Двигаться дальше (фестиваль "Иллюминатор-2018" в Москве)


Фестиваль "Иллюминатор", как известно (думаю, действительно известно, поскольку проводится он уже в девятый раз и освещается достаточно широко и подробно не только мною), посвящен Илье Кормильцеву и потому обычно проходит в конце сентября, поближе к дате рождения нашего выдающегося соотечественника. В этом году расписание клуба "Glastonberry", где в последние годы обосновался "Иллюминатор", и прочие обстоятельства указали организаторам на 30 сентября. День как день, ничего особенного - но для меня эта дата означала, что написать отчет об "Иллюминаторе" по свежим следам я никак не успею, поскольку почти сразу надо было ехать в Архангельск на "Беломор-Буги". Зато появился повод сравнить эти два фестиваля.

Возможно, сравнивать их не стоило бы, потому что они очень уж разные: один - камерный, тематический, больше похожий на дружескую вечеринку, другой - размашистый, громкий и подчеркнуто рок-н-ролльный. Но все же общие черты у них нашлись. Во-первых - любовь организаторов к своему детищу и стремление проводить его, невзирая на любые трудности и опасности. В нынешнем году и "Иллюминатор", и "Беломор" подвели давние спонсоры - что ж, это беда, но не катастрофа: затянули потуже пояса, изыскали внутренние резервы и провели фестивали на привычном достойном уровне, так что неосведомленный посетитель ничего и не заметил. И не оставили намерений делать свое дело и впредь. Во-вторых - оба фестиваля роднит желание открывать и показывать публике новую интересную музыку. Да, и тут и там есть уже сложившийся круг артистов, которым всегда рады и которые некоторым образом уже являют собой лицо фестиваля, его трейдмарк, - но все равно всякий год кропотливо выискивается что-то новое, кто-то непривычный и неожиданный, кого просто необходимо пригласить, чтобы разомкнуть и расширить этот круг, не дать ему зарасти тиной. Ну, а если еще и хорошо знакомые музыканты идут на эксперимент и демонстрируют нечто для них нехарактерное - тем лучше.

Ну, и третье - это, конечно, атмосфера. И на "Иллюминаторе", и на "Беломоре" тепло и хорошо, здесь сразу чувствуешь себя своим, ощущаешь, что ты среди друзей - и поэтому сюда хочется возвращаться снова и снова, так что в итоге действительно оказываешься в дружеском окружении, потому что неизбежно завязываются какие-то знакомства, которые имеют свойство углубляться и множиться с течением времени. Плюс происходят всякие перекрестные и встречные движения, ибо организаторы некоммерческих российских фестивалей давно обмениваются опытом и советами, и потому на одном запросто можно увидеть группу, которую год или два назад уже встречал на другом. И от этого чувство общности, единения лишь усиливается. А вот скуки не возникает, потому что музыканты эволюционируют и меняются - и есть повод отследить их творчество в динамике.

Конечно, нравятся не все. Да и странно было бы, если б всем нравилось все подряд, потому что вкусы-то у каждого свои. Но поскольку планка качества задана организаторами достаточно высокая, то и оценка идет по принципу "нравится / не нравится лично мне", а не "хорошо/плохо". Во всяком случае, я реагирую на лайн ап этих фестивалей вот так. И именно так стоит воспринимать мои отчеты об "Иллюминаторах", "Беломорах" и некоторых других фестивалях, включенных в не всем, может быть, видимую, но прочную цепочку ежегодных событий, которые радуют и которые ни в коем случае не хочется пропускать.

Девятый "Иллюминатор" вел Алексей Могилевский, специально приглашенный для этого из Питера. Полагаю, никто не возражал бы, если б он выступил еще и как музыкант, но на сей раз Алексей ограничился ролью ведущего, которая, как показал прошлогодний фестиваль, подходит ему как родная. Это вот характерная фишка "Иллюминатора" - импровизация, перерастающая впоследствии в традицию. Ну, а если учесть, что саксофон Могилевского звучит в фестивальном джингле, то как музыкант он присутствует на "Иллюминаторе" всегда и по умолчанию.

Музыкальная часть началась с группы BERETTA ROCK из города Кирова, которая была ниспослана сюда Александром Кушниром (участвующим временами в фестивальных делах) по следам успешного выступления на его "Индюшатах". Я эту группу помню по позапрошлогоднему "Рок-Лайну", тогда они назывались просто BERETTA. За два года изменилось, похоже, только название, а все прочее сохранилось: та же тягучая музыка, те же пафосные жесты и позы и главный хит с рефреном "Куда идти, когда некуда идти? В гости к Богу!", который именно на "Иллюминаторе" прозвучал несколько двусмысленно. Впрочем, в знак уважения к Кормильцеву группа исполнила еще и кавер на "Тутанхамона", и он вполне уложился в их стилистику.

