НеИтоги-2022


Итоги музыкального года на Нашем Неформате впервые появились в 2003 году - через год после начала работы портала. Дальше была пара перерывов, но в целом мы старались их подводить регулярно. Постепенно сформировались традиции, устоялись вопросы, появился постоянно расширяющийся круг музыкантов, журналистов, продюсеров и других непосредственно связанных с музыкой людей, которые отвечали на эти вопросы, и вся эта история с итогами стала привычной, интересной и - судя по количеству просмотров - ожидаемой и любимой читателями частью существования ННФ.

И уже в начале каждого года мы понемногу начинали планировать очередное подведение итогов в его конце. Так было и в начале 2022-го, когда тучи уже сгустились, но все мы отчаянно надеялись, что тревога окажется ложной и продолжится привычная мирная жизнь.

Надежды с грохотом рухнули 24 февраля, и дальше нам было уже, в общем, не до музыки. Да и артистам было в основном не до ее сочинения и не до концертирования. Но при этом для кого-то музыка стала чуть ли не единственным противоядием, способом сохранить рассудок, в буквальном смысле лучом света в темном царстве - и поэтому мы с конца весны продолжили понемногу вывешивать на ННФ рецензии и статьи, рассудив, что и нашим авторам, и нашим читателям это все-таки нужно.

Однако традиционный наш опрос с "десятью лучшими" пластинками и артистами, с открытиями года и всеми прочими итоговыми выкладками в этот раз проводить не было никакого смысла. И мы даже не стали никак отмечать в октябре очень важную для Нашего НеФормата дату - 20-летие портала. В другое время и при других обстоятельствах мы бы придумали что-то красивое, праздничное и интересное, но - не сейчас.

Тем не менее, к концу этого тяжелого года назрело желание подвести не количественные, а качественные итоги. Поговорить о том, нужно ли вообще всё то, чем мы занимались и продолжаем заниматься. А если нужно, то - кому и зачем? Поэтому мы собрались узким кругом постоянных авторов ННФ и обсудили несколько вопросов, которые нас прямо касаются. Вопросы были такие:

1. Нужна ли музыкальная журналистика в 2020-х годах, когда каждый первый пишет о музыке в соцсетях и каждый второй ведет какой-нибудь блог? Если вы считаете, что да, то зачем именно она нужна?
2. Нужна ли была музыка и музыкальная журналистика в 2022 году?
3. Что в музыке и в творчестве помогало вам жить в 2022 году?


Надо сказать, что круг был полностью виртуальный - наши авторы живут в разных городах и даже странах, и вопросы им рассылались по интернету. Более того: ни один их тех, кто ответил (ответили не все - кому-то помешали жизненные обстоятельства), не читал до сего момента ответов своих товарищей. Однако мысли и чувства всех этих очень разных людей, слушающих самую разную музыку и обладающих различным бэкграундом, оказались удивительно созвучны. И вот это, пожалуй, единственное, что нас по-настоящему порадовало по итогам 2022 года.

Мы надеемся, что эти высказывания будут интересны и близки и читателям Нашего НеФормата тоже.


Екатерина Борисова (Санкт-Петербург)

1. Это можно считать либо привычкой, либо профдеформацией, но если мне нужна не музыка как таковая, а мнения о музыке или какие-то рекомендации, я их по-прежнему ищу не в соцсетях, а в профильных изданиях. Или как минимум в тех блогах, авторам которых я доверяю как профессионалам. Ну, просто потому, что у них есть навык внятных формулировок, и, прочитав их рецензию или обзор, я смогу понять, стоит мне слушать тот или иной альбом или песню или можно спокойно без них обойтись. В этой связи мне страшно жаль, что прошлой весной ушел из соцсетей Олег Грабко, который раньше ежедневно снабжал всех своих подписчиков музыкой на любой вкус и делал хорошие разборы этой музыки. Зато вдруг завел отдельный блог в ВК мой бывший коллега по журналу "Fuzz" (а ныне арт-директор прекрасного клуба "Сердце") Леонид Новиков, и я теперь его тоже внимательно читаю. Блог называется UK MAG, артисты там обозреваются самые разные, есть переводы из западных изданий, музыка прилагается. В общем, рекомендую.

