И цвет, и музыка, и слово... (презентация альбома Натальи Никитиной, Минск, 26.11.2015)


В октябре минчанка Наталья Никитина представила на SoundCloud свой дебютный альбом "Картина". Событие само по себе более чем скромное. Но, безусловно, заслуживающее внимания.

К альбому приложила руку, голову и сердце коллега и подруга Натальи, Ольга Акулич (экс-WERASEŃ/ВЕРАСЕНЬ, ныне - #VOLHA и пока все еще безымянная блюз-роковая группа). Она подыграла певице на гитаре и создала дизайн-проект обложки. И на этом участие Ольги Акулич в судьбе Натальи Никитиной не заканчивается.

Итак, 26 ноября в городе-герое Минске в помещении Государственного литературного музея Янки Купалы состоялась презентация альбома Натальи Никитиной "Картина". Наталья и Ольга проводили ее собственными усилиями. Мероприятие нигде широко не анонсировалось и не рекламировалось. Сам я о нем узнал, посетив страничку Ольги Акулич ВКонтакте. А спустя некоторое время последовал телефонный звонок от Ольги с приглашением.

Повторюсь: презентация проходила очень скромно - только для самых близких. В их число входили белорусский поэт Наум Гальперович, на чьи стихи Наталья написала несколько песен, искусствовед Лариса Финкельштейн, классик белорусской авторской песни Алесь Камоцкий, в домашней студии которого записывался альбом, блюзовый гитарист Юрий Нестеренко (WHITE NIGHT BLUES, NESTARY BAND, МІРНАЕ МОРА), сотрудничавший с Натальей, проект #VOLHA (который, как мне уже приходилось писать, стабильного состава не имеет) и группа поддержки из клуба авторской песни "Эскиз". По разным причинам не смогли посетить мероприятие ставшие соавторами Натальи поэты Сергей Суринович и Галина Балаховская.

Поскольку альбом называется "Картина", на презентацию было доставлено полотно, давшее ему название, - картина мужа Натальи, художника Павла Бурды "Арбуз и утюг". Таким образом, все участники вечера выступали на ее фоне.

Не обошлось без совпадений: 26 ноября в Беларуси отмечалось 85 лет со дня рождения поэта, писателя и публициста Владимира Короткевича. Алесь Камоцкий, написавший много песен на его стихи, должен был участвовать в праздновании. А потому очень торопился. Он поздравил Наталью с выходом первого альбома.

Любители белорусской авторской песни знают Алеся Камоцкого как барда, некоторые называют его ортодоксом жанра. В этот вечер мы услышали принципиально другого, неожиданного Алеся. Дело в том, что в последние годы он увлекся ирландским фольклором. И новая песня, которую он вынес на суд зрителей, была написана по кельтским мотивам. Конечно, Алесь еще не очень хорошо помнил слова, пел по напечатанному тексту... за что извинился и пообещал к следующему выступлению тщательно подготовиться.

Наум Гальперович был немногословен. Он поздравил виновницу торжества с дебютной работой и прочитал стихотворение, которое резонировало с первой песней Натальи, также на его стихи - "Вогнішча" ("Костер").

Почти все песни сопровождались аккомпанементом двух инструментов: Наталья играла на гиталеле, Ольга - на акустической гитаре. Но, поскольку звукорежиссера не было, Ольге приходилось раздваивать внимание и крутить ручки. В результате гиталеле было слышно на порядок слабее, чем гитару и голос... Впрочем, на этот маленький чисто технический момент мог обратить внимание разве что зануда вроде меня.

Приятным сюрпризом для нас стали еще две песни на стихи Наума Гальперовича - "Я Пакідаю Вулкі І ДамЫ" ("Я Покидаю Улочки И Дома") и "Тры Пытанні" ("Три Вопроса"), которые Наталья, по ее словам, приберегла для второго альбома.

Белорусскоязычный блок продолжил романс "Астатні Пакецік Гарбаты" ("Последний Пакетик Чая") на стихи Сергея Суриновича. Публику привела в восторг пронизанная фольклорными интонациями песня "Ягадкі" ("Ягодки") на стихи Галины Балаховской, а завершающее ее междометие "авой", изображающее удивление, вызвало взрыв смеха. Понравились публике и песни Натальи на собственные тексты - "Самота" ("Одиночество") и "Бэса Мэ Мучо".

