Это музыка непокоренных! (фестиваль "Тарас Бульба-2013" в Дубно)


Первый фестиваль "Тарас Бульба" стартовал летом 1991 года, когда Советский Союз доживал свои последние дни, а национальное самосознание интеллигенции бывших союзных республик крепло не по дням, а по часам. В Беларуси, Молдове, Грузии, Азербайджане, Украине и других государствах, только что обретших суверенитет, духовная жизнь наполнялась национальным содержанием. Рок-музыка не составляла исключения - скорее наоборот, опережала другие виды и жанры искусства.

Почему у фестиваля такое название? Перечитайте или хотя бы вспомните повесть великого классика. Прикованный к дереву, обреченный сгореть заживо, главный герой не потерял бодрости духа. Таким образом, Тарас Бульба стал символом непокоренности украинской нации.

Фестиваль проводился каждое лето с 1991 по 1995 гг. При этом поначалу не было никаких жанрово-стилевых ограничений: наряду с рок-группами в нем могли участвовать и поп-исполнители, и барды. Но к середине 90-х все без исключения страны СНГ оказались охвачены финансовыми кризисами. Фестиваль "Тарас Бульба" на несколько лет прекратил свое существование.

И только спустя 7 лет, в 2002 году, усилиями энтузиастов мероприятие было возрождено. Правда, на новом этапе в фестивале участвуют только рок-музыканты, хоть и придерживающиеся разных стилей и направлений. С тех пор маленький городок Дубно в Ровенской области, население которого составляет около 45 тысяч человек, каждый год в июле на несколько дней становится столицей украинской рок-н-ролльной сцены. Фестиваль проходит на стадионе "Спартак", расположенном на берегу реки Иквы близ дубненского замка князей Острожских и Любомирских. Следует отметить, что "Тарас Бульба" ставит своей целью развитие украинской национальной рок-музыки. Украинский язык горячо приветствуется. Но вместе с тем, фестиваль отличается демократизмом, допуская участие русско- и англоязычных групп; в качестве гостей сюда приглашаются коллективы из других стран - из Польши, Словакии, Германии, Австрии, Франции, Бельгии, Канады, Беларуси, Молдовы, России.

В этом году открытие фестиваля пришлось на знаменательный день: 12 июля исполнилось бы 50 лет Сергею Кузьминскому - основателю и лидеру легендарной группы БРАТИ ГАДЮКІНИ. Его дух незримо присутствовал над фестивальной территорией на протяжении трёх дней.



На фестиваль "Тарас Бульба-2013" я попал совершенно случайно. Меня сагитировал один из хороших знакомых. Да и острую ностальгию по украинской музыке я испытываю с тех пор, как перебрался из Украины в Беларусь...

Первый день фестиваля совпал с последним моим рабочим днем перед отпуском. А выбора между основной работой и даже самым знаменательным фестивалем или концертом, увы и ах, быть не может. От Бреста до Дубно, в принципе, не так далеко, особенно если ехать машиной. Но есть и проблемы. Простояв на белорусском и украинском кордонах в общей сложности 4,5 часа, я был готов возглавить движение за отмену границ во всем мире. А украинские дороги, в частности, участок от Луцка до Дубно, ну никак не способствуют быстрой езде... Поэтому к началу фестиваля я на несколько часов опоздал. Это во-первых.

Есть и "во-вторых": фестивальная программа "Тараса Бульбы" очень большая. Для того чтобы всё увидеть-услышать и ничего не пропустить, надо было не спать практически трое суток.

Поэтому, освещая "Тараса Бульбу 2013", я остановлюсь на выступлениях тех исполнителей и коллективов, которые привлекли мое внимание. Заранее прошу прощения у тех артистов, чьи имена и названия не будут здесь упомянуты.

Фестивальная программа каждого дня подразделялась на две части. Конкурс, состоящий, в свою очередь, из трех туров, продолжался приблизительно с 16:00 до 22:00. С 22:00 до 1:00 (плюс-минус) выступали лауреаты фестиваля и приглашенные коллективы. А самых стойких на малой сцене близ палаточного городка ожидал акустический чилл-аут... на который, честно сказать, меня уже не хватило.



Мы с этнической певицей Ирэной Котвицкой и фотографом Алексеем Соломоником, который выступил также в качестве водителя, успели к самому окончанию первого конкурсного вечера и застали выступления нескольких групп.

На фестивале работала жесткая пропускная система. Сумочки и дипломаты входящих на стадион "Спартак" зрителей обыскивались секьюрити на предмет спиртных напитков и стеклотары. Однако кто очень хотел, всё равно мог пронести бухло. Были свои ограничения и на территории фестиваля. В частности, нам пришлось связываться по телефону с исполнительным директором "Тараса Бульбы" Миколой Арсенюком и получить необходимые серые ленточки, чтобы иметь возможность вести фотосъемку.

День первый. 12 июля

Когда мы подошли к сцене, к выступлению готовилась львовская группа БАЗУКА БЕНД. На первый взгляд может показаться странным, что коллектив, который существует 16 лет, участвует в фестивале в качестве конкурсанта. Этому можно найти объяснение: всё время своего существования ББ пребывают в глубоком андеграунде, и этот статус их более чем устраивает. Вот и сейчас на сцене они чувствовали себя свободно, я бы даже сказал, раскованно. Вокалист Тарас Стодилко находился в весьма перевозбужденном состоянии и, пока музыканты настраивались, говорил со скоростью этак 300-350 слов в минуту. Возможно, я преувеличиваю, но мне показалось именно так. Иногда он вворачивал в свои тирады крепкие выражения. Публика ловила каждое слово и реагировала оглушительным рёвом. Тарас признался в горячей любви к Сергею Кузьминскому, от чего публика пришла в ещё более сильное возбуждение. Также Тарас послал всех желающих к раскладке, где продавался альбом ББ "Діти Асфальту", выпущенный в 2006 году - последний на данный момент. Гитарист Михаил Яремий тем временем нарезал мелодии из классики. Группа вынесла на суд зрителей две совершенно новые песни - "Секунди" и "Саме Те" ("Именно То"). Да, это было именно то! Свой стиль участники коллектива определяют как urban metal. Ничего урбанистического в музыке я как-то не заметил. По-моему, и по музыкальной составляющей, и по поведению это панк чистой воды. Надо сказать, вел себя Тарас не вполне адекватно, а под конец выступления взобрался на стойку и пел оттуда... Когда ББ начали играть третью песню, звук внезапно пропал: музыкантам обрубили электричество. На сцену вышел ведущий фестиваля Виктор Зеленюк и попенял ребятам: негоже ругаться матом со сцены, когда на площадке находятся женщины и дети...

Следующими выступали ровенчане - группа, название которой можно встретить в разных написаниях: то FAR IN HATE, то FARINHATE. Мне по душе второй вариант, так как никакой ненависти в песнях группы я не обнаружил. По музыке - альтернатива с уклоном в мелодичный металкор. Очень серьезные философские тексты и в то же время оптимистический взгляд на жизнь. Названия песен говорят сами за себя и не нуждаются в переводе: "Давай Розбудим Сонце", "Ти Сильний", "Твоя Війна", "Час". Выступление этой команды заставило меня забыть о погоде. А между тем становилось весьма и весьма холодно - хоть по Цельсию, хоть по Фаренгейту... А с FARINHATE мы ещё встретимся, поскольку группа - я считаю, вполне-вполне заслуженно - прошла в последующий тур и попала в финал.

Ещё один конкурсант первого вечера - группа ETHNOTERRA из Владимира-Волынского. Стиль заявлен уже в названии. К сожалению, ребята не объявляли своих композиций, но то, что они исполняли, привело меня (и, думаю, не одного меня) в безудержный восторг. К большому моему сожалению, группа не прошла в следующие туры. Хотя, я считаю, потенциал у музыкантов высокий. Дай бог, чтобы в дальнейшем он реализовался в полной мере.

