Наталья Никитина - "Картина"


(c) & (p) Наталья Никитина, 2015
12 tks./T.t. 30:33


Недавно слушал я по белостокскому белорусскоязычному радио "Рацыя" прямую трансляцию с конкурса-фестиваля "Бардовская Осень". По окончании конкурсной части к микрофону подошел член жюри, известный белорусский поэт и дизайнер Михаил Анемподистов. Он ударился в теоретизирование и развел понятия "бардовская" и "авторская песня". С его точки зрения, бардовская песня - это аналог КСП в ее классическом понимании. Авторская же предполагает наличие экспериментальности. Иначе говоря, КСПшная традиция в ней может сочетаться с элементами рока, джаза, фолка и т. п. Конечно, такое толкование далеко не бесспорно. Однако Анемподистов в своих суждениях пошел гораздо дальше авторов, опубликовавших в свое время множество статей и несколько книг о бардовском движении. Ибо сегодня негоже зацикливаться на каком-либо одном жанре или стиле: в наше время жанры и стили соприкасаются, синтезируются, интегрируются, переплетаются, взаимодействуют, образуя нечто принципиально новое.

Минчанка Наталья Никитина начинала свой творческий путь в 1995 году в клубе авторской песни "Эскиз". Как многие и многие барды, часто выступала и практически не записывалась. Однако имела (и имеет) свой круг почитателей.

"Картина" - дебютный альбом Натальи Никитиной. Он был записан в домашней студии известного минского барда Алеся Камоцкого.

Запись спродюсировала автор и исполнительница собственных песен Ольга Акулич (экс-WERASEŃ/ВЕРАСЕНЬ, ныне - #VOLHA и безымянная блюз-роковая группа). Во-первых, выполнила дизайн-проект обложки, лицевую сторону которой украшает репродукция картины Павла Бурды "Арбуз И Утюг". На задней стороне Наталья и Ольга сфотографированы на фоне стога сена. При этом их одежда намекает на органичное сочетание традиционного и современного подхода к песне. Во-вторых, Ольга придумала концепцию звука: Наталья играет на гиталеле (инструмент, размером напоминающий укулеле, а строем и количеством струн - гитару), Ольга - на акустической гитаре, выполняя роль ритм-секции. Звучание отличается плотностью и насыщенностью.

Что до поэтической составляющей - Наталья пишет песни на собственные стихи, а в последнее время все чаще обращается к творчеству поэтов, близких ей по духу. А содержание стихотворения во многом определяет музыкальную стилистику.

Подавляющее большинство песен выдержаны в КСПшной традиции, но благодаря дополнительному аккомпанементу Ольги звучат куда интереснее. Таковы "В Городе Дождей", "Закат", "Бэса Мэ Мучо" (к слову, не кавер-версия и не перепев, а всего лишь аллюзия на шлягер Консуэлы Веласкес), "Женщина", "Дорога", а также "Вогнішча" ("Костер") на стихи Наума Гальперовича, "Астатні Пакецік Гарбаты" ("Последний Пакетик Чая") на стихи Сергея Суриновича. "Самота" ("Одиночество") - самый настоящий блюзороманс или романсоблюз, то бишь гибрид блюза и романса, за который отдельное спасибо Ольге. А "На Краю Света" она расцветила неожиданными, почти джазовыми гармониями. В песнях "Ягадкі" ("Ягодки") на стихи Галины Балаховской и "Матушка" во всей полноте проявляется фольклорное начало. Сам собой напрашивается вопрос: а не продолжить ли Наталье эксперименты с фолком - белорусско- или русскоязычным? Заглавная песня написана по мотивам уже упоминавшейся картины Павла Бурды и содержит ее подробное описание. Может быть, это и есть гимн творчеству?

Каждая из 12 песен несет на себе определенную смысловую нагрузку. В то же время все понятно с первого прослушивания. И в этом - безусловное достоинство "Картины". Еще один плюс альбома - в его тщательной продуманности, вплоть до каждого слова и звука. Мне кажется, в нем ничего невозможно изменить, не нарушив целостности. Наконец, нельзя не отметить оптимистический взгляд на мир, цементирующий весь материал. Важно подчеркнуть, что оптимизм Натальи Никитиной не криклив, а скорее отличается эмоциональной сдержанностью, я бы даже сказал, невозмутимым спокойствием.

Итак, музыкально-поэтическая картина, сотворенная руками и сердцами Натальи Никитиной и Ольги Акулич, получилась очень яркой и очень красивой.

Слушать/скачать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 20 ноября 2015, 15:04
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиИ цвет, и музыка, и слово... (презентация альбома Натальи Никитиной, Минск, 26.11.2015)Геннадий Шостак05.12.2015
СтатьиНаталья Никитина: "Я иду с песней по жизни"Геннадий Шостак22.01.2016

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.008