БРАВО - "Стиляги из Москвы", "Московский Бит" & "Дорога в Облака"


(c) БРАВО, 1990
(p) Soyuz music, 2022
11 tks./t.t. 33:46
(c) БРАВО, 1992
(p) Soyuz music, 2022
10 tks./t.t. 32:13
(c) БРАВО, 1994
(p) Soyuz music, 2016 (CD и цифровая версия), 2022 (MC)
CD 16 tks./t.t. 47:46, MC 13 tks./t.t. 38:58, цифровое издание 15 tks./t.t. 44:32


О группе БРАВО много писано-переписано - от книг до статей в Википедии. Поэтому сразу перейду к обзору альбомов, перечисленных в заглавии. Они неоднократно переиздавались на разных носителях, а прошлогоднее переиздание было выполнено на аудиокассетах.

Валерий Сюткин пришел в БРАВО в августе 1990 года. До того он работал в коллективах ВОЗБУЖДЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ПОЛЕТ (в этой группе также начинал свою карьеру небезызвестный Алексей Глызин), ТЕЛЕФОН, ЗОДЧИЕ и ФЭН-О-МЭН. Валерий Сюткин обладал огромным музыкальным опытом. Еще в школе, в старших классах, он переиграл репертуар THE BEATLES, DEEP PURPLE, LED ZEPPELIN, GRAND FUNK RAILROAD и др. В разное время сотрудничал с джазовыми музыкантами, пел в оркестре ДИАПАЗОН, аккомпанировавшем Михаилу Боярскому. Евгений Хавтан и Валерий Сюткин сформулировали музыкальную концепцию БРАВО - синтез американского рок-н-ролла 50-х годов и советской эстрады тех же лет. А стилистику определяли с помощью трех составляющих: твист, шейк и рок-н-ролл. Иногда встречались рокабилли и блюз.

Альбомы "Стиляги из Москвы", "Московский Бит" и "Дорога в Облака" можно рассматривать как московскую трилогию. В первый альбом входили песни "Вася" и "Добрый Вечер, Москва", во второй - "Московский Бит" и "Лунатик", в третий - "В Пятницу Вечером" и советский хит "Лучший Город Земли", исполненный с Муслимом Магомаевым. Тем самым БРАВО подчеркивали свое московское происхождение. В те времена, как ни странно, многие считали группу питерской - возможно, из-за песни "Ленинградский Рок-н-Ролл".

Первый из обозреваемых альбомов назывался "Стиляги из Москвы". Лидер и идеолог БРАВО Евгений Хавтан был главным стилягой советского и постсоветского пространства, коллекционером гитар и оранжевых галстуков. Большая часть вошедших в альбом песен была известна посетителям концертов группы. В 1989 году еще с Евгением Осиным был записан альбом "Скажем Мы Друг Другу «Браво!»". Но он увидел свет лишь 30 лет спустя. А тогда, в 1990-м, минусовки были пересведены, на них наложили вокал Валерия Сюткина. Были записаны четыре новые песни, к которым Валерий Миладович приложил руку и как (со)автор.

Материал записан в составе: Евгений Хавтан - гитара; Валерий Сюткин - вокал; Алексей Иванов - саксофон; Сергей Бушкевич - туба; Дмитрий Гайдуков - бас; Игорь Данилкин - барабаны. Музыка почти всех песен (за двумя исключениями, которые оговорены) создана Евгением Хавтаном. Оформление явно отсылает к обложке альбома группы MADNESS "One Step Beyond..." В его основу положена студийная фотография с музыкантами БРАВО.

"Король Оранжевое Лето". Стихи Вадима Степанцова. В музыке сказалось влияние Александра Цфасмана и Александра Варламова - не того, который написал "Парус", "Красный Сарафан" и "То Не Ветер Ветку Клонит", а его двойного тезки, советского композитора-джазмена. Поначалу припев выглядел следующим образом:

Король Оранжевое Лето,
Голубоглазый мальчуган.
И солнце лупит нас кастетом
По нашим буйным головам.


