Владимир Леви (ТАМБУРИН): "Для меня не так уж важен стиль"


Владимир ЛевиОблик Владимира Леви очень соответствует романтичному настроению его песен. Кажется, лидер группы ТАМБУРИН внешне мало меняется с годами. Добрая, хотя порой едва заметная улыбка на худощавом лице, волосы до плеч. Леви - не философ, а просто задумчивый странник, который оказался ещё и музыкантом, рассказчиком. Странствия - тема многих его песен. Странствие - это то, чем он занимается в музыке, переплетая разные ее направления. И хотя сам Владимир не согласился с этим мнением, я всё-таки осмелюсь сказать, что он, прежде всего, композитор, гитарист. И ТАМБУРИН, хоть и был в своё время одной из заметных команд Ленинградского Рок-клуба, не вписывался в ту "волну", после взлёта популярности которой русский рок стали называть "литературоцентричным".

Да и к русскому року ТАМБУРИН особого отношения не имеет - в музыке Леви гораздо больше европейских фольклорных и академических традиций. Сложные для исполнения, но лёгкие для восприятия композиции ТАМБУРИН играет с нескрываемым удовольствием. И, в отличие от того же АКВАРИУМА, акустическая гитара в звучании ТАМБУРИНА была всегда больше чем просто аккомпанирующим инструментом.

ТАМБУРИН не стал широко популярной или хотя бы часто упоминаемой в историческом контексте группой, но и не исчез, редко, но более или менее стабильно играя концерты в небольших залах. А Владимир Леви ныне предстаёт музыкантом, который со спокойствием мастера продолжает своё дело вне зависимости от того, насколько востребована его музыка.


Игорь Лунев: Что нынче происходит с ТАМБУРИНОМ?
Владимир Леви: Ну, это такая длинная история - с чего ТАМБУРИН начинал и к чему пришёл. На сегодняшний день состав полностью укомплектован. И поскольку концерты нечастые, то особо не вредит даже отсутствие Данилова (Юрий Данилов, исполнитель на духовых инструментах, один из основателей ТАМБУРИНА, некоторое время назад переехавший в Германию - И. Л.), который иногда умудряется приезжать. По-прежнему на клавишных Максим Логвинов, с самого первого дня. Бас-гитара - Саша Василевский, Вадик Петухов - барабаны. И временно или, можно сказать, постоянно, подменяет Данилова флейтист Павел Штейнлухт, сын довольно известного нашего симфонического дирижёра. Ну, а модификации разнообразные... вот мы играли вдвоем с Максимом, в общем-то, это тоже неплохой вариант, потому что при таком количестве инструментов прозрачности возникает больше. Если залы маленькие, то это беда - играть с ритм-секцией. Но группа так или иначе существует. Касательно себя могу сказать, что я как продолжал, так и продолжаю этим делом заниматься. Просто, может быть, в прежние времена это было более популярно, более актуально для слушателей. Но есть круг слушателей, с возрастом становящихся всё ленивее и ленивее, но любовь с их стороны всё равно чувствуется. Потребность в этом тоже существует.

ИЛ: А новые записи какие-то?
Владимир: Я постоянно записываюсь, и довольно много у меня сейчас накопилось неизданного материала. Беда в том, что мне не очень последнее время хочется заниматься выпуском. Не то что я против, чтоб это выпускалось, а мне просто, может быть, времени жаль заниматься этим. Для меня удовольствие - записать песню, композицию какую-то. Это для меня основное. А слушатели все имеют возможность это переписать, что-то в Интернете выставляется на ленивом тамбуриновском сайте. Опять же, мало кто им занимается, но, тем не менее, он существует. Записей много. Наверно, нужно когда-нибудь заняться, напрячь себя. Это всё организационные работы, мне уже неохота... Просто это не моё сейчас. Раньше немножко дело по-другому обстояло: был ряд записей, песен, и была такая мечта - записать долгоиграющую пластинку, longplay. Это венец всего творчества, можно было сказать. У нас это случилось и случилось довольно легко. По сути дела, я не прикладывал никаких усилий к этому. Само собой. Может, время такое было... Ну и потому, что тот путь, который уже выбран, предопределяет дальнейшие твои шаги. А сейчас выпускается много продукции, выпускать качественную продукцию легко - пиши у себя, через компьютер размножь, на концертах желающим предлагай. Я не особо верю, что на этом можно заработать. Это, может быть, сейчас совершенно не та музыка, на которой делают деньги.

