НЕБО И ЗЕМЛЯ (разные издания)


Такая вот «волна»

Группа НЕБО И ЗЕМЛЯНА МАГНИТОФОНАХ любителей рок-н-ролла в Москве почти одновременно зазвучали два альбома новой группы московской рок-лаборатории «Небо и Земля» — «Шесть часов вечера» и «Искусственные органы». Появление новичка — сам по себе интересный творческий процесс, а здесь это еще и повод поразмышлять над течением рок-н-ролла.

Дело в том, что лидер «Неба и Земли» Владимир Сигачев, бывший клавишник группы «ДДТ», игравший в ней со дня основания в 1981 году и лишь недавно в результате идейных и музыкальных разногласий с Шевчуком покинувший команду, сохранил с Юрием дружеские отношения и перебрался в Москву. Последовавшее затем знакомство с музыкантами группы «Магнит» — басистом Сергеем Шороховым, барабанщиком Андреем Кобецом и звукооператором и администратором Александром Гуняевым — привело к созданию «Неба и Земли». Это было летом 1987 года, а в октябре к группе присоединился гитарист Борис Шапиро. Так сложился нынешний состав коллектива.

Вообще (я сейчас, наверное, сильно огорчу многих московских рок-фанов) все должно было быть наоборот: в Москву собирался Шевчук, а Сигачев хотел уехать в Ленинград. А музыканты из «Магнита» вместе с Сергеем Рыженко собирались возродить группу «Футбол». Но вышло все иначе, и я усматриваю в этом руку провидения, потому что сейчас каждый (кроме, может быть, Рыженко) нашел свое место.

...Между Москвой и городом на Неве издревле идет культурное соперничество. В течение коротких промежутков времени приоритет брал то один, то другой город. Так случилось и в начале 80-х, когда Ленинград стали называть «столицей рок-н-ролла» у нас в стране. Там было все: и фестивали, и студия звукозаписи Андрея Тропилло, и журнал «Рокси», — а сами музыканты — Гребенщиков, Цой, Науменко — казались героями. Ленинград сделался объектом паломничества рок-фанов. Об этих поездках даже были сложены песни. Жанна Агузарова пела:
От Москвы до Ленинграда,
и обратно до Москвы
мы танцуем до упаду
рок-н-роллы и твисты.


И правда, жизнь рок-фанов вполне достойна сложения собственного эпоса... Естественно, после известных конфликтов в Уфе Шевчук должен был поехать в Ленинград, где он мог стать в один ряд с «героями», как равный среди равных.

Однако здесь как раз и возникли те разногласия между ним и Сигачевым, о которых сказано выше. Сигачев взбунтовался против, казалось бы, мелкой вещи: «Музыкальная палитра у «ДДТ» вроде бы как стала шире, — говорит Вова. — Здесь и частушки, и баллады, но исчезло то, с чего мы начинали, исчезла линия рок-н-ролла. О текстах я судить не берусь. Это — Юркино. Святое. Но музыка стала далека от наших замыслов».

Но и тексты, тексты тоже изменились! То, что пишет сейчас Шевчук, — это поэзия в стиле социалистического реализма. В центре песни — образ сверхположительного героя, который борется за правду и от поединка к поединку становится все честнее и положительнее. И что удивительно! Социалистический реализм сейчас в Ленинграде доминирует. Он является основным творческим принципом и «Алисы», и «Телевизора», и даже «Зоопарка». Хотя это и не ленинградское вовсе, а привнесенное извне: Кинчевым из Москвы, Шевчуком из Уфы. Но я, однако, не хочу сказать, что это плохо. Я хочу сказать, что социалистический реализм нетрадиционен для рок-н-ролла. И в Москве все по-другому.

То ли оттого, что в Москве долгое время ничего не было. То есть было, но будто бы не было. Да и сейчас все продолжается по-прежнему. Телевидение, радио и иже с ними усиленно делают вид, что нет в столице ни рок-лаборатории, ни центра Стаса Намина, и это настраивает рокеров на иронию, на юмор... И тогда вместо ленинградских «Трех-четырех гадов» появляется «Мой дедушка — панк», в которой Вова Сигачев поднял на смех всех, кто огульно, за глаза, говорит о рок-музыке гадости.

Насмешка, юмор, метафоризация, иносказательность присущи московскому року, но они появились не от страха перед кем-то или чем-то, а от уважения к слушателю.

Вова Сигачев очень ловко вписался в московскую волну. Каждое событие, которое с ним происходит, будь то вполне бытовые «разборки» с Зиной или социальный антагонизм с собственным дедом, он превращает в анекдот. Ведь юмор — лучший способ против неудач, неприятностей, отчаяния. Всего этого хватило и на долю Сигачева, бывшего клавишника «ДДТ».

Владимир МАРОЧКИН.
"Московский Комсомолец" 30.09.1988



Мы продолжаем публиковать мини-рецензии на магнитоальбомы, поступившие в горьковские студии звукозаписи. По вашим просьбам сообщаем имя автора: Александр Плеханов, знакомый вам по прошлому выпуску «Музыкальной среды».

«НЕБО И ЗЕМЛЯ»
«ПАНКИ ПО ЖИЗНИ» (1989)


Это еще один рок-н-ролльный альбом. Потрясающе: сколько десятков лет живет рок-музыка, сколько сотен и тысяч групп, а трехаккордный рок по-прежнему непреодолимо манит, заводит... Каждое второе «новое течение» в нынешней музыке начиналось с возврата к рок-н-ролльным корням, и грозный панк-рок, пугало для чистеньких обывателей, тоже родом оттуда. Об этом напоминает третий альбом новой московской группы «Небо и земля».

«Опанкованный» рок-н-ролл этой группы — это занудная гитара, подхлестывающий пульс ударных, изобретательная, немножко «вне игры», бас-гитара и легкие проблески клавиш — просто так, для вкуса. Все это — лишь ритм-машина, опора голосу Владимира Сигачева. Сохраняя почти панковскую стилистику антивокала, он умудряется петь с такой иронией, такой почти зримой ухмылкой, что даже черный юмор его текстов кажется не таким мрачным.

Сигачев долгое время провел за клавишами в «ДДТ» у Юрия Шевчука, и отсвет шевчуковского таланта чувствуется на Сигачеве по сей день. То запоет с надрывом, с хрипотцой («Рыбная ночь»), то всадит шпильку в бок зажравшимся мещанам («Пир во время чумы»), то в мелодиях слышны прямые параллели с песнями «ДДТ». Но если Шевчук сегодня поднимается до социальных обобщений, то Сигачеву и его группе вольготно живется в сфере «чернушного» быта, мелких повседневных дрязг и забот. Земля им гораздо ближе, чем небо. Да и то правда: если все будут рваться ввысь, кто же станет разгребать нашу непролазную грязь?

"Ленинская Смена" 21.06.1989

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 31 января 2006, 13:27
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003