Всё в экстремистской эстетике будущего короля куртуазного маньеризма. Но по цензурным соображениям последние две строки пришлось изменить на:

...фонтаны ультрафиолета
Встречает в небе по утрам.


Если честно, мне больше нравится версия, записанная в 1986 году с вокалом Анны Салминой, не вошедшая ни в один альбом БРАВО. Ее голос более подходит к стилистике эстрады 60-х. "Звездный Шейк". Стихи Евгения Осина. Звездный Шейк с заглавных букв. Больше добавить нечего. "Вася". Стихи Валерия Сюткина. Посвящение всем московским стилягам. "Скорый Поезд". Стихи Александра Олейника. Песня-рефлексия, стиль которой сам Валерий Сюткин определяет как "гангстерский свинг". Она могла бы прозвучать в сопровождении биг-бэнда или диксиленда. "Мне Грустно и Легко". Стихи Вадима Степанцова. В песне во всей полноте раскрывается душевное состояние лирического героя. "Добрый Вечер, Москва". Стихи Вадима Степанцова. Признание в любви родному городу, очень искреннее и откровенное. "Девчонка 16-ти Лет". Стихи Валерия Сюткина. Песня вдохновлена хитом THE BEATLES "Sweet Little Sixteen". На концертах БРАВО посвящают ее своим поклонницам. "Держись, Пижон". Стихи Валерия Сюткина. На сей раз источником вдохновения послужило стихотворение Вадима Степанцова "Мокрый пижон" о молодом человеке, которого избили "металлисты". Правда, песня, в отличие от первоисточника, имеет позитивный посыл: пусть нет денег, холодно и дождливо, рвутся струны на гитаре и ломается магнитофон, жизнь на этом не заканчивается и унывать не стоит. "На Танцплощадке". Очень красивый и драйвовый инструментал: музыканты БРАВО представляют себя играющими на одном из черноморских пляжей. А вокруг все неистово танцуют.

"Я То Что Надо". Музыка и стихи Валерия Сюткина. Блюз, навеянный песней британской группы JOHNNY HATES JAZZ "I Don't Want to Be a Hero". Лирический герой добивается внимания девушки, при этом зная себе цену.

"Черный Кот". Музыка Юрия Саульского, стихи Михаила Танича. Песня, написанная в середине 60-х, во время становления движения стиляг. Мне больше нравится исполнение с вокалом Жанны Агузаровой.

"Московский Бит" - логическое продолжение "Стиляг из Москвы". Но в нем, как явствует из содержания песен, передается привет единомышленникам из других городов некогда единой страны.

Альбом записывали тем же составом, Валерий Сюткин также взял в руки гитару; приглашенные музыканты (не обозначенные в выходных данных): Денис Мажуков (СТАРАЯ ГВАРДИЯ) - рояль; анонимный исполнитель из похоронного оркестра - тромбон. Все песни - за единственным исключением - написаны авторским тандемом Евгений Хавтан (музыка) - Валерий Сюткин (тексты). За оформление нес ответственность Евгений Жилинский. Он нарисовал для альбома несколько комиксов, которые вписываются в эстетику, с одной стороны, американского рок-н-ролла 50-х - 60-х, с другой, советской ретро-эстрады.

