Детки в клетке. Избирательный обзор российской инди-сцены 2009 года (ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА, КУБИКМАГГИ, БАРТО, TRANSLIT)


Прошедший 2009 год для российской инди-сцены был отмечен несколькими чрезвычайно удачными релизами, о четырёх из которых, вызвавших лично у меня наибольший эстетический зуд, я и хотел бы рассказать.

ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА - "Лаокоон"
(с) Церковь Детства, 2009
(с) & (р) Выргород, 2009


ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА - мой фаворит среди отечественных групп. Коллектив из Ростова, российской столицы сексуальных маньяков, адепты кроторианства (стёб над краулианством?), религии подземных жителей, являет собой типично марли-гребенщиковскую формулу группы: лидер Денис Третьяков + все, кто с ним играет. Песни Третьякова уже с десяток лет циркулируют в Сети, и только этим июнем датирован дебютный диск. О "Лаокооне", выпущенном самым мрачным на постсоветском пространстве лейблом "Выргород", можно говорить долго. Тексты ЦЕРКВИ ДЕТСТВА насквозь мартирологичны: по сюжету постоянно кто-то умирает, это dura lex. Прослушанный на фоне нескольких выдающихся концертных записей группы, альбом кажется вяловатым; но вылизанность саунда заглушается имманентной мамлеевской жутью (которая, впрочем, в сотни раз старше Мамлеева) в чередующихся куплетах-заклинаниях. Песни группы тяжело слушать физически - и это не только дикий дискомфорт от всех этих щемящих "пусть будет пухом земля тебе под камушком", заставляющих вспомнить, что человек отвратительно смертен: какая-то провинциальная безнадёга, непротивление неизбежному злу, открытость бездне сквозит в строках "Лаокоона". Третьяков будто извиняется: ну да, вот так мы живём... К слову, подобные мотивы характерны и для его земляков (УРБЛЮД ДРАМАДЕРЪ, УТРО, ТАМ! НЕТ НИЧЕГО!), что можно характеризовать как специфически ростовское звучание.

Ключевое понятие в философии группы - инфантицид, война взрослых против детей, мёртвого против живого, причастность чуду детства, которое мы все с разной степенью интенсивности просрали. ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА - это, по сути, "ребятам о зверятах": сложнейшие экзистенциальные проблемы подаются нарочито незатейливым языком, а интеллектуал Третьяков небезуспешно примеряет на себя одежки пацанства.

Две интонационно перекликающиеся вещи с отчётного альбома, "Мама" и "Папа", даже обвинительным приговором родителям сложно назвать, настолько много там пресловутых слезинок ребёнка, канонизированных Достоевским:

Мама, мама, не размахивай ремнём,
Всё равно мы все умрём.

("Мама")

В советских хрестоматиях для дошкольников такие стихи классифицировали как потешки, но вряд ли этот мрачный юмор может тешить:

А у папы дети,
У детей - собака,
У собаки - блохи,
А у блох есть папа.

("Папа")

Канализация переживаний подчас складывается в причудливую космогоническую метафору:

На родительских выходных мы закусываем икрой,
И родные ворочаются под землёй,
И от этого вертится шар земной.

("Пузырь")

И в заключение - рафинированная тоска, не разбавленная примесью смыслов:

А рай - это кладбище в колхозном лесу:
Собаки твой крест обоссут.

("Лаокоон")


КУБИКМАГГИ - "Оно Не Требуется"
(с) Ulitka Records, 2008

Правило о детях гениев сделало для Ксении Леонидовны Фёдоровой счастливое исключение. Уже дебютный альбом собранной ею группы КУБИКМАГГИ под названием "Оно Не Требуется" стал предметом категории must have для меломанов.

Пожалуй, КУБИКМАГГИ - самая нервная российская группа. Их выступление на "Джаз-Коктебеле" прошлой осенью, окутанное флером декадентской рефлексии, внесло холодную нотку в мажорную - во всех смыслах - начинку сет-листа и лично для меня стало главным открытием фестиваля. Атональный мелодизм композиций и джойсов поток сознания, глоссолалия на грани вербальной истерики, любовь к синтаксису - всё это подкупало.

На диске группе, к счастью, удалось сохранить большую часть концертного шарма. Студия не убила отнюдь не жеманные всхлипы, визги и прочие изыски вокала Ксении. Песни - о жизни человека на ветру:

И повесят небо выше
И раздвинут шторы шире
Для меня всё не так.
И зажгут опять все лампы,
Не оставив даже тени -
Тени дня, для меня.

("Штирлиц")

Музыка группы преследует слушателя, делая подчас погружения на немыслимую глубину фри-джаза и выныривая едва ли не госпельным взвизгом. Нельзя не отметить прекрасный музыкальный вкус участников коллектива: прослушивание западных авангардистов вроде BLURT, Кэптэна Бифхарта или Отомо Йошихиде прослеживается в промышленных масштабах.

Тишина молчит мне,
И я молчу ей.

("Космонафт")

Упаси господи на основании одних родственных связей сводить КУБИКМАГГИ к женскому инварианту АУКЦЫОНА, но в ряде моментов аналогии проводятся сами собой. У двух этих групп сходный печальный гештальт-ландшафт:

Тонкий звук
Ляжет на плечо
И исчезнет всё
и исчезнет.
Всё.

("Тонкий Звук")

Но где тонко, там и рвётся. Ломким голосом Ксения Фёдорова, принцесса абсцесса, королева бездноколонки, выводит тревожные трели. Зыбко, маревно, хаотично - да. Но хаос КУБИКМАГГИ выверен на волос: сложные пространственные фигуры отдельных композиций непонятным образом стыкуются на своей далёкой от понимания орбите, образуя простенький, знакомый со школьной скамьи куб(ик).


