Три часа в неформате (вечер музыки и поэзии "Белый Абажур", клуб "Palazzo", Брест, 24.04.2013)


Страна должна гордиться своими героями. Поэтому для начала - несколько слов об одном человеке, благодаря которому в Бресте существует и развивается независимое, некоммерческое искусство.

Андрей Янушкевич начинал как бард еще в конце 90-х. Не только писал песни на собственные тексты, но и клал на музыку высокую поэзию - стихи Анны Ахматовой, Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой... В ноябре 2000 года бардовский дуэт Андрея и его жены Ирины (которая также пишет стихи) стал лауреатом городского конкурса авторской песни "Золотая Осень". С начала нулевых рамки жанра стали для Андрея тесными. Его потянуло на экспериментаторство, которое продолжается до сих пор. В 2001 году при помощи друзей им был записан акустический альбом "Пополам", в котором музыканты балансировали на грани классической авторской песни и бард-рока. Несколько месяцев спустя родился одноименный проект, который со временем трансформировался в группу. В 2004 году коллектив был переименован в ТИТРЫ, а в 2010-м - в М1. В конце 2012 года и М1, по собственному признанию Янушкевича, исчерпал себя как идея. С начала 2013 года он называет свой проект ЯНУШ (JANUSH). Концепция и стилистика подвергались критическому переосмыслению, но костяк группы сохранился до сих пор: Андрей Янушкевич - гитара, вокал; Андрей Дубовик - аккордеон; Эрнест Колтахчан (экс-ONEGIN, СЛАЙДЫ, MUZZART, PLUM BUM, РАСТЕНИЕ МУДРОСТИ и мн. др.) - барабаны и вообще всё, на чем можно стучать, шуметь, трещать, греметь и т. п. В прошлом году состав пополнили флейтист и перкуссионист Виталий "Вит" Юрчуков (экс-ВИТРАЖ, ныне - РАСТЕНИЕ МУДРОСТИ) и бас-гитарист Денис Крот.

Андрей Янушкевич активно занимается бизнесом и оказывает посильную помощь людям, чье творчество принципиально далеко от коммерции и шоубиза. Ещё в прошлом году он делился со мной своими наполеоновскими планами по созданию закрытого клуба любителей неформатной акустической музыки и поэзии. С радостью должен отметить: эти планы осуществились. С чем искренне поздравляю Андрея.

Вечера неформатной акустической музыки и поэзии с легкой руки Ирины Янушкевич получили название "Белый Абажур": сцена, освещенная лампой под белым абажуром, оформлена в виде кухни, где можно выпивать, закусывать и непринужденно общаться. Зал же клуба затемнен. На столиках, за которыми располагаются зрители, стоят зажженные свечи. Это тоже неотъемлемый элемент обстановки камерности. На лицах зрителей читается неподдельный интерес, а не желание оттянуться под рок-н-ролльные риффы. "Белый Абажур" - мероприятие исключительно для людей, которые "в теме", ни в коем случае не посторонних.

К сожалению, я не имел возможности присутствовать на двух первых "Абажурах", состоявшихся в клубе "Palazzo" (бывшая итальянская кухня "Zio Pepe") соответственно 20 февраля и 27 марта. От знакомых я узнал, что на первый был приглашен Юрий Монин (экс-ПЛОХИЕ ДЕТИ) и чтецы чужих стихов Евгений Машнов и Михаил Симоненко, на второй - Вовка Плюмбум (PLUM BUM) и гродненец Вадим Гарбуль, исполняющий чужие авторские песни. Ну и, конечно же, на обоих мероприятиях на правах организатора и хозяина выступал Андрей Янушкевич со своим проектом JANUSH.

На третьем "Абажуре" не обошлось без сюрпризов. Можно сказать, что вечер, заявленный на 19:00, стартовал с 20-минутной задержкой. А можно - что начался на полчаса раньше. И оба варианта будут правильными.

Зрители занимали столики приблизительно с половины седьмого. Со сцены приятным, ненавязчивым фоном звучала музыка. Нет, это не была фонограмма. Играли Виталий Юрчуков (флейта), Денис Крот (бас-гитара) и Эрнест Колтахчан (перкуссия), а вместе - безымянное (на тот момент) трио, которое через несколько дней было названо LUCKY LIVE BAND. Трио исполняет свободные импровизации на темы инструментальных хитов второй половины XX века. При этом известные всем пьесы получают неожиданное, нетривиальное прочтение. Выступление LUCKY LIVE BAND не анонсировалось. Но поскольку трио одновременно входит в состав JANUSH, оно является непременным участником "Абажура", предваряя мероприятие и заполняя паузы.

