Лариса Шунина и Группа ЛА ШУ - "Рисунок На Ткани Сердца"


(c) Л. Шунина
(p) АнТроп, 2007


Группа ЛА ШУ постоянно трансформируется. Хорошо это или плохо, не знаю. Ещё осенью прошлого года вокалистка и автор песен Лариса Шунина говорила, что хочет записать акустический альбом. Оно и неудивительно - Лариса и скрипачка Анна Манаенкова довольно часто выступали дуэтом. Однако рискну предположить, что если бы незадолго до записи альбома "Рисунок На Ткани Сердца" из постоянного состава не выбыли бы гитарист Михаил Никонов и бас-гитарист Дмитрий Прасолов, сам альбом оказался бы более продуманным. Дело даже не в отсутствии их партий в этой конкретной записи (возможно, так и было задумано изначально), а скорее в том, что при переменах возникает нервозная обстановка. Итак, группа ЛА ШУ записывала свой новый альбом в качестве трио: Лариса Шунина (вокал, акустическая гитара, кантеле), Анна Манаенкова (скрипка), Вячеслав Ненашев (перкуссия). В записи одной песни ("Трубадурская") поучаствовала и ещё одна скрипачка - Алёна Чумакова. Собственно, нашему вниманию предложен двойной альбом, лишь первая часть которого - запись группы ЛА ШУ, вторая же - работа одной Ларисы.

"Рисунок На Ткани Сердца" - это уже практически чистый фолк-рок. Впрочем, различных фольклорных и нефольклорных традиций здесь по-прежнему намешано немало. Другое дело, что звучание группы стало довольно аскетичным, и никакого арт-рока здесь уже не осталось. В новом релизе ЛА ШУ среди прочих представлена большая часть песен, уже входивших в сольный альбом Ларисы Шуниной "Столь Малая Я" (2003). Некоторые из них украшены аранжировками ("Флейта Зимы", "Скрижали"), некоторые исполнены под одну гитару. Песня "Не огонь На Небе", в "электрическом" варианте включенная в предыдущий альбом ЛА ШУ "Девушка-Флейта", исполнена вообще без инструментального сопровождения - благо, вокальные данные позволяют Ларисе пускаться в такие эксперименты. Песня "Золотой Дом" в 1996 году записывалась первым составом группы. Остальное - сравнительно новый материал. Надо отметить, что все новые композиции - в числе лучших. И ещё надо отметить, что проходных песен в альбоме нет. С этого и начнём критику.

Лариса Шунина пишет замечательные песни с интересной мелодикой, с непростыми и очень поэтичными текстами. Их трудно испортить - ну разве что спеть совсем уж мимо нот и сыграть на расстроенных и раздолбанных инструментах. Во всех остальных случаях, как ни сыграй, песни-то остаются. И вот я с удовольствием слушаю "Рисунок На Ткани Сердца". И мне хочется большего от этого материала. Сразу скажу, что есть в альбоме композиции, которые звучат просто здорово - вот таким он должен бы быть весь, альбом-то. Не то чтобы невозможно вообразить другие аранжировки этих песен - просто и представленные версии самодостаточны. На первом диске альбома это "Необычайная Лёгкость", "Золотой Дом" (вот он, хит-то! Пусть и без рефрена), "Сумерки" (на стихи Александра Блока), "Флейта Зимы", "Напади-Ко Роса" (народная песня Устьянского района Архангельской области, спетая Ларисой в сопровождении одной лишь скрипки), "Скрижали" (это уже почти психоделический фолк), "Бесконечная Жажда", "Странная Девочка" (тоже хитом может быть - даже при том, что структура куплетов разная, с неожиданными развитиями), "Трубадурская" (на стихи реального трубадура Бертрана де Борна, жившего в XII веке). Немного отвлекусь и сообщу, что "Трубадурская" вносит элемент комичности в первую часть альбома - также как "Весёлый Боб Марли" и "Ширли Мырли" - во вторую. Но это так, к слову... В упомянутых мной композициях есть и шероховатости, но они слух не режут, к тому же компенсируются красотой и разнообразием мелодий, отличным вокалом Ларисы и порой весьма оригинальными находками в аккомпанементе: "Сумерки" и "Бесконечная Жажда" исполнены Ларисой не под гитару, а под кантеле (карело-финский народный инструмент, чем-то напоминающий гусли, если кто не знает). Звучит это вдвойне необычно, потому что сами эти песни по музыке далеки от карельского фолка, разве что в них ощущается присущая музыке Ларисы северная атмосфера.

Но, увы, удачно исполненные песни разбавлены исполненными гораздо хуже, и это не может не расстраивать. Впечатление такое, что сделаны они были наскоро, будто людям студия в кои-то веки "обломилась", вот они и хотят записать побольше всего, а то когда ещё сложится... И, если студийного времени остаётся мало, делают дело совсем уж абы как. Это довольно странно, если учитывать перфекционизм Ларисы. Аккомпанемент может быть примитивным, небрежно сыгранным, допустимо всё, что угодно, только если это адекватно звучит. А здесь явный контраст между серьёзным подходом к сочинению песен (многим популярным и непопулярным "русским рокерам" есть чему поучиться у Ларисы) и удивительно халявным подходом к исполнению. "Мёртвые Рыбы", "Кто Бы Увидел", "Янтарная Сказка" игрались этим составом на концертах куда убедительнее, чем на этой записи. Здесь же то перкуссионист ведёт себя так, словно слышит композицию впервые, то скрипачка играет мимо ритма те партии, которые требуют ритмической отточенности, то Лариса играет на гитаре с явным опозданием (понятно, что она прежде всего вокалистка, но...). "Руки Возденем" и "Осторожно Ступай", а также "На Улице", "Весёлый Боб Марли" и "Ширли Мырли" со второго диска звучат как демо для музыкантов, которым предлагается заняться аранжировками этих песен. Сами по себе все эти песни стоят того, чтобы ими заниматься, но брошенные вот так, слушаются неважно. Впечатление скрашивается тем, что обе части правильно скомпонованы, каждая из них начинается и заканчивается одними из лучших песен: первая начинается "Необычайной Лёгкостью" и "Золотым Домом", а заканчивается "Трубадурской", вторая начинается "По Следам Твоим" и гипнотической (несмотря на скупое гитарное сопровождение) и где-то даже блюзовой "Долгим Полем", а заканчивается исполняющейся а капелла песней "Имена". Так что последнее, что остаётся в памяти после прослушивания альбома - потрясающий голос Ларисы, в котором множество оттенков, нюансов, они порой спрятаны, певица словно бы намекает на какие-то краски, и их хочется искать, всматриваться... И, нашедши, радоваться.

В итоге из вызывающего сомнения двойного альбома хочется сделать замечательный, прекрасный одинарный (под таким же названием), а выброшенные песни отправить на доработку. Кто знает, что произойдёт? Нынче у группы ЛА ШУ состав кардинально изменился, и некоторые опусы с этого альбома уже играются по-другому. Можно было бы добавить, что при своих всех недостатках "Рисунок На Ткани Сердца" задаёт высокую планку российским сингерам-сонграйтерам - как тем, кто относит свои опусы к рок-музыке, так и тем, кому ближе фолк. Но музыка - не спорт.

Я намеренно уделил больше внимания техническим моментам, а не самим песням. Но про свои впечатления от авторской манеры Ларисы Шуниной я много сказал и в рецензии на предыдущий альбом ЛА ШУ. Здесь же хочу обратить ваше внимание на то, что при всей кажущейся закрученности лирика Ларисы очень откровенна. Чувствуется, как даже поглощённый сильными переживаниями человек не перестаёт обращать внимание на мельчайшие подробности бытия, испытывать к этим подробностям неподдельный интерес. Возможно, в сочетании с упомянутой откровенностью это - один из способов победить калечащие душу страсти. Группа ЛА ШУ играет разные песни, но делает светлую музыку.

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 30 ноября 2007, 22:22
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиЛариса Шунина: "Я пою песню, и тогда песня поёт меня!"Игорь Лунев10.01.2008
СтатьиЛариса Шунина (группа ЛА ШУ): "Чтобы что-то важное сказать, нужно что-то важное пережить"Игорь Лунев13.11.2013
РецензииЛА ШУ - "Девушка-Флейта"Игорь Лунев03.09.2007
РецензииЛА ШУ - "Необычайная Лёгкость"Игорь Лунев20.04.2010
СтатьиЛА ШУ снова в Питере (клуб "Симбиоз", 8.05.2008)Игорь Лунев16.05.2008

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 7 / 0.008