2. Мне кажется, что даже в музыке и музжурналистике люди искали в прошедшем году прежде всего точку опоры. Единомышленников, братьев по разуму. Что-то, что могло бы помочь не сойти с ума от ужаса и безысходности, что укрепило бы дух и вселило надежду. Мне в этом плане, наверно, повезло: моя лента в соцсетях, состоящая на три четверти из музыкантов и музыкальных журналистов, продемонстрировала полное единодушие (даром что далеко не все эти люди меж собою знакомы), разочаровываться практически ни в ком не пришлось. Я отписалась только от одного человека, да и то это было давно назревавшее решение. А если говорить в целом, то, читая в 2022-м в силу необходимости в основном общественно-политические сайты и каналы, я постоянно наблюдала в них и статьи о музыке и музыкантах. И это были тексты не только о резонансных событиях или громких высказываниях, но и обзоры альбомов и песен, даже интервью. Да, интервью в основном о насущном, но и о музыке тоже. Наверное, это о чем-то говорит.

3. Мои личные отношения с музыкой в этом году складывались трудно. Музыки хотелось, но к веселому и легкому душа не лежала совсем, а слушать что-то на злобу дня не было никаких моральных сил. В итоге я интуитивно нашла для себя некий компромисс и слушала в основном всякий европейский и американский фолк, дарк-фолк и неокантри. И еще множество раз переслушала второй альбом Роберта Планта с Элисон Краусс "Raise the Roof". И не только потому что он безупречно сыгран, спет и записан (хотя это тоже важно), а потому что он внезапно оказался лучшим противоядием от всего происходящего. Он не то чтоб позволял забыть, нет, но с ним переставало хотеться сдохнуть.
С концертами по вышеобозначенным причинам тоже не очень задалось. Впервые в жизни порадовалась, что не поехала ни на один фестиваль (правда, их и было-то не очень много). Попыталась пару раз сходить на какие-то сборные концерты, но уходила с середины, потому что оттягиваться и радоваться никак не получалось. В результате опять нарулила для себя компромиссный вариант и если и ходила слушать музыку живьем, то это были концерты друзей и знакомых - тех, которые играют умную хорошую музыку, не веселятся бездумно, но и не выдергивают все нервы. Костя Арбенин, Юлия Теуникова, Максим Ермачков, МЕТАНОЙЯ... Наконец-то смогла услышать вживую чудный проект ТЮТЮ двух Юль - Теуниковой и Тузовой. В общем, какая-то пища для души все ж таки нашлась, и это хорошо.
И еще о фестивалях. Не попав ни на один крупный, я регулярно ходила сидеть в жюри на один небольшой - фестиваль "Сотня". Тоже в качестве некоего противоядия. Ничего большего я от него не ждала, однако внезапно сделала на нем очередное Открытие года (я их почти всегда делаю на фестивалях, так уж повелось). Это белорусская группа ВОЧЫ, которая выступила на "Сотне" в начале ноября в гостевом режиме, проездом из Карелии домой в Гродно. Совершенно фантастическая группа, которую я описываю знакомым довольно дикой формулой "это как КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА в пору своего расцвета, но только это фолк на белорусском". А иначе как-то и не сказать. Найдите записи, сходите на концерт - может, кому-то удастся сформулировать лучше.
Что касается творчества, то о музыке я сейчас пишу редко; почти вся моя активность в последние годы связана с краеведением и историей архитектуры. Однако несколько неожиданно взяла два интервью - с Максом Ермачковым и с Димой Пановым. Тут опять-таки дело не только в том, что это хорошие музыканты и хорошие люди, но и в том, что - единомышленники, и говорить с ними можно было без душевного травматизма. Даже с учетом того, что мы сразу договорились говорить в интервью лишь о музыке. Но черные нетопырьи крылья все равно распростерты над каждым из нас, от них никуда не деться - такое нынче время. Поэтому общение со своими тем более важно и нужно. Как поет группа ВОЧЫ, "Адчыні мне дзверы, каб я знайшоў цябе, адчыні мне крышачку цяпла".


Юлия Боровинская (Алма-Ата)

1. Думаю, всё же нужна. Да, многие пишут о музыке, но сколько-нибудь информативных постов среди всего этого довольно мало. Как правило, из них можно узнать только то, что некоему конкретному Васе альбом понравился или не понравился. Конечно, ежели для вас оный Вася - титан мысли и образец вкуса, то вы ему доверитесь, но если вы на его пост набрели простым поиском по сети, то этого для вас явно будет мало. А вот рецензия музыкального журналиста может рассказать вам и об обстоятельствах создания альбома, и о музыкантах, принимавших в нём участие, да и простое своё "нравится/не нравится" профессиональный рецензент постарается для вас аргументировать. А уж дальше вы сами решите, стоит ли тратить время на прослушивание нового альбома.

2. Да, думаю, нужна. Тем, кому вообще нужна музыка. Может быть, очень наивно считать, что музыка делает лучше и каждую конкретную человеческую жизнь, и наш мир в целом, но это не та наивность, с которой мне когда-нибудь хотелось бы расстаться. Без музыки в душе пусто - какой бы год ни стоял на дворе.

3. То же, что и всегда, любимое, от LED ZEPPELIN и THE DOORS до БГ и ЗИМОВЬЯ ЗВЕРЕЙ. А ещё в минувшем году мои личные обстоятельства сложились так, что я очень много и часто вспоминала свои девяностые годы, а значит, и музыку алматинской рок-тусовки девяностых - АЛЬТЕРНАТИВНУЮ КОСМОНАВТИКУ, URSUS, ХАЛХИН-ГОЛ, ГИМНАЗИЮ Р, ГРЕЮ и многих, многих других. И это тоже помогало жить и верить в то, что будущее всё же есть.


Олег Гальченко (Петрозаводск)

1. Нужна, несомненно. Сейчас ведь и романы тоже пишут все, кому не лень, вываливая тонны словесного мусора в соцсети, - а мир все равно ждет новинок не от графомана Васи, а прежде всего от Стивена Кинга и Джоан Роулинг. Должны быть какие-то ориентиры, какие-то примеры для подражания у начинающих, желающих высказывать свое мнение о музыке, но не знающих, как к этому делу подступиться. Для меня в 80-х такими ориентирами были Артемий Троицкий* и Сева Новогородцев. У нынешней молодежи, видимо, какие-то другие ориентиры, но совсем без них невозможно. Кроме того, даже сейчас, когда у меня нет необходимости кому-то подражать, хочется иногда сравнить свое впечатление от какого-то нового релиза с мнением человека, умеющего четко и профессионально формулировать свои мысли. И тогда я буду искать в интернете не посты безвестных блогеров, а публикации Алексея Мажаева, Бориса Барабанова, Артура Гаспаряна - в общем, тех людей, которые здесь точно не случайно...

2. В 2022 году было очень трудно слушать музыку и читать о ней. Ну, так смотреть кино, читать книги, общаться с когда-то близкими по духу людьми, выступать на литературных вечерах, работать над собственной новой книгой - всё было трудно. Но я заставлял себя - ибо помнил, что устроившие нам такой год больше всего на свете хотели бы, чтобы мы перестали жить душой и превратились бы в боевых роботов. Не дождутся - по крайней мере, от меня! Кстати, у меня тут на полке до сих пор по соседству стоят полные собрания сочинений РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ и ВОПЛЕЙ ВИДОПЛЯСОВА. Знаю, что ни Чернецкий, ни Скрипка, узнав об этом, не обрадуются. Однако я большую часть жизни прожил в мире, где эти люди были не врагами, а соратниками по одному большому делу - и там навсегда останусь!