Вечер, как обычно, вели Андрей Янушкевич и шоумен (а также племянник Андрея) Сергей Соколов. Они приветствовали зрителей и пригласили на сцену первую участницу - поэта Ярыну Берасцейскую.

Белорусский язык - это, по словам организатора, то, чего остро не хватало "Белому Абажуру". Ярына Берасцейская, член Союза белорусских писателей, хорошо известна не только на родине, но в белорусской диаспоре европейских стран; многие её стихи переведены на разные языки. Литературоведы применительно к её поэзии употребляют набивший оскомину термин "авангардизм", который я, мягко говоря, не очень люблю за его абстрактность. А вот стихи очень даже понравились. Мне кажется, ценители настоящей поэзии, чей родной язык русский, захотят овладеть и белорусским хотя бы для того, чтобы глубже проникнуть в творчество Ярыны Берасцейской.

По окончании выступления каждый участник вытягивает из специально приготовленной колоды номер. Столики в клубе пронумерованы. К выигравшему столику подїходит ведущий с микрофоном, задает одному из сидящих за ним несколько вопросов, предлагает высказать свое мнение о вечере, после чего вручает приз. На третьем "Абажуре" обладатели счастливых номеров получали компакт-диск с только что вышедшим альбомом проекта JANUSH "Нереальная Свобода". Диск получается один на четверых. Но, как сказал организатор, огорчаться не стоит: диском можно поделиться, переписав всем желающим, поскольку в данном случае свободное копирование горячо приветствуется.

Ярыну сменила Светлана Серая. Сейчас уже не вспомню, кто из ведущих, - то ли Андрей, то ли Сергей, - назвал девушку классическим бардом. Сама Светлана говорит о себе как о барде только в будущем времени. Она написала несколько песен, которые не показывает зрителю-слушателю ввиду их несовершенства. Поэтому она исполнила несколько чужих песен. Мне понравилась её интерпретация песни Александра Суханова на стихи Максимилиана Волошина "Обманите Меня...", выдержанной в традициях старинного русского романса, и песни Татьяны Репичевой на стихи Маргариты Назарук "Зима". Зрителями была восторженно встречена "На Тихорецкую" (из "Иронии судьбы") Микаэла Таривердиева на стихи Михаила Львовского. А вот "Птицы Белые Мои" Константина Никольского Светлана, по моему субъективному мнению, могла бы не петь...

Затем ведущие попросили Светлану немного рассказать о себе. Исполнительница ответила, что учится на физмате Брестского университета, впервые взяла в руки гитару 8 лет назад и с тех пор с ней не расстается... Но самое главное (чему Андрей безумно обрадовался) - Светлана Серая представляет фан-клуб басиста Дениса Крота, который, как известно, играет в проекте JANUSH.

Далее Андрей Янушкевич предоставил слово самому себе и собственной группе. Я пристально следил за его творчеством на протяжении 15 лет, много раз слышал его в различных ипостасях - от классической бардовской до рок-н-ролльной. И на сей раз ожидания меня не обманули. JANUSH очень порадовал. Для начала Андрей Янушкевич сотоварищи сыграли композицию "Лед" из альбома "Нереальная Свобода". Две песни на стихи Сергея Есенина - "Пой Же, Пой..." и "Какая Ночь..." были написаны Андреем в ранней юности, когда он только осваивал гитару. Подвергнутые радикальной переработке, они прочно утвердились в репертуаре всех проектов-групп Янушкевича, постоянно исполнялись на концертах, но ни в один альбом пока не вошли. Надеюсь, это еще произойдет, - песни очень хорошие... Остальные композиции, прозвучавшие на вечере, абсолютно новые. Тематика самая-самая разная: "У Границ" - философская композиция о подстерегающих человека пограничных ситуациях. Песни "Всё Мое Всегда Со Мной" и "Будь Собой" могли бы составить мини-цикл или дилогию. Осень как время года вдохновляла русских поэтов - вспомните лирику Пушкина, Майкова, Фета, А. К. Толстого... Андрей посвятил "унылой поре - очей очарованью" песни "Сентябрь" и "Крик Журавля". Песенка "Неверная Весна" пришлась как нельзя кстати: увы и ах, несмотря на конец апреля, погода в этом году более характерна для начала ноября... Любовная лирика была представлена песней под филологически небезупречным названием "Я Тебя Не Дам". Несерьезно о серьезном - так бы я охарактеризовал песенку "Ревность", исполненную тонкого юмора. Врезалась глубоко в память и очень понравилась "Собачья Свадьба" на стихи брестско-московской поэтессы Марины Куновской... В общем, пора Янушкевичу думать о втором полноценном альбоме.

