Павел КлещЪ - "Всё" & "Остальное"


(c) Павел КлещЪ, наследники
(c) & (p) Выргород, 2021
30 tks./t.t. 79:09
(c) Павел КлещЪ, наследники
(c) & (p) Выргород, 2021
34 tks./t.t. 78:08


Впервые я услышал Павла Клеща в начале 2000-х на одном из "Даждь"-фестивальных сборников. Песня была одна, а участников феста много, поэтому КлещЪ мне тогда не запомнился.

Второе мое знакомство с творчеством Клеща, урожденного Павла Клищенко (10.07.1976, Москва - 23.06.2009, там же) состоялось уже после его смерти. Кто-то из друзей прислал мне ссылку на документальный фильм "Тонкой полоскою света", посвященный памяти Клеща. Кто-то дал CD-R с нарезкой каких-то концертных записей. Ни выходных данных, ни даже названий песен не было. Но сами песни сильно задели за живое. Что-то я еще находил в Интернете в прескверном качестве... И почему-то был уверен, что рано или поздно найдутся энтузиасты, которые соберут записи Клеща, отреставрируют и издадут. К счастью, так и случилось.

Творческий путь Павла Клищенко продолжался около двух десятилетий. Еще в школьные годы он писал песни и пытался создать собственную группу. Первые дошедшие до нас кустарные записи (которые также можно отыскать на просторах Интернета) относятся к 1991 году. Тогда Паше было всего лишь 15. Позже он соберет группу РАДИОАКТИВНОЕ ПЕЧЕНЬЕ и сыграет в составе группы Дмитрия Аверьянова ПОГРАНИЧНАЯ ЗОНА. Но всегда будет предпочитать сольные выступления. И это правильно.

На Павла Клеща как автора оказывало влияние огромное количество музыкантов (и не только): Владимир Высоцкий и Александр Башлачев, Константин Кинчев и Дмитрий Ревякин, Веня Дркин и Александр Непомнящий, Борис Смоляк и Александр Чернецкий... Речь идет вовсе не о каких-либо подражаниях. На основании критического переосмысления всего ранее воспринятого он создавал нечто свое, принципиально новое. Стилистику, в которой работал Павел, я условно определяю как бард-рок с элементами фолка. Если у него и встречаются стилизации, то вполне сознательные.

CD "Всё" и "Остальное" лично я воспринимаю как антологию, а потому считаю, что они должны выпускаться в одном комплекте, в одном боксе. В предлагаемые издания вошли 50 песен (9 из них в двух версиях) и 4 стихотворения, отражающие разные периоды творчества Павла Клеща. Не все в его наследии равноценно: очень сильные, я бы сказал, гениальные произведения соседствуют со слабенькими, ученическими опусами. Качество записей тоже очень разное. Но тут уж чем богаты...

Диски ценны не только вошедшими в них песнями. Друзья Клеща написали специально для изданий вступительные статьи, по которым можно восстановить биографию этого замечательного автора и исполнителя. CD "Всё" снабжен воспоминаниями Ермена Анти о своем друге. А в диджипаке "Остального" опубликованы размышления о Клеще Сергея Калугина и Юлии Теуниковой. Статьи надо читать обязательно: они помогут слушателю правильнее понять Павла Клеща как автора. Я остановлюсь лишь на одном, но очень важном эпизоде из его жизни.

В 1994 году восемнадцатилетнего Павла Клищенко призвали в армию и отправили в Чечню. На одной из станций он вышел из поезда, раздобыл гражданскую одежду и сумел вернуться в Москву, где скрывался на вписках: все же дезертирство, как и уклонение от воинской службы, относится к числу уголовных преступлений. Но КлещЪ был принципиально вне государства, вне системы, и свое предназначение видел в другом.

Название "Всё" не совсем верное, ибо в CD вошло далеко не все. Более того, некоторые песни остались за скобками обоих изданий. Но будем исходить из того, что имеем. Благо, есть на что обратить внимание, есть чему порадоваться.

CD "Всё" выстраивался по принципу ретроспекции. В его основу положен творческий вечер Клеща, состоявшийся в московском клубе "Факел" 15 января 1996 года. Диск "Остальное" также имеет свою основу: это авторская компиляция "Недотыкомки", составленная в 2009 году и опубликованная, правда, не полностью, без четырех песен. А бонус-треки располагаются в случайном порядке, без учета датировки записи. Поскольку некоторые песни включены в диски в разных вариантах, не откажу себе в удовольствии сравнивать. Очень люблю Павла Клеща и ничего не могу с этим поделать.

