"Студенческий Меридиан" №08'1981 (обзор музыки 1979-1980 годов)


Взгляд на популярную музыку

"...Как и многие-многие молодые люди, мы очень увлекаемся современной музыкой, - пишут в "Дискотеку" москвичи Виталий Комиссаров и Александр Федотов, - стараемся следить за всем новым и интересным, что появляется на нашей и зарубежной эстраде. По себе и своим друзьям мы замечаем, как сильно возросло в последнее время внимание молодежи именно к советской популярной музыке. Л ведь совсем недавно все желали слушать только "фирменное"! Теперь иная картина: все, наоборот, тянутся к "своему". В чем тут дело! В том, что меняется наша эстрадная музыка, делает новый шаг вперед! Может быть, вы поможете разобраться!.. Многих молодых людей интересует, над чем работают композиторы Раймонд Паулс и Александр Зацепин, какие пластинки записывают Татьяна Анциферова, Валерий Леонтьев, группа Стаса Намина, что нового у АРАКСА, АРИЭЛЯ, МАГНЕТИК БЭНДА, АВТОГРАФА и, конечно, МАШИНЫ ВРЕМЕНИ. К последней группе особый интерес и особое пристрастное отношение. О ее творчестве можно много спорить, не все, наверное, в нем однозначно, но популярность МАШИНЫ ВРЕМЕНИ очень велика... Теперь что касается наших пожеланий журналу и, в частности, "Дискотеке". Печатайте, пожалуйста, побольше спорных, дискуссионных статей обзорного характера, с общим взглядом на современную популярную музыку, позволяющих судить об определенных направлениях, тенденциях, о том, куда и как она движется..."

Мы выполняем просьбу наших читателей. Сегодня в "Дискотеке" - музыкальный обзор.


1979-80-е годы для нашей эстрады не просто два последних года десятилетия, а, как мне кажется, особенный период. В чем его особенность? Прежде чем ответить на этот вопрос, немного истории.

На мой взгляд, для всей нашей современной молодежной эстрадной музыки до 1979 года четыре имени были наиболее важны: Д. Тухманов, А. Пугачева, вокально-инструментальные ансамбли ПЕСНЯРЫ и ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА. Именно ими выдвигались те новые музыкальные идеи, разрабатывались те новые принципы, которыми затем определялось дальнейшее развитие молодежной музыки. Заслуги этой четверки ныне осознаются, что отражается в премиях и наградах, которые им присуждены и продолжают присуждаться. ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА были лидером стиля молодежных ВИА, на основе которого потом культивировались и другие направления. ПЕСНЯРЫ показали, что популярная музыка может иметь широкую возрастную аудиторию и органично сочетаться с национальной основой. Д. Тухманов помог в самоопределении нашей популярной музыки. А. Пугачева аккумулировала все три тенденции, став "звездой". Она подняла уровень требований к исполнению песни на качественно новую ступень. Вровень с требованием стиля она обострила требования к подаче песни, созданию художественного образа всеми доступными средствами, в конечном счете к яркой индивидуальности исполнителя.

Однако, как отмечает музыковед А. Петров, "в советской эстраде последних лет (очевидно, это происходило синхронно с эстрадой мировой) наступил известный кризис старых музыкальных стилей. Ощущалась нехватка новых музыкальных идей, новых концепций...".

Тенденции

Зарождение и первые шаги новых жанров советской популярной музыки были тесно связаны с использованием стиля диско. Наверное, поэтому можно сказать, что 1979 год был во многом поворотным. Начался он с премьеры в новогоднюю ночь мюзикла Александра Зацепина "31 июня" - во всей музыке фильма чувствовалось сильное влияние диско...

Не следует думать, что его у нас до "31 июня" не существовало вовсе. Стиль создавался путем трансформации ВИА-стиля. Элементы, интонации, ритмы диско активно использовались Д. Тухмановым ("Остановите Музыку", например), ансамблем ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ, другими. И на сегодняшний день "международные" разновидности диско у нас преломляются в ВИА-стиле.

