ПИОНЕРЛАГЕРЬ ПЫЛЬНАЯ РАДУГА - "Тот, Кому Не Нужно Счастье"


(c) ПИОНЕРЛАГЕРЬ ПЫЛЬНАЯ РАДУГА, 2022
(p) Destroyed Room Tapes, Softunderground, 2022 (LP), Soyuz Music, 2022 (цифровая версия)
LP 11 tks./t.t. 44:51
цифровая версия 12 tks./t.t. 48:24


ПИОНЕРЛАГЕРЬ ПЫЛЬНАЯ РАДУГА радует своей плодовитостью. При этом группа не сбавляет обороты, скорее напротив: каждый последующий альбом музыкально, поэтически, концептуально и исполнительски лучше предыдущего.

Денежные средства ППР собирает посредством кроудфандинга, что позволяет покрывать расходы не только на студийную работу, но и на выпуск альбомов на компакт-дисках и виниле, а также всевозможного мерча.

В прошлогоднем интервью порталу Darykova.ru Алексей Румянцев сформулировал смысл альбома "Тот, Кому Не Нужно Счастье". Извиняюсь за длинную цитату, но для полноты картины - которая, на мой субъективный взгляд, необходима - придется привести ответ лидера ППР на вопрос корреспондента почти целиком: "Во-первых, то, что мы живем в глобальном торгово-потребительском пространстве, и за счастье здесь многими выдается материальное благополучие, и принято как бы за аксиому, что чем бы ты ни занимался, твое занятие, по сути - средство для достижения оного. Это все говно, шляпа и очевидный бред, но большинство людей до сих пор добровольно в эту мясорубку валятся гроздьями, проживая свои почти или полностью бессмысленные жизни. Во-вторых, есть еще "заменители счастья" - власть, влиятельность, известность, статус в обществе, признание, чеэсвэ. Это тоже все чепухляндия, и стремление к подобным вещам нифига никакого счастья никому не приносило и не принесет... Теперь возьмем само счастье: ощущение перманентной любви к жизни, собственной достаточности, а главное... сопричастности. К чему? Допустим, к великому неведомому чуду под названием жизнь. Я нифига не буддист, но тот перец правильно говорил, что счастье - это не удачное стечение обстоятельств, а чисто твое внутреннее состояние. Вот, и тут главная хитрость в чем. Как только ты начинаешь, напрягаясь и пыхтя, за ним гнаться, оно сразу, как следствие этих действий, ускользает от тебя. Вот если просто живешь, на левую шляпу и требуху... не размениваешься и делаешь то, что любишь, и время проводишь с теми, кого любишь, и хер клал на какие-то достижения, на конкурирование тупое, в какой-то момент просто приходит само ощущение, что все у тебя заебись. А когда так - никому ничего не надо доказывать. И золотом себя посыпать тоже нет необходимости. Получается, ты живешь и не ведешь себя так, будто оно тебе нужно. А оно есть. А вокруг все носятся за ним - или его муляжами. И, сами понимаете, отсасывают. Но при этом так качественно запрограммированы своими богами-маркетологами, что смеются и потешаются над теми, кто реально не нуждается в этой мишуре и сам по себе счастлив по жизни. Таких считают блаженными, поехавшими и вообще клиническими психбольными. Мир же реально весь наоборот, наизнанку и вверх тормашками". Грубовато, зато исчерпывающе.

Оформление виниловой пластинки, включающее в себя разворотный конверт и две открытки, представляет собой самостоятельное художественное произведение. Почти все картины нарисованы Еленой Шокуровой по мотивам реальных фотографий из жизни американских психиатрических лечебниц 1950-х - 1960-х годов. Лицевую сторону конверта украшает рисованная интерпретация фотографии, сделанной в психушке, с изображением бесконечного коридора с дверями, у каждой из стоит врач с внешностью голливудского актера; каждый из них приглашает потенциального пациента за свою дверь... Вот такая визуализация строк Виктора Цоя: "Мама, мы все тяжело больны. Мама, я знаю, мы все сошли с ума". Коридор символизирует нашу жизнь... Графические сюжеты на других сторонах конверта также объединены темой психбольниц. На развороте помещен групповой портрет участников ППР в образе буйных психов в смирительных рубашках в некой комнате, на стене висит картина с кукушкой, летящей над долиной - отсылка к роману Кена Кизи "Пролетая над гнездом кукушки". Еще одна картина создана по мотивам постера к одноименному фильму, где герою делают электрошоковую терапию. Только в роли Рэндла Патрика Макмёрфи оказывается не Джек Николсон, а сам Алексей Румянцев. Таким образом, в оформлении метафорически отражена бинарная оппозиция между системой, которая подавляет, и свободой, к которой стремится индивид.

Аранжировки выполнены Алексеем Румянцевым и Никитой Мирзой. Музыкально альбом "Тот, Кому Не Нужно Счастье" отчасти напоминает предыдущие работы ППР - "Правда о Потерянном Времени" (2015) и "Мало" (2018). Стилистика органично сочетает так называемую "грязную страшную тяжелую эстрадную песню", панк второй половины 70-х, грандж первой половины 90-х и рэпкор. К слову, речитативов здесь намного больше, чем на предыдущих альбомах. А звучание по-прежнему грязное, сырое и суровое. Музыка адекватна текстам, подчеркивает и усиливает их смысловую нагрузку. Почти все песни написаны Алексеем Румянцевым. Исключения оговорены.