Для начала пройдемся по основному материалу обоих дисков.

Творческий вечер в "Факеле" открывается коротким треком "Вступление", в котором КлещЪ приветствует зрителей, представляет сам себя и свою новую гитару. "Загон" и "На Рассвете Взлетим" - насыщенные метафорами песни о жизни. В первой в использовании аллитераций автор следует за Башлачевым:

...Выходя на тропу, позабудь про меня.
Недостойная ты, недостроенный я.
Не достроив мосты через реки речей,
Через мели молитв, через пламя свечей,
Из загона в бедлам занесло эшелон.
Будем строить ашрам, выйдет новый загон.


Дождь холодный из одноименной песни обладает очищающим действием. В стихах вновь проявилось влияние Башлачева, в частности, таких его полотен как "Время Колокольчиков", "Петербургская Свадьба" и "В Чистом Поле Дожди". Песня "Ты Мне Скажешь/Лефортовская" отражает творческое кредо автора: главное оружие поэта - его стихи. "Аисты" - философские размышления о жизни и смерти. Человек прекращает физическое существование, но продолжает жить в своих творениях - стихах, песнях, картинах, в памяти знавших его людей... В версии, вошедшей в компиляцию "Недотыкомки", Клещу подыграл на акустической гитаре Евгений "Джексон" Кокорин (экс-ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, Янка и ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ, впоследствии ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, ЧЕРНОЗЕМ и многие другие проекты). "Колыбельная Для Алисы" вдохновлена кэрролловской дилогией. Концертное исполнение очень трогательное - вышибает слезу. А в студийной версии на "Недотыкомках" звучат клавиши Максима Шаркова (ЧЕРНОЗЕМ). Вообще на творческом вечере перечисленные песни исполнены драйвовее и убедительнее, нежели на компиляции. На "Недотыкомках" гитара перекрывает голос и мешает расслышать слова.

Дилогия "Атаман" переносит слушателя во времена Гражданской войны. Хотя ее можно воспринимать и метафорически: ведь наша жизнь - это тоже своего рода война: с врагами, обстоятельствами, собственными недостатками и слабостями. В "Недотыкомки" почему-то была включена только вторая часть цикла. Еще одна дилогия - "Клены" - о спасительной силе православной веры.

"Никогда Не Умирай" - посвящение Александру Непомнящему, которого Павел КлещЪ очень любил. Могу предположить, что баллада "Полет к Измене", исполненная, с одной стороны, неизъяснимой тоски и острой боли, с другой, любви к России, посвящена Александру Башлачеву: поэтическая составляющая содержит отсылки к песням "Сядем Рядом", "В Чистом Поле - Дожди" и "Ванюша". Лирический герой песни "Воля Вечного Не" запутался в отрицательных частицах, и всё у него не в порядке. "Каин" - философский монолог от лица злобного, завистливого, подлого человека. Исполняя песню на творческом вечере, КлещЪ местами забывает слова. Мне больше нравится исполнение на итоговом концерте фестиваля "Посолонь" в клубе "Факел" 20 мая 2000 года, вынесенная в бонус к "Остальному". Песня "Всё" проникнута ощущением близкого конца. "Частушки про Жизнь" - это, по словам самого Клеща, "бесконечная" песня: подобно акыну, автор записывает и поет о том, что с ним произошло или происходит в данный момент. Поэтому она исполняется на различных концертах в разных вариантах.

В компиляцию "Недотыкомки" входила "Быль" - песня об очистительной силе боли, которая закаливает человека духовно, возносит в небо. Отчасти можно согласиться с автором.

CD "Остальное" открывает короткая песня "Рубцы", записанная в неизвестное время в неизвестном месте. Истошный крик боли и отчаяния. За ней следуют "Недотыкомки".
Пройдемся по бонусам обоих дисков.