К началу 80-го года определились характерные черты новой молодежной музыки. Проводниками идей стали А. Зацепин (Т. Анциферова), АРАКC (Ю. Антонов), Д. Тухманов (В. Леонтьев), А. Пугачева, группа С. Намина. Какие же особенности популярной музыки в этот момент наиболее ясно выражены? Аранжировка и запись начинают приближаться по качеству к лучшим образцам. Тексты становятся более осмысленными. Проигрывается и апробируется популярная музыка в Москве в отличие от ВИА-стиля, который "испытывался" чаще на периферии. Это связано с тем, что ВИА - непременно активно концертирующие группы, а у новой музыки основной упор делался на запись, на работу в студии. Ощущается большое влияние стиля диско. И еще одна тенденция: сотрудничество признанных авторитетов с молодыми музыкантами (Зацепин - Анциферова, Тухманов - Леонтьев, Пугачева - Резников и другие молодые авторы). Кстати, это показывает, что система отбора и роста молодых работает малоэффективно: самостоятельного появления нового имени мы не наблюдали. В то же время сдвиг в иную область выявил и отрицательные моменты - новые музыкальные идеи не осуществлялись новыми людьми, не было ощутимого притока новых сил, был скорее перелив старых. А для многих исполнителей и авторов творческий пик уже оказался позади, а ВИА - это показала их дальнейшая работа - оказались негибкими, часто просто приспособившимися.

Термин "популярная музыка", черты которой мы определили выше, стал использоваться в нашей музыкальной критике сравнительно недавно, но уже приобрел вполне определенный смысл. В марте прошлого года прошел фестиваль популярной музыки "Весенние Ритмы Тбилиси-80". Композитор Ю. Саульский, председатель жюри, писал впоследствии, что это был фестиваль "именно популярной музыки, направления сравнительно нового для нашей эстрады, во многом еще только нащупывающего свою эстетику, но вместе с тем имеющего уже сейчас несомненные достижения в сравнении с традиционным для эстрады "классическим" вокально-инструментальным жанром... Тбилисский фестиваль впервые, пожалуй, выявил границу, разделяющую представителей популярной музыки и традиционные ВИА".

ВИА-стиль - что это такое? Проще, конечно, дать послушать нечто и сказать: вот это ВИА-стиль. И все-таки слова не кажутся в данном случае лишними. Так или иначе, но мы отделяем музыку 79-80-х годов от музыки начала - середины 70-х. Характерное звучание наших вокально-инструментальных ансамблей (именно характерное, такое, что, когда вы его услышите, сразу говорите: "А, это "разнокакие-нибудь гитары") - это ВИА-стиль. Кто видел по телевидению бенефис Т. Дорониной, наверное, помнит, что комический эффект в сцене "Похищения Елены" достигался контрастной перебивкой пения "традиционного" пением в стиле молодежных ансамблей, отлично узнаваемым ВИА-стилем. Именно из-за того, что ВИА-стиль существует, возможна и пародия на него.

Лет пять назад объяснить, что такое ВИА-стиль, было куда труднее из-за отсутствия на профессиональной эстраде других направлений. 1979-1980 годы принесли диско, смешанные стили, в конечном счете - популярную музыку, и ВИА-стиль выявился как таковой. Может быть, термин в чем-то и неудачен, но вот что интересно: коллективы, играющие в ином ключе, предпочитают называться группами или просто ансамблями популярной музыки - этим они как бы отгораживаются от ВИА...

Кто же из известных ансамблей типичный представитель этого стиля? Самого типичного назвать трудно: подлинно творческий коллектив всегда шире заданных рамок. Можно назвать: ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ, СИНЯЯ ПТИЦА, СЯБРЫ, ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ и т. д. Из композиторов на сегодняшний день ведущий в ВИА-стиле, на мой взгляд. В. Добрынин, в "классиках" и Ю. Антонов. Однако за годы молчания последнего все настолько привыкли к Добрынину ("Прощай", "Все, Что В Жизни Есть У Меня" и проч.), что сегодняшние идеи Антонова я к ВИА-стилю не отнес бы. Как и Д. Тухманова, начиная с "По Волне Моей Памяти". Из молодых в ВИА-стиле - С. Касторский, С. Дьячков, А. Днепров, В. Семенов...

ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, по признанию руководителя одного из названных выше ансамблей, "выжали из этого стиля все, что можно было выжать". Именно кризису ВИА и влиянию диско мы обязаны появлением нового АРАКСА, нового Антонова, группы Стаса Намина и др. Но это не значит, что все они делают какую-то совершенно новую музыку. В своих поисках они опираются прежде всего на достижения ВИА. (В конечном счете и ВИА-стиль, и наша популярная музыка исходят из традиций, мелодики русской народной песни.)