ИЛ: Вы говорите, много записей. Это ваши сольные работы или ТАМБУРИНА?
Владимир: Большей частью мои. Но они полностью оркестрованы. Иногда в записях участвуют Максим, Юра Данилов. С клавишными я и сам справляюсь вполне. Ну, а если это группа, то, конечно, важно, чтобы другие имели свою точку зрения на ту или иную композицию. Скажем, на 90 % это записываю я сам.

ИЛ: Как гитарист, как композитор, вы полистилистичны. А слушаете много гитарной музыки? Специально что-то ищете?
Владимир: Не знаю, жизнь как-то сама предопределяет, чтобы я специально ещё... Из моих гитарных привязанностей... У меня было много учителей гитарных, начиная от Сеговии и кончая Клэптоном, Пейджем. Очень обожаю Пако де Лусия, он тоже гениальный гитарист, и вряд ли, мне кажется, в мире будет подобный. Учителей очень много. Имеющий уши всё это впитывает, у него есть возможность это как-то пропустить через себя и что-то получить своё. Слушаю довольно много, и классики тоже. В музыке у меня очень большой спектр привязанностей. Для меня не так уж важен стиль, важно само проявление музыки. Играть можно в любом стиле, любую музыку. Самая главная музыка - это то, что поёт в душе. Так же, как и поэзия. То есть, нет плохой музыки, есть только музыка. Если это плохая музыка, то об этом и говорить не стоит.

ИЛ: Творчество для вас - это поиск чего-то нового, каких-то необычных созвучий, например, или сочинительство в рамках набора уже освоенных средств?
Владимир: Ну, конечно, я всё-таки стремлюсь найти что-то новое. Стоять на одном месте - это как-то бессмысленно и неинтересно. У меня была такая фраза, когда я больше занимался песенным творчеством: "Чтобы петь о дороге, нужно идти по ней". То есть всё, что происходит в жизни, отражаешь в своей музыке, в своих песнях. Занятие музыкой имеет столько различных форм... Конечно, я хочу находить какие-то новые краски, способы выражения. Но я предпочитаю, чтобы это было больше акустическое звучание.

ИЛ: Как я понимаю, в группе ТАМБУРИН один и тот же набор инструментов используется уже долгие годы.
Владимир: В принципе, да.

ИЛ: Но когда-то вы пробовали и что-то менять в этом плане - второго гитариста приглашали, например. А теперь нет такого желания? Скрипача, скажем, позвать...
Владимир: Опять же, изначально всё было ближе к акустике. Использовались в самых первых концертах такие инструменты как мандолина, цитра, металлофон. Но многие синтезаторы ведь некоторые тембры великолепно отображают - ксилофон, металлофон. Это можно смело заменить, не потеряв акустического звучания. Скрипку, конечно, хотелось бы. Но у нас как бы такой "ходовой" состав выработался. Он универсален по своей удобности. Если, например, мне нужно на какую-то запись пригласить гобоиста, а не флейтиста... Гобой сам по себе более специфичный инструмент. Ну, я приглашу на один концерт или на ряд концертов и всё - дальше мне с этим человеком придётся расстаться. А ведь любая репетиция - это такой напряг, репетируем мы мало, потому что все занимаются своими делами - музыкальными делами, но своими. Максим в кабаке играет, у Саши Василевского есть свой проект ALEXANDER BAND, он занимается джазовой, латиноамериканской музыкой, Вадик Петухов играет в различных составах. Так получилось - каждый зарабатывает музыкой, но не в ТАМБУРИНЕ. Сам ТАМБУРИН вроде изначально не задумывался как какое-то коммерческое предприятие. Да и так сложилось, что почему-то на этом не заработалось. Хотя можно было в своё время, но это уже дело другое совсем. Ну, в группе никогда не было такого человека, который мог достойно заниматься администрацией.

