Три очень разных альбома (Артём Белов, Юлия Тузова, Ч.Ч.)
Три очень разных альбома людей, выросших на рок-музыке, но не пытающихся играть рок-музыку. Слушая эти записи, можно полностью абстрагироваться от каких-то жанровых привязок, форма здесь - только часть личной истории каждого музыканта. Не музыкант играет в стиле таком-то, а тот или иной стиль органично, без нарочитой эклектики врастает в звуковой мир музыканта. Три очень разных альбома от авторов, переболевших словоблудием "русского рока" и пишущих ясные и яркие тексты, в которых чувствуется настоящая поэзия.
Артём Белов - "Королева Ветра"
(с) & (p) Артём Белов, 2012
Если бы я вдруг стал контролировать репертуар нынешних российских радиостанций, ставил бы песни Артёма Белова подряд - часовыми блоками. Одуревшим от постоянной эмоциональной накрутки людям полезно слушать спокойные умные добрые песни - песни без надрыва и декадентства. Автор этих песен не только продолжает лучшие традиции так называемого "русского рока", но и умудряется избегать худших традиций этого направления.
"Королева Ветра", как и предыдущий альбом Артёма "Радость Моя" - своего рода отчёт за год, записанный столь же аскетично: голос, акустическая гитара. Здесь нет ни вокальной, ни инструментальной виртуозности, но Артём из тех людей, что каким-то чутьём быстро нашли собственное звучание, и потому его бесхитростное исполнение слушается как музыка, а не как утомительное немелодичное бормотание под неритмичный аккомпанемент. Однако, при всей их самодостаточности, эти песни могут оказаться интересными не только для простого слушателя, но и для аранжировщика.
В текстах никакой зауми - всё просто, ёмко, а чувство меры помогает Артёму достигать смысловой глубины. Если ирония - то добрая, если печаль - то светлая. Автор не пытается использовать свою чувствительность для того, чтобы "завести", "зацепить" или "раскачать" слушателя. Альбом "Королева Ветра" - приглашение к ещё одному трезвому, спокойному искреннему разговору.
Юлия Тузова - "Подлежащее"
(с) Юлия Тузова, 2012
(р) Выргород, 2013
Игрушечный джаз. Но игрушки неподдельные, так что всё по-честному. Да если присмотреться и прислушаться, то игра для Юлии Тузовой - это способ переживания хрупкости бытия. Никакого бегства, в прикосновениях не страх, а осторожность. Танец - более заметное для глаз действие, чем пение. Но в пении и поэзии Юлии что-то общее с танцем, несомненно, есть - это острота, непосредственность реакций. Но это очень осторожное, бережное реагирование. Возможно, поэтому здесь нет ни меланхолии, ни надрыва.
Песни Юлии кажутся неотделимыми от её манеры пения, от её природных данных - тембра голоса, интонаций. А для тех, кто эти песни любит, "Подлежащее" - радость, ведь наконец-то состоялась полноценная студийная работа, и целых девять песен зазвучали так, как до этого можно было только мечтать. Мечтать можно и о том, чтобы Юля выступала с таким же составом музыкантов, как на этом альбоме (Анна Малышева - гобой, Петр Акимов - виолончель, рояль, Сергей Проворов - контрабас, гитара, мандолина, Евгений Попов - контрабас (4, 7, 8), Денис Маринкин - барабаны). Особенно хорошо сочетается с её голосом звук гобоя. Но, увы, нынче даже в большой и беспорядочной Москве не так уж много мест, где адекватно прозвучит музыка, записанная на этом альбоме: это должны быть не просто клубы, это должны быть маленькие концертные залы с хорошей акустикой, куда люди приходят слушать музыку, без всяких там "заодно выпить и поболтать".
Третий альбом петербургской группы Ч.Ч. - дуэта Юрия (вокал, гитара, сэмплы, автор песен) и Марал (вокал, флейта, губная гармоника, най, перкуссия) Чиковани - дерзаю назвать их своеобразным дебютом. Потратив годы на сочинение, осмысление, аранжировку и запись этих композиций, Юрий и Марал создали нечто, стилистически и исторически уходящее корнями в их предыдущие работы, но в то же время кардинально новое. Хотя в целом музыка Ч.Ч. относится к фолк-року, но в песнях Юрия очень своеобразная мелодика, обусловленная не только его мышлением композитора, но и его интонациями вокалиста. Можно сказать, что, отказавшись от использования традиционной ритм-секции и приглашения музыкантов со стороны, Юрий и Марал адекватнее отобразили своё особенное звучание, выработанное ими на многочисленных выступлениях дуэтом. Кстати, в некоторых аранжировках очень ясно ощущается и классическое музыкальное образование Юрия и Марал. Надо сказать и то, что усовершенствовался поэтический язык Юрия. Но главное отличие от предыдущих работ в том, что альбом "...Собирать Камни" - внесубкультурное явление. В новом альбоме Ч.Ч. не слышно рефлексии по поводу конкретных эпох и обстоятельств, - он про всех и про каждого. "В каждом из нас звучит радио Неба..."