В 1978 году я беседовал с В. Д. Рыжиковым, редактором фирмы "Мелодия", через руки которого проходит вся записываемая на пластинки музыка наших ВИА. Владимир Дмитриевич отметил, когда, по его наблюдениям, стала складываться кризисная ситуация - "года три назад", то есть с 1975 года. Выстраивается соответственно: до 1969 года - зарождение ВИА-стиля; до 1975-76-х годов - развитие: 1976-78-й - кризис; 1979-80-й годы - поворот, утверждение популярной музыки, которая называет новые имена.

Для рядовых групп, очевидно, правило популярная музыка = ВИА-стиль + диско будет верным еще год-полтора, пока не сменится мода. Но ведущие группы стремятся отойти от шаблонов. Одни - в сторону усложнения музыки, другие - возвратом к принципам лирической песни... Приверженцев "чистого" ВИА-стиля в 1981-м, текущем году практически не осталось. Кто как может, начинают делать "популярную музыку". И в этом свои комичные моменты...

Композиторы

Два композитора вызывали и вызывают неизменный интерес - Давид Тухманов и Александр Зацепин.

До некоторого времени Зацепин был известен главным образом как автор музыки к кинофильмам. Затем как автор песен, которые вошли в репертуар А. Пугачевой. Может быть, свет "звезды" заслонял автора? Но теперь Зацепин - композитор, внимание молодежи к творчеству которого очень велико. Интересно, что автор, песни которого были популярны среди людей среднего поколения, теперь считается чуть ли не "самым молодежным".

Зацепин во многих отношениях уникален. Это один из известнейших композиторов в популярной музыке. Все, что сочиняет, Зацепин записывает на студии, созданной им самим: вторая специальность композитора - радиоинженер. На своей студии он достигает высоких результатов звукозаписи, без которых немыслима современная популярная музыка. Уникально и его отношение к молодым исполнителям: одной только песне "Ищу Тебя" мы обязаны "появлением" Татьяны Анциферовой, Ксении Георгиади, Светланы Дидоренко.

Песни Зацепина отличают мелодическая ясность, лаконичность, определенная "разреженность" в аранжировке, острое чувство современности. Работы Д. Тухманова несколько традиционней и являются логическим продолжением того, что он делал и раньше. Его последние песни выверены, продуманы, разработаны, взвешены, сложны, но очень логичны. Из написанных в конце 1980 года мне нравится "Там, В Сентябре" - пример сочетания несомненного новаторства с такой же несомненной традицией.

Если Тухманов и Зацепин были и до 1979 года "в первых рядах", то Юрий Антонов вновь появился внезапно. После длительного молчания он записал несколько песен с ансамблем АРАКС, сразу же вошедших в число любимых молодежью. Их отличали самобытность, гармоническая и мелодическая простота (в отличие от Тухманова), ритмичность, прочувствованный вокал. В этом смысле они являлись продолжением раннего Антонова, песни которого мог играть даже начинающий гитарист, знающий пяток аккордов. (Помните: "У берез и сосен тихо бродит осень..."?)

Выдающийся композитор-песенник Александра Пахмутова также записала ряд песен в новом стиле - "Богатырская Сила" (группа Стаса Намина), "Темп" (С. Ротару). Им свойственно глубокое органичное сочетание авторской индивидуальности и требований времени. Интересно сравнить, как идея синтеза приемов русской плясовой и современного диско проявляется в двух песнях - "Вокруг Любви" (ансамбль ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ, автор А. Хаславский) и "Богатырской Силе". Сравнивая их, понимаешь, что такое профессионализм композитора массовой песни: уметь написать хорошо в любом заданном стиле, будь то диско, кантри, рок-н-ролл, ВИА-стиль или традиционная эстрадная песня для солиста, и при этом не утерять, а выявить свою композиторскую индивидуальность.

Исполнители: ансамбли и вокалисты

В 1979 году все ансамбли разделились на играющих в новом ключе и на остающихся верными ВИА-стилю. Среди первых интересен АРАКС, зародившийся в художественной самодеятельности МГУ в 1972 году. Широкая известность пришла после выпуска двойного альбома с музыкой Алексея Рыбникова к спектаклю "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" в 1978 году. Опера эта, на мой взгляд, была слабая. Интереснее работа в фильме "31 июня", где в сопровождении АРАКСА были записаны все песни.