БАРТО - "Секс, Насилие И Хорошее Настроение"
(p) Восход/Союз Мьюзик, 2009

Московская группа БАРТО сполна оправдала авансы, дававшиеся ей в 2006-м, с выходом на лейбле АК Троицкого "Восход" их одноимённого дебютного альбома. Новая пластинка "Секс, Насилие И Хорошее Настроение" (название заимствовано у культового в маргинальных интеллектуальных кругах немецкого режиссёра Йорга Буттгерайта) - это Апокалипсис, наблюдаемый из многоэтажки на окраине Москвы; блестящий учебник современной политэкономии для (вечных) чайников. Вкратце: названное в честь поэтессы Агнии Барто, лауреата Сталинской премии, московское трио Мария Любичева - Алексей Отраднов - Илья Маркин активно эксплуатирует характерные дискотечные мелодии, снабжая их гиперироничными текстами в духе "новых левых".

За тобой стоит молодость, за тобой следит власть
Предлагая наличными голод и страсть,
Тихо дышит в затылок и медленно ждёт
За одно тебя хвалит, за другое ебёт.

("Голод")

Группа, полагаю, могла появиться только в современной передозированной пафосом Москве. Мажор - герой нашего времени; ему посвящена одна из наиболее поэтически удачных вещей на пластинке - "Хочу":

Хочу в белых брюках на фоне синего моря
Свою галерею с картинками детского горя
Дворецкого на входе в нелепых носках
И слизывать икру с чужого твердого соска.


В целом же БАРТО, как и любые другие сочинители гимнов (а их боевик "Скоро Всё Ёбнется" - это именно что гимн (он же - эпитафия) России по состоянию на январь 2009 года) берёт свои висты отнюдь не качеством и метафоричностью текста, а зубодробительной образностью и чёткой дихотомией "мы/они":

Хочу в девяностые, назад к бандитам,
Бритые головы, яйца небритые.

("90-е")

БАРТО хочется растащить на цитаты. Порой песни группы оставляют впечатление пережёванной философии, порой - интеллектуальной игры (на выбывание) в переосмысление реальности. Иногда - игра в эпатаж ("Дуче", "Коммунист"), иногда - слёзопробивной лиризм, чистая эксплозия эмоций ("Пассажир").

БАРТО едва ли не лучше всех своих коллег по музыкальному цеху препарирует Zeitgeist. Группа не чуждается плакатности, но не стоит обольщаться строчками "я не вижу больше смысла в этой стране"; из уст, скажем, Виктора Цоя они прозвучали бы приговором, а в исполнении БАРТО они, как ни печально - обще место.


TRANSLIT - "Тихо"
(p) Ulitka Records, 2008

До выхода этого диска группа проживающих в Амстердаме эмигрантов TRANSLIT (они же - ТРАНСЛИТЕРАЛИ) во главе с Андреем Смуровым представлялась эдаким форпостом русского авангарда на (диком) Западе. Существовавшая до 2007 года в форме дуэта Смуров-Щенников, она претендовала на правопреемственность от нескольких поколений русской зауми (Введенский, Поплавский, Айги - всё реферировано, всё резюмировано). Судить о направлении творчества группы в условиях дефицита копий первых двух альбомов можно было по блестящей, карающей святым авангардом поэзии Смурова на диске "Красота" Фёдорова/Волкова (впрочем, тоже раритетном).

Третья же пластинка "Тихо" (если считать с концертным бутлегом Андрея Смурова и Артура Молева "Вафрель/Океан Клякс" - четвёртая), привычно вышедшая на фёдоровском лейбле "Улитка", засвидетельствовала, что играть они умеют по-разному. Втрое увеличившийся состав группы оказался неожиданным продолжателем (увезли Россию с собой!) традиций русского рока. Тут тебе и ВОСКРЕСЕНИЕ, и ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, и поэтика Майка.

Я не умею писать многокуплетных песен,
Я кроме себя самого мало кому интересен,
Я неважно сплю по ночам и нередко чувствую страх -
Мне на это насрать.

("Я Забываю")

Впрочем, тем ценнее отдельные наплывы авангардного сознания, во время которых (в частности, в композиции "Любо") TRANSLIT начинают "безмерное замирным полнить", как Свидригайлов, который всё собирается в свой Шугейзерленд.

Ты знаешь, что ты где-то, ты знаешь, что ты есть,
Ты помнишь, что ты кто-то, по крайней мере, что-то,
Прекрасное, как радость, доброе, как весть,
Плывущая сквозь радио- и теленечистоты.

("Где-То")

Счастье найти -
Предел во плоти.
Иди - не иди...
Ищи - не ищи...

("Ищи")

Альбом "обычнее" своих творцов - вот какая штука. TRANSLIT сделали уверенный шаг в изведанное. И голос Смурова, долетающий к нам из прекрасного далёка, содержит не так уж и много смури. Очень милая пластинка для тех, кто не похоронил в своём сердце Русский Рок.

Автор: Сергей Гарагуля
опубликовано 13 января 2010, 09:56
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА - "Минные Поля"Старый Пионэр21.09.2006
РецензииЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА - "Концерт В Могилёве"Владимир Е. Обломов10.10.2007
СтатьиКсения Фёдорова (КУБИКМАГГИ): "Не люблю разделения на женское и мужское"Сергей Гарагуля04.10.2010
РецензииБАРТО - "Привет! Тоталитаризм"Олег Гальченко06.05.2013

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 9 / 0.022