3. Прежде всего, всё, что сделал, несмотря ни на что, АКВАРИУМ. Альбом "Дом Всех Святых" - очередное откровение, рядом с которым меркнут любые плакаты и аналитические статьи политологов, ибо он не про политическую конъюнктуру, а о том, что случилось с нашим внутренним миром в последние десятилетия. Пока еще не добрался до только что вышедшего альбома БГ "Песни Бардов", но сама новость о его появлении меня заметно приободрила. Я вдруг понял, что Окуджава, Визбор, Галич, Клячкин и все-все, на чьих песнях мы росли, пока еще не знали никакого рок-н-ролла, на самом деле живы, находятся рядом с нами и хотят подсказать нечто важное. Вторая часть "Творчества в Пустоте" ДДТ, новое творение БИ-2 - то, что искренне порадовало. Скажу даже еще более удивительную вещь: в этом году были возможны даже приятные открытия. Например - Екатерина Яшникова. Она, конечно, в музыке далеко не дебютантка, в сетях уже лет десять самовыражается, но только после вышедшего прошлой зимой альбома "В Этой Пустоте" о ней стало можно говорить как о большой, серьезной артистке.


Алекс Драйвер (Псков)

1. В условиях, когда о музыке действительно много пишут где ни попадя, считаю музжурналистику по-прежнему нужной и вижу её как не только источник оригинального контента, но и, возможно, как объединяющий дайджест разрозненных сетевых статей, которые удобнее читать в одном месте, чем искать по закоулкам интернета, которые всё равно не охватить. Мой личный интерес к музжурналистике как читателя - это статьи о новой музыке, последних течениях и трендах, новых именах и жанрах. Материалы о вчерашнем дне и его героях, как правило, не интересны совсем: настоящее, заглядывающее в будущее, мне интереснее и ценнее прошлого, которое всё, что могло, уже дало, и большего уже не даст, сколько об этом прошлом ни пиши. А вот информации о новых именах - при доступности интернета и кажущемся обилии сведений в сети - иной раз просто отчаянно не хватает. На удивление.

2. В ушедшем 2022 году нужна была не столько музжурналистика, сколько музыка сама по себе. Как отдушина, как занавес от окружающего мрака. И чем дальше, тем больше она становится нужнее. В первой половине года статьи-рецензии были не нужны совсем, было как-то не до того. Но - человек привыкает ко многому, и постепенно слушать новые альбомы в информационном вакууме стало уже недостаточно, и потребность в журналистских материалах понемногу вернулась. Другое дело, что об интересующей меня музыке крайне мало русскоязычных статей... но это мои личные проблемы, конечно же.

3. Поскольку слушаю я в последние годы почти исключительно западную тяжелую музыку - помогла её стабильность. Помогло постоянное чувство того, что где-то там по-прежнему существует не сломанный мир, в котором всё идёт своим чередом, где выходят новые и новые альбомы, где проводятся традиционные фестивали, где, как и всегда, не существует искусственных рамок, где есть естественное развитие и полная свобода творчества. Помогло появление в личном топе новых любимых команд - например, французской группы AEPHANEMER, которая, появившись на музыкальном горизонте из неизвестной в шоу-бизнесе Тулузы, не только всего парой дисков напрочь убрала большинство коллег по цеху, но и разделила жанр melodic death metal на "до" и "после". Разбираться в этом, осознавать и понимать это было сущим удовольствием и здорово отвлекало от печальной действительности, а альбом группы "A Dream of Wilderness" ("Мечты о Дикой Природе") 2021 года поселился в моём плей-листе целиком, с первой до последней ноты - всего второй такой случай за последние пару лет.
Вообще, музыка в ушедшем году была очень немногим из того, что помогало сохранять присутствие духа, а постоянно прогрессирующий и совершенствующийся западный металл во всём его жанровом многообразии - в особенности. Новые и не очень работы AVATAR, GHOST, AD INFINITUM, AEPHANEMER, RAGE OF LIGHT, JINGER, INFECTED RAIN, EPICA, AMARANTHE, MOONSUN, YOUR SCREAMING SILENCE и многих других - это мир, который можно постоянно носить с собой, отгораживаясь стеной его мощного звука - в наушниках, в колонках - от той реальности, которую мне, как и многим, до сих пор не хочется принимать.


