Третий, международный, героический (фестиваль "Men's Fest III" в Бресте)


О грядущем "Men's Fest" я узнал из соцсетей ещё в начале сентября. Мероприятие сулило великое множество приятных неожиданностей, а от списка заявленных участников голова шла кругом и дух захватывало. Первый фестиваль, состоявшийся в Минске в 2009 году, прошел мимо меня. Второй проходил в два этапа: областной - 3 июня 2011 года в селе Черни под Брестом и второй - республиканский - 30 июня в Минске в помещении компьютерного клуба "Салтайм". Я присутствовал и на областном, и на республиканском конкурсах и открыл для себя много нового и интересного. А потому третьего "Men's Fest'а" ждал с большим нетерпением. И - дождался.

Напомню: "Men's Fest" имеет целью поддержку национальной культуры. Это - главная цель мероприятия. Но у данного фестиваля была и цель, так сказать, вспомогательная: развитие отечественной альтернативной музыки. Поэтому белорусский язык приветствуется, но фестиваль открыт и для групп, поющих на других языках, - английском, русском и, как показал последний "Men's Fest", украинском. При этом к англо- и русскоязычным участникам, исключая гостей из братской Украины, высказывалось пожелание - подчеркну, не категорическое требование и не обязательное условие, а именно пожелание, - хотя бы одну композицию исполнить на белорусском. Забегая наперед, скажу, что в подавляющем большинстве участники "Men's Fest" согласились с этим пожеланием и спели по-белорусски. И, по-моему, получилось очень даже здорово. Не все коллективы вписывались в определение "альтернативная музыка", но и они получили возможность выступить, что лишний раз свидетельствует о демократизме "Men's Fest". Всем были вручены грамоты "За активный вклад в развитие альтернативной музыки". И, как и на предыдущем "Men's Fest", не было ограничений и по гендерному признаку.

Поскольку программа фестиваля была очень и очень насыщенной (предполагалось 20 участников), организаторы приняли решение разбить ее на две части, - т. е. на два дня.

День первый, 27 октября

В день открытия фестиваля в нашем городе установилась отвратительная погода - с дождем, переходящим в мокрый снег, и сильным порывистым ветром. Движение автотранспорта было затруднено, пробки даже для такого маленького города как Брест стали нормальным явлением. И хотя нас с Юлией Хатыповой любезно согласились подвезти на машине к ДК Брестского электромеханического завода, мы рисковали сильно опоздать к началу. Впрочем, наши опасения оказались напрасными: "Men's Fest" стартовал с почти 40-минутной задержкой.

В помещении отопление напрочь отсутствовало: безнадежно погрязшее во внешних долгах белорусское государство и само живет в режиме жесточайшей экономии, и граждан своих к этому приучает. Те, кто пришел на "Men's Fest", сами всё прекрасно понимали и особо не роптали. Все оставались в верхней одежде. К тому же, в фойе ДК продавались не только минералка, пепси/кока-кола и прочие прохладительные напитки, но и чай, какао и кофе. Спиртными напитками не торговали, но, как поется в одной популярной песне, "кто ищет, тот всегда найдет". К слову, пьяных на фестивале в первый день практически не наблюдалось. Во второй же день появилось было несколько пьяных, но Змицер Назаров (директор промо-группы "Зал ожидания" и ответственный за порядок на фестивале) оперативно отреагировал, предложив им немедленно покинуть помещение, и всё закончилось спокойно, без инцидентов...

Тем временем на сцене появились ведущий фестиваля, актер и ди-джей радио "Брест-FM" Сергей Петрухин и Змицер Назаров. Сергей поприветствовал публику, а Змицер обратился с кратким напутственным словом к участникам.

Первый день открывал брестский электронный проект под названием SAINT GOOSEBERRY, что переводится с английского как СВЯТОЙ КРЫЖОВНИК. Электронная музыка с обилием сэмплов. Вокалист Анатолий Курись поет на английском, но, похоже, тексты SG не заключают в себе никакой смысловой нагрузки. Голос используется в композициях как ещё один специфический инструмент.