Второй ансамбль, вызывавший к себе внимание, - группа Стаса Намина. Перейдя из самодеятельности в профессиональные концертирующие ансамбли, группа не просуществовала долго в старом составе, и, по сути дела, нынешняя группа Стаса Намина - вновь созданный коллектив. Интересны были уже их первые записи - "Рано Прощаться", "Сквозь Сон", "Старый Рояль". Но, пожалуй, наибольший успех выпал песне "Летний Вечер". В музыке группы и сейчас сильно чувствуются влияния и отголоски зарубежных ансамблей, и, если судить строго, своего лица она пока еще не нашла, но в то же время записи группы отличают хороший вкус, высокий профессионализм.

Сильное влечение к популярной музыке ощущается в работах ансамблей СЯБРЫ, РАДУГА, ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ, ЛИРА, ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ. Студенты Рижской консерватории создали инструментальный ансамбль ЗОДИАК, пластинка которого - "Диско Альянс" - выпущена фирмой "Мелодия". Из трех вариантов использования музыки, записанной на диске, - слушать, танцевать, служить фоном, - наиболее подходит пока лишь третий, но не следует забывать, что это первый пример пластинки с отечественной электронной популярной инструментальной музыкой у нас в стране.

Большое внимание привлек переход ансамбля МАШИНА ВРЕМЕНИ из самодеятельных в профессиональные, в Росконцерт. Ансамбль имеет четыре характерные черты: необычное название, большую известность в Москве и по стране (с недавнего времени), оригинальную песенную поэзию (песни МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, по выражению одного критика, - "мир, где почти все впервые" - находки, потери, конфликты, сильные чувства), неприятие принципов ВИА-стиля.

Скажется ли переход в профессионалы (а он налагает на ансамбль большую ответственность) и на творчестве ансамбля, и на его популярности - трудно предсказать. В аналогичный период "известной неизвестности" АРСЕНАЛА (понимаю, что говорю в данном случае об очень разных ансамблях, но речь о самом факте!) билеты на его концерты доставали с большим трудом. Когда АРСЕНАЛ стал профессиональным концертирующим ансамблем, билеты стало достать значительно проще. Это, разумеется, не значит, что ансамбль стал хуже. Да, число поклонников уменьшилось, но за счет тех, кого привлекала не музыка, а известный ажиотаж. И выявилась действительная ценность творчества коллектива. А это к лучшему.

Судя по записям "профессионального периода", музыка МАШИНЫ ВРЕМЕНИ в последнее время сильно изменилась. Это единственная группа, на музыку которой ВИА-стиль не оказал существенного влияния. Они пытаются мыслить музыкальными образами - блюз, рок-н-ролл, ретро. Однако все это еще не синтезировалось гармонично в единую манеру, подход. Музыке не хватает чувства, но зато ушла музыкальная архаика самодеятельного периода. Сейчас МАШИНА ВРЕМЕНИ ищет, экспериментирует. Несомненно то, что некоторых своих былых поклонников группа потеряет, зато приобретет новых.

ПЕСНЯРЫ самоустранились и от ВИА-стиля, и от популярной музыки. Неудачная опера (которая уже по счету неудачная крупная форма в нашей эстрадной музыке!), нежелание делать "просто шлягеры" привели к тому, что ПЕСНЯРЫ стали одним из самых "неслышных" ансамблей, как показывают опросы.

Противоречив успех "Популярной Мозаики" ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ. Весьма скромно внимание слушателей к работам ансамблей ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ, СИНЯЯ ПТИЦА. Показателен первый альбом ансамбля КРАСНЫЕ МАКИ - "Если Не Расстанемся". Использование символов диско, синтезатора, электронных эффектов, с одной стороны, и ортодоксальность ВИА-стиля - с другой, привели к впечатлению скорее неблагоприятному. Из дисков, записанных в ВИА-стиле, несколько удачней был альбом "Наедине С Собой" СИНЕЙ ПТИЦЫ, где выразительные средства аранжировки соответствуют музыкальному материалу. В 80-м году вышел второй диск ансамбля КРАСНЫЕ МАКИ - "Кружатся Диски". Противоречие первой пластинки было устранено, и сложные аранжировки В. Чернавского удачно легли на диско-ритмы, широко и активно были использованы синтезаторы, возможности звукозаписи. Слабым местом был бледноватый вокал, не соответствующий яркому инструментальному звучанию. Тем не менее ансамбль выдвинулся в число наиболее слушаемых и популярных.

