ЛА ШУ снова в Питере (клуб "Симбиоз", 8.05.2008)


Очередной концерт группы ЛА ШУ в Санкт-Петербурге - и опять эксперименты с составом. Эксперименты эти для вокалистки Ларисы Шуниной вынужденные, но в результате получаются довольно любопытные коллаборации. В прошлый раз Лариса вообще приехала одна и нашла аккомпаниаторов уже в Питере. Нынешнее же выступление было не столь импровизационным. Точнее, импровизационным было первое отделение, когда Лариса играла с ныне живущим в Питере северодвинским саксофонистом Вадимом Фокиным. Саксофонные переливы не всегда сочетались с фолковыми распевами, свойственными Шуниной, но порой наводили на размышления о том, что было бы, если бы партии были продуманы заранее, и вообще о том, как могла бы звучать группа ЛА ШУ, если бы обрела постоянный состав, в котором нашлось бы место и саксофонисту. Вот, к примеру, песня "По Следам" в таком варианте казалась ускоренной и нервно сыгранной босса-новой (правда, вовсе не с латиноамериканской, а с русской мелодией). И сразу возникла мысль: "А вот если сыграть медленнее и спокойнее..." Песни Ларисы замечательны и сами по себе, легко воспринимаются и под одну акустическую гитару - мелодии не отпускают, тексты пробуждают и увлекают, но... чувствуется, что постоянного состава, работающего над аранжировками, ей не хватает. Хочется, чтоб этот состав и переосмыслил старые песни Ларисы, и расцветил новые. В импровизационных же вариантах часто присутствует некая аморфность - оно и понятно, импровизация зависит от настроения музыкантов в данный конкретный момент.

Некоторые песни с саксофоном прозвучали весьма забавно. Вадим играл вкрадчиво, осторожно, и там, где не требовалось отрывистых фигур (которые раньше исполнялись на скрипке), попадал в тему иногда очень интересным образом. Вот, например, "Весёлый Боб Марли" - прямо скажу, не шедевр, но из-за саксофонных переливов в этой песне появилось что-то азиатское, а вовсе не африканское. Хороша оказалась и "Трубадурская", написанная на стихи некоего рыцаря-раздолбая по имени Бертран де Борн, жившего в XII веке и, по слухам, водившего знакомство с самим королём Ричардом Львиное Сердце. Стало даже непонятно, как же древние барды обходились без сакса? Вот сказывают, что есть такое музыкальное направление - бард-рок. А мы услышали бард-джаз. Песню "Руки Возденем" на стихи сербского поэта Васко Попа Лариса предварила пространным признанием в симпатии к сербскому народу вообще, хотя и знакома она с нравами этого народа, как и большинство из нас, прежде всего по фильмам Эмира Кустурицы. В любом случае, нынче даже такие признания особенно актуальны, даже если они звучат на небольших андеграундных концертах. Да и песня хороша. Завершила же Лариса первое отделение исполнением одной из лучших своих песен. Это бодрая фолк-роковая "Странная Девочка", словно созданная для джемов. Признаюсь без излишней скромности, я присоединился с губной гармошкой к Ларисе и Вадиму.

Второе отделение отличалось от первого кардинально. Проект ЛА ШУ предстал в виде дуэта Ларисы Шуниной и петрозаводского гитариста Геры Покрашенко. На этот раз была представлена отрепетированная программа, и разница с первым отделением была огромная. Психоделическое звучание электрогитары, которые выбрал Гера для песен Ларисы - это, кажется, то, чего не хватало ещё архангельскому электрическому составу ЛА ШУ, записавшему когда-то альбом "Девушка-Флейта". Опять же, очень бы хотелось, чтобы этот дуэт стал основой для будущего постоянного состава ЛА ШУ. Было бы здорово добавить к такому варианту ритм-секцию, тогда Лариса смогла бы переключиться с акустической гитары на клавишные, и стало бы вообще мегавысокохудожественно! Но вернёмся к концерту. Начали музыканты отделение с песни "Золотой Дом", опять-таки одной из самых впечатляющих у Ларисы. Раньше, играя с различными инструменталистами, Лариса отказывалась от вокализов, которые весьма обогащают многие её композиции. В нынешнем варианте она не стала повторять эту ошибку, в результате в песнях место нашлось всему - и вокальным экзерсисам, и "летающим" (а, может, "плавающим") гитарным соло. Покрашенко удачно сочетал воспроизведение партий скрипки, которые уже сроднились с многими песнями Ларисы (теми, что вошли в акустический альбом ЛА ШУ "Рисунок На Ткани Сердца"), с собственными аранжировочными находками. Итак, на публику мягко обрушился психоделический фолк, в котором практически не было провалов. Только иногда мне казалось, что стоило больше ориентироваться на уже сочинённые раньше партии солирующего инструмента, то есть на альбомные версии песен (например, в "Янтарной Сказке"). Один из самых сильных фрагментов прошедшего концерта - "Скрижали" с её гармонией, напоминающей что-то скандинавское. Вот где простор для музыкальных психоделических экспериментов!

А вот чего не хватало песне "Долгим Полем", так это соло на слайд-гитаре. Для альбома Лариса записала её просто под акустическую гитару, и звучит она там бедновато. Это мне стало понятно после того, как я услышал вариант с Герой. Потом подумал: "А не переборщил ли гитарист с этой психоделией?" Может, и да, немного. Но звук-то хороший.

"Симбиоз" - место уютное, зал, где проходят концерты, совсем небольшой. Публика вальяжно расселась на диванах, а Лариса, по своему обыкновению, баловала эту самую публику развёрнутым конферансом. Ларису слушать приятно, даже если некоторые рассказы знаешь почти наизусть. В этот раз выступление обошлось без главного разговорного хита Ларисы - истории про удмуртскую традицию устраивать свадьбу червяков. Вообще же для меня этот концерт стал ещё одним поводом убедиться, что Лариса Шунина - один из самых потрясающих мелодистов в нынешней российской около-рок-музыке. А её тексты... Ларисе доверяешь, даже не особо разобрав слова, каким-то образом понятно становится, что она фигню не напишет. А когда потом проверяешь, выясняется, что да, не напишет. Так что в плане песенной поэзии лично для меня её тексты - также одно из главных открытий по крайней мере последних пяти лет.

Что ж, остаётся пожелать нынешнему составу ЛА ШУ держаться вместе и обрастать музыкантами - дело того стоит. Так или иначе, для проекта явственно вырисовывается новое направление музыкального развития, то, которое раньше было едва ощутимо. Электрический состав из Архангельска предпочитал отталкиваться от традиционного арт-рока, добавляя в него то хард-роковые, то джазовые элементы. А оставшиеся от того состава музыканты, записавшие акустический альбом, играли прозрачный фолк-рок и на большее, похоже, не претендовали. Теперь Лариса Шунина ступила на новые для себя территории. И это вполне может стать новой вехой в жизни проекта ЛА ШУ.

Фото: Сергей СУПАЛОВ

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 16 мая 2008, 22:23
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЛА ШУ - "Девушка-Флейта"Игорь Лунев03.09.2007
РецензииЛариса Шунина и Группа ЛА ШУ - "Рисунок На Ткани Сердца"Игорь Лунев30.11.2007
РецензииЛА ШУ - "Необычайная Лёгкость"Игорь Лунев20.04.2010
СтатьиЛариса Шунина (группа ЛА ШУ): "Чтобы что-то важное сказать, нужно что-то важное пережить"Игорь Лунев13.11.2013

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.01