К началу фестиваля аппаратура не была должным образом отстроена - отказывала, фонила, хрипела, издавала неприличные звуки... И всё же, несмотря на подвох со стороны техники, Анатолий Курись сотоварищи отыграли сет (длительностью минут 30-40) до конца. Группа играла при почти пустом зале: немногочисленные зрители то выходили в фойе, то возвращались и, казалось, им нет никакого дела до выступающих... Разве что Сергей Петрухин обратил внимание на вокалиста, который дергался и совершал недвусмысленные телодвижения. Пока отстраивались следующие участники, ведущий откомментировал выступление SG и высказал предположение, что оно будет "самым сексуальным" на фестивале. Я же, со своей стороны, воздержусь от комментариев и оценок, поскольку принципиально далек от электронной музыки. Буду рад, если SAINT GOOSEBERRY найдут свою аудиторию среди почитателей подобного стиля.

А следующими были гости из белорусской столицы - MARTIN S. Коллектив существует меньше года, но его участники уже успели поиграть в разных группах города Минска. Определить стилистику MARTIN S крайне затруднительно. Думаю, не слишком погрешу против истины, если скажу, что это - балансирование на грани поп-рока и различных альтернативных направлений. Музыкальная составляющая гораздо интереснее поэтической: вокалист и автор текстов Владимир Боська блестяще владеет белорусским языком, но часто впадает в юношеский максимализм и чрезмерно увлекается многократным повторением одной и той же фразы, по-видимому, рассчитанной на совместное пропевание с публикой. Таковы песни "Раз На Раз" и "Мы Зробім Усё" ("Мы Сделаем Всё"), в которых ключевые фразы Боська выкрикивает с пионерским задором. Песня "Мала Месца" ("Мало Места") пришлась как нельзя кстати, поскольку зал заполнился публикой, а на танцполе перед сценой места было действительно мало. В песнях "Маю Надзею" ("Надеюсь") и "Талісман" Владимир Боська раскрылся как лирик. Мне кажется, что у группы большой творческий потенциал, реализовать который ей ещё предстоит.

Выступление брестской группы LANDAU оказалось для меня, извиняюсь за тавтологию, сверхприятным суперсюрпризом. Предваряя выступление группы, басист Евгений Левчук пообещал: "Сейчас будут танцы-шманцы!"

В настоящее время группа LANDAU совмещает два направления: первое сами участники коллектива определяют как "пост-лаундж". В нём выдержаны англоязычные композиции. Второе - этническое: с недавних пор Елена Калейникова пишет песни на белорусском языке. В сентябре два эти направления были представлены в Польше, куда LANDAU и THE FRAIZ выезжали на гастроли. Выступление группы открывалось инструменталом "Drum And Bass". Две англоязычные композиции - - "Mercy" и "Coma" - можно рассматривать как мини-цикл, отражающий разные стороны нашей жизни: первая проникнута радостным настроением, вторая - печальная, чуть ли не депрессивная. Мне безумно понравились две белорусскоязычные песни - "Народная" и "Не Я". Честно признаться, я подумал, что это обработки народных песен. Оказалось, что они принадлежат Елене. Что ж, не могу не поздравить группу с такой удачей! Хочется за нее искренне порадоваться и пожелать успехов в реализации обоих ипостасей.

Выступление брестской группы ОБЪЕКТ стало одновременно презентацией только что вышедшего альбома "Грязь". Сам альбом можно было приобрести в фойе ДК. Лидер группы Александр Томчук вел себя несколько вызывающе, как и подобает панкам, а в начале и конце выступления обращался к зрителям с призывом: "Трахайтесь!" Было сыграно несколько вещей с предоставленного альбома: "Прощение", "Эндорфин", "Миллионами", "Маленькие Части" (последняя посвящалась садистам, мазохистам и прочим извращенцам). Александр давно мечтал что-нибудь написать и спеть по-белорусски. Случай представился: "Men's Fest" вдохновил его на создание белорусскоязычной композиции "Дежа Вю".