Затем на сцену вышел Антон Стравинский - автор-исполнитель, лидер группы ТЕРРИТОРИЯ ТИШИНЫ, которая, в свою очередь, выросла из старинной екатеринбургской АРХЕОЛОГИИ. Антон выступал один, под акустическую гитару, что не в новинку ни для него самого, ни для "Иллюминатора", где нередки сольные исполнители. Однако жаль, что на этот момент собралась еще не вся публика, потому что песни у Стравинского хорошие и хотелось бы, чтоб их услышало и оценило побольше народу. Впрочем, совсем скоро ТЕРРИТОРИЯ ТИШИНЫ выпускает новый альбом, который легко можно будет найти в Интернете.

Акустическую линию продолжила группа из Тамбова РАЭН I КОМПАНИЯ (гитара, флейта, перкуссия), предложившая нам послушать несколько песен из музыкального спектакля "Паркет", созданного лидером РАЭНА Алексеем Савенковым на основе стихов Кормильцева. О тамбовском роке я не знаю решительно ничего, да и спектакль целиком посмотреть не имею возможности по понятным причинам, однако то, что прозвучало на "Иллюминаторе", вызвало у меня живейшую симпатию.

Далее пришел черед Виса Виталиса, который выступает на "Иллюминаторе" с незапамятных времен, но при этом в последние годы увлекся стилизациями и взял обыкновение время от времени кардинально менять имидж. В этот раз возглавляемая им формация получила название ВИТЮРА СОКОЛ И ПАЦАНЫ и исполняла, соответственно, псевдодворовые песни в духе Гарика Сукачева. Надо сказать, что у Гарика это получается более естественно, как самовыражение гопницкой души, а не постмодернистский конструкт, хотя и то и другое, по сути, не рок-н-ролл, а кабак и "Радио Шансон". Ну, и в целом - если прошлогоднее перевоплощение Виталиса выглядело совсем уж ультимативно и потому было по-своему интересным и убедительным, то в этот раз раздававшиеся со сцены конфетки-бараночки оказались слишком усредненными и банальными для того, чтобы даже привлечь внимание, а не то что шокировать. Незачет.

Игоря Хухрянского прежде знали (как рассказал нам Алексей Могилевский) в качестве барабанщика всяких разных команд в Магнитогорске и Москве. Ныне он собрал собственный проект под незамысловатым названием ХУХРЯНСКИЙ, где играет на басу и поет. Поет с очень характерными интонациями "свердловской школы" - да плюс еще был исполнен все тот же "Паркет" Кормильцева, чей образный поэтический строй не перепутаешь ни с каким другим. В какой-то момент к ХУХРЯНСКОМУ присоединился подмосковно-питерский музыкант Михаил "Anticvar" Антипов, исполнивший, среди прочего, собственную версию "Куклы", известной по альбому УРФИН ДЖЮСА "15". В общем, несмотря на фактическую географию, возвращение в 80-е и во времена свердловского рок-клуба состоялось осязаемо и зримо, почти на физическом уровне.

Однако "Иллюминатор" хоть и посвящен Кормильцеву, но вовсе не стремится (скорее даже наоборот) замкнуться исключительно на его творчестве и личности. Здесь выступают самые разные музыканты. Например, KOSTAREV GROUP. Эта формация имеет разные обличья и программы. На сей раз она являла собой трио (клавиши-ударные-гитара) и выдала абсолютно сногсшибательную порцию гитарной музыки на стыке образцового тяжелого рока и неоклассики. Более точно жанр определить не возьмусь, да, наверное, и не стоит - главное, что это было безупречно профессионально, очень красиво, увлекательно и до невозможности мощно. Я уже не впервые (хотя гораздо реже, чем хотелось бы) слушаю Костарева и вроде бы была морально готова к услышанному - но все равно с чувством ошарашенного изумления справиться смогла далеко не сразу. Полный восторг! И при этом совершенно непонятно, почему музыкант настолько высокого класса (и исполнительского, и композиторского) - не только не мировая звезда, но даже в Москве известен в довольно-таки узких кругах. Что-то в этом есть очень неправильное.

Вот московская группа СТАРЫЙ ПРИЯТЕЛЬ, как я понимаю, пользуется куда большей популярностью, выступает на "Нашествиях" и звучит по радио. Про них, правда, плохого слова не скажу - вполне милая, хоть и не очень выразительная (возможно, на контрасте) музыка, есть даже хиты вроде "Московской Любви". Среди прочего исполнили кормильцевскую "Соня Любит Петю" с участием Олега Сакмарова. Чем-то это все напомнило мне Тома Петти, однако за кулисами солист коллектива Александр Зарецкий на соответствующий мой вопрос несколько раздраженно ответил, что Том Петти, мол, уже умер, а любит он, Зарецкий, вовсе Джорджа Гершвина. То ли его слишком часто об этом спрашивают, то ли Гершвин и вправду живее всех живых...

Что до Сакмарова, то он выступал и отдельно - в сопровождении группы ЭГИДА (ростовской, чтоб не соврать). Сама ЭГИДА мне не понравилась совсем, как-то все было очень криво и по музыке, и по текстам. А вот оригинальная сакмаровская версия песни "Дождь" на стихи Кормильцева, которая когда-то присутствовала на пробных записях начинающего СПЛИНА, но широкой известности так и не получила, пожалуй, понравилась. Ну, и довольно сильно впечатляет произведение "Джим", которое уже не впервые звучит на "Иллюминаторе" и посвящено не столько Моррисону (хотя в первую голову ему), сколько всем незаурядным артистам, покинувшим сей мир.

