Черный Лукич - "Квартирник у Егора"


(c) ГрОб-Records, 1987
(c) Шишка С Перцем Records, 2002
(p) Ur-Realist Records, 2003 (CD)
40 tks./67:45
(c) & (p) Выргород, 2004 (MC)
37 tks./59:33


Архивная запись одного из наиболее ярких (и лучших) представителей сибирского андеграунда, наконец-то, спустя 16 лет, материализовалась в CD-формате неожиданным для "Ur-Realist'а" тиражом в 1.000 экз. Что ж, как гласит народная мудрость, лучше поздно, чем никогда.

Название не совсем адекватно: это скорее не квартирник, а посиделки в теплой дружеской компании с участием подруги Лукича Оксы, тогда еще никому не известной Янки Дягилевой и Егора Летова (в качестве не только хозяина квартиры, но и "крестного отца", которому Черный Лукич, безусловно, обязан своей известностью). Вот как комментирует эту запись сам Егор в "ГрОб-хрониках": "...Это, собственно, акустический часовой квартирник, бурно состоявшийся либо в самом конце декабря 1987-го, либо в первых числах 1988-го у меня дома. Публика себя вела очень весело и раскрепощенно - орала, подпевала, хлопала, топала, пыхтела и т.д. и т.п." (Егор Летов. Я не верю в анархию/ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. Дайджест. - М., 1997, с. 73). "Квартирник..." знаком коллекционерам записей отечественного андеграунда: в свое время эта запись ходила по рукам, а нынче гуляет в Интернете.

Стилистику тогдашнего творчества Димы Кузьмина Летов не без основания обозвал "панком в белых перчатках". Материал всесторонне отражает ранний творческий период Лукича. Песни очень даже разные - по форме, содержанию, художественным достоинствам. Некоторые из них ("Кончились Патроны", "Мы Из Кронштадта", "Доброе Утро", "Мой Недуг", "Будет Весело и Страшно") благополучно дожили до наших дней и до сих пор исполняются на концертах. Другие Лукич после произошедшей в нем переоценки ценностей не исполняет по, так сказать, автоцензурным соображениям ("Сталинские Дети", "Праздник Вянущих Гвоздик", "Сталин, Партия, Комсомол") - эти песни вряд ли когда-либо будут переизданы... А тогда, в 1987-м, все были молоды, в меру наивны и безмерно веселы, иным было отношение к миру и собственной жизни, иной была система ценностей, в которой родная политическая реальность воспринималась лишь как повод для зубоскальства: история Отечества, ее мифы и реальные события, героические и позорные страницы, - все подвергалось ироническому переосмыслению в духе соц-арта. Для усиления выразительности Лукич использовал цитаты из советских песен, видоизменяя их или помещая в сниженный контекст. Так, в "Предвыборной" мастерски пародируются и популярные лозунги, и сам жанр частушки. При этом публицистикой Дима Кузьмин не ограничивается. В ряде песен ("Штурмбанфюрер", "РСДРП(б)", "Густав", "Бесхитростный Жучок", "Лейтенант Киреев", "Оля", "Одеяло "Джузеппе""...) проявилось влияние детских стишков Даниила Хармса, выразившееся в подчеркнутой алогичности, гротескности, нарочитой примитивности. Нельзя обойти вниманием и песни экзистенциальной направленности, в которых своеобразно трактуется тема смерти (возможно, не без посредства Игоря Федоровича) - такие как "Ночь Близка" (она же - "Волшебная Сказка"), "У Окна" (другое название - "Дождь"), "Осень"... Правда, у Лукича экзистенциализм уравновешивается сократической позицией, которая заключается в спокойном восприятии смерти как объективной данности. Очевидно, этим объясняется отсутствие в песнях Димы Кузьмина надрывов и истерик.

На слабых вещах намеренно не останавливаюсь: во-первых, это не студийная запись, а, как говорилось выше, посиделки в дружеском кругу, во-вторых, творческие неудачи вполне закономерны в процессе поиска собственного пути, в-третьих, когда слушаешь эту запись, о ляпах и неудачах напрочь забываешь, - она настолько живо и непосредственно передает атмосферу произошедшего в этой легендарной квартире, что у людей с соответствующими эстетическими запросами, - к числу коих относится и ваш покорный слуга, - неизбежно возникает ощущение собственной сопричастности ко всему этому действу...

