XX века. Прежде, чем спеть её на идиш, зачитал перевод, сделанный известным белорусским бардом и поэтом Борисом Вайханским. А закончил выступление танго Вадима Козина/Елизаветы Белогорской "Осень".

Во время маленького антракта был объявлен конкурс из двух частей: зрителем предлагалось поиграть в буриме - досочинить стихотворение, в котором фигурирует продукция "Белалко", и рассказать анекдот на алкогольную тему. Ещё два счастливчика оказались обладателями черных пакетов.

Следующие участники "Абажура" заслуживают более обстоятельного представления.

14 февраля 2009 года в Минске совершенно случайно родился дуэт под названием ЭКСПЕДИЦИЯ "А". Несколько слов о его участниках. Вадим Мезецкий (6-струнная гитара, вокал) - профессиональный поэт. На бардовской сцене Минска появился достаточно поздно - в 40 лет. В дуэте он пишет стихи, изредка - музыку. Сергей Антонов (12-струнная гитара, вокал) на протяжении последних 20 лет пробовал себя в разных музыкальных жанрах. В середине 90-х годов основал кавер-бэнд ETUDE, чей репертуар состоял преимущественно из классики западного рока. В конце 90-х создал группу ELIZABETH, которая, по его словам, тяготела к бард-року. Потом был ансамбль цыганской песни КАЙ ЁНЭ (ГДЕ ОНИ)... В конце нулевых попробовал себя на ниве авторской песни. В дуэте он пишет музыку (иногда сам, иногда в соавторстве с Мезецким) и делает аранжировки. Впрочем, песни пишутся не только на тексты Вадима Мезецкого, - привлекаются также стихи близких по духу поэтов. Дуэт не замыкается на классической авторской песне, синтезируя в своем творчестве элементы городского романса, блюза и фолка.

Поскольку дуэт постоянно идентифицировали с московской фирмой "Экспедиция", Вадим Мезецкий и Сергей Антонов в 2011 году решили отказаться от первоначального названия и с тех пор позиционируют себя как арт-дуэт.

Экс-"экспедиторы" привезли два своих альбома - "Одна Миллиардная" (2011) и "Зеленый Лед Весны" (2013), которые все желающие могли приобрести непосредственно у исполнителей.

Как нельзя кстати пришлась песня "Яблочно-Медовая Пора": 19 августа праздновался яблоневый Спас. Песня "Белолесье, Белозерье" написана на текст стихотворения Владимира Цыбина, посвященного памяти белорусского поэта Петруся Глебки. "Высокий Слог" на стихи Ивана Овчинникова и "Мириады Свечей" - настоящие современные романсы! Авторы сделали рекламу альбому "Одна Миллиардная" и исполнили одноименную песню на стихи Владислава Старостина.

Поэзия Янки Купалы вдохновляет композиторов, работающих в разных жанрах. На его стихи и поэмы (или по их мотивам) создавались песни, романсы, оперы, вокально-симфонические произведения, рок-композиции... Барды не стали исключением, о чем свидетельствовала "Песня", написанная Сергеем Антоновым. Песня "Огиньский Уезжает" создана по следам полонеза "Прощание С Родиной", принадлежащего композитору Михалу Клеофасу Огиньскому, которого считают своим и поляки, и белорусы. "Кофейная Ода" оказала на меня гипнотическое воздействие, находясь под которым, я заказал себе чашку американо. "Журавлик" же пролетел мимо меня и в памяти абсолютно не задержался...

Есть в репертуаре дуэта песни, посвященные историческим событиям далекого и ближайшего прошлого. "Брылёво Поле, Или Исповедь французского Гренадера" на стихи Валерия Чернявского - о событиях 1812 года, происходивших на территории Беларуси (где-то под Борисовом). "Черная Быль" - философское осмысление последствий, вызванных катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Сергей и Вадим включают в репертуар и чужие произведения - главным образом, редко звучащие или вовсе забытые. Так, песня (мне хочется назвать ее балладой) "21 Июня", воссоздающая атмосферу довоенного Бреста, принадлежит Григорию Дикштейну. В трактовке дуэта она наполнилась новым звучанием. Предваряя её, исполнители рассказали, что встретились с автором и получили "добро" на такую интерпретацию.

У многих на слуху песни из фильмов "Д'Артаньян и три мушкетера" и "Гардемарины, вперед!" Но не все помнят имя автора их слов - поэта Юрия Ряшенцева, и не многие знают, что Ряшенцев начинал с авторской песни и до сих пор продолжает сотрудничать с бардами. Дуэт исполнил песню на его стихи "Зеленый Лед Весны", одновременно представив и одноименный альбом.

Когда минские гости собрались уходить, на сцену быстро вышел Андрей и заявил: "Ну, без "Арго" мы вас не отпустим!" Конечно же, имелась в виду "Песня Аргонавтов" Александра Басилая/Джемала Багашвили из кинофильма "Веселая хроника опасного путешествия", русский текст к которой также написал Юрий Ряшенцев. В её исполнении, наряду с Вадимом Мезецким и Сергеем Антоновым, участвовал проект JANUSH, и все зрители, - благо, припев легкий для запоминания. Это была поистине кульминация вечера!..

По окончании "Абажура" многие зрители (и я тоже) вышли на сцену, чтобы познакомиться и пообщаться с участниками вечера. Узнав, что я - обозреватель российского музыкально-информационного портала, Вадим Мезецкий и Сергей Антонов подарили мне свои альбомы, да ещё снабдили специально записанными дисками с эфиром на интернет-ТВ Tut.by и прочей бесценной информацией, за что я им безгранично благодарен.

Если верить Андрею Янушкевичу (а я ему верю безоговорочно!), отныне "Белый Абажур" будет регулярно проводиться в конце каждого месяца. От души пожелаю "Абажуру" гореть разными цветами - и в буквальном, и в переносном смыслах.

Фото: Dara WIND

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 27 августа 2013, 04:05
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.012