Альбом построен по принципу кольцевой композиции. Закольцованность проявляется на уровне тематики. "Отходняк" и "Кайф", при всей противоположности состояний, обозначенных в названиях, образуют единое целое и строятся по принципу оксюморона: все позитивные лексемы (словарные единицы) наделяются противоположными значениями. Если бы я не слышал все предыдущие альбомы ППР, наверное, назвал бы Алексея Румянцева конченным скептиком. На самом же деле его скептицизм, порой переходящий в открытый цинизм, имеет под собой веские основания. Содержание обеих песен (и не только их) можно охарактеризовать цитатой из Германа Гессе: "Кругом дерьмо, и все мы находимся посреди этого дерьма". А человек, обладающий положительными нравственными качествами, давно превратился в миф... Безнадежность и беспросветность во всей полноте ощущаются и в музыке, и в тексте, и в исполнении. В припеве первой цитируется русская народная сказка "Гуси-лебеди": лирический герой просит яблоню укрыть его ветвями. Алексей Румянцев вводит индивидуальный авторский неологизм "ежеднев". Лично у меня сразу возникает устойчивая ассоциация с Егором Летовым. Мне больше нравится акустическая демо-версия "Отходняка": на ней в голосе экспрессии и надрыва намного больше. Песня "Паром" входила в первую часть альбома Алексея Румянцева "Акустика". В электрическом варианте она получилась еще безысходнее и страшнее. Сказочный тропический остров Чунга-Чанга, воспетый в одноименном шлягере Владимира Шаинского на стихи Юрия Энтина и в мультфильме "Катерок" - метафора недостижимого счастья. "Ветер, Который Дует с Полей" - кавер на песню земляка Алексея Румянцева, малоизвестного тверского рок-барда Андрея Базыкина. К сожалению, послушать оригинал не удалось, потому как запись, если таковая и существует, отсутствует в интернете. Трижды повторяется один и тот же куплет: "Никогда не станет теплей ветер, который дует с полей". Очень холодно, тоскливо и вполне по-"ППРовски". "Мой - Твой" - родившийся в голове Алексея Румянцева сериал о подростках, изображающий некую параллельную реальность, героем которого может стать любой из нас. "Серый" развернутая метафора однообразия повседневной жизни. Похоже, на создание этой песни Алексея Румянцева вдохновил Oxxxymiron. Герою песни "Разукрашка" окружающий мир видится противным и мерзким. Музыка "Колыбельной" написана Андреем Секачевым на стихи Алексея Румянцева. В запеве-речитативе лирический герой размышляет о смерти, а в припеве, отличающемся распевной мелодией, по-видимому, обращается к умершей матери, к которой скоро отправится. "Сами Собой" мне хочется назвать "Расклады II". Люди сами приблизят свой конец - не потребуются ни войны, ни катаклизмы, ни стихийные бедствия. Музыкальная составляющая выдержана в ритме тарантеллы. "Горячая Грязь" - еще одна метафора нашей реальности. Строение песни приближается к арт-року. Текст отсылает к двум песням Егора Летова. Только змеиный мед из "Офелии" превращается в напалмовый, а "Качели" из "Прыг-Скока" внезапно оживают... Песня "Верю" почему-то не вошла в виниловое издание альбома и присутствует только на цифровой версии. В ней автор выражает свое отношение к Богу (которого называет невидимым папой), религии и клерикализму как таковому. При желании можно обнаружить переклички с песней "3 в 1" из первой "Акустики". Музыка запева очень напоминает песню "Олигофрен", которая выходила в 2017 году одиночным синглом.

"Флаг" - кавер на песню Тома Уэйтса "Hoist that Rag", которая по содержанию и настроению вписывается в альбом. В интерпретации ППР танго превратилось в монументальное гранджевое полотно. Призыв, содержащийся в заглавии, сохраняет актуальность для Алексея Румянцева, который в припеве не поет, а истошно орет. И это художественно абсолютно оправдано. И еще одна злободневная строфа:

Well, we stick our fingers in the ground
Heave and turn the world around
Smoke is blacking out the sun
At night I pray and clean my gun.


По сути, "Флаг" правильнее было бы поставить финальным треком. Потому что в нем есть хоть какая-то надежда на изменение мира к лучшему.

Альбом ППР "Тот, Кому Не Нужно Счастье", произвел на меня очень хорошее впечатление. Да иначе и быть не могло. Категорически не рекомендую его слабонервным и особенно глубоко верующим. А вот любителям хорошей музыки (в том числе хорошей андеграундной музыки) пятый лонгплей ППР безусловно придется не только по вкусу, но и по кайфу... ощущение которого усиливает финальный одноименный трек. Особенно если абстрагироваться от текста и сосредоточиться на музыке.

Слушать альбом
Заказать CD

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 05 апреля 2023, 06:18
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.003