Владимир ЛевиИЛ: В своих песнях вы очень много места уделяете воспоминаниям, и так было чуть ли не с самого начала существования ТАМБУРИНА. Это ностальгия или своеобразная попытка самоидентификации, желание не потерять что-то важное?
Владимир: Это и то и другое. Здесь есть и ностальгия... Многие живут воспоминаниями. Я живу воспоминаниями. Для меня многие воспоминания реальны сейчас, они мне дают возможность жить сейчас. Я живу этими мыслями и нахожу новое. Может, я по складу такой. Можно петь о чём-то актуальном... Но, в принципе, темы лирические всегда актуальны, они присущи человеку.

ИЛ: Как вы пришли к сотрудничеству с театром?
Владимир: Это не такая уж длинная история. Был в своё время театр "Суббота". От него отпочковался "Театр дождей". Наш бас-гитарист Саша Василевский имел непосредственное отношение к его формированию. Зародился такой очень чудный театр. Есть удивительные просто постановки, намного сильнее того, что я видел в других местах - "Поминальная молитва" Горина, например. Есть один спектакль с моей музыкой - "Рэг Долли". Кроме того, одна из моих песен стала импульсом для названия театра. Есть у меня такая песня "Дождь". Так довольно симпатичное название появилось - "Театр дождей". Мне удобно играть сейчас в таких залах. До этого был чудесный зал в Зоопарке. Там действительно был музыкальный культурный центр, он очень большой пласт музыкантов объединял. Я тяготею к маленьким залам не потому, что я не хочу играть в больших, а потому что, связываясь с большим залом, опять же, нужно проводить какую-то работу. Это аренда, аппарат, билеты, это всё делается в другом масштабе, и должна быть хорошая администрация. В конце концов, это упирается в деньги. Нужно что-то вложить, заниматься рекламой. А здесь я рекламой никакой не занимаюсь, могу сделать несколько звонков. Ну, вывешивается объявление на сайте... "Штатный" концерт ТАМБУРИНА - он очень, как правило, весёлый. Там царит атмосфера не то что расхлябанная, но очень свободная. С одной стороны, для меня сцена всегда должна присутствовать, чтобы была грань между сценой и зрителями, но вместе с тем мне хочется, чтобы это было уютно, приближенно к кухне. Иногда мы вообще не выстраивали концерт, я знал две-три вещи, с которых начну, а дальше уже как пойдёт. Потому что порой трудно предугадать настроение публики.

ИЛ: Вы писали песни для спектакля "Обыкновенное чудо". Не было ли у вас при этом робости, ощущения, что соревнуетесь с песнями из известного кинофильма?
Владимир: Я написал эти песни очень давно, даже не знаю, был ли этот фильм тогда. Если даже был, то о его существовании я ничего не знал. А робость какая? Я не считаю себя композитором хуже... Это было написано, наверно, году в 1976-1977-м. Там шесть песен. Есть альбом такой - "Спектакль", он в основном базируется на этих песнях, но там добавлено то, что я писал к передачам на телевидении, три сонета Шекспира. Удачно получилось, и мы решили сделать вот такой альбом песен, связанных с театром.

