Зарегистрирован: 25.07.2004 Сообщения: 1101 Откуда: Беларусь
16 Дек 2016, 17:42 - RE1IKT - "Kufar"
(c) & (p) RE1IKT, 2016
9 tks./T.t. 43:42
Свой пятый номерной альбом группа RE1IKT записывала в классическом составе: Владимир Козлов - казу, мелодика, электромандола, вокал; Виталий Макшун - гитары; Змитер Наркевич - бас; Алесь Демиденко - барабаны, перкуссия. К работе над двумя треками привлекались сессионные музыканты, о которых будет сказано ниже.
Если сравнивать "Kufar" с предыдущим альбомом "Лекавыя Травы" ("Лекарственные Травы"), можно находить как сходства, так и отличия, которые, при всей своей бинарной оппозиционности, образуют нерасторжимое целое.
Первое сходство заключается в концептуальности обоих альбомов, а концепция представляемой работы - в свою очередь, в различии. Слово "куфар" переводится с белорусского как "сундук". Можно представить себе сундук, в который мы складываем вещи, разные по предназначению и в то же время нам одинаково нужные и дорогие. Альбом же включает в себя как народные песни из различных регионов Беларуси, так и авторский материал, причем музыка и тексты принадлежат разным участникам группы, а одна - на стихи классика белорусской поэзии. Все песни разные по содержанию, настроению и стилистике. Сам альбом внешне также напоминает сундук. Оформление, выполненное художниками Андреем и Галиной Аксамит, фотографом Андреем Дубининым и самим Алесем Демиденко, выдержано в фолковой стилистике; на лицевой стороне обложки изображены четыре музыканта, чем-то напоминающие участников RE1IKT. Здесь Галина Аксамит использовала маляванку - белорусскую народную декоративную роспись.
Еще одна пара сходства и различия определяется местом работы: половина материала (5 первых треков) записывались в Ольштыне (Польша), в "Studio X" известного звукорежиссера и саундпродюсера Мартина Килбашевского, там же, где и "Лекавыя Травы". Потому их звучание осталось прежним. Работа над остальными треками шла в разных студиях Минска, что сказалось и на саунде. Но такой разнобой пошел альбому только на пользу.
Гораздо сложнее со стилистикой: общо и приблизительно ее можно определить как хард-арт-фолк-пост-рок. Однако Алесь Демиденко с сотоварищами испытывали влияние и других музыкальных культур - фольклора, исполнителей и коллективов разных стран. Правильнее было бы заменить "фолк" термином "world music" (к слову, лидер RE1IKT полушутя предложил новые понятия - "world rock" и "post world rock"). Местами возникает ощущение, будто к аранжировкам приложил руку сам Владимир Мулявин.
Альбом открывается песней "Chvali Času" ("Волны Времени"). Мы живем "здесь и сейчас" и нам следует беречь время - таков ее смысл. В стремительном темпе и мощных гитарных риффах ярко отражается течение времени. Свадебная песня "Svatočki" ("Сваточки") была записана в деревне Холопеничи Крупского района Минской области от Марии Семеновны Амос. Мелодия несколько видоизменена, а композиция, построенная на ее основе, превратилась в монументальное полотно. В двух композициях - восьмиминутной психоделической "Kropla" ("Капля") и обращенной к альтернативному року 90-х "Navalnica" ("Гроза"), отмеченной сверхсложным метрическим размером, во всей полноте переданы красота и стихия белорусской природы. "Pakul Usie Spiač" ("Пока Все Спят") - автобиографическая песня о гастролях и путешествиях. По композиционному строению она тяготеет к прогрессиву.
Песня "Drobnieńki Dożdżyk" ("Мелкий Дождик") была найдена в сборнике "Песні Матчыны З Вушаччыны" ("Материнские Песни с Ушаччины"). Ее любил петь белорусский народный поэт Рыгор Бородулин. В версии, представленной для проекта "Падарунак Для Барадуліна" ("Подарок Для Бородулина"), песня превратилась в развернутую лирико-эпическую балладу, образец белорусской готики.
"Razam" ("Вместе") - самый настоящий гимн, написанный специально для минского футбольного клуба "Крумкачы" ("Вороны"). Песня может восприниматься и более широко - как развернутая метафора стремления к результатам и достижения побед.
"Tolki Śnieh" ("Только Снег") - джаз-роковая с элементами блюза композиция на стихи Янки Купалы, которые поэт посвятил любимой жене. Павел Аракелян (экс-эстрадно-симфонический оркестр Symphonic Drive Orchestra, TANIN JAZZ и KRIWI, ныне KRAMBAMBULA) украсил ее виртуозными саксофонными пассажами и экспрессивным вокалом. На мой взгляд, это лучший номер альбома. Хочется искренне поблагодарить Сергея Будкина (журналиста, редактора портала Tuzin.fm) за то, что включил этот совместный номер в программу "Новогодняя ночь на БелСат" (БелСат - белорусскоязычный канал, вещающий из Польши).
Несколько лет назад лидер группы VŬRAJСяржук Долгушев привез из этнографической экспедиции по Пинскому району Брестской области жнивную песню "Vełytaj" ("Вылетай", другое название - "Vełytaj, Perepyłko!" ("Вылетай, Перепёлка!"), которая стала визитной карточкой VŬRAJ и гимном проекта "Спеўны сход" ("Певческое собрание"). В нынешнем году RE1IKT предложили рок-версию песни с тяжелыми гитарными риффами, которая на концертах обычно исполняется совместно со зрительским хором. В записи, вместе с Сяржуком, который пел и играл на этнических духовых, участвовала скрипачка VŬRAJ Анастасия Попова. Песня поется на одном из полесских диалектов. Ключевое слово, по-видимому, трудно для запоминания или произношения: Владимир Козлов в одном месте пропевает правильно - "пэрэпылко", в другом явно по-украински - "перепілко". Что никоим образом не раздражает, а добавляет в песню (и альбом) интернационализма.
"Мы собрали все то ценное, чем могут гордиться белорусы: наши традиции, наша природа, наша культура, наши победы, наше умение дружить и делать добрые дела талакой", - говорил Алесь Демиденко о новой работе группы. Я бы добавил, что появление этого альбома, записанного действительно талакой, то есть сообща - безусловный повод не только для гордости, но и для радости за белорусскую сцену.
"Kufar" настоятельно рекомендую всем любителям хорошей музыки безотносительно к национальной принадлежности.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах