СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ - "Мизантропия"


(c) СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 2016
(p) Polygon Records/ZBS Recordz, 2016
9 tks./T.t. 35:28


"Мизантропия" и ее "старший брат" "Всё Внутри" имеют как сходства, так и различия. Во-первых, СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ всегда остается легко узнаваемым. Во-вторых, и "Всё Внутри", и "Мизантропия" - от и до концептуальные альбомы. В-третьих, стихи Александра "Ренегата" Леонтьева глубоко литературны (в чем обладатель CD легко может убедиться, прочитав их на вкладыше), а музыка у СФ, извиняюсь за тавтологию, глубоко музыкальна. Иначе говоря, участники СФ проявляют высокую требовательность в подходе к поэтической, музыкальной и исполнительской составляющим.

Главное же отличие второго альбома от дебютного состоит в саунде. Для воплощения его концепции потребовалось более жесткое, скрежещущее звучание гитар; также использовались гитары с нестандартным строем. "Мизантропия" записывалась и сводилась в Финляндии. А финны, как известно, в тяжелой музыке асы.

Кто-то слышит в песнях СФ саги, кто-то находит в них сказки для взрослых, кто-то обнаруживает притчевость. Что же, возможно, каждый по-своему прав. Мне же мои скромные познания в области литературоведения и теории литературы позволяют - с определенной долей условности - обозначить жанр поэтического субтекста "Мизантропии" как антиутопию. Или по-русски - предупреждение. О чем же предупреждает нас Ренегат?

Достаточно взглянуть на обложку, чтобы понять, насколько серьезна концепция альбома. Картина, положенная в ее основу, настроенчески перекликается с гравюрой Эдварда Мунка "Крик". Норвежский художник-экспрессионист изобразил человека с раскрытым в крике ртом, к которому реальность остается безучастной. Здесь также мы видим кричащего человека; вокруг которого идет война. А пули на развороте - иллюстрация к песне "Революция На Вылет".

Заглавный номер, очевидно, навеян философией Артура Шопенгауэра. Мизантропия - синоним человеконенавистничества. Однако в песне нет и намека на ненависть. Автор гневно обличает человеческие пороки - лживость, жестокость, алчность. Мне кажется, название "Мизантропия" больше подходит для следующей песни - "Презирать И Ненавидеть": мы часто ищем сомнительное спасение от окружающей действительности в Интернете, где каждый сам себе "вождь, мудрец, неоспоримый лидер". Итогом такого бегства становится самообман... Герою песни "Каждую Ночь" снится один и тот же сон - мертвые люди. Холодно, тоскливо и безнадежно... "210" - гимн скорости, выдержанный в темпе presto. Отринь все проблемы, почувствуй себя свободным - таков смысловой мессидж песни. "Революция На Вылет" и "Поднимая Знамя" образуют антивоенную дилогию. В обеих песнях затрагивается тема войны: в первой - гражданской, братоубийственной, во второй - священной. Важно отметить, что музыканты продумали звучание песен: в "Революции..." оно максимально плотное и жесткое, в "Поднимая Знамя" - наоборот, прозрачное и чистое.

В альбом "Всё Внутри" входила инструментальная композиция "Танцуй, Король". В "Мизантропии" же она превратилась в песню-сказку с печальным концом: танцы главного героя заканчиваются смертью. "Любовь И Время" - рефлексия на тему фильма Саймона Уэллса "Машина времени": молодой изобретатель (в фильме - профессор Александр Хартдеген) создает машину времени и раз за разом отправляется в прошлое, чтобы спасти любимую от случайной пули. Но та все равно погибает. Судя по последним строкам песни, изобретатель все же не теряет надежды... "Последний Человек На Земле" - грустный конец: Александр Леонтьев тонким штрихом рисует опустевший город и одинокого человека, которому ничего не остается как уйти. Заключительные строки песни содержат обращение: "Последний человек на земле, не уходи!" Финальный мажорный аккорд внушает оптимизм.

Таким образом, Александр Леонтьев как автор показал один из сценариев развития событий - мрачный и угрожающий: если люди не одумаются, может произойти то, о чем повествуется в песнях альбома "Мизантропия".

Сегодня очень многие воспринимают СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ как продолжение КОРОЛЯ И ШУТА, на концертах ждут от Александра Леонтьева с сотоварищами песен Михаила Горшенева, которые те с удовольствием исполняют. Популярность СФ безусловно связывается поклонниками с КИШ. Мне же музыка СЕВЕРНОГО ФЛОТА кажется гораздо более интересной, чем была у их предшественников. Александр Леонтьев в своих интервью постоянно говорит, что СФ музыкально отталкивается от КИШ. Что же, возможно. Но, я бы сказал, переосмысливая "королевско-шутовские" традиции, группа Александра Леонтьева (все музыканты которой играли в КИШ) создает нечто новое, имеющие с первоисточником все меньше и меньше общего. На мой взгляд, композиции СФ не годятся для танцев или в качестве звукового фона. В них надо вслушиваться внимательно и сосредоточенно, вникать вдумчиво и глубоко. Все ли поклонники группы вслушиваются и вникают? Очень сомневаюсь...

Вывод: в настоящее время СФ остается одной из непонятых (или неправильно понятых) команд. Увы...

Слушать альбом
Скачать альбом (скачивание платное):
Apple Music
Deezer

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 05 октября 2016, 00:38
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииСЕВЕРНЫЙ ФЛОТ - "Всё Внутри"Валерия Соколовская26.02.2015
РецензииСЕВЕРНЫЙ ФЛОТ - "Live In Moscow"Геннадий Шостак26.04.2017
Статьи"Мизантропия"... и не только (СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ в клубе "Re:Public", Минск, 2.10.2016)Геннадий Шостак06.10.2016

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.009