ИЛ: А что это у вас была за работа для сериала?
Владимир: Ну, сериал очень такой занятный - "Чёрный ворон". Это по книге Дмитрия Вересова, довольно длинный, 65 серий. Это отчасти мистического плана произведение, охватывающее период с дореволюционных времён по современность. Громадная эпопея. И что для меня было интересно - во-первых, это была моя первая работа, и на меня никто не давил, не говорил, как должно быть. И, во-вторых, здесь был большой спектр применения своих возможностей - можно было писать танго, какие-то джазовые композиции, использовать элементы авангардной музыки, народной. Сериал хорош по качеству, он снимался как кино. Но в сериале много музыки, которую считаешь ценной, идёт подкладкой. Хотя основные темы, конечно, были там выписаны. И дальше сериалы пошли, где сочинительство особо и не нужно, нужно такое оформительство. И для меня интереснее была бы работа в игровом кино.

ИЛ: А для каких сериалов вы ещё сочиняли?
Владимир: Я ещё написал музыку для сериала "Нож в облаках", это детектив в духе Хмелевской. Но тоже занятный сериал, он восьмисерийный. Мне интересно было, там было довольно эксцентрично всё, и музыку нужно было сочинять эксцентричную. Эта работа дала мне возможность обзавестись какой-то техникой, я мог записывать свои вещи в домашних условиях.

ИЛ: А эта музыка как-то отдельно от сериалов существует?
Владимир: В своё время, когда этот сериал снимался, были какие-то поползновения всё это выпустить. Но то ли это всё как-то так вяло... Когда сериал идёт, под это можно выпустить музыку, как-то оформить... Существует, конечно. Есть записи, из них можно дайджест сделать какой-то. За тот период я вполне могу быть собой доволен - я не знаю, как это слушалось уже в фильме, но я писал действительно по настроению и искренне. До этого я никогда так много не занимался инструментальной музыкой, я написал много её, и считаю, что достойную.

ИЛ: А почему такой выбор жанров? На вас выходили сами режиссёры? Детектив, мистика - с вашей музыкой это как-то мало ассоциируется.
Владимир: Дело было довольно тоже занятное. Дима Вересов - человек примерно моего возраста или чуть постарше. Он тоже ходил на всякие концерты, и прочее и прочее. Для него это тоже была первая экранизация. Первоначально для этого фильма Дима предполагал позвать Дюшу Романова. Это был его большой друг. Дюша для него уже какие-то темы написал, но, на мой взгляд, "не туда". Андрей любил всю эту ирландскую, шотландскую... кельтскую музыку. Но строить на ней сериал, действие которого происходит в России... Хотя там есть какие-то шотландские штучки в фильме. И когда Дюши не стало, Дима, естественно, сразу обратился ко мне, поскольку ему нужен был человек свой, понимающий. Я с радостью согласился, потому что это решало многие мои вопросы. Во-первых, это была для меня предстоящая интересная работа, во-вторых, немаловажно, это давало мне возможность существовать. Фильм снимали года четыре. Это, наверно, где-то в 2000-м или даже в 1999-м началось. И закончилось в 2004 году. А потом, когда эта работа закончилась, мне предложили ещё одну. А потом уже трудно стало писать эту сериальную музыку, потому что герои одни и те же, новых идей не появляется.

Фото: Роман ШЕБАЛИН (2) и из архива группы

Продолжение интервью

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 03 апреля 2008, 14:01
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиКонцерт Владимира Леви и Максима Логвинова в "Театре дождей" (Петербург, 4.03.2008)Игорь Лунев13.03.2008
СтатьиВладимир Леви (ТАМБУРИН): "Для меня не так уж важен стиль" (продолжение)Игорь Лунев11.04.2008
СтатьиВладимир Леви (ТАМБУРИН): "Для меня не так уж важен стиль" (окончание)Игорь Лунев24.04.2008
СтатьиИногда они возвращаются (ТАМБУРИН в клубе "Орландина", Петербург, 29.08.2006)Jolly11.09.2006
СтатьиТАМБУРИН в "Театре дождей" (Петербург, 20.05.2008): Почти "золотой" составИгорь Лунев27.05.2008
АрхивТАМБУРИН (разные издания)Старый Пионэр14.06.2006

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 7 / 0.011