"Всё": "Медсестра Кораблёва" записана в Москве дома у Ивана Минаева. Песня еще в конце 90-х успела попасть в категорию "классики жанра". Монолог от лица пациента психиатрической клиники, которому медсестра делает спасительный укол... Песня "Назло" воссоздает картину экзистенциальной войны, в которой лирический герой одерживает победу вопреки обстоятельствам. По двум CD разбросаны разные варианты - из альбома 1996 года "Рязанская Акустика" и из авторской компиляции "Недотыкомки". Мне больше нравится первая.

Две песни взяты из записи концерта в Одессе у А. Колючкина 18 апреля 1994 года. "Плясовая" - еще одно посвящение Александру Башлачеву. Она строится на музыкальных и поэтических цитатах из песен СашБаша "Похороны Шута" и "Мы Льем Свое Больное Семя". Веселая песенка "Карцнарберг" написана в, так сказать, измененном состоянии сознания. Половина текста - на фонемном языке. И все же Клещу хочется подпевать.

"Акустика Для Сёмы" записывалась в конце 1992 года. Из нее издатели позаимствовали шесть треков. Герой песни "В Промежутке Времен" чувствует себя дискомфортно в ожидании того, "что день грядущий нам готовит". Зарисовка "Я Сижу в Кабинете" написана от лица психически больного, который возомнил себя Исааком Ньютоном и ждет в гости Ленина и Наполеона Бонапарта... "Мне Нужен Дождь" - песня-стон человека, измученного зноем. А дождя он все-таки дождался. Если есть любовная лирика, то почему не может быть нелюбовной, или лирики ненависти? "Не Говори Мне" - один из ее образцов. Текст филологически беспомощен. Но не будем суровы: Клещу в то время было 16 лет. "Я Повернул Выключатель" - неправдоподобная история от лица мертвеца, плод больного воображения автора. А вот рок-н-ролл "Вырвало" невозможно слушать без улыбки. Рвотный рефлекс у героя вызывает звучащая отовсюду попса. Автор переиначивает цитаты из таких поп-"шедевров" как "Нажми на Кнопку" группы ТЕХНОЛОГИЯ, "Секс без Перерыва" трио МАЛЬЧИШНИК, "Делай Как Я" Богдана Титомира, "Ксюша" и "Бухгалтер" Алены Апиной, "Не Плачь, Алиса" Андрея Державина и даже "Я Жду Ответа" группы КИНО.

Завершает CD "Всё" запись выступления с неким Гоги, сделанная 1 сентября 1991 года. Качество настолько отвратительное, что слова разбираются с трудом. Тогда КлещЪ и Гоги играли отвязный панк. Песенка "Ребенок-Парижанин" повествует о приключениях французской семьи, приехавшей в Советский Союз и очень в нем разочаровавшейся. В "Сплошном Маразме" КлещЪ обращается к детским песням, в частности, "Жил-Был у Бабушки Серенький Козлик" и "Два Веселых Гуся" и придумывает собственный конец: каждый куплет заканчивается чьей-нибудь смертью. А в припеве подводится итог: "Сплошной маразм". Песни "Кому Это Надо Всё" и "Медаль" (последняя записана дуэтом с Полей, о которой ничего не известно) - образцы политической сатиры: в первой автор высказывает свое отношение к народным депутатам, во второй - к КПСС.

"Остальное": Две записи с концерта в клубе "Факел" 12 мая 1996 года. "Домой" и "Этот Мрак Предвещает Какой-Нибудь Труп" дополняют и развивают тему экзистенциальной войны, к которой автор обратился в песне "Назло". Герой песни "Обочина" стремится прорваться от мрака к свету, но, похоже, ему не хватает сил... Запись взята с "Рязанской Акустики".
А вот два трека с бутлега "Pi & Moscow" с Алексеем Марковым. "Светик" - великолепная стилизация одесской песни. Павлу Клещу удалось перевоплотиться в бабелевского Беню Крика. "Бабочки" - история, приключившаяся с героем, который перебрал алкоголя и ловит глюки.

"Наркотно-Суицидальная" записана на квартирнике на Речном. Все, о чем поется в песне, кстати, очень веселой, происходит в воображении лирического героя, не более.

Три песни позаимствованы из записи 2007 года под названием "Никогда Не Умирай". Человечество состоит из самых разных людей. Об этом песня "Люди", философская и юмористическая одновременно. "Выкатились Ядра" - снова размышления о жизни. Такое ощущение, будто песня оборвана. Огонь-река из одноименной песни - развернутая метафора жизни. Павел Клещъ - не только философ, но и оптимист до мозга костей.