Далее должна была выступать группа САДЪ. Минувшим летом ее лидер Владимир Серафимов записал акустический сольный альбом "Чистый Керосинъ" (для тех, кто не в курсе: Керосин - прозвище и псевдоним Серафимова). Работа над альбомом ещё не завершена, но группа уже исполняла некоторые композиции на концертах. Однако САДЪ так и не успел выйти на сцену: одному из участников группы стало плохо, а без него САДЪ не САДЪ... Поэтому программу фестиваля продолжила другая брестская группа - THE FRAIZ. Предваряя выступление, её лидер и вокалист Павел Ференец поделился со зрителями планами относительно продвижения в сторону Европы. Тексты потихонечку переводятся на английский; в конце сентября коллектив вернулся из Польши, где выступил с гастролями.

THE FRAIZ сочетают в своей музыке альтернативу и бритпоп с инди, пост-панком, джазом и другими направлениями. Была сыграна часть материала из вышедшего в январе альбома "Paraslov (Rising Of Prickly Fish)": "Dance" и "Bombs", "Громче Нас" и "Весь Мир Твой", "Эфир" и "Побольше Жизни"... Песню "Счастье" Павел Ференец перевел на белорусский довольно давно, а тут представился случай её исполнить. Группа любит включать в концерты каверы чужих композиций и здесь представили версию композиции KASABIAN "Club Foot". О культовости группы можно было судить по бурной реакции зрителей, которые, между прочим, знали наизусть слова исполняемых песен.

J-J BINGZ в городе над Бугом - довольно редкие гости, посему появление этой поистине замечательной группы из Минска стало для брестчан настоящим праздником. Критики называют стиль, в котором работают J-J BINGZ, ска-панком. На самом деле это не совсем так: в первые годы своего существования Слава Жук сотоварищи действительно отталкивались от этого стиля, но сегодня их музыка вбирает в себя обилие разных, порой, казалось бы, несовместимых стилей и направлений.

Программа J-J BINGZ состояла преимущественно из хитов, испытанных временем: "Сегодня Мы Играем Ска", "Online", "Я Не Твой", "Ямайка", "Адская"... Во время исполнения кавера на хит ДЕМО "Солнышко В Руках" в зале начался настоящий слэм. Правда, мне больше понравился другой кавер - на песню Лявона Вольского "Я Нарадзіўся Тут", которую музыканты ошибочно приписали Змицеру Войтюшкевичу. Ошибиться было не мудрено: на альбоме одноименного проекта Лявон Вольский поручил исполнение песни своему коллеге. Славе Жуку оставалось только внимательно прочитать трек-лист, чего он, по-видимому, не сделал. Вот и подумал, что песня Войтюшкевича. Это была своего рода премьера: J-J BINGZ подготовили свою версию года два назад к авторскому вечеру Змицера, но вечер был отменен и проект оказался нереализованным. В ближайшее время группа планирует записать утяжеленную версию этой песни.

Тему продолжила композиция под названием "The Place Where I Was Born", посвященная Беларуси. А завершала выступление песенка "Аленький Цветочек". Предваряя её исполнение, Слава Жук сказал (цитирую по памяти): "Эту песню мы ненавидим. Но поскольку её все любят, мы вынуждены её играть". Однако в исполнении никакой ненависти не замечалось.

"Тяжелому" блоку "Men's Fest" предшествовал большой перерыв, во время которого Сергей Петрухин провел конкурс на знание истории отечественной и мировой поп- и рок-музыки. Вопросы задавались довольно несложные - на уровне первого класса. В качестве призов разыгрывались бутылки... нет, не со спиртными напитками, а с газированной водой "Пущанка".

Внезапно голос Сергей Петрухина утонул в гитарном реве: на сцене отстраивалась группа ALT+F4.

