VA - "Заклятая Кветка Купальная", АУМ! и ПАПАРАЦЬ - "Аум!" & ПАПАРАЦЬ - "Вуціца"


(c) & (p) Таццяна Салаўёва & АУМ!, 2021
7 tks./t.t. 14:23
(c) & (p) АУМ! & ПАПАРАЦЬ, 2022
8 tks./t.t. 23:15
(c) ПАПАРАЦЬ, 2022
10 tks./t.t. 35:27


В 2012 году в Гродно был создан коллектив под названием ПРОЕКТ ТАТЬЯНЫ СОЛОВЬЕВОЙ. Поначалу его костяк составляли Татьяна и мультиинструменталист из Лиды Гродненской области Александр Блохин (также НЕМО). Потом к проекту присоединился перкуссионист Игорь Адасик (также КНЯЗЬ МЫШКИН, БАЛЦКІ СУБСТРАТ и ГАРАДСКІ ВАЛ). Позже место Блохина занял мультиинструменталист Павел Соловьев. Наконец, с приходом басиста и флейтиста Ильи Печинина (экс-КАЛЬЯН) проект обрел свой теперешний состав.

Уникальность коллектива состояла в жанрово-стилистической всеядности со знаком плюс. Репертуар отличался широтой и разнообразием, включал бардовские программы на стихи поэтов разных стран и эпох, обработки белорусских народных песен, музыкально-литературные композиции... Многое мне приходилось слышать. И могу с полной уверенностью сказать: в любом из избранных стилей участники проекта чувствуют себя свободно и комфортно.

В 2021 году появилось название ПАПАРАЦЬ (ПАПОРОТНИК). И - что самое главное - началась активная студийная работа. Примерно за год были записаны аж три (!)релиза. И все три - качественные и классные. Потому я и решил их объединить.

Когда записывался первый релиз "Заклятая Кветка Купальная" ("Заколдованный Цветок Купальский"), названия у коллектива еще не было. Отсюда аббревиатура VA ("Various artists"). В записи участвовали: Татьяна Соловьева - обработки народных песен, пение, подпевки; Павел Соловьев - варганы, окарины, голос; Илья Печинин - флейты, гитары, разного рода трещалки, звенелки, шумелки, идеи, звук; Игорь Адасик - уду, рейнстик. Плюс Ariel, которая проникновенно прочитала стихотворение Янки Купалы "Заклятая Кветка".

"Заклятую Кветку Купальную" правильнее называть не альбомом и не мини-альбомом, а музыкально-литературной композицией. Слушатель с первых секунд с головой погружается в атмосферу купальского праздника. Стихотворение Янки Купалы, прочитанное Ariel под белорусские народные наигрыши, разделено на четыре части, перемежающиеся одной песней и двумя мелодекламациями. Очень красивая белорусская народная песня "Ночка Малая", обработанная и спетая Татьяной Соловьевой. Прописанный ею женский хор пробирает "до костей, до кончиков". Этот же трек под названием "Ночка Купальная" станет бонусом к альбому "Вуціца" ("Утица"), речь о котором впереди. "Купальские Игрища" и "Идет Купала" - стихи-мелодекламации за авторством соответственно Ильи Печинина и Павла Соловьева. Первая мелодекламация отражает картину и настроение народных игр в ночь на Ивана Купала. Вторая представляет собой взгляд на купальский праздник из XXI века. А в финале звучит фрагмент песни "Ночка Малая", как бы закольцовывая музыкально-литературную композицию.

Затем группа ПАПАРАЦЬ помогла проекту АУМ! в записи эпонимного альбома, работа над которым завершилась в январе этого года. Материал записывался в составе: Татьяна Соловьева - обработка народных песен, пение; Ariel - обработка народного загово́ра, терменвокс, пение, подпевки, шепот; Илья Печинин - флейты, гитары, бас-гитара, металлофон, электроника, голос, шепот, аранжировки, звук; Лаура Бауэр - скрипка; Игорь Адасик - перкуссия.

Альбом во многом экспериментален. Фолк разбавляется то эмбиентом, то индастриалом, то психоделией, а кое-где проскальзывает апокалиптический дарк-фолк. Быть может, поэтому материал требует от слушателя специальной подготовки, а поначалу может показаться сложным для восприятия и даже оттолкнуть.

