RELIKT - "Дрэва Жыцця"


(c) & (p) RELIKT, 2019
10 tks./T.t. 41:52


В прошлом году культовая белорусская группа RELIKT вернулась к первоначальному написанию названия: стилизованная единица, подчеркивавшая единственность и уникальность коллектива, уступила место букве "L". Обращает на себя внимание новый логотип группы, созданный на основе шрифта, которым был напечатан Статут (Устав) Великого Княжества Литовского - по сути, первая конституция в Европе. Тем самым RELIKT вписывает белорусскую культуру в целом и свое творчество в частности в европейский контекст.

Шестой номерной альбом группы "Дрэва Жыцця" ("Древо Жизни") имеет со своими "старшими братьями" - альбомами "Лекавыя Травы" ("Лекарственные Травы") и "Kufar" ("Сундук") имеет как сходства, так и различия. В разное время лидер RELIKT Алесь Демиденко пытался дать стилевое определение творчества группы: "Современный белорусский рок/хард-рок с белорусскими народными песнями, с современными звучаниями, со сложными музыкальными размерами и композициями", "world rock", "postworld rock"... Приведенные определения применимы к каждому из упомянутых альбомов. Что касается "Дрэва Жыцця" - мне бы хотелось рассмотреть музыкальную составляющую под микроскопом. И без обращения к истории мировой музыкальной культуры никак не обойтись.

Интерпретация образцов мирового фольклора композиторами-классиками - тема далеко не новая. Достаточно вспомнить хотя бы венгра Ференца Листа, норвежца Эдварда Грига, поляка Фридерика Шопена, украинца Николая Лысенко... Приведу лишь один пример из истории русской музыки: финал Четвертой симфонии Петра Чайковского строится на теме русской народной песни "Во Поле Береза Стояла", которую композитор подвергает варьированию, развитию и драматизации.

Нечто подобное мы встречаем и у RELIKT: народные песни, записанные в разных регионах Беларуси, служат основой для самостоятельных музыкальных произведений. При этом Алесь Демиденко как главный автор очень бережно обращается с первоисточниками, сохраняя аутентичные мелодии и тексты, включая диалектные единицы. Иначе говоря, RELIKT концептуально переосмысливает фольклорное наследие белорусского народа, органично сочетая его с прог-роковыми, пост-металлическими и гранджевыми ходами. Каждая композиция группы представляет собой своеобразное путешествие по архетипам традиционной белорусской вселенной. Важно отметить, что в представляемом альбоме композиции стали короче по хронометражу, при этом не утратив своей балладности и монументальности.

Состав группы не изменился, но обогатился инструментарий. К записи части треков были привлечены сессионные музыканты. Над материалом работали: Владимир Козлов - белорусские дудки, вокал; Виталий Макшун - гитары, Хаммонд-орган, дополнительный вокал; Дмитрий Наркевич - бас-гитара, дополнительный вокал; Алесь Демиденко - ксилофон, глюкофон (с нестандартным строем), ударные, дополнительный вокал; а также: Илона Карпюк-Домбровская (экс-хоровой коллектив ЗНІЧКА, ГОМАН, 5SET5, ILOTRONIC и дуэт ПРАЕКТ-2001, ныне ILO & FRIENDS) - вокал; Юрка Осенник (экс-ZERO-85) - вокал; Александр Ясинский (экс-BOSAESONCA, ныне также VŬRAJ, UNLIMITED TRIO, MORPHE и др.) - многотембровый баян, вокал. Запись, сведение и мастеринг альбома сделал Павел Синила в минской студии "Everest Media", причем сведение осуществлялось на легендарной консоли "SSL 4000" из Лос-Анджелесской студии компании "Yamaha", с которой работали Стиви Уандер, Чет Аткинс, MOTORHEAD и другие звезды. В итоге запись получилась живая, прозрачная и сочная.

Название альбома отсылает к известному у разных народов мифологическому архетипу мирового древа - центра вселенной. В нем отражены такие фундаментальные понятия человеческого бытия как жизнь и смерть, начало и конец, добро и зло. А еще древо жизни - ключевой символ белорусской мифологии и культуры. Это система координат существования человека в космосе: кто мы, что мы, где мы. Юрка Осенник поместил на лицевую сторону обложки дерево Арбор, наполовину с голыми ветками, наполовину с листьями, стоящее в поле на фоне гор. Оформление к CD, выполненное на крафтовой бумаге с использованием серебряной краски - самостоятельное произведение искусства.

В основу композиций, составивших альбом, вошли 10 народных песен из разных регионов Беларуси. Участники RELIKT впервые воспользовались консультациями профессионалов - историка, исследовательницы традиционной белорусской культуры Елены Ляшкевич и этнографа, специалиста по этническому певческому исполнению Ирины Мазюк. Эти песни создавались, быть может, несколько столетий назад. Тем не менее, сегодня они сохраняют свою злободневность: меняются сам человек, его образ жизни и способ существования, а поступки и эмоции остаются прежними. В каждой из песен - своя история, иногда - глубокая трагедия взаимоотношений между людьми.

В центре песни "Ужо Вясна" ("Уже Весна") - острый контраст: на фоне картин пробуждающейся природы происходит расставание парня и девушки. Героиня песни "Татачка" ("Папочка" или "Батюшка") обращается к отцу с просьбой помочь разгадать странный сон. Отец разгадывает символику сна и предсказывает дочери несчастье в семейной жизни. "У Ляску" ("В Леске") вносит некоторое успокоение. В песне повествуется о том, как в лесу строят церковь с тремя окнами, каждое из которых освещается соответственно звездой, Луной и Солнцем. "Цёмная Ночка" ("Темная Ночка") во всей полноте отражает чувства героя в ожидании нашествия татар, о котором его предупреждает любимая девушка. Удачная находка - элемент инсценировки: роли молодого человека и девушки играют соответственно Владимир Козлов и Илона Карпюк-Домбровская. "Не Задавай Сэрцу Тугі" (в приблизительном переводе - "Не Позволяй Сердцу Тосковать") - смысловая кульминация альбома. К слову, первоначально композиция имела рабочее название "Дрэва Жыцця". Ее философская идея сформулирована Юркой Осенником в произносимом им монологе (привожу в собственном переводе с белорусского): "Бессмертен только тот, кто любит. Он в каждую минуту проживает столетие. И он - враг смерти..." Герой песни "За Тынам" ("За Оградой") плывет по морю и тоскует по далекой возлюбленной. "Надоело" - песня-совет, актуальный для каждого из нас: мы можем - если захотим - справляться со своими неудачами сами. Очень красивый проигрыш в середине песни, в котором баян и гитара сначала ведут полифонический диалог, затем звучат одновременно. "Туман у Мора" ("Туман в Море") - печальная история о том, как казак обманывает девушку, воспользовавшись ее доверием. Песни "Дзяўчына Плача" ("Девушка Плачет") и "Дзеўкі" ("Девушки") во многом поучительны и сегодня, хотя их смысл изменился: в далеком прошлом девушка, вышедшая замуж, уходила в дом мужа, где сталкивалась с враждебным отношением со стороны его родни. Сегодня вопрос ставится иначе: прежде чем вступать в брак, следует тщательно взвесить все "за" и "против", чтобы не пришлось сожалеть о своем выборе.

Лично для меня "Дрэва Жыцця" - альбом, лишенный недостатков, изъянов и слабостей, стопроцентная удача группы RELIKT. Настоятельно советую и рекомендую: слушайте, переслушивайте и прикасайтесь к Древу Жизни!

Слушать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 03 февраля 2020, 06:17
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2020, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.001