Важно отметить, что за последний год ALT+F4 выросли во всех отношениях. Из выступлений исключено сальто как способ произвести внешний эффект. Профессиональный уровень группы заметно повысился: ребята стали более серьезно подходить к музыкальной и поэтической составляющим. На фестивале ALT+F4 представляли свой дебютный альбом "Ultimate Survival", который существует пока только в виртуальном варианте. Выступление ALT+F4 открывалось монументальным инструменталом "Atmosphere". "Blackwood" и "Internal Chaos" - философские монологи от лица индивида, раздираемого внутренними противоречиями. В композиции "Enjoy The Moment" содержится призыв ловить момент и наслаждаться жизнью. Ужастик "Confession Of The Dead" уже успел попасть в разряд хитов. Аббревиатура "TMBS", взятая в качестве названия композиции, содержит в себе загадку, разгадать которую, похоже, не под силу даже самим участникам группы.

ALT+F4 были горячо встречены не только любителями тяжелой музыки. Я не отношу себя к числу приверженцев ни традиционного, ни альтернативного металла, но группе ALT+F4 от всей души желаю творческих успехов.

Следующие участники - группа THE STORM из Минска - имеют к альтернативной музыке такое же отношение, как я к летному делу. Когда группа настраивалась, Сергей Петрухин сравнил её с SEPULTURA, - то ли желая сделать ей рекламу, то ли потому что название культовой бразильской группы первым пришло на память... Лично мне THE STORM напомнили многочисленные советские хэви-метал-группы, которые можно было во второй половине 80-х услышать, включив "Молодежный канал" или любую другую радио/телепрограмму, адресованную юношеству. Играют ребята, можно сказать, безупречно; гитарист группы Алексей Балашов украшал композиции великолепными продолжительными соло. Из-за плохой отстроенности аппарата разобрать слова было невозможно, поскольку вокал заглушался инструментами. Я довольствовался вступительным словом вокалиста Киры, который сказал что-то вроде: "Сейчас мы коснемся глубин нашего бытия".

Зато THE STORM оказались самой живописной группой: коллектив имеет штатного гримера, который сделал ребятам макияж в соответствии с эстетикой стиля. После выступления THE STORM желающие зрители имели уникальную возможность тоже изменить свою внешность, причем совершенно бесплатно.

Минская группа CLAN привезла с собой недавно выпущенный альбом "Шаги". Стилистику, в которой работает группа, сами участники определяют как trash core/groove & nu metal. Выступление Никиты Шоломицкого сотоварищи строилось на материале альбома, а диск продавался в фойе ДК. На мой субъективный взгляд, CLAN принадлежит к числу групп, в творчество которых надо вникать долго и нудно, - при наличии желания и терпения, конечно. Пока игрался материал альбома, я откровенно скучал. Да и народ стал постепенно расходиться... Никита Шоломицкий исполнял композицию за композицией и совсем не общался с публикой. И вдруг группа преобразилась, предложив вниманию зрителей совершенно не свойственную ей композицию. Поначалу мне показалось, что это - обработка белорусской народной песни. Потом я узнал, что песню "Валы" ("Волы") Никита написал специально к "Men's Fest". И ещё - что он учился в Белорусском государственном университете культуры на факультете "Хоровое пение (народное)". В последней ипостаси Никита мне очень понравился. Если бы CLAN переориентировался на белорусскоязычный фолк, думаю, мог бы дать фору многим и многим признанным представителям стиля.

"Тяжелую" часть фестиваля (и первый день) завершала группа-оркестр TERRAKOD. Команда неожиданно порадовала, и не только меня. Драйв преодолел планку 220 вольт, а к концу выступления пробки повылетали буквально у всех, кто остался до самого конца. Прозвучали "Лепшая Пара" ("Лучшая Пора"), "Ночы", "Пакой 101" ("Комната 101"), "Танец", "Мята", песня под рабочим названием "Гісторыя Безконцага Кахання" ("История Бесконечной Любви")... Во время выступления вокалисты Роман Ладутько и Кася Левонюк активно общались со зрителями, которые, надо сказать, уж очень устали. Роман представил публике новую песню, отразившую последние политические события в Беларуси. В урочище Куропаты (под Минском), где установлен памятник жертвам сталинских репрессий, местные власти решили построить развлекательный центр, что вызвало активные протесты со стороны белорусской интеллигенции. Роман Ладутько откликнулся на это событие песней "Танцы На Костях". На "Men's Fest" состоялась её премьера...

Ещё мне очень понравилась обработка украинской народной песни "Повіяв Вітер Степовий" ("Подул Степной Ветер"). К слову, по-украински Кася поет ничуть не хуже, чем по-белорусски.

День второй, 28 октября

28 октября выступили 9 групп. Этот день был куда более интересным. Не знаю, как кому, а мне почему-то казалось, что время шло гораздо быстрее, чем накануне.

Открывал программу электронный проект SKLF, состоящий из одного человека - Валерия Соколова (экс-TOO LATE: FROZEN, SOKOLOFF PROJECT) и его синтезатора "Korg M3". Валерий выступал при почти пустом зале. Видать, не по вкусу народу такая музыка... Я точно не знаю, что это было, - одна многочастная инструментальная композиция или же несколько пьес, объединенных в сюиту. Но мне жутко понравилось. Слушая музыку Валерия Соколова, словно погружаешься в метафизические глубины. И напрочь забываешь о неотапливаемом помещении, о людях, находящихся рядом, обо всем, что происходит вокруг... Мне кажется, композиции SKLF могли бы быть использованы в психотерапевтических целях. Спасибо тебе, Валера, за внеплановый лечебный сеанс!

Пришло время выступления гостей из Минска - группы AMAROKA. Это было самое настоящее панк-нашествие! Иногда вокалист группы Змицер пытался копировать роттеновские интонации, а в перерывах между песнями обращался к публике и приглашал всех подойти к сцене и танцевать. Уже после первой песни "Штучны Сьвет" ("Искусственный Мир") на танцполе яблоку негде было упасть. AMAROKA исполнили несколько своих хитов, в том числе "Пульс", "Лепшы Дзень" ("Лучший День") и песню-манифест "Панк-Рок Назаўжды!" ("Панк-Рок Навсегда!"), а под конец Змицер предложил всем станцевать пого.

Минчан сменили гродненцы - группа JUNGLE X-MAS. В кратком вступительном слове лидер группы Сергей Финский предупредил, что под музыку коллектива могут дергаться только те, кто владеет у-шу или другими восточными единоборствами. По его словам, для полноценного восприятия композиций группы необходим видеоряд, но для его использования на "Men's Fest" не было технических условий. Стилистика, в которой работает группа, сочетает элементы африканского фольклора, арт-рока и электронной музыки. JUNGLE X-MAS понравились своей тщательной сыгранностью. Преобладали инструментальные композиции. Иногда появлялся вокал, который выполнял скорее прикладную функцию. Вернее, это был даже не вокал, а мелодекламация под музыку.

Группа SPRAT в последнее время редко радует брестчан своими выступлениями. Когда Змицер Сенько вышел на сцену и поприветствовал зрителей, зал буквально встал на уши. Слова лидера группы утопали в реве зрителей. "Спрат" переводится на русский как "тайник", "хранилище". По случаю фестиваля Змицер Сенько сотоварищи извлекли из своего хранилища песни, написанные в разные годы: "Час Растаньня" ("Время Расставания") и "Усё Наноў" ("Всё Заново"), "Урок" и "Сыну", "Адчуй" ("Ощути") и "Кароль Стах"... В заключение группа вместе со зрителями исполнила белорусскую народную песню "Купалінка" и композицию "2 у.е." на стихи Александра Куллинковича (NEURO DUBEL). Напомню: SPRAT сочетает в своей музыке тяжелые риффы с элементами гранджа и фолка; кто-то из критиков окрестил стиль команды "кантри-кором". Мне не раз приходилось бывать на концертах этой группы - и, надо признать, её выступление на "Men's Fest" было не самым удачным. Похоже, SPRAT не подготовились как следует к фестивалю: ребятам часто не хватало сыгранности. Местами не было слышно вокал - но здесь следует задавать вопросы звукорежиссеру. Впрочем, публика словно ничего не заметила, - молодые люди продолжали подпевать и танцевать у сцены.

Очень хорошее впечатление произвели PIROUETTE - как определяют свой статус сами участники, "проект, перерастающий в группу". Это самый молодой коллектив на "Men's Fest", хотя почти все его участники известны по работе в брестских культовых группах: Влад Филиппов (экс-ONEGIN, также СЛАЙДЫ) - вокал; Юрий Корогода (экс-PEACEMAKER, ONEGIN и PRIMETIME) - гитара; Александр Бриштен (экс-MARTIN LUTHER, CRUSADE) - бас; на место покинувшего группу Алексея Хайчука (экс-J_MORS и PRIMETIME) за ударную установку сел Платон Медведев (также LANDAU). В обновленном составе PIROUETTE филигранно доработали концертную программу; постепенно она пополняется новыми песнями. Были исполнены "5 Минут Славы", "Отель Дельфин" (по мотивам Харуки Мураками), "Primavera" (посвящение Алексею Хайчуку, который начал писать эту песню вместе с участниками ПИРУЭТА), "Отпусти"... Некоторые композиции нуждались в дополнительных комментариях. Так, песня "Вишневый Сок" исполняется группой со скрипичным квартетом. Но, к сожалению, скрипачки улетели в Исландию на гастроли, и зрителям предлагалось додумать скрипичные партии. Белорусскоязычная песня "Механічная Птушка" ("Механическая Птица") была написана специально к "Men's Fest". Можно сказать, что на фестивале группа превзошла сама себя. Мои безграничные восторги!

Сергей Петрухин объявил группу из Черновцов ГУЦУЛ КАЛІПСО, а гости из Буковины задерживались. Как впоследствии выяснилось, они зашли в гримерку и попросили компьютер с доступом в Интернет. В этот день, 28 октября 2012 года, в Украине проходили выборы в Верховную Раду, и музыканты, как сознательные граждане своей страны, проявляли к выборам живой интерес... Но вот, наконец, они вышли на сцену.

Вы когда-нибудь бывали в украинской деревне? А украинский самогон пробовали? Так вот, ГУЦУЛ КАЛІПСО гораздо крепче и круче 50-градусного самогона. Жанрово-стилевое направление, в котором работает группа, одним словом не описать. Гуцул-рок, гуцул-поп, гуцул-джаз, гуцул-фолк, гуцул-рэп... И еще много чего, в чем фигурирует слово "гуцул". Тексты выдержаны в традициях украинского (гуцульского) народного юмора. Названия песен, похоже, придумывались на ходу. Приведу некоторые из них (в переводе на русский): "Песня Про Знаменитого Буковинского Самогонщика По Имени Витя Каракулаку", "Песня Про Общагу Или Очень Трудные Бытовые Условия", "Посвящение Офисным Работникам", "Песня О Народном Артисте Украины Иво Бобуле", "Песня Про Важный Государственный Документ - Повестку Из Военкомата"... Объявляя песню "Кукурузник", вокалист и перкуссионист Андрей Рудый оговорился, что ни к советскому самолету "Ан-2", ни к Никите Сергеевичу Хрущеву она никакого отношения не имеет. Выборам в Верховную Раду была посвящена песенка "Депутат" - монолог от имени народного избранника, который имеет всё, но хочет еще больше. Не обошлось без хитов, - таких как "Периферія", "Звездулька" и, конечно же, песенки "Дядя Піцца", выдержанной в стиле гуцул-реггей. ГУЦУЛ КАЛІПСО долго не отпускали со сцены. Свое выступление гости из Буковины закончили песней-напутствием "Хай Бог Бороне!" ("Да Хранит Вас Бог!").

Гуцулов сменила еще одна украинская группа - РОЛЛІКС. Мне уже приходилось писать об этом коллективе - в репортаже "Весеннее славянское единство" и в рецензии на их альбом "Перетворися На Зброю". На "Men's Fest" группа прозвучала хуже, чем могла бы, - по тем же техническим причинам: в части песен вокал Дмитрия Игнатова был слышен плохо. Но, поскольку гости из Херсона выступали в Бресте не впервые, многие пришедшие на фестиваль помнили их песни. Основу выступления по-прежнему составлял материал альбома "Перетворися На Зброю" (к слову, диск продавался в фойе ДК и был раскуплен в считанные минуты). РОЛЛІКС представили новую песню "Плюс-Мінус", которую недавно записали специально для прямого эфира на херсонском радио. По-моему, эта песня - безусловный кандидат в хиты, которых у группы немало... Дмитрий Игнатов попытался объявить последнюю песню, но стоящая у сцены толпа начала скандировать: "РОЛ-ЛІКС! РОЛ-ЛІКС!" Группе пришлось исполнить ещё пару песен. А завершалось выступление по традиции песенкой "Частіше Посміхайся" ("Чаще Улыбайся").

Предпоследней на фестивале выступала группа ŚCIANA - лауреаты первого "Men's Fest". Брестчане и гости города в который раз получили возможность услышать свои любимые песни. Не обошлось без сюрпризов: так, на сцену был приглашен Вовка Плюмбум, лидер группы PLUM BUM, и дуэтом с Павлом "Паштетом" Прохоровым спел "Рок-н-Ролл". Затем появились два участника РОЛЛІКСА - вокалист Дмитрий Игнатов и гитарист Максим Мищенко. Вместе с группой ŚCIANA они исполнили рэп "Беларусь - Україна", ставший неофициальным гимном дружбы между двумя братскими славянскими народами. Был сыгран материал из альбомов разных лет; сами же альбомы продавались в фойе...

Наконец были объявлены хэдлайнеры - ДАЙ ДАРОГУ!. Выступление этой группы стало гвоздем программы всего фестиваля. Поэтому, в отличие от первого дня, зрители не спешили расходиться: все с нетерпением ждали своих кумиров.

Тут надо сказать, что вокруг культовой брестской группы начала создаваться нездоровая атмосфера. Как я узнал позже, ДАЙ ДАРОГУ! на "Men's Fest" могли и не выступить. Организатору мероприятия Змицеру Назарову позвонили из идеологического отдела горисполкома и предупредили, что если ДАЙ ДАРОГУ! выступят на "Men's Fest", Змицер больше никогда не сможет заниматься организацией концертов. Оказалось, американский журнал "The Atlantic" в октябре опубликовал материал о гонениях и запретах на рок-музыку в Беларуси, и среди прочих в статье упоминались ДАЙ ДАРОГУ! В статье составлен top 7 песен об Александре Лукашенко, в котором песня ДД! "Саня" заняла пятую позицию. Публикация имела последствия: презентация альбома ДД! "Сквозь Говно" в клубе "Сфера", намеченная на 3 ноября, была сорвана. Выступление группы в Гродно на фестивале "Рок-Волна" 6 ноября тоже отменили. Воистину, написанная Юрием Стыльским 10 лет назад песня "Supersession" о том, как доблестная брестская милиция самоотверженно борется с рок-движением на вверенной ей территории, для него самого и его группы оказалось пророческой, а быть может, и автобиографической.

Как бы там ни было, я хочу от себя и от Нашего НеФормата пожелать группе выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями.

Но вернемся к выступлению ДД! на "Men's Fest", которое, несмотря на угрозы местных Огурцовых, все-таки состоялось. Группа и здесь провела мини-презентацию альбома "Сквозь Говно". На фестиваль ребята приехали впритык, привезли с собой диски, но времени на их продажу было крайне мало.

Перед началом выступления Юрий Стыльский зачитал стишок, раскрывающий смысловой посыл названия "Сквозь Говно". А именно: "Плыть, но не утонуть". На каждое слово Юрия публика реагировала восторженным ревом. "Пятая Палата", "Тома", "Рок", "Нет Тебя Нигде", "Между Тобой И Мной", "Есть Основание", "По Синему", "Переночевать", "Supersession", "Остается Только Кал", "Прыгай В Коляску!" - старые и новые песни слушатели пропевали, перекрикивая Юрия. Время выступления близилось к концу, но фанаты, казалось, не собирались отпускать своих любимцев. Тогда Юрий, пусть и не ко времени, спел "Новый Год". Песенку "Самый Уникальный" он посвятил белорусским силовикам. Выступление ДД! закончили на минорной ноте - песней "Отравлены Мозги". Юрий Стыльский раздавал всем желающим наклейки ДД! Публика продолжала скандировать: "Е-щё! Е-щё! ДАЙ ДА-РО-ГУ! ДАЙ ДА-РО-ГУ!" Но стрелки на часах показывали 22:15. Было необходимо освобождать ДК.

Не знаю, то ли немного распогодилось, то ли обилие музыки подействовало согревающе, но по пути от ДК к троллейбусной остановке я совсем не чувствовал холода. Меня переполняли свежие впечатления и желание ими с кем-то поделиться...

Вместо резюме

Как и любое мероприятие подобного рода, третий "Men's Fest" имел свои минусы и плюсы. Последних, к счастью, было гораздо больше. Минусов я насчитал всего лишь два.

Во-первых, в этом году из "Men's Fest" исчезла конкурсная составляющая - не было ни "первых", ни "последних", даже "приз зрительских симпатий" не определялся. Оно-то понятно: где взять спонсоров? Да и возможно ли в Беларуси какое-либо спонсорство? Вопрос, конечно, риторический.

Есть и "во-вторых". Сергей Дутчик - великолепный музыкант и профессиональный звукорежиссер. Но и на старуху бывает проруха. Из-за большого количества групп, играющих в разных стилях, он, что называется, не справлялся с управлением. В результате некоторые участники прозвучали хуже, чем могли бы прозвучать.

Что до плюсов - первый (и, пожалуй, самый существенный) состоит в демократизации "Men's Fest": в этом году для выступающих на фестивале не было никаких ограничений - ни языковых, ни стилевых, ни половых. Кроме того, "Men's Fest" выполнял и просветительскую задачу. По сути, он продемонстрировал широкую палитру белорусской музыки - и альтернативной, и тяжелой. Некоторые участники фестиваля имели возможность представить свои альбомы - как только что записанные (CLAN, ОБЪЕКТ, ALT+F4, ДАЙ ДАРОГУ!), так и выпущенные ранее (THE FRAIZ, ŚCIANA, РОЛЛІКС). И что приятно удивило: все диски были раскуплены! Хотя сегодня любую музыку можно найти в Интернете и, как говаривал композитор Александр Журбин, компакт-диск превратился в сувенир, альбомы на физических носителях разбирались в течение нескольких минут с момента выкладывания на прилавке...

Благодаря установившимся дружеским контактам, расширяются культурные связи, в Беларусь приезжают коллективы из соседних стран. В свою очередь, и белорусские музыканты получают возможность выступать в этих странах. Таким образом, "Men's Fest" ныне фактически имеет статус международного фестиваля. Хочется верить, что в процесс культурной интеграции вскоре включатся и другие страны Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Наконец, "Men's Fest" напугал блюстителей идеологической чистоты, поднаторевших в притягивании за уши смыслов и значений, о которых не догадываются, быть может, и сами авторы исполняемых песен. Последние события напомнили мне строки Андрея Вознесенского:

Поэтов тираны
Не понимают.
Когда понимают,
Тогда убивают...


и Владимира Высоцкого:

И нож в него, но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен.


В заключение предлагаю "лучшую пятерку от Геннадия Шостака", отобранную на основании субъективных впечатлений:

1. ГУЦУЛ КАЛІПСО
2. ДАЙ ДАРОГУ!
3. РОЛЛІКС
4. LANDAU
5. TERRAKOD

P. S. Когда дописывал материал, узнал, что Змицера Назарова приглашали в горисполком "для беседы". Преуспевшие в гиперболах чиновники ставили ему в вину "плохую организацию фестиваля", "пьяное сборище" и, разумеется, ДАЙ ДАРОГУ! Но, как гласит народная мудрость, Запретный плод всегда сладок. И, кто знает, быть может, запретительными мерами власти создадут еще одну героическую главу в истории белорусского рока. Главу, в которую красными чернилами будет вписан фестиваль под названием "Men's Fest".

Фото: Юлия ХАТЫПОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 09 ноября 2012, 05:35
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 5 / 0.003