Среди всего вышеописанного как-то очень ненадолго, всего с четырьмя песнями вышла на сцену Юлия Тузова. Саша Самойленко очень хотел, чтобы она выступила со своей группой ПОРТ ИЮЛЯ (которую он с моей подачи услышал и полюбил в конце прошлого года), но не сложилось. Конечно, в акустике Юля тоже звучит прекрасно, да и исполнила, наверное, лучшие из ранних своих песен, однако окружающая фестивальная действительность ее немножко подзадавила. Что досадно.

Ник Рок-н-Ролл (с неизменным Азззой на гитаре), по моим подсчетам, выступал на "Иллюминаторе" трижды, то есть это уже в некотором роде очередная традиция. В этот раз шаманил поменьше, чем обычно, и еще представил публике Арину Карельскую, исполнившую песню на стихи Ника, которые тот сочинил в 13 лет. Стихи, конечно, слабые, но зато голос у девушки интересный.

Рижская группа KLIENT тоже уже бывала на фестивале и тоже сейчас выглядела по-новому. Я ждала от них прошлогодних залихватских рок-н-роллов и ритм-энд-блюзов, под которые ноги сами пускаются в пляс, - а KLIENT вдруг нагнал мрачняка и психодела, к которому я пока не знаю, как относиться. То есть чисто технически опять все было хорошо, однако такая резкая смена настроения как-то выбила из колеи. Но надеюсь, что те, кто группу слышал впервые, так-таки оценили ее по достоинству.

Прибалтийская линия - опять-таки как и в прошлом году - продолжилась выступлением Саши Самойленко с ТОМАС БЭНДОМ, поскольку в нынешнем концертном составе группы присутствуют граждане Латвии и Литвы. И я всякий раз удивляюсь, откуда у Саши, главного организатора фестиваля, наверняка до смерти уставшего задолго до его начала, берутся силы, чтобы сыграть настолько воздушный и одновременно энергетически насыщенный сет. Надо бесконечно любить музыку, чтобы заниматься ею очень по-разному, но с одинаково полной отдачей. И я прекрасно понимаю Алену Донник, директора группы, которая слушает все это уже добрых двадцать лет, но увлеченно пляшет на каждом концерте, потому что равнодушно слушать материал ТОМАСА (или ТОМАС БЭНДА) совершенно невозможно - будь то старые хиты типа "Командора" или "Слез Дьявола" или новые песни. А новые песни пишутся - так что скоро, наверно, выйдет как минимум сингл. И это здорово.

А потом Саша подыгрывал и подпевал Юрию Богатенкову, лидеру и автору песен древней челябинской группы РЕЗИНОВЫЙ ДЕДУШКА. Они знакомы лет этак тридцать, выступали вместе еще на фестивале журнала "Аврора" в 1990 году - где я, кстати говоря, впервые РЕЗИНОВОГО ДЕДУШКУ и услышала. Плюс были всякие самописные кассеты, ходившие по рукам, да еще песня "Делай Больше Денег", успешно экспроприированная группой ЧАЙФ. Было много всякого. И отрадно узнавать, что не все еще закончилось и эти милейшие песни, ироничные, мелодичные, складные, невероятно цеплючие (попробуйте услышать "Рака-Отшельника" или "Еду в Сургут - настроение зер гут", например, и не бубнить это счастье себе под нос ближайший месяц), до сих пор живы, поются и даже записываются и издаются. В общем, если это камбэк, то пусть он состоится в полном объеме. Ибо радости слишком много не бывает.

Заканчивали фестиваль москвичи: очень приятная инди-группа ANOTHER MAN, а также своеобразная формация под названием ОДНА САТАНА, где лидеры-вокалисты, как нетрудно догадаться, муж и жена, при этом работающие на контрасте: он - брутальный и коротко стриженный, она - феечка-куколка с длинными накладными ресницами. Бесились, впрочем, на сцене оба примерно одинаково. Ну, и не стоит обходить вниманием поэтов, которые традиционно выступают на "Иллюминаторе" в произвольном количестве. В этот раз поэтов было три: Алексей Кольчугин, который еще и музыкант, но на фестиваль пришел почитать тексты Кормильцева (читал хорошо), Наталья Лисовская, чье спонтанное выступление трудно назвать удачным, и Ольга Живикина, творчество которой мне, пожалуй, понравилось.

Общих выводов, как обычно, никаких не будет, а те, которые получилось сделать, находятся в начале отчета. В следующем году "Иллюминатору" исполнится десять лет. У меня нет сомнений в том, что он снова состоится и традиция будет соблюдена, но при этом есть и четкое ощущение, что грядут неизбежные перемены. У фестиваля прекрасная идея, но он эту идею уже явно перерос. Значит, пришло время двигаться дальше. Куда именно - посмотрим.

Фото: Виктория ФРАДКИНА

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 19 октября 2018, 03:40
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001