Среди вокалистов, кроме Ю. Антонова, наибольшее внимание в два обозреваемых года привлекали Т. Анциферова и В. Леонтьев. После того как последний получил премию на фестивале "Золотой Орфей", Тухманов отметил, что Валерию Леонтьеву на нашей, да и на международной эстраде сейчас по плечу задачи высокого порядка. К сожалению, по большому счету больше говорить не о ком. Интересно начинали Ж. Рождественская (хотя уже и не первый год), К. Георгиади... Пели и часто звучали А. Ассадулин, И. Иванов, Р. Ибрагимов, Т. Мяги, Я. Йола... Но, к сожалению, "просто пели". Между прочим, Михаил Боярский о своей популярности в качестве вокалиста заметил как-то, что это сигнал: в певческом цехе не все в порядке.

Отдельно стоит сказать об Алле Пугачевой. Эстрадная "звезда" со всеми вытекающими отсюда последствиями: сонмом поклонников, ажиотажем вокруг концертов, обостренным вниманием к творческой и личной жизни певицы. И забвением критического подхода. Сколько ни читаешь публикаций о Пугачевой, так или иначе, за очень редким исключением, сталкиваешься с "очарованностью" критика явлением "звезды".

Анализ писем, которых много приходит и в "Студенческий Меридиан", показывает, что на слушателей в подавляющем большинстве воздействуют тексты ее песен, а не музыка. Это очень важный факт. Первая причина лежит на поверхности: популярность и любовь к образу, создаваемому певицей, и перенесение его на личность А. Пугачевой - тексты не абстрактны, а очень конкретны. Вторая причина - эклектичность и крайняя неоднородность используемого певицей музыкального материала. По сути дела, выясняется: "театр" Пугачевой есть, музыки Пугачевой пока нет. Вначале была задача появиться из неизвестности, и "Арлекино" с ней отлично справился. Однако надо признать, что и в дальнейшем певица никогда не ставила задачи создания своего музыкального стиля, а скорее добивалась хорошего звучания отдельных песен, пусть разностилевых. Как и следовало ожидать, это не привело к стабильности: наряду с удачами было много отходов, как теперь видно, даже слишком много. После того как певица перестала работать с Зацепиным, развитие этих факторов приобрело серьезный характер. Их последние совместные песни ("Да, Да, Да...", "Верю В Тебя") любопытны, в них что-то начало проявляться, но только наметки, "следы", как говорят химики-аналитики.

И все же Пугачева остается на гребне волны. Потому прежде всего, что она яркая, сильная, тяготеющая к интеллектуализму личность. К работе Пугачевой мы подходим - должны подходить - с иными мерками, чем к другим: с того, кому много дано, много и спрашивается. А то, что музыка и вокал Пугачевой смотрятся сегодня не так свежо, как раньше, означает, что многие исполнители уже дотягиваются до этого уровня.

Читатель! Дальше в этих заметках шел раздел, озаглавленный "Музыкальная критика", но я решил его выбросить. А начинался он, между прочим, так: "Без музыкальной критики музыка так же не может существовать, как и без слушателя". Было там еще много чего. Была цитата из Белинского о причинах неприятия нового, и говорилось о том, что и критики привыкнут вскоре к популярной музыке, как привыкли к ВИА. Алла Пугачева, кстати, сильно активизировала этот процесс "привыкания", и новым исполнителям не так трудно, как было ей когда-то. И было еще в этом разделе разное другое, что, как я потом понял, интересно только мне. А все "субъективные заметки" заканчивались так: "Вот, пожалуй, и все, что хотелось сказать о популярной музыке последних лет. Она только делает первые шаги, немного наивная, простодушная и неумелая. Но кто знает, что получится из "гадкого утенка" через год?.." Но пока статья лежала, доспевала и доходила, жизнь (музыкальная) внесла свои поправки в мою потугу на романтизм. И теперь ясно - из "гадкого утенка" получился...

Кто? Допишите сами, дорогой читатель. Это будет ваша точка зрения на вопрос, что происходит с популярной музыкой в 1981 году".

М. ЛУНЕВ
Фото С. БОРИСОВА


От редакции.
Публикуя эти заметки о положении дел в нашей популярной музыке, "Дискотека" предлагает своим читателям продолжить начатый разговор. Со всеми ли оценками автора статьи (подчас довольно-таки категоричными!) вы согласны? Каковы ваши музыкальные пристрастия, какие имена сегодня привлекают ваше внимание, чья работа вам кажется менее интересной? Какие тенденции в нашей молодежной музыке представляются вам наиболее перспективными?
Ждем ваших не менее категоричных и спорных, чем наш музыкальный обзор, писем!


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 29 февраля 2008, 10:56
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.004