Песни в беседке (АЛЬТАНКА на "Белом Абажуре-19", клуб "City", Брест, 13.12.2014)


О героях этого репортажа мне в свое время приходилось писать достаточно подробно. Поэтому, во избежание повторов и самоповторов, лишь напомню, что минская группа АЛЬТАНКА существует чуть больше десяти лет. Нынешний же состав сложился в 2013 году: Дарья Лаврентьева - домра, мандолина, вокал; Виталий Шкилёнок (экс-ТРОІЦА) - гитара, домра, мандолина, бэк-вокал; Александр "Джай" Андрощук - домра-контрабас; Игорь Юшкевич - барабаны, перкуссия. Профессиональное музыкальное образование есть только у Дарьи и Игоря. Но самое главное не в этом. Все участники коллектива владеют голосами и музыкальными инструментами на высочайшем профессиональном уровне.

Вообще музыкальная составляющая АЛЬТАНКИ заслуживает отдельного внимания (и абзаца). Дарья Лаврентьева определяет стилистику группы как этно-фолк, поскольку репертуар строится в основном на обработках народных песен - как собственно белорусских, так и других этносов, населяющих территорию Беларуси. От себя добавлю: во-первых, и этно-фолк может звучать (и звучит!) вполне себе рок-н-ролльно. Во-вторых, в исполнительскую подачу фольклора музыканты вкладывают свою индивидуальность. У АЛЬТАНКИ есть свое лицо, ее ни с кем не спутаешь.

На "Белый Абажур-19" группа привезла двухчасовую концертную программу с элементами лектория. И это было весьма кстати: как ни печально, сегодня белорусы крайне слабо знают свою культуру, в том числе народные песни. Поэтому "Белый Абажур-19" наряду с эстетической выполнял и просветительскую функцию.

Предваряя концерт, Андрей Янушкевич по традиции перечислил всех партнеров арт-проекта и сообщил радостную новость: в конце года "Белый Абажур" будет зарегистрирован как общественное объединение. Прежде чем передать слово музыкантам, спросил у зрителей, знают ли они, что такое альтанка. Что греха таить, знали не все. Некоторые из зрителей извлекли свои смартфоны и айфоны, очевидно, чтобы войти в Интернет и посмотреть на каком-нибудь поисковике...

Дарья Лаврентьева поприветствовала зрителей и объяснила, что альтанка - это беседка, простая в постройке. Такую уютную беседку Дарья, Виталий, Александр и Игорь соорудили своими руками. И каждый чувствовал себя комфортно, сидя в беседке-альтанке при свете белого абажура.

Концерт вели Дарья Лаврентьева и Александр Андрощук. Они не только объявляли номера, но и старались как можно больше рассказать о каждой песне, а также о белорусских праздниках и обрядах.

Первое отделение открывалось блоком колядных песен. Таковы шуточная "Курка" ("Курица"), щедровальная "Як На Рэчцы" ("Как На Речке"), обрядово-игровая "Цярэшка" ("Терёшка")... Важно отметить, что группа не просто исполняла песни, - ее участникам удалось воссоздать соответствующую атмосферу. Мы как будто сами оказались на праздновании Рождества.

Любовную тему представляли песни "Голуб На Дубочку" ("Голубь На Дубочке") и "Чырвоная Калінка" ("Красная Калинка"). Дарья пела настолько проникновенно, даже пронзительно, что хотелось сочувствовать лирическим героям. Песня "З-Пад Горкі" ("Из-Под Горки") являла собой обращение лирического героя к Богу. "Юр'я" посвящалась весеннему христианскому обряду.

"Ложкі-Тарэлкі" - снова шуточная песня. Семейная пара привезла на рынок ложки и тарелки на продажу. Но, поссорившись, супруги переколотили всю посуду, после чего жена избила мужа... Случается и так.

А заканчивалось первое отделение еще одной колядной песней - "А Ці Дома..." ("А Дома Ли..."). С этим вопросом щедровальники обращались к хозяевам дома, в который шли колядовать.

В начале статьи я не случайно сказал, что репертуар АЛЬТАНКИ в основном строится на белорусском фольклоре. Так, второе отделение открывалось авторской композицией - песней "Купала", сочиненной Виталием Шкилёнком на народные слова. И мелодия у него получилась самая что ни на есть народная.

Есть в полесском фольклоре образцы философской лирики. Такова песенка "Ліпа". Шуточную зарисовку "Хваліўся Сват" ("Похвалялся Сват") сменила очень грустная "Гусачка" ("Гусочка") о горькой доле девушки, которую выдают замуж за нелюбимого. "На Ігрышчы" ("На Игрище") и "Каза" ("Коза") снова погрузили нас в праздничную обстановку и напомнили о скором Рождестве. За "Садом" последовала еще одна грустная свадебная песня - "Зелейко" (уменьшительно-ласкательное от "Зелье"). "Казаче" - душераздирающая история казака, которой из-за неразделенной любви идет топиться в Дунай...

АЛЬТАНКА заканчивает свои концерты обращенной к язычеству, немного шаманской песней "Яблынь Мая" ("Яблоня Моя"). Музыканты нестандартно подошли к аранжировке: первый куплет Дарья исполняет a cappella под хлопки в ладоши зрителей и музыкантов. Во втором куплете присоединяются сначала барабан, затем остальные инструменты. Дарья и Виталий плетут своими голосами красивую полифоническую ткань... Мне кажется, в прочтении этой песни АЛЬТАНКА превосходит даже ТРОІЦУ.

Группу вызвали на бис. Посовещавшись, музыканты снова исполнили "Ліпу". Быть может, ребята поиграли бы еще... Но на 13 декабря приходился день рождения ночного клуба "City", и потому необходимо было немедленно освобождать помещение.

Концерт очень понравился. Вернувшись домой, я зашел на YouTube и нашел несколько концертных видео АЛЬТАНКИ. И искренне пожалел, что группа почти за 11 лет своего существования так и не сподобилась записать ни одного альбома. На странице группы ВКонтакте выложено прошлогоднее демо из 5 песен... Вот, собственно, и все. Хочется надеяться, что АЛЬТАНКА изыщет средства и запишет дебютный альбом. Ведь, судя по представленной концертной программе, материала у группы предостаточно.

Фото: Dara WIND

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 25 декабря 2014, 07:37
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

Музыка (mp3)АЛЬТАНКАСтарый Пионэр02.06.2005

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.006