Белорусскую народную песню "Ой на Пётра..." Илья Печинин превратил в монументальное полотно. Но атмосфера славянского (в данном случае - белорусского) праздника Петрова дня (или Дня святых апостолов Петра и Павла) воспроизведена во всей полноте. На мой взгляд, это лучший номер альбома. Стихотворение "Скрежет" написано Павлом Соловьевым, а Илья Печинин продекламировал его под мрачный психоделический инструментал. "Крук" ("Ворон") - белорусский народный заговор, обработанный и прочитанный Ariel. В нем зафиксированы представления древних славян о вороне как о вещей птице. "La Marseillaise" ("Марсельеза") - фрагмент французской революционной песни, исполненный Татьяной Соловьевой на языке оригинала. Очень даже атмосферно! Воинственно-торжественный марш "Солнце", авторство которого принадлежит Илье Печинину, тематически и настроенчески связан с "Марсельезой". Жнивная песня "Вэлытай" ("Вылетай"), которая поется на одном из полесских диалектов, пользовалась популярностью в исполнении групп VŬRAJ и RELIKT. В интерпретации Татьяны Соловьевой и Ильи Печинина она звучит, поверьте, ничуть не хуже (данный трек также включен как бонус в "Вуціцу"). Альбом обрамляют "Intro" и "Outro" - два инструментала, представляющие собой нагромождения звуков, разговора, шепота. В заключительной композиции разговор, пущенный в плейбеке (задом наперед), создает ощущение некой запредельности.

Дебютный полноформатник ПАПАРАЦЬ "Вуціца" был записан в феврале 2022 года. Над материалом работали: Татьяна Соловьева - обработка народных песен, акустическая гитара, пение, подпевки; Павел Соловьев - калимба, ксилофон, варганы, глюкофон, калюка; Илья Печинин - обработка народных песен, флейта, металлофон, клавишные, гитара, бас-гитара, звук; Игорь Адасик - перкуссия; Лаура Бауэр - скрипка; Александр Блохин - этнические духовые.

ПАПАРАЦЬ продолжает поиски в области стилистики. На сей раз фолк и кантри сочетаются с джаз-роком, а бо́льшую часть альбома составляют белорусские народные песни.

Альбом открывается наигрышем темы песни "Рэчанька" ("Реченька"). Песни "Калышыця" ("Колышите" или "Укачивайте") повествуют о тяжкой доле молодой женщины, попавшей в семью мужа и столкнувшейся с враждебным отношением со стороны его родителей. Первая - монолог невесты, которая просит парней не смотреть на нее, потому что она уже помолвлена. Судя по печальному напеву, лирическая героиня не рада своей помолвке. Девушка вспоминает, как ей было хорошо дома с матерью. Вторая - драматическая сцена прощания героини с любимой сестрой. Драматургия песни тщательно продумана Татьяной Соловьевой. "Калыханка" - колыбельная песенка, которую мама поет маленькому сыночку. "Лён-Канапелькі" ("Лен-Конопельки") - плясовая песня, которая исполнялась во время посевной. "Марья", написанная Татьяной Соловьевой - стилизация под русскую народную весновую песню. Автор наделяет весну красивым именем Марья. "Вуціца" - песня-аллегория, построенная на драматичном диалоге утки и селезня. Беспечный селезень хочет пообщаться с утицей, но та переживает за деток, которых хотят поймать, видимо, охотники... "Рэчанька" относится к необрядовой лирике. Здесь появляется влюбленная пара - Янка и Лена (Алёна), герои белорусских народных песен.

В качестве бонус-треков в альбом включены, как я писал выше, "Ночка Купальная" и "Вэлытай".

Итак, три представленных релиза, в записи которых участвовали музыканты, входившие в ПРОЕКТ ТАТЬЯНЫ СОЛОВЬЕВОЙ, а ныне в ПАПАРАЦЬ, демонстрируют различные грани и стороны их творчества. Я бы их настоятельно рекомендовал не только интересующимся белорусским фолком, но и всем, кто любит хорошую музыку.

Слушать/скачать релизы:
VA - "Заклятая Кветка Купальская"
АУМ! и ПАПАРАЦЬ - "Аум!"
ПАПАРАЦЬ - "Вуціца"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 20 сентября 2022, 21:40
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2022, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.002