Наконец, настало время звезд. Первым на сцену вышел дуэт @TRACTOR, в состав которого входят Александр Пипа (экс-ВОПЛІ ВІДОПЛЯСОВА и THE ASHTRAY HEARTS, ныне - БОРЩ) и Дэйв Ли (экс-THE UKRAINIANS и THE ASHTRAY HEARTS). Дуэт был воспринят публикой на ура, но меня, честно говоря, их скоростной панк с англоязычными текстами оставил равнодушным; Пипа скорее не пел, а рычал, поэтому если бы даже тексты были на русском или украинском, вряд ли что-либо можно было разобрать. Я сидел за столиком, согревался кофе и ждал следующих участников... Забегая вперед, скажу, что с Александром Пипой мы встретились на следующий день в иной ипостаси.

Программу вечера должна была заканчивать петербургская группа STIGMATA. Но гости из Северной российской столицы торопились на самолет. Им необходимо было ещё успеть доехать до Ровно и добраться до аэропорта. Посему они поменялись местами с предшествующими участниками.

STIGMATA настроились довольно быстро и были встречены восторженным ревом. Количество молодых людей у сцены выросло в несколько раз: даже здесь, в западном регионе Украины, эту металкор-группу хорошо знают и очень любят.

Группа представила свой последний альбом "До Девятой Ступени", который тоже можно было купить на раскладке. Прозвучали хиты "Время" и "Сожженный Дотла", "Гроза Морей" и "Лед", "До Девятой Ступени" и "Крылья" (в исполнении последней участвовали все зрители); ещё несколько композиций, названия которых мне неизвестны... Группу вызывали на бис, и STIGMATA, "идя навстречу пожеланиям трудящихся", исполнила ещё две композиции. "Сентябрь" пришелся как нельзя кстати: погода была в большей степени характерна для первого месяца осени, чем для середины июля. "О Чем Ты Грустишь" содержала призыв оптимистически смотреть на жизнь и посвящалась всем, пришедшим на фестиваль. Толпа продолжала скандировать: "На-а би-и-ис! На-а би-и-ис!.." Но музыканты всё же ушли со сцены. К микрофону подошел Виктор Зеленюк и обратился к зрителям с просьбой больше не вызывать музыкантов на бис, так как тем самым они задерживают последующих участников.

Первый вечер (вернее, уже ночь) завершала группа MORPHINE SUFFERING (из г. Боярка Киевской области). По стилистике - опять металкор, но принципиально отличный от того, какой играет STIGMATA. Как ни странно, MS вынуждены были играть для практически пустой площадки, так как после выступления предыдущей группы толпа схлынула. Мне трудно объективно оценивать подобную музыку, поскольку металкор мне эстетически не близок. Вокалист поет гроулингом. Виртуозные гитарные соло. Безупречная, работающая как часы ритм-секция. Тексты - на украинском и русском. Немножечко черного юмора. В целом же - оптимистическое восприятие жизни... Вот и всё, что могу сказать об этой группе.

Потом на малой сцене начался акустический чилл-аут, который должен был продлиться до самого утра. Мы с Ирэной и Алексеем немного послушали первых участников - львовскую группу К-402. Ребята звучали очень мило: вокал, гитара, скрипка и дарбука. По музыке они напоминают ровенскую КОМАНДУ КУСТО, да и вокалист один в один воспроизводит интонации Юса Шнайдера. Только композиции очень длинные - минут по 10, если не больше. Мне запомнилась "Пісня Про Траву"...

Очень хотелось дослушать выступление до конца. Но было необходимо решать вопрос с ночлегом. На ближайшую ночь свободных мест в дубненских гостиницах не оказалось, и пристанищем для нас стала машина. А что, очень даже неплохо!

День второй. 13 июля

Второй фестивальный день для нас начался очень хорошо: Микола Арсенюк организовал нам - ни много, ни мало - бесплатное проживание в студенческой общаге на всё время фестиваля. О чем можно было ещё мечтать? Таким образом, утром мы праздновали маленькое новоселье.

Перед началом второго тура конкурса нас ожидал ещё один приятный сюрприз в виде выступления дубненских групп на малой сцене. Мне было очень интересно послушать, какие же банды играют на родине "Тараса Бульбы".

Дубненская сцена была представлена тремя группами. ALL HOPE IS GONE играют, по собственному утверждению, "альтернативный рок"; THE GAMERS исповедуют веселый панчок, а ЕКЗЮПЕРІ ориентируются на этнику. Каждая из групп выступала минут по 20. ALL HOPE IS GONE звучали сыро и ничем не запомнились. Что ж, как сказал один киноперсонаж, как корабль назовешь, так он и поплывет. THE GAMERS понравились, но в памяти остался только кавер на песенку Владимира Шаинского/Эдуарда Успенского про голубой вагон, который в народной версии, использованной группой, превратился в ядерный фугас...

Особенно хотелось бы выделить группу ЕКЗЮПЕРІ. Сразу хочу отметить, что название с творчеством автора "Маленького принца" ровным счетом никак не соотносится. Тексты отражают скорее украинскую повседневность. В музыке - чуть-чуть панка, чуть-чуть рэпа, много фолка, вернее - укрофолка, ещё правильнее сказать - гуцул-фолка. Мне понравились полька "Будь Зі Мною", сатирический рэп "Працівник Культури" ("Работник Культуры"), "Евкаліпт", "Мобільний", "Кохана" (пародия на хиты, звучащие по российскому да и украинскому ТВ)... Группа завершила свое выступление композицией "Гуцул-Рок", которая в пределах родного города стала хитом. Отдельное спасибо гитаристу и вокалисту Виктору Карплюку за сочиненные им песни, а также баянисту Василию Бережанскому, который по технике игры мог бы дать фору Олегу Скрипке и Фёдору Чистякову вместе взятым. Мне кажется, если ЕКЗЮПЕРІ не будут вариться в своем соку, их ждет большое будущее.

Погода в этот день вела себя не лучшим образом. Накануне - в пятницу вечером - было просто прохладно, а в субботу стало по-настоящему холодно; солнышко если и появлялось, то весьма и весьма обманчивое. Внезапно налетал порывистый ветер, который сменялся проливным дождем. Нам приходилось искать укрытие... Чтобы согреться, мы глотали кофе, который, по счастью, продавался на территории фестиваля, и пронесенный через охрану коньяк...

В 16:00 позывные возвестили о начале второго конкурсного тура, и мы поспешили к большой сцене.

Программу открывала киевская группа YOUCRANE. Светлые, позитивные тексты. Столь же светлая, позитивная музыка, стиль которой критики определяют как инди-поп. Группа исполнила две песни - "Тобі" ("Тебе") и "Коли Ми Будем Знайомі" ("Когда Мы Будем Знакомы"). К слову, последняя песня уже успела стать визитной карточкой коллектива. Лично мне не хотелось отпускать YOUCRANE со сцены. Но выступление конкурсантов на бис, каким бы триумфальным оно ни было, на фестивале исключено на 100%. Однако YOUCRANE задали хороший тон для будущего вечера.

С подавляющим большинством конкурсантов мы встретимся в финале - тогда будет возможность немного сказать о их творчестве. Пока же упомяну группы, которые привлекли мое внимание: ДИКІ СЕРЦЕМ (Львов), LEGENDA FOLIUM (Харьков), ONEYROID (Полтава), снова FARINHATE (Ровно).

Основная часть фестивального вечера началась с выступления киевской группы DASH. Сами музыканты определяют свою стилистику как screamo-rap/rap-metal. Играют неплохо, а насчет текстов ничего сказать не могу. Честно говоря, я даже не понял, на каком языке композиции: вокал был слышен, мягко говоря, не очень хорошо...

Следующими были ветераны львовской сцены - теперь уже львовско-киевско-запорожская группа W.H.I.T.E., лидер которой Олег Шевченко по случаю фестиваля решил вспомнить шальную молодость и вернуть первоначальное название - БІЛИЙ ЗАГІН (в переводе с украинского - БЕЛЫЙ ОТРЯД): в первой половине 90-х БЗ считались без преувеличения королями хард-рока на львовской (если не сказать - украинской) сцене, а в 1992 году стали лауреатами "Тараса Бульбы".

Программа выступления строилась главным образом на материале двух альбомов - "Бий Першим" ("Бей Первым", 2007) и "Megawhite" (2010). Прозвучал и хит "Кинь Тачку", ставший визитной карточкой группы с первых лет её существования (замечу в скобках, что автором песни является MC Hammer, о чем сегодня многие забыли).

Когда-то очень давно у меня был магнитоальбом БІЛОГО ЗАГОНУ "Кинь Тачку", я часто слышал эту группу по II каналу Украинского радио "Промінь", который много лет сопровождал мою жизнь... Но относился к ней без фанатизма. И все-таки было приятно встретить старых знакомых (пусть и заочных), да ещё под прежним названием. И я ничуть не удивляюсь, что группу принимали восторженно и, невзирая на возражения ведущего, несколько раз вызывали на бис...

На этом приятные сюрпризы... только начинались! Следующим участником была киевская группа БОРЩ, которая, если верить Виктору Зеленюку, возродилась специально к "Тарасу Бульбе-2013". Если так, большой респект организаторам фестиваля: группа действительно классная! Её костяк составляют вокалист и гитарист Юрий Здоренко (экс-ВОПЛІ ВІДОПЛЯСОВА и ЯЯЯ) и Александр Пипа, барабанщики же в группе надолго не задерживались. Тем не менее, вновь сваренный БОРЩ оказался на редкость вкусным, - настолько вкусным, что можно было потерять чувство меры и объесться. Здесь мой вкус полностью совпал со вкусом зрителей, которые просили добавки.

А вот на выступлении следующих участников, завершавших субботний вечер, я остановлюсь максимально подробно, поскольку считаю его самым лучшим на фестивале.

Киевская группа КОМУ ВНИЗ в ноябре этого года отметит свое 25-летие. На протяжении четверти века коллективу удалось сохранить первоначальный состав: Андрей Середа - почти все тексты, музыка, клавишные, вокал; Вячеслав Макаров - гитара; Сергей Степаненко - бас; Евгений Разин - барабаны. Все 25 лет КОМУ ВНИЗ остаются в андеграунде, правильнее сказать - в оппозиции ко всей украинской сцене. За что достойны уважения и любви. КОМУ ВНИЗ не придерживаются какого-то определенного стиля. В их композициях можно отыскать и фолк, и хард, и арт-рок, и готику; кто-то из критиков назвал их "украинскими RAMMSTEIN" (быть может, какое-то внешнее сходство есть, но КОМУ ВНИЗ образовались раньше). Мы снова услышали композиции "Шива" и "Неба Зорі", "Марш Норманів" и "Мамай", "Ліра" и "Мажа-Віра"... Песни "Суботів" и "Микита Швачка" написаны на стихи Тараса Шевченко, "Гей, Січ Іде" - на стихи Ивана Франко, а "Ворони" и "Вийди, Змучена Людьми" - на стихи Александра Олеся. "Птаха На Ймення Nachtigall" ("Птица По Имени Nachtigall") посвящена подразделению, созданному на западе Украины во время Второй мировой войны и боровшемуся против как немецкой, так и Красной армии. Андрей Середа пригласил на сцену своего друга, вокалиста львовской группы СОКИРА ПЕРУНА Арсения Белодуба, и тот блестяще спел эту вещь. Кроме того, КОМУ ВНИЗ предложили нам весьма оригинальную и интересную кавер-версию шлягера классика украинской песни Владимира Ивасюка "Кленовий Вогонь" (в середине 70-х звучавшего в исполнении Софии Ротару и ВИА СМЕРІЧКА). А песню Сергея Кузьминского "Ми Хлопці З Бандерштадту" исполнили как свою - более того, она превратилась в своего рода манифест КОМУ ВНИЗ. Песня прозвучала дважды (во второй раз группа её исполняла по просьбе публики)...

Кого-то политические взгляды Андрея Середы приведут в недоумение, кто-то обвинит его в украинском национализме. Да, но что понимать под национализмом? В советское время национализм трактовался как демонстрация превосходства одной нации над другой. Вот в этом я Середу не могу упрекнуть, тем более что мне приходилось с ним общаться лично. Если же в это понятие вкладывать любовь к своей родине и к своей нации, то я - обеими руками за такой национализм. Поэтому я не стану вменять в вину Андрею (и группе) песню "Птаха На Ймення Nachtigall". Они имеют неотъемлемое право на свои убеждения...

Оставаться на акустический чилл-аут в этот день у нас не было сил. Мы отправились на отдых.

День третий. 14 июля

"Тарас Бульба-2013" стремительно и неумолимо близился к своему логическому завершению. В последний день фестиваля ожидались "раздача слонов" и выступления звёзд украинского рок-н-ролла.

В первой половине дня организаторы подготовили очередной сюрприз: зрители имели возможность прикоснуться к богатой сокровищнице народного творчества, которая - не будем забывать - сегодня питает и многих украинских рок-музыкантов. На малой сцене выступали кобзари, бандуристы и лирники.

К 16:00 мы поспешили к большой сцене. Нас пропустили в VIP-зону, где мы имели возможность пообщаться с некоторыми музыкантами. А перед началом конкурсного финала хлынул проливной дождь, который загнал нас под навес. Оттуда мы и наблюдали за происходящим.

Львовская группа ДИКІ СЕРЦЕМ (название позаимствовано у Дэвида Линча) порадовала добротным поп-роком и светлым, душевным настроением. Слушая их, я даже забыл о дожде и неприятном порывистом ветре.

Следующей была полтавская группа ONEYROID. Концепция творчества коллектива проистекает из названия: онейроид (от лат. oneyros - сон) - это измененное состояние сознания с наплывом сновидных представлений, фантастических переживаний, которые, в отличие от галлюцинаций, имеют законченный сюжет. Кратко говоря, онейроид - это "сон наяву". Группа существует более 20 лет, но, как и её львовские коллеги БАЗУКА БЕНД, остается в андеграунде, а потому выступила на "Тарасе Бульбе-2013" как конкурсант.

Для меня выступление ONEYROID было самым настоящим "сном наяву". По стилю это сочетание этники и психоделии. Все тексты на украинском (хотя в репертуаре группы есть композиции и на русском). Впрочем, в их содержание я, честно говоря, не вникал. С музыкальной точки зрения ONEYROID отличаются высочайшим уровнем сыгранности. Мне трудно поверить, что это группа ещё совсем недавно играла панк...

ДИКІ СЕРЦЕМ и ONEYROID были награждены дипломами фестиваля "Тарас Бульба-2013".

III места была удостоена луцкая группа VISKULA. Я слышал их выступление в субботу, но никакого впечатления от него не осталось, - в одно ухо влетело, в другое вылетело. Диско - оно и в Украине диско. Тексты на хорошем литературном украинском - вот это, пожалуй, единственное достоинство... В финальный вечер VISKULA на сцену не вышла, так как ребятам необходимо было срочно уехать.

II место получила харьковская группа LEGENDA FOLIUM. Поразительное сочетание экстремального вокала, мощного гитарного саунда, электронных аранжировок, драйвовых ударных партий и элементов даб-степа плюс использование оригинальных костюмов и ярких сценических эффектов. Тексты на украинском (что для Харькова - большая редкость). LEGENDA FOLIUM способны заражать зрителей-слушателей позитивным мироощущением. Мне кажется, у этой группы большое будущее.

На фестивале группа представила свой EP "Inject". По окончании выступления вокалист Icey Illecebra поблагодарил зрителей за то, что раскупили все диски группы, и теперь - впервые за три фестивальных дня - музыканты могут нормально пообедать...

Наконец, на I месте казалась ровенская группа FARINHATE. Их выступление, как и в два предыдущих дня, меня очень порадовало. На месте организаторов фестиваля я бы позволил им сыграть программу минут хотя бы на 30. С удовольствием сходил бы и на их сольный концерт.

Далее Виктор Зеленюк пригласил на сцену лауреатов "Тараса Бульбы" 1991 года - группу ЖНИВА из города Здолбунова Ровенской области. Музыканты, которым сегодня далеко за сорок, тряхнули стариной и исполнили две песни. Когда их слушал, мне вдруг вспомнились украинские ВИА 70-х годов - СМЕРІЧКА, АРНІКА, РОВЕСНИК, ВОДОГРАЙ, ЧЕРВОНА РУТА... ЖНИВА были и остаются их достойными продолжателями.

Группа YOUCRANE была награждена Гран-при и сертификатом на сумму 10.000 гривен (по курсу - порядка $1025). Что ж, за ребят можно только порадоваться - призы они получили вполне заслуженно. YOUCRANE отыграли приблизительно получасовую программу. Первая песня стала своего рода заклинанием. В ней были слова "прийшла весна". И действительно, внезапно распогодилось, выглянуло солнышко, в воздухе стало заметно теплее. Прозвучало ещё несколько песен, в том числе "Тобі" и "Коли Ми Будем Знайомі".

Слова последней песни оказались для меня пророческими: на фестивале было много приятных знакомств, некоторые музыканты дарили мне свои диски, с некоторыми мы обменялись координатами. Так что этот вечер был приятным и полезным во всех отношениях.

Но перейдем к мэтрам.

О Сергее Шишкине можно говорить долго и хорошо: джазовый и рок-музыкант, бард, чувствующий себя легко и комфортно в любом жанре; пианист, певец, композитор, поэт, журналист, публицист; лауреат "Тараса Бульбы" 1994 года и постоянный член жюри фестиваля; организатор рок-фестиваля "Владимир" в родном Владимире-Волынском... На профессиональной сцене более 25 лет. На фестивале он проникновенно исполнил под собственный аккомпанемент на синтезаторе два романса - "Давняя Любов" и "Я Повертаюсь" ("Я Возвращаюсь"). Возвращайся почаще, Сергей, нам тебя очень не хватает!

Восторженно было встречено выступление Серго Чантурия. Быть может, те, кто постарше, помнят московскую хард-роковую группу ВИЗИТ. В 1988 году она отметилась эпонимным магнитоальбомом. Чантурия начинал в этом коллективе. Год спустя ВИЗИТ был переименован в СУПЕР Р. В начале 90-х музыканты нежданно-негаданно перебрались в Киев... Ныне Серго - лучший украинский гитарист, педагог, член оргкомитета "Тараса Бульбы". На фестивале прозвучало несколько инструментальных композиций из его нового альбома.

Хорошее впечатление произвела и молодая луцкая группа РІПЛЕЙ. Ее название происходит от имени вокалистки Риты (Маргариты) Тышкевич, буквально: RiPlay - игра с Ритой. Музыка представляет собой уникальное сочетание инди, джаз-рока, бритпопа и фолка. Тексты - на украинском и английском. Концепцию группы я бы определил по названию одной из песен - "Вибух Сонця" ("Взрыв Солнца"). Плюс харизма Риты Тышкевич. Под песни РІПЛЕЙ ноги сами пускаются в пляс. Браво!

Стилистику киевлянки Юлии Лорд критики характеризуют по-разному. Сама же она предпочитает определение "поп-альтернатива", которое может охватывать все что угодно - от трип-хопа до бритпопа. Юлия представила вышедший в декабре 2012 года альбом "8 Секунд" (приобрести его также можно было на раскладке) и исполнила песни, его составляющие, из которых мне особенно запомнилась "Муза-Медуза" (если не ошибаюсь в названии). А закончила кавером на композицию NIRVANA "Smells Like Teen Spirit", без которого уже в течение нескольких лет не обходится ни один концерт Юлии.

Предпоследним участником фестиваля и была иванофранковская группа... даже не группа, а "оркестр радости и счастья" ПЕРКАЛАБА, как позиционируют себя сами музыканты. И это правда: в музыке ПЕРКАЛАБЫ и радости много, и счастья хватает. Стилистику коллектива можно охарактеризовать как разудалый гуцул-ска-панк... Впрочем, определение весьма абстрактное и недостаточное. Всё это надо слышать и видеть! Звучали старые и новые композиции: "Мажорний Льотчик" и "Галочки", "Перда" и "Пан", " Зозуля" и "Голяк", "Тромба" и "Прерії", "ПЗШП" и "Тікобивиходили"; каверы на песню Сергея Кузьминского "Було Не Любити" и на композицию Стинга, которая в их интерпретации получила название "Гулєй" (в переводе с гуцульского диалекта - "Гуляй")... А ещё - много инструменталов. Музыканты ПЕРКАЛАБЫ могут взять какую-нибудь темку и, подвергнув вариациям, создать на её основе самостоятельное произведение. Так произошло, например, с проигрышем из "Белых Роз" Юры Шатунова... На раскладке продавался последний альбом ПЕРКАЛАБЫ "Дідо". Не могу точно утверждать, но думаю, что его размели в считанные секунды: дисков привезли не очень много...