Марина Савицкая (Минск/Варшава)

1. На мой взгляд, и гражданская, и профессиональная журналистики имеют право на жизнь. Но это не означает, что одно равно второму. Ибо первое - чаще про субъективное, второе - про объективное. Да, блоги, личные посты и т. п. порой могут давать хороший инфоповод. Но всё же качественные материалы - это скорее про профессиональную журналистику. Более того, именно профессиональные журналисты часто имеют наработанную базу контактов, что позволяет им оперативно получать эксклюзивную информацию. И, например, делать интервью с труднодоступными артистами.
К слову, небольшое лирическое отступление. Периодически, когда я в кругу знакомых рассказываю, какие концерты посетила, слышу: "О, эти музыканты выступали? А где? Когда? Если бы я знал/знала, то тоже бы пошёл/пошла на их концерт..." Едва ли в такой ситуации я бы отправила человека почитать посты кого-то там или посмотреть подкаст. Здесь нужны тематические площадки/программы, которые делают грамотные специалисты.
Поэтому мой ответ: да, музыкальная профессиональная журналистка в 2020-х нужна.

2. Скажу честно: мне крайне сложно представить свою жизнь без музыки. И так было всегда. Музыка - то, что меня бодрит и вытягивает из не самых приятных настроений. Уверена, что я не одна такая. А поскольку реалии мировые у нас сегодня, мягко скажем, не огонь, то и музыка в 2022 году ой как нужна была.
Что до музыкальной журналистики, то она тоже в моей жизни давно присутствует. Так, в 2022-м я продолжила сваю работу на радио "Рацыя", где в том числе писала про концерты и релизы артистов. Плюс я начала работать и на радио "Унэт", где веду эфиры с приглашенными творческими ребятами и живым звуком. А ещё делаю обзоры музыкальных событий, поэтому смотрю/читаю/слушаю. Это касаемо моей жизни. Если же смотреть глобальнее, то и людям, вероятно, музыкальная журналистика нужна была. Как минимум просмотры и фидбэки говорят именно об этом.
Ну и в моей родной стране - Беларуси - властями сейчас будто целенаправленно уничтожается национальная культура. Не сделать ничего в данной ситуации означает поддержать это уничтожение. Мне такая позиция не очень импонирует, поэтому, я считаю, важно и дальше стараться сохранять наше богатство. Белорусские музыканты работают и дальше. Так почему бы нам, журналистам, не говорить об этом? Тем более что это находит отклик у читателей/зрителей/слушателей.
К слову, белорусская музыка сейчас стала куда идейнее, чем была. Как и украинская, впрочем. Украинская, правда, чуть по другим причинам, но в любом случае музыка может быть своего рода оружием.

3. Пробежки под боевую музычку по вечерам, обмен энергиями на концертах и невероятные белорусские (и не только) артисты.


Виктория Фрадкина, фотограф (Москва)

1. Однозначно нужна. Скажу больше: в нынешнем историческом контексте музыкальная журналистика, может быть, нужна в еще большей степени, нежели прежде. И да, задачи вроде бы те же, но акценты другие. Что я имею в виду? Мнение профессионала всегда весило больше, чем мнение любителя, хоть бы и продвинутого. Почему? Ну, хотя бы потому, что профессионал излагает его более структрированно. Хотя бы потому, что существуют соответствующие тематические ресурсы и не надо скакать по 100500 блогам, особенно если эти блоги посвящены не только музыке. Хотя бы потому, что если человек (в данном случае выступающий в ипостаси музыкального журналиста) помнит, что пишет рецензию или репортаж именно для аудитории читателей сайта или журнала, то он не будет уклоняться от темы и/или впадать в излишний субъективизм, что вполне допустимо и даже, наверное, логично в личном блоге. Что касается акцентов - ну, тут, видимо, уже надо переходить к ответу на следующий вопрос, а в рамках ответа на первый скажу вот что. Как бы конкретный артист, а тем более журналист ни пытался отмежеваться от... эээ... событий - все равно пресловутый исторический контекст всё чаще (как минимум когда это необходимо) приходится учитывать и, как бы сложно, а то и рискованно это ни было, увязывать с ним идею статьи. Почему? Потому что это тоже нужно аудитории. Потому что для многих из нас сегодня каждое слово из уст любимого артиста или уважаемого журналиста (в том числе и музыкального) - лишний глоток воздуха. Конечно, всё это и накладывает на журналиста куда большую ответственность, и требует большего мужества, и делает более трудной его работу - хотя бы в смысле плетения словес, и овладения эзоповым языком, и вот это вот всё.

