Чернавский/Матецкий - "Банановые Острова"


(c) Юрий Чернавский, Владимир Матецкий, 1983
(p) Maschina Records, 2019 (CD, MC), 2020 (LP)
8 tks./T.t. 45:30


Когда мы, учащиеся Курского музыкального училища, слушали этот альбом на бобине под пивко в дружеской компании и, раздобыв два магнитофона, переписывали каждый себе, мы вряд ли могли предполагать, что, спустя 30 с лишним лет, он будет официально издан на всех возможных носителях.

Википедия и некоторые другие источники содержат информацию о том, что "Банановые Острова" якобы попали под запрет. Насчет запрета аргументированно возражу авторам таких публикаций. На первой программе Белорусского радио, которая принималась в диапазоне длинных волн почти на всей европейской территории бывшего СССР, по воскресеньям выходила передача "Моладзі пра музычнае мастацтва" ("Молодежи о музыкальном искусстве"), которую я очень любил и старался не пропускать. В декабре мрачного черненковского 1984 года ведущие передачи представили альбом Юрия Чернавского и Владимира Матецкого. Я был очень удивлён, поскольку до тех пор, полагаясь на недостоверную информацию в каталоге так называемой студии звукозаписи при районном доме быта, считал, что "Банановые Острова" - название группы, а не альбома. Таким образом, точки над "i" расставились сами собой.

Если бы альбом был действительно по-настоящему запрещен, могло ли звучать его название на республиканской радиостанции? Скорее всего, нет. Так что правильнее было бы сказать - не рекомендован к распространению и ротации в СМИ.

Над "Банановыми Островами" работали: Юрий Чернавский (экс-джазовый квинтет Юрия Чернавского, оркестры п/у Бориса Ренского, Олега Лундстрема, Леонида Утесова, Дмитрия Покрасса, Азербайджанский государственный эстрадно-симфонический оркестр п/у Муслима Магомаева, ФАНТАЗИЯ, КРАСНЫЕ МАКИ, КАРНАВАЛ, ДИНАМИК и ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА) - Polymoog, minimoog, синтезаторы "Korg Poly", "Юпитер-4" и "Юпитер-8", саксофон, вокал, соло-вокал, голоса, вокодер, звукоинженер, соло-инструменты, сведение, мастеринг; Игорь Гатауллин (ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА) - соло- и ритм-гитара; Алексей Глызин (экс-ДОБРЫ МОЛОДЦЫ, на момент записи ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, впоследствии - УРА!) - ритм-гитара, бэкграунд-голос; Сергей Рыжов (экс-КРАСНЫЕ МАКИ и ДИНАМИК, на момент записи - ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, впоследствии - РЕЦИТАЛ) - "music man", бэкграунд-голос; Александр Буйнов (экс-СКОМОРОХИ, АРАКС, на момент записи - ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА) - клавишные, бонги, томы, бэкграунд-голос; Юрий Китаев (экс-КРАСНЫЕ МАКИ и ДИНАМИК, на момент записи - ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, впоследствии - РЕЦИТАЛ) - лидер-барабаны, перкашн, бэкграунд-голос; Алексей Тамаров (ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА) - вторые барабаны; Дима Чернавский - бэкграунд-голос; Владимир Матецкий (экс-УДАЧНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ) - продюсирование; Валерий Андреев - саунд-инженер (инструментальная группа); Юрий Богданов - мастеринг; Максим Кондрашов - реставрация, мастеринг. Запись осуществлялась на два двухдорожечных венгерских магнитофона "STM".

В Советском Союзе альбом распространялся в магнитиздате. В 1994 году был издан на CD австрийским лейблом "Apex Records" почему-то без трека "Зебра". В 2013 году лейбл "Мирумир" выпустил "Банановые Острова" на виниле полностью. А в 2019-2020 годах "Maschina Records" переиздала альбом на компакт-дисках, кассетах и виниле.

На обложках всех нынешних переизданий изображен катушечный магнитофон - памятник великой эпохе советского магнитиздата. А прилагаемый к CD буклет снабжен информацией об альбоме.

"Банановые Острова" стали прорывом в отечественной поп-музыке. По сути, это один из первых образцов советского колдвейва/синтипопа. Если не вникать глубоко в содержание песен, можно подумать, что это просто сказки. Но, как написал великий классик, "Сказка - ложь, да в ней намек..." Предлагаю читателю совершить прогулку по трекам.

"Банановые Острова". Музыка и стихи Юрия Чернавского. Симпатичный электронный рок-н-ролльчик, в котором отразились мечты советского человека о путешествиях по экзотическим местам. Все же, в итоге герой песни, будучи патриотом до мозга костей, возвращается к родимым берегам.

"Зебра". Музыка и стихи Юрия Чернавского и Владимира Матецкого. Последнему принадлежит фраза "Зебрус африканус в полоску субвульгарус". Лирический герой рефлексирует по поводу дикого полосатого животного.

"Здравствуй, Мальчик Бананан!" Музыка Юрия Чернавского, Игоря Гатауллина и Владимира Матецкого, стихи Юрия Чернавского, Сергея Рыжова и Владимира Матецкого. Забавная история о маленьком мальчике, который выскакивает из телефонной трубки и делает "ту-ту-ту". Роль мальчика Бананана блестяще сыграл сын Юрия Чернавского Дима. Песня впоследствии вошла в саундтрек к фильму Сергея Соловьева "Асса".

"Становитесь в Очередь за Мной". Музыка и стихи Юрия Чернавского. Автор иронизирует над людьми, которые хотят добиться успеха, не приложив даже минимальных усилий.

Две части альбома цементирует скрытый трек - безымянный импровизационный вокализ Юрия Чернавского на фоне многократно повторяющегося риффа.

"Я Сам". Музыка Юрия Чернавского и Александра Буйнова, стихи Юрия Чернавского. Лирический герой старается защитить свое личное пространство от посягательств извне. Но в советском обществе, как известно, индивидуализму и всему, что связано с частной жизнью человека, не было места. В голосе Юрия Чернавского слышны боль, бессилие и отчаяние. Изюминка песни - продолжительное барабанное соло, которое исполняют Александр Буйнов и Алексей Тамаров.

"Мечта Идиота". Музыка и стихи Юрия Чернавского. Еще один красивый рок-н-ролл с продолжительным джаз-роковым вступлением. Вот уж где Чернавский-саксофонист оторвался по полной! Несбыточные мечты в сочетании с алкоголем могут и до сумасшедшего дома довести. Таков смысловой посыл песни.

"Робот". Музыка и стихи Юрия Чернавского и Владимира Матецкого. Очень грустный сюжет: робота, рассчитанного на 127 вольт, подключают к 220, и он сходит с ума. В финале песни голосом Юрия Чернавского, пропущенным через вокодер, робот просит его выключить.

"Я Иду к Тебе". Музыка Юрия Чернавского и Владимира Матецкого, стихи Юрия Чернавского. Слезоточивый медляк о потерянной любви, который мог бы занять место в репертуаре тех же КРАСНЫХ МАКОВ. Явная неудача альбома. Впрочем, этот трек я воспринимаю как бонус и, переслушивая "Банановые Острова", выбрасываю из плей-листа.

Тем, чья молодость пришлась на период (недо)развитого социализма, альбом Чернавского/Матецкого позволяет вновь погрузиться в атмосферу тех лет с ее очевидными плюсами и минусами. А те, кто помоложе, получат представление о том, что и во времена глубокого застоя создавалась хорошая музыка. "Банановые Острова" - яркое тому подтверждение.

Заказать:
CD
MC
LP

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 30 июня 2021, 22:41
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 5 / 0.003