"Вальс на Пожарище" записан на концерте памяти Михаила Рослякова в клубе "Факел" 29 сентября 1996 года. В данном случае огонь - уничтожающая стихия, которая не может разрушить мир, ибо вслед за пожарищем приходит снег. В строчке "Но ты не печалься, все образуется" читается цитата из летовского "Прыг-Скока": каждый человек смертен. А со смертью наступает избавление от земных страданий.

19 апреля 1994 года в Одессе дома у А. Колючкина была сделана запись "Стихи Безумного Поэта". Название "Волчья Вольница" говорит само за себя: лирический герой превращается в злого волка. "Мусор" с поэтической точки зрения грешит наивностью: герой, озлобившийся на весь окружающий мир, превращается в мусор, при этом не теряя своей гордости. Гитарный аккомпанемент предельно минималистичен - состоит всего лишь из двух повторяющихся аккордов.

Три трека издатели взяли с неизвестной фонограммы "Запись +ранние песни (электричество)". "Пустыня" на текст рождественского стихотворения Иосифа Бродского "Колыбельная" (1992). В художественной картине мира поэта пустыня символизирует единение времени и пространства. В поэтике Бродского пространство горизонтально, время вертикально, а песок - это символ овеществленного времени. В пустыне песок (овеществленное время) достигает своей цели - небытия. Таким образом, пустыня = небытие = ад. Мне кажется, Клещу в музыке не вполне удалось передать настроение стихов Бродского. "Бумеранг" - песня от лица человека, постоянно преодолевающего препятствия. Текст выглядит несколько надуманным. Колесо из одноименной дилогии, вторая часть которой записана в Одессе на концерте у А. Колючкина 18 апреля 1994 года, несет лирическому герою смерть.

Песня "Полковник Шабер" записана на концерте в клубе "Факел" осенью 1995 года. Главный герой, заимствованный из одноименной повести Оноре де Бальзака, плохо чувствует себя в мирной жизни, ибо реализовывать свои возможности может только на войне. В последнем куплете цитируется название повести Габриэля Гарсиа Маркеса "Полковнику никто не пишет".

"Предпохмельная" записана в Москве в театре песни "Перекресток" 27 февраля 2000 года. Ее Павел КлещЪ посвятил памяти Вени Дркина. В музыкальной составляющей угадываются отсылки к песне Вени "Мечта".

"Сладкая Н" исполнялась на концерте в пензенском клубе "Аккорд" 27 марта 2004 года, а написана, по словам самого Клеща, за 13 лет до концерта, т.е. приблизительно в 1991 году. Веселая песня о трагической судьбе. Спасибо Майку за название!

Завершает CD (и всю антологию) стихотворный блок. Три стихотворения записаны на итоговом концерте фестиваля "Посолонь" 20 мая 2000 года, четвертое - в Одессе у А. Колючкина 19 мая 1994 года.

Однажды КлещЪ наткнулся в Интернете на публикацию, в которой Земфира сравнивалась с Диамандой Галас. Родилось стихотворение от лица американской певицы. Камешек в адрес музыкальных критиков, чьи сравнения часто выглядят притянутыми за уши. Одностишие "И свет не в цвет, когда глаз нет" могло бы стать афоризмом. Лирический герой четверостишия "Стать бы мне палитрою" мечтает раскрасить многих, но в итоге довольствуется пол-литрою. Еще одно четверостишие - "Стихи безумного поэта" - написано четырехстопным ямбом и стилизовано под Пушкина.

У изданий есть единственный минус, который заключается в неполноте. Будь я составителем, начал бы с дискографии Павла Клеща - выпустил бы альбом "Рязанская Акустика" и авторскую компиляцию "Недотыкомки". Расположив их на двух CD и снабдив каждый бонус-треками. А потом издавал бы все остальное. Быть может, это когда-нибудь произойдет.

И все же, антология мне очень-очень понравилась. Потенциальный обладатель дисков "Всё" и "Остальное" сможет составить цельное представление о творчестве Павла Клеща, а, возможно, еще и получит массу удовольствия.

Слушать альбомы:
"Всё"
"Остальное"
Заказать CD:
"Всё"
"Остальное"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 27 июня 2022, 21:35
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2022, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.002