На концерте группы БАЙКИ BY я в последний раз побывал в октябре 2010 года. С тех пор ни об Александре Кривоносове, ни о его коллективе ничего не слышал. Поэтому обрадовался, узнав накануне вечера, что он представит на "Абажуре" акустическую программу.

Наряду с Александром Кривоносовым, который поет и играет на гитаре, в состав акустического проекта вошли два участника БАЙКИ BY - соло-гитарист Вадим Подскачук и бас-гитарист Виталий Жоглов (также экс-ВАРШТАТ, WOLAND); ещё были приглашены два сессионных музыканта, знакомых нам по проекту JANUSH: Эрнест Колтахчан - барабаны; Виталий Юрчуков - перкуссия (Александр Кривоносов не исключает, что Эрнест и Вит войдут в постоянный состав акустического проекта).

Программа своим строением напоминала музыкально-литературную композицию: многие песни предварялись краткими четверостишиями, причем четверостишие поясняло смысл следующей за ним песни. Новую жизнь в акустике получил так называемый "женский цикл", состоящий из песен, в названиях которых присутствуют женские имена: "Олюшка", "Любушка", "Я Люблю Тебя, Галя", "Принцесса Ядвига"... Последняя композиция - на средневековый сюжет: автор на протяжении многих лет увлекается историей Беларуси. И не только историей: его привлекает славянский эпос, русские и белорусские народные сказки. Сюжет одной из них был положен в основу песни "Лесная Королева". К некоторым вещам Александр давал комментарии в прозе. Так, песня "Стерпится Не Слюбится" имеет свою предысторию. Известно, что в старину родители женили своих детей, не спрашивая их согласия. В некоторых семьях эта "старая добрая традиция" сохранилась и поныне: властные родители и сегодня пытаются влиять на личную жизнь своих взрослых детей... Об этом и песня.

В свое время Кривоносов объехал по железной дороге почти всю Россию - от европейской территории до Забайкалья . Впечатления от путешествий отразились в автобиографической песне "Поезда".

Когда же наступит настоящее тепло? Этот вопрос, пожалуй, волнует всех и каждого. Не остался к нему равнодушным и Кривоносов: в песне "Ливень" он воплотил свою мечту о лете. А пока идут дожди и сохраняются холода, автор дает простейший совет в одноименной песне - "Смотри На Огонь"... На "ура" были встречены три песни из репертуара ВАРШТАТА - "Почтальон", "Ты Спросила" и "Погиб На Войне", а последнюю Кривоносова попросили исполнить на бис...

После концерта мне удалось пообщаться с Кривоносовым. Он сказал, что в последнее время его тянет на акустику, ему хочется играть в небольших клубах. Он поделился со мной своим желанием воскресить некоторые свои старые вещи из репертуара группы ВАРШТАТ (в переводе с белорусского - "верстак").

Не могу сказать, что мне понравилось абсолютно всё, но в общем и целом вечер неформатной акустической музыки и поэзии "Белый Абажур" произвел хорошее впечатление. О трех часах, проведенных в клубе, я не жалею ни на йоту. Большое человеческое спасибо партнерам мероприятия - центру замены моторного масла "Amigos" и белорусским импортерам немецкого моторного масла "Finke"; клубу "Palazzo", предоставившему помещение; Андрею Янушкевичу - за альтруизм и энтузиазм. Будем с нетерпением ждать следующих "Белых Абажуров"!

Фото: Вера ЕРЁМОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 02 мая 2013, 17:56
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.22 / 5 / 0.029