Техническая сторона релиза не может не вызвать нареканий. Увы, издателям так и не удалось добраться до оригинала записи, который хранится у Егора Летова. Пришлось довольствоваться несколькими копиями разного качества, предоставленными самим Лукичом. Поэтому последовательность песен в официальном издании была несколько изменена, из него оказались выброшены "Дед Никифор", "О-о-ри О-о-ра", "Сплошное Говно" и "Апокалипсис" - их можно услышать только на неофициальной записи "Квартирника...". В то же время - очевидно, в качестве компенсации - были неизвестно откуда добавлены "Кучи В Ночи", "Колыбельная" (она же - "Одеяльце", она же - "Миша Горбачев") и "Штурмбанфюрер". Обращают на себя внимание и разночтения в названиях композиций на официальном и самописном вариантах: так, "Афган" в издании называется "Military Country", "Серые Люди" - "Дети Короткой Тьмы", "Первое Мая" - "Булочка с Маком", "Я Люблю Мента" - "За Все Подряд"... Впрочем, в ходе подготовки релиза названия наверняка согласовывались с автором. А истинные фаны Лукича все равно опознают песню, как бы она ни называлась.

CD дополнен бонусом - четырьмя песнями из акустического концерта на Керамзитке 1994 г., по которым можно судить о творческой эволюции Димы Кузьмина. В "Бесполезном Дне" во всей полноте реализуется сартровская идея "заброшенности в мир". В следующей за ней "Далеко-Далёко" передана целая гамма экзистенциальных состояний. Но и здесь уравновешенность манеры подачи не изменяет Лукичу. "Суровая Нить" посвящена Янке. "Косолапый Зверь" - песня, написанная, по всей видимости, в память об умершем друге, исполненная глубокого трагизма. Качество бонуса не выдерживает никакой критики: песни записаны с чудовищными искажениями, которые раздражают и мешают восприятию.

Оформление под стать записи - без претензии на высокое качество. 8-страничный буклет содержит любительские фотографии Лукича, Егора, Янки и их друзей. Краснобуквенные надписи на обложке можно воспринимать как символ активности, творчества, проявления яркой индивидуальности, стремления к новому... И далее - по Максу Люшеру. Все перечисленное в немалой степени присуще Лукичу. В качестве комментария к записи использованы фрагменты его интервью, взятого для книги "Янка". Дима Кузьмин делится воспоминаниями о сотрудничестве с Егором Летовым, о записи своих первых альбомов, объективно оценивает роль, которую сыграли Егор и Янка в развитии феномена, именуемого "сибирским панком", сетует на публику, приходящую нынче на концерты: "...когда смотришь на этих, извиняюсь за выражение, подонков на концертах, которые и на мои приходят, и на Егоровские особенно обильно, когда смотришь на этих уродов, - трудно вообще себе представить, что... Мы что - отцы всего этого ужаса, что ли?.." Увы, текст, напечатанный красными буквами, положен поверх бледно-серых фотографий, что делает его неудобочитаемым. Неверно указан хронометраж диска: общее время его звучания - не 69.20, а 67.45.

Кассетный вариант "Квартирника..." несколько отличается от CD. По причине отвратительного качества записи издатель ограничился лишь одним бонус-треком - песней "Косолапый Зверь", которая не вошла ни в один альбом. Фотографиям придан коричневый оттенок, надписи сделаны желтым цветом. Из трек-листа на вкладыше по недосмотру дизайнера выпал №29 - "Телега".

Перефразируя известный афоризм Бернарда Шоу, можно сказать: альбомы много выигрывают, когда их не слушают. От себя добавлю - те, кому они не адресованы. Выпуск "Квартирника..." смогут по достоинству оценить фаны Лукича, за которых можно лишний раз искренне порадоваться. Вызывает глубокое сожаление лишь то, что альбомы СПИНОК МЕНТА, если когда-нибудь и увидят свет, то в кастрированном виде: все сомнительные, с точки зрения Лукича, песни будут вырезаны беспощадными авторскими ножницами. Что ж, хозяин - барин, ему решать.

Что касается автора настоящих строк, который также вправе иметь и высказывать собственное мнение, - я категорически убежден в том, что все архивные материалы следует издавать только и исключительно в первоначальном варианте, со всеми pro et contra: ведь их историческая и коллекционная ценность с годами не снижается, а для кого-то, быть может, и возрастает.

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 19 августа 2006, 13:09
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (31) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЧерный Лукич - "Мария"Максилла Кузнецов19.11.2004
РецензииЧерный Лукич - "Будет Весело и Страшно" & "Девочка и Рысь"Юлия Боровинская08.06.2009
РецензииЧерный Лукич - "Кривое Колено"Юлия Боровинская09.12.2012

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.009