В заглавной песне перечисляются города, в которых зрители тепло принимали БРАВО, где была преданная армия поклонников. СССР уже прекратил свое существование, но все-таки еще сохранялось пространство, где понимали по-русски, где выступали российские музыканты. Да и в сознании слушателей-зрителей, посещавших концерты группы, Советский Союз оставался единой страной. "Стильный Оранжевый Галстук" - еще одно посвящение стилягам. Лунатик из одноименной песни любуется ночной Москвой. Музыкальную составляющую Валерий Сюткин характеризует как "шпионский свинг". "Космический Рок-н-Ролл" - кавер на песню Отиса Блэквэлла и Джека Хаммера "Great Balls of Fire", известный в исполнении Джерри Ли Льюиса. Русский текст, написанный Валерием Сюткиным, адаптирован к советским реалиям. В нем появляется Юрий Гагарин. Потрясающее соло Дениса Мажукова на рояле в проигрыше! "Пусть Не Кончается Дождь" - одна из лучших страниц любовной лирики в репертуаре БРАВО. Очень "вкусная" духовая секция! Песня "Пилот 12-45" во многом автобиографична: Валерий Сюткин сам служил в ВВС. А сюжет позаимствован из клипа Шейкин' Стивенса на песню "A Letter To You". "Медляк" "Как Жаль" можно с полным правом назвать "песней знакомства". Музыкально она восходит к балладам Элвиса Пресли наподобие "Only You", поэтически - к одноименной лирической песне Александра Барыкина. Герой грустит без своей любимой, и слушатель невольно заражается этой щемящей грустью... Монолог "Рио" Валерий Сюткин вкладывает в уста Остапа Бендера, якобы приехавшего в бразильский город. "Заполярный Твист" - посвящение папанинцам, покорителям Арктики. "Вот и Все" - песня-прощание, подводящая своеобразную черту под "стиляжной" эпохой БРАВО. Она задумывалась в духе позднего Элвиса Пресли, который выступал с большим оркестром, и записана в сопровождении московского камерного оркестра п/у Игоря Жукова.

После выпуска "Московского Бита" между Валерием Сюткиным и другими участниками БРАВО обозначились творческие разногласия. Евгений Хавтан и его коллеги увлеклись актуальной британской музыкой, в частности, "манчестерской волной", тогда как Валерий Сюткин хотел оставаться в русле "стиляжной" эстетики... От которой, впрочем, группе в следующем альбоме "Дорога в Облака" полностью уйти не удалось. Это противоречие явственно ощущается в музыкальной составляющей. В целом же в альбоме стало больше лирических песен.

Материал записывался в составе: Евгений Хавтан - гитара, вокал; Валерий Сюткин - гитара, вокал; Сергей Бушкевич - труба; Александр Степаненко (экс-первый состав БРАВО, ТЕЛЕФОН, ДИНАМИК, РЕЦИТАЛ, МОРЕ, эпизодическое участие в аккомпанирующих составах Владимира Кузьмина, Аллы Пугачевой и Александра Иванова) - саксофон, губная гармоника; Дмитрий Ашман (экс-СПОКОЙНОЙ НОЧИ и НИКОГДА НЕ ВЕРЬ ХИППИ) - бас; Павел Кузин (экс-первый состав БРАВО, БРИГАДА С и MESS AGE) - барабаны, перкуссия; приглашенные музыканты: Муслим Магомаев - вокал; Ким Брейтбург (ДИАЛОГ) - - орган "Hammond", перкуссия, вокал, продюсирование; Маша Кац (Маша & KATZBAND) - вокал; Лара Колосова - вокал; Вадим Саралидзе (экс-КРЕМАТОРИЙ, на момент записи - ДЫМ и московский камерный оркестр п/у Игоря Жукова) - скрипка; Людмила Рыжова - альт; Лев Морозовский (трио п/р Льва Морозовского) - виолончель. Музыка песен - снова за двумя исключениями - написана Евгением Хавтаном. На сей раз Евгений Жилинский выполнил обложку в стиле поп-арт.

"Дорога в Облака". Стихи Сергея Патрушева и Валерия Сюткина. Заглавная песня музыкально обращена к инструментальной композиции британской группы THE SHADOWS "Apache". Текст построен на оппозиции: лирический герой устремляется ввысь, к духовному, тогда как его возлюбленную интересуют лишь материальные ценности. "Однажды". Стихи Сергея Патрушева и Валерия Сюткина. Герой песни, обращаясь к девушке, предсказывает ей встречу с любимым, может быть, именно с ним. Подпевки "ша-ла-ла-ла" вновь вызывают в памяти ретро-эстраду 60-х. "Любите, Девушки". Стихи Валерия Сюткина. Вариация на тему, заданную Василием Шумовым в его песне "Девушки Любят Летчиков". Сравним.

У Шумова:
Девушки любят летчиков,
Девушки ждут моряков,
Девушки игнорируют
Маменькиных сынков.


У Сюткина:
Любите, девушки, простых романтиков,
Отважных летчиков и моряков
Бросайте, девушки, домашних мальчиков,
Не стоит им дарить свою любовь.