Русскоязычный блок открывала песня "Закат", которая была переименована в "Ноябрь". Новое название пришлось весьма кстати: на дворе стояла самая что ни на есть ноябрьская погода. Осеннюю тему продолжила песня "В Городе Дождей". Затем нас ожидал еще один сюрприз: Наталья предоставила слово Ларисе Финкельштейн.

Мне довольно часто приходилось слышать выступления Ларисы Давыдовны по радио. Но именно здесь я узнал, что она блестяще разбирается не только в живописи, но и в авторской песне. Лариса Финкельштейн дала глубокий, пространный анализ картины Павла Бурды, определила ее жанр как сочетание натюрморта и пейзажа. По мнению искусствоведа, в этой картине есть человеческая душа... Лариса Давыдовна говорила по-белорусски. И так построила предложение, что слова, переведенные мной на русский язык, сами собой выстроились в стихотворную строку: "И цвет, и музыка, и слово..." И я вдруг понял, что эта фраза наиболее точно характеризует обстановку. Мне безумно понравились искусствоведческие рассуждения Ларисы Финкельштейн. Я считаю, что их необходимо расшифровать, отредактировать и где-нибудь опубликовать. И это возможно: во время презентации велась видеосъемка.

Вполне логично, что после выступления Ларисы Давыдовны мы услышали титульную песню вечера (и альбома) - "Картина".

Я очень ждал "Матушку" - свою самую любимую песню на альбоме. И наконец дождался.

Затем на сцену поднялся Юрий Нестеренко. Наталья отложила гиталеле и под аккомпанемент двух акустических гитар Ольги и Юрия спела "На Краю Света". Далее нас ожидала, я бы так выразился, премьера известной песни в новом варианте, который минчане слышать еще не могли, - "Передышка", во время которой Наталье подыгрывал Юрий, а Ольга сделала передышку. Финалом первой части стало совместное исполнение песни "Дорога", завершающей альбом: Наталья пела и играла на гиталеле, а Ольга и Юрий выполняли роль мощной ритм-секции.

Вторая часть презентации была более короткой и более легкой.

На сцене - проект #VOLHA в составе: Ольга Акулич - тексты, музыка, вокал; Анатолий Кречиков - клавишные; Юрий Нестеренко - акустическая гитара; Иван Колобков (также СРЕДИ ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ) - электрогитара. Во втором ряду - зритель, который поддерживает музыкантов ритмически, используя в качестве "перкуссии" собственные ладони и колени. И это не раздражает. Наоборот, усиливает атмосферу кухонности, непринужденности, неформальности, где все друг с другом давно знакомы.

Свое выступление Ольга начала с премьеры песни, написанной в Варшаве и получившей название "Варшаўская". "Пароход" еще не получил альбомную прописку, но уже успел стать хитом, поскольку часто звучит на концертах. Песня примечательна тем, что во время ее исполнения все должны хлопать в ладоши. Еще один реальный хит - "Чугуначны Блюз" ("Железнодорожный Блюз"). Без него не обходится ни один концерт проекта. Ольга вспомнила и две песни из позапрошлогоднего альбома группы ВЕРАСЕНЬ "Караблі": грустную "Цябе Няма" ("Тебя Нет") и веселую "Смутак" ("Грусть"), смысловой посыл которой заключен в первой фразе: "Для смутку няма прычын" ("Для грусти нет причин"). И действительно - нет!

А для сожаления причина нашлась: увы и ах, все хорошее быстро заканчивается.

Благодарю Наталью и Ольгу - за песни и великолепную организацию, администрацию Государственного литературного музея Янки Купалы - за предоставление помещения, всех - за праздничный вечер.

Фото: Александр ЕРМОЛЕНКО

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 05 декабря 2015, 18:03
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииНаталья Никитина - "Картина"Геннадий Шостак20.11.2015
СтатьиНаталья Никитина: "Я иду с песней по жизни"Геннадий Шостак22.01.2016

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.013