2-3 (грань между ответами на второй и третий вопросы слишком размыта). Тем более очевидно нужна. Скажу больше: во многом благодаря любимой музыке многие из нас (и я не исключение) сегодня остаются в своем уме. Особенно если учесть, что кому-то не только пришлось исключить из ближайшего окружения более или менее значительное количество персон, но и, увы, пережить разочарование во многих еще совсем недавно любимых музыкантах. В связи с этим творчество тех, у кого не отказали мозги, кто не прогнулся, кто осознает свою миссию (которая сегодня является таковой уже без всякого преувеличения), становится вдвое, втрое, впятеро ценнее. Именно эти люди и помогли выжить. Считаю в этом контексте необходимым заметить, что сейчас я говорю о музыкантах самых разных стилей и направлений - не только в области рок-музыки. Некоторые во имя этой миссии даже объединились вновь, чтобы дать концерт - я имею в виду прежде всего дуэт ИВАСИ, чей осенний концерт (я посмотрела его в трансляции) стал для меня чем-то вроде кислородной подушки для тяжелого хроника. Многие артисты сделали честные заявления - в том числе и те, от кого, может быть, давно ничего этакого и не ждали. Не говоря уже о тех, от кого с нетерпением ждали, - а все мы понимаем, чем эти люди рисковали. А кое от кого и не дождались, увы. Или еще хуже: дождались неожиданного разворота в сторону политической конъюнктуры. Но, к счастью, все-таки тех, кто остался честен, среди любимых музыкантов оказалось все-таки большинство. И ценность этого сегодня неизмерима.


Геннадий Шостак (Брест)

2022 год был говном во всех отношениях - пожалуй, самый худший в моей жизни.
Ушли из жизни моя мама Александра Николаевна Шостак (26.09.1935 - 17.02.2022) и двоюродный брат Дмитрий Алексеевич Даркович (27.05.1977 - 24.01.2022); я потерял многих дорогих мне людей. Потеря означает не только смерть, но и прекращение общения, разрыв отношений по тем или иным причинам...
Вообще обстоятельства, которые влияли на мою жизнь в ушедшем году, не располагали к прослушиванию музыки.
Прошу прощения за грустную преамбулу.

1. В соцсетях о музыке пишет каждый первый, а блог ведет каждый второй. Но, увы, многие пишущие и ведущие блоги далеки от музыкальной журналистики как таковой. Поэтому я считаю, что музыкальная журналистика необходима. Конечно, есть музыкальные журналисты и музыкальные журналисты. При этом я имею в виду людей не только пишущих, но и говорящих (радио/телеведущих). Есть те, к чьим советам/рекомендациям я обязательно прислушаюсь и ознакомлюсь с теми или иными релизами с их подачи. В числе таковых - Екатерина Борисова, Юлия Боровинская, Александр В. Волков, Олег Гальченко, Александр Горбачев, Сергей Гурьев, Максим Жбанков, Илья Зинин, Алексей Коблов, Мария Колесникова (Яр), Дмитрий Подберезский, Елена Савицкая, Марина Савицкая, Дмитрий Святский, Денис Ступников, Артемий Троицкий* и др.

2. Лично я слушал мало музыки в 2022 году ввиду сложившихся жизненных обстоятельств. Но считаю, что, не будь музыки, жизнь стала бы еще более ужасной. Отвечая на поставленный вопрос, сошлюсь на знакомых музыкантов, которые тоскуют по настоящей музыкальной журналистике. Лично я с большим интересом знакомился с мнениями музыкальных журналистов, перечисленных в предыдущем пункте (и не только их).

3. Прежде всего, Егор Летов и ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, чьи песни помогали мне пережить смерть мамы.
Еще - переиздания на компакт-дисках, виниле и кассетах знаковых релизов 80-х - 90-х годов, которых я прежде слушал в самиздате. Сейчас воспринимаю их под новым углом зрения, обогащенный жизненным опытом и знаниями в области культуры.
Наконец, меня привлекает научная деятельность, а именно - изучение рок-поэзии в рамках филологического роковедения. Думаю, еще могу сказать в этой отрасли свое слово.

* Минюст РФ считает его "иностранным агентом"



Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 06 февраля 2023, 05:55
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.003