Во втором случае трактовка темы более романтическая.

"Страна Цветов". Стихи Сергея Патрушева и Валерия Сюткина. Интерпретации названия и содержания песни могут быть самые разные. Например, страна цветов - метафора счастливого детства. Взрослея, человек становится более прагматичным и приземленным, в чем-то даже циничным, и начинает критически относиться к былым идеалам... "Север и Юг". Стихи Валерия Сюткина. "Парень в Лиловом Сомбреро". Музыка Кима Брейтбурга и Евгения Хавтана, стихи Сергея Комлева и Валерия Сюткина. Обе песни, несмотря на принадлежность разным авторам, составляют своеобразную дилогию, да и выдержаны в латиноамериканских ритмах. Первая - попытка дать ответ на вопрос, какую из частей света выбрать: свое счастье можно найти как на юге, так и на севере. Лирический герой второй, житель южной страны, грустит о севере и мечтает увидеть снег. "Блюз Голубой Луны" и "Доктор Ночь". Стихи Сергея Патрушева и Валерия Сюткина. Две ночные зарисовки с очень яркими, красивыми образами. "В Пятницу Вечером". Стихи Сергея Патрушева и Валерия Сюткина. Авторы предлагают слушателю совершить увлекательную прогулку по пятничной вечерней Москве. Легенький джазок с женскими подпевками в припеве. "Аэроплан". Стихи Сергея Патрушева и Валерия Сюткина. Песня от лица летчика, для одного из авторов, как я писал выше, автобиографичная. "Замок из Песка". Стихи Вадима Степанцова. В этой песне продемонстрировал свои вокальные возможности сам Евгений Хавтан. Название - весьма удачная метафора: герой мечтает и грустит о своей возлюбленной, но ничего не делает для того, чтобы быть с ней вместе. "Красная Стрела". Стихи Сергея Патрушева и Валерия Сюткина. Лирический герой осенней ночью едет в экспрессе Москва - Санкт-Петербург и, судя по всему, испытывает наслаждение от путешествия.

"Лучший Город Земли". Музыка Арно Бабаджаняна, стихи Леонида Дербенева. Еще один взгляд в 60-е, в эпоху стиляжного движения. И еще одно признание в любви родному городу. По инициативе тележурналиста Леонида Парфёнова песня записана совместно с Муслимом Магомаевым. Сам маэстро в одном из интервью середины 90-х называл БРАВО в числе своих любимых групп. И получился классный римейк: первый куплет (исполняемый Муслимом Магомаевым) звучит близко к оригиналу, второй (в исполнении Валерия Сюткина) и третий (пропеваемый дуэтом) - более роково. Таким образом, происходит диалог между двумя эпохами, которые как бы сливаются воедино.

В цифровую версию альбома и на подарочный CD, выпущенный лимитированным тиражом, вошли песни, не включенные в альбом. Авторство музыки принадлежит Евгению Хавтану.

"Король Курорта". Стихи Вадима Степанцова. Зажигательное латино. Повествование ведется от лица молодого человека, едва не потерявшего свою девушку на морском пляже. Но все хорошо, что хорошо заканчивается. "По Волнам". Стихи Романа Отраднова. Логическое продолжение "сюжета предыдущей песни: влюбленные отправляются на судне в море... Романтика и идиллия. "Наташа". Стихи Вадима Степанцова. Поет Денис Мажуков. Еще одна любовная история. Песня включена только в коллекционный CD.

Позволю себе быть субъективным: лично я считаю лучшими в истории БРАВО два периода: с Жанной Агузаровой (1983-1988) и Валерием Сюткиным (1990-1995). Время от времени с удовольствием переслушиваю альбомы группы, записанные в эти годы. Чего и всем от души желаю. И очень рад, что они до сих пор переиздаются.

Слушать альбомы:
"Стиляги из Москвы"
"Московский Бит"
"Дорога в Облака"
Заказать MC:
"Стиляги из Москвы"
"Московский Бит"
"Дорога в Облака"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 11 июля 2023, 21:24
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.004