КОМАНДА КУСТО - "Брама До Сонця"


(c) & (p) Команда Кусто, 2006

Оба лидера КОМАНДЫ КУСТО, коллектива из украинского города Ровно - Юрий Шнайдер и Андрей Ляшук - играли когда-то вместе в коллективе под названием CHANT MOULIN. Новая группа - новое качество? Ну, в каком-то смысле. Всё-таки КОМАНДА КУСТО записала студийный альбом - CHANT MOULIN ничего подобного так и не сделали. И всё же амбиции музыкантов остались мне непонятны. Потому, что в альбоме этом с удивительной бережностью (хотя, возможно, и не вполне осознанно) сохранены все минусы незапарного музицирования в кругу друзей - небрежность исполнения, непродуманность аранжировок. Такое впечатление, что некоторые песни (особенно это касается песен Шнайдера) записаны на каком-нибудь квартирнике со случайным составом. Ну, для друзей запись сгодится - на то они и друзья. А для тех, кто в этот круг не входит... Увы, нет здесь ни особо ярких мелодий, ни особо ярких текстов - того, что обычно привлекает в песнях, как бы эти песни ни были исполнены.

КОМАНДА КУСТО - состав в основном акустический (в альбоме лишь кое-где присутствуют электрическая гитара и бас). То, что они играют, можно охарактеризовать и как довольно расхожий вариант "русского рока" в его урбанистическом варианте, то есть без откровенных кивков в сторону славянской мелодики (материал Шнайдера), и как наивный, забавный такой украинский фолк-рок (материал Ляшука). Вообще альбом "Брама До Сонця" поделен строго на две части, первая из которых - четыре песни Андрея и одна украинская народная песня "Ой На Морi Тихая Погода", вторая - шесть песен Юрия и одна песня некоего Сергея Горбунова. Общее в них - та самая бардачность, небрежность, которая в данном конкретном случае на пользу звучанию не пошла. А ведь имея в составе и виолончелиста (Александр Овчинников), и пианиста (Вячеслав Гайдабура), и такого мультиинструменталиста как сам Андрей Ляшук, играющий на флейте, сопилке, волынке, дарбуке и украинском варианте варгана - дрымбе, можно было добавить музыке изысканности. Но вот поди ж ты, сыграли ребята неприхотливо, так, будто музыканты собрались просто "подыграть", создать фон для Юрия и Андрея. Такой подход иногда очень уместен (вспомните альбом Боба Дилана "John Wesley Harding"), а иногда всё портит. Лишь иногда музыканты пытаются подчеркнуть какие-то характерные моменты в песнях - фортепиано в песне "Лев", например.

А в остальном каждую из частей альбома мне хочется рассматривать отдельно. Потому, что они действительно очень разные. Несмотря на общий набор звучащих инструментов, я бы мог даже подумать, что это два разных проекта. Итак, альбом "Брама До Сонця" начинается песнями Ляшука, по одной из них он и называется. Все песни Андрея - на украинском языке. Ознакомившись с переводами текстов на русский, я обнаружил, что песням этим присуще милое, наивное, иногда сказочное ("Брама До Сонця", "Нехай Тобi Присниться Сон"), иногда ироничное ("Ой Ходив Козак, Да Й По Саду", "Таночки") настроение. Тексты довольно простенькие, но зато без угнетающей рефлексии и нелепых умствований. Музыкально, кстати, песни Андрея сделаны более тщательно, чем песни Юрия, и звучат более цельно. Лучшая из них - "Нехай Тобi Присниться Сон", с красивой, словно льющейся минорной, но отнюдь не тоскливой мелодией, правда, в куплете очень напоминающей старинную песню группы ЧАЙФ "Вольный Ветер". Но ведь это фолк! Чего уж там... Да и к середине песни об этом сходстве как-то забываешь - атмосфера совсем другая. Завершает этот блок уже упомянутая мной украинская народная "Ой На Морi Тихая Погода", исполненная Юрием и Андреем a capella - весьма так аутентично.

Но дальше идут песни Юрия. И дело не в том, что кто-то лучше, а кто-то хуже как автор. Просто песни Юрия - это уже совсем другое. В них больше претензий на серьёзность, а потому и к ним больше претензий. Ну, что ж, придётся высказать. Юрий замахивается на поэзию, наполненную метафорами, всевозможными образами и сложной проблематикой, отражающей внутренние и внешние метания лирического героя (или самого автора - тут уж ему виднее). Но в результате много штампов, тексты при этом часто невнятные, трудновоспринимаемые - отчасти ещё и из-за того, что мелодически песни очень бедны. По поводу текстов так и хочется сказать: "Не выпендривайся, выражайся проще". Но вот человек старательно рисует некую мрачную, декадентскую картину мира, обращаясь то ко всему человечеству ("В Каждом Слове Ложь"), то к конкретным персонажам ("...Адамской"). Возможно, дело в обилии тех самых штампов - кажется, автор упивается тем, о чём поёт, и не пытается увидеть ничего другого. Повторяю: кажется. Я не знаю, что за человек Юрий Шнайдер. Но слушать его опусы тяжеловато. Музыкально интереснее остальных звучат всё тот же "Лев" и околопсиходелическая "Окаменелым Дыханьем", украшенная вязкой электрогитарой и волынкой. Но, опять-таки, тексты... Завершающая альбом песня Сергея Горбунова "В Пригоршнях Разлуки" - вновь возвращение к почти деревенской фолковой атмосфере.

Таким образом, я вижу в этом релизе два мини-альбома. Первый из них хоть и не поразил меня, но показался довольно забавным. Второй произвёл в целом тяжёлое (не в смысле жанровой принадлежности) впечатление и заставил подумать вот о чём: когда декадент ещё и умелый стихотворц - это гораздо хуже, потому что гораздо большему количеству людей выражаемое им мировосприятие может показаться привлекательным. Возможно, сам Юрий - человек жизнерадостный. Но что поделать, многие из нас выросли в ситуации, когда рисовать жизнь себе и другим только в мрачных тонах и пытаться выглядеть кем-то, кем не являешься, считается не только нормальным, но и почётным. Декадентство - общая беда.

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 12 декабря 2007, 16:30
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

Музыка (mp3)КОМАНДА КУСТОСтарый Пионэр15.04.2008

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003