Лично для меня выступление ПЕРКАЛАБЫ стало настоящим праздником. Не могу сказать точно, сколько они играли: полчаса? сорок минут? час?.. "Счастливые часов не наблюдают" - сказал классик совсем по другому поводу. Во время выступления этой группы-оркестра я был по-настоящему счастлив и потерял счет времени. По возвращении с фестиваля мне захотелось во что бы то ни стало продолжить знакомство с творчеством этого супер-коллектива.

Наконец после продолжительной паузы на сцену вышли хэдлайнеры фестиваля - ВОПЛІ ВІДОПЛЯСОВА. Так что праздник продолжался.

Кто-то из критиков упрекнул ВВ в том, что их репертуар на протяжении 27 лет существования остается почти неизменным. А по-моему, здорово, когда песни выдерживают испытание временем. В данном случае за ВОПЛІ можно только порадоваться.

Олег Скрипка своим поведением на сцене напоминал одновременно Элвиса Пресли и Фредди Меркюри, а ближе к концу выступления извлек баян. Песен он почти не объявлял - все и так узнавали "Є-є", "Чіо Чіо Сан", "Машіну", "Шалену Зірку" ("Бешеную Звезду"), "Гей! Любо!", "Білі Плями" ("Белые Пятна"), "Танці", ещё много песен, названий которых не знаю или не вспомню... Олег Скрипка представил две песни из готовящегося альбома, одна из которых называлась "Відпустка" ("Отпуск"). Не обошлось и без каверов: на сей раз Скрипка предложил свою интерпретацию цоевской "Пачки Сигарет" (по-украински - "Пачка Цигарок"). Перевод поэзии - это Искусство с большой буквы. Лидер ВВ практически каждую строку переводил дословно, причем не на чисто украинский, а на так называемый суржик, на котором говорят в украинских деревнях, - смесь и коверкание и украинских и русских слов. А потому и песня воспринималась скорее как стеб... ВВ несколько раз вызывали на бис. Напоследок были исполнены "Весна" и "Країна Мрій" ("Страна Мечтаний"). Публика не унималась и требовала продолжения. Но стрелки часов показывали 1:30, необходимо было заканчивать фестиваль. Музыканты, невзирая на настойчивое скандирование зрителей "На бис! На бис!", покинули сцену...

Температурный столбик снизился до отметки +10°C. А я не чувствовал никакого холода. Все-таки может хорошая музыка действовать согревающе!..

Усталые и счастливые, мы шли к своей машине. Мы получили очень много впечатлений, которые необходимо было переварить.

Вместо резюме: фестиваль "Тарас Бульба 2013" продемонстрировал широчайшую палитру украинской музыки. Далеко не всё я могу понять и принять. Но, тем не менее, у каждого музыкального жанра, стиля и направления есть свои поклонники, пусть их, быть может, не так много, как хотелось бы. Отправляясь на фестиваль, я ставил целью не только получить удовольствие, но и просветиться. И с поставленными целями справился на все 100%.

В заключение хочется выразить сердечную благодарность:

Миколе Арсенюку - за терпение, содействие и участие;
Сергею "Little" Литвинюку, Андрею Середе, Олегу "Моху" Гнативу, Сергею Шишкину - за приятное общение;
фестивалю "Тарас Бульба" - за то, что он есть.

Фестиваль "Тарас Бульба 2014" состоится в следующем году 18-20 июля. Если все сложится благополучно, обязательно буду стараться на него попасть.

Фото: Алексей СОЛОМОНИК

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 02 августа 